Формирование экологической культуры школьников в учебное и внеурочное время


Автор: Елена Анатольевна Горева
Место работы: МБОУ "Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом"
Должность: учитель географии


Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Экологический подход не специфичен для какой-либо из наук, а является общенаучным методом. Поэтому экологические проблемы и вопросы рассматриваются во всех учебных предметах естественно-научного цикла: в географии, биологии, химии, физике.

Основной целью экологического образования является формирование экологической культуры школьников.

Задачи экологического образования заключаются в следующем:

  1. вооружить школьников научными знаниями о природе, которые необходимы для оптимизации природопользования, сохранения и улучшения качества окружающей среды;
  2. сформировать представления об основных проблемах взаимодействия общества и природы; о формах, размерах и следствиях антропогенного воздействия на природную среду; о глобальных, региональных и локальных экологических проблемах;
  3. развить потребности общения с природой и личного участия в мероприятиях по ее улучшению и защите;
  4. дать представление об основных экологических проблемах трудовой деятельности людей и способах их решения;
  5. способствовать формированию экологического мышления, которое включает в себя представления:
  • о единстве мира и взаимосвязанности всех процессов, в нем протекающих;
  • о необходимости соизмерять деятельность человека с интересами сохранения экологических свойств природной среды;
  • о приоритете экологических интересов человечества над социальными, экономическими и политическими;
  • о необходимости экологически обоснованных ограничений в потреблении природных ресурсов и энергии.

Цели и задачи географического и экологического образования взаимосвязаны между собой и во многом совпадают.

Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной географической науки, которое получило название «геоэкология». Школьные географические курсы намного превосходят другие дисциплины по экологической направленности, по числу и глубине раскрытия экологических проблем, по обоснованию путей их решения. В школьной географии представлено большое число понятий, которые являются опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования. К их числу относятся представления о целостности природы, взаимосвязи всех ее компонентов и процессов, о природных комплексах, географической оболочке, биосфере, ландшафтах, круговороте веществ в природе и т. п. Предметом исследования геоэкологии является большинство глобальных и региональных экологических проблем. Я считаю, что в школе эти проблемы могут быть изучены с достаточной глубиной на уроках географии, поскольку лишь география соединяет в себе естественные и социальные аспекты. Поэтому при изучении большинства тем в основной школе обращаю внимание на необходимость решения экологических проблем, на многообразие отношений «человек-природа».

Я считаю, что систему ценностей нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическими знаниями должны обладать все, поэтому экологическое образование и воспитание в современной школе должно стать приоритетным, охватывать все возрасты. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Принимая детей в 5 классе, я стараюсь уточнить уровень их представлений о связи жизнедеятельности человека с окружающей средой, объем знаний о безопасном поведении в лесу, на берегу реки или озера, умение ориентироваться на местности, чтобы позднее эти первоначальные знания и умения использовать при изучении различных вопросов географии.

В содержании начального курса географии в 6 классе ввожу основные понятия экологической направленности в разделах «Биосфера», «Население Земли», «Влияние природы на жизнь и здоровье человека». Изучая разделы «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», обязательно уделяю внимание на загрязнение окружающей среды человеком, прошу ребят найти решение экологических проблем.

Например, при изучении темы «Рельеф Земли» ответы учащихся на вопрос: «В результате каких процессов происходит формирование рельефа?» направляю таким образом, чтобы при перечислении внешних факторов была названа деятельность человека. Затем с помощью примеров расширяю знания учащихся о влиянии человека на рельеф (добыча полезных ископаемых приводит к нарушению горных систем, на месте извлеченных горных пород в литосфере образуются пустоты, которые приводят к провалам грунта, нарушению движения подземных вод).

В содержании курса «География материков и океанов» можно выделить разделы «Географическая оболочка», «Население Земли», «Влияние человека на природу». При их изучении я обращаю внимание учащихся на идею целостности, неделимости природы, и на этой основе рассматриваю необходимость международного сотрудничества в деле охраны природы. Изучая материки и страны в 7 классе, привожу примеры изменения природы под влиянием деятельности человека, о мерах сохранения благоприятной окружающей среды.

Знакомя школьников с особенностями природы Африки, рассматриваю вопрос об изменении природы материка человеком. При этом особое внимание обращаю на причины изменений. Для раскрытия их в моём распоряжении имеются различные источники (литературное описание, слайды, видеофильмы). Использование наглядности на уроках дает мне возможность на конкретных примерах показать учащимся влияние человека на природу.

В школьном образовании курс географии – единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном на основании краеведческого подхода.

Так, при изучении природы материков земного шара, наряду с вопросами об особенностях природы тех или иных территорий планеты, рассматриваю и такой вопрос, как загрязнение реки Амур ниже устья реки Сунгари, где увеличиваются минерализация воды (в 2-2,8 раза), содержание аммонийного азота (в 2-2,5 раза), нитритного азота (в 5-13 раз), фосфатов (в 3 раза). Содержание растворенного в воде кислорода снижается в 1,5-2 раза. В результате халатного отношения человека к природе гибнет экосистема реки Амур. Загрязнение нефтепродуктами происходит в результате аварий на объектах промышленности и транспорта. Ртутное загрязнение в верховьях Амура – это результат применения отсталых технологий извлечения золота с использованием ртути.

В содержании курса «География России» подробно рассматриваю следующие экопроблемы: человек и литосфера, климат и человек, комфортность (дискомфортность) климатических условий, охрана растительного и животного мира, разнообразие природных комплексов, природно-хозяйственные зоны России, особо охраняемые природные территории, численность населения России и др.

В 8, 9 классах разговор уже идет о регионах с острой геоэкологической ситуаций. Предлагаю найти информацию в СМИ о взаимосвязи между здоровьем человека и состоянием окружающей среды, о способах уменьшения отрицательного воздействия человека на природу.

Принципы рационального природопользования, экологические аспекты географии наиболее полно представлены в учебниках географии для девятого класса. Здесь на конкретных примерах разбираю сложные вопросы взаимодействия природы и хозяйственной деятельности человека. Причем они рассматриваются как в региональном аспекте, так и в хозяйственно-отраслевом (Темы: «Топливная промышленность», «Электроэнергетика», «Химическая промышленность» «Население и хозяйственное освоение Европейского Севера» и др.). Предлагаю учащимся раскрыть вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека и последствиями его хозяйственной деятельностью на конкретных примерах.

Экологизация школьного курса географии может быть усилена путем прямого расширения экологической информации, введением дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов. Даю задания учащимся: дополнить материалом об экологических последствиях сокращения площадей водно-болотных угодий на Дальнем Востоке; о географических факторах распространения «резервуаров» воды, поступающей из атмосферы.

Более приемлемым для учащихся, считаю, является способ, который заключается в постановке вопросов экологической направленности как к отдельным разделам, так и к рисункам, картам, схемам и фотографиям из учебников.

Активизировать работу школьников можно путем изучения региональных проблем, например, географо-экологических проблем заповедника «Бастак» в силу его небольшой площади (2,5 % от территории области) и местоположения. Провожу деловую игру со старшеклассниками: составление прогноза влияния строительства ГЭС на притоках Амура на долинные территории области, а также влияния гидроэнергетики на условия жизни людей.

Экологизация может быть раскрыта путем реализации межпредметных связей. Например, используя данные школьных курсов предметов, ставлю перед учащимися целостную систему вопросов по теме «Лесные пожары»: «Какие виды лесных пожаров вы знаете?» (география, ОБЖ), «Перечислите причины возникновения лесных пожаров» (ОБЖ, химия, география), «Какие химические вещества выделяются во время лесных пожаров, какой вред они наносят животным?» (химия, биология), «Какие природные процессы нарушаются по причине лесных пожаров?» (география, биология), «Какие меры применяются для защиты лесов от пожаров?» (география, химия, биология, ОБЖ).

С помощью карты конкретизирую эколого-географические связи, перевожу их на уровень зрительных образов. Например: «Какие промышленные предприятия размещены в данном географическом регионе? Какое воздействие они оказывают на географическую среду?», «Какие особенности природных условий способствуют возникновению экологических проблем? Каким образом они могут быть раскрыты или смягчены?». Ответы школьников строятся с помощью совмещенного анализа природных и хозяйственно-экономических карт. Эффективной формой работы с картой является составление учащимися схем рационального использования земельных угодий.

Таким образом, я считаю, что содержание школьного курса географии способствует экологическому образованию школьников и имеет для этого огромные возможности.

Экология нередко понимается как «макроэкология», т. е. широкий междисциплинарный комплекс, который объединяет общую и прикладную экологию.

Но из своего опыта знаю, что обучить школьника макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке и лаборатории, экскурсии в природу и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия. Всё это я стараюсь использовать в своей работе.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся все проводимые мероприятия наполняю местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такой материал беру из Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в … году» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, использую данные у правленияприродных ресурсов правительства Еврейской автономной области .

Информацию собираем и с учениками. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, например, при оценке природной и хозяйственной обстановки в городе и области. Работы исследовательского характера способствуют воспитанию инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивают интерес школьников к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Различают экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологизация системы образования — характеристика проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов различного профиля. По утверждению Родзевича Н.Н., «экологизация образования, с одной стороны, является вершиной знаний, а с другой – одним из путей формирования готовности к профессии». С этим нельзя не согласиться.

Считаю, что для развития конкретно-экологического мышления учащихся, формирования потребностей общения с природой, навыков экологически обоснованной деятельности особенно полезны экскурсии, в содержание которых входят геоэкологические наблюдения. В начале экскурсионного маршрута перед учащимися 6 класса ставлю вопросы геоэкологического характера, на которые они могут найти ответы во время наблюдений в природе: «Как выглядят берега водоема?», «Для каких целей можно использовать воду из водоема?», «Чем загрязнена вода?», «Как загрязнения влияют на природные особенности водоема?», «Какие меры надо принять для защиты и сохранения благоприятных качеств водоема?» (подобного рода вопросы возможны и при организации наблюдений за атмосферными процессами и воздухом).

В экскурсионный маршрут включаю как естественные, так и антропогенные объекты и, прежде всего, те, ознакомление с которыми соответствует изучаемому материалу в географических и биологических дисциплинах. В их число входят геологические, геоморфологические, гидрологические, почвенные, ботанические, зоологические объекты, природные и антропогенные гео- и экосистемы. Геоэкологические наблюдения провожу в районе транспортной магистрали — автомобильной или железной дороги. Учащиеся ищут здесь ответы на следующие вопросы: «На каком расстоянии от магистрали ощущается влияние газовых выбросов транспортных средств и их шум?», «Какие виды транспортных средств оказывают большее воздействие на ухудшение экологических условий природной среды?», «Почему не следует собирать грибы и ягоды, пасти скот вблизи дороги?».

Наблюдение и оценка экологических свойств, как отдельных частей городской среды, так и их совокупности, может представлять специальное содержание геоэкологических экскурсий. Перед учащимися 8 класса ставлю вопросы экологической направленности: «Как отличаются районы города по качеству воздуха, плотности застройки, по уровню шума?», «Есть ли участки для отдыха взрослых и игр детей?», «В каких районах города больше зеленых насаждений?».

Во время экскурсий на промышленные предприятия в 9 классе обращаю особое внимание на влияние производства на экологические условия, организацию ресурсо- и средосберегающих технологий, работу крупных и малых очистных сооружений, малоотходных производств.

Экологическое образование в школе должно проводиться в системе, постепенно усложняясь и углубляясь в предмет, с учетом местного краеведческого материала. По моему убеждению, оно не должно сводиться к обучению школьников экологии как науке, – это процесс формирования комплекса знаний, умений, навыков и привычек, которые могут составить основу экологической культуры, к которой личность чувствует свою принадлежность.

Одной из главных задач экологического образования в школах является формирование новой этики отношений, где учащийся – не только потребитель экологических знаний, а еще и проводник экологической культуры. Поэтому я стараюсь выработать у учащихся чувство ответственности за состояние окружающей среды, привить навыки в природоохранительной работе, научить оценивать деятельность людей с позиции экологии и интересов общества.

По моим наблюдениям, наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль здесь играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

  • по защите природной среды (подкормка животных; спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
  • по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);
  • по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
  • по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
  • по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).И хотя наша школа городская, многое из перечисленного стараемся делать вместе с учениками: субботники по очистке территории микрорайона и ближайшего берега реки Биры от мусора, изготовление кормушек для птиц, посадка растений, изготовление плакатов и стенных газет, изготовление поделок из природного материала и др. Из своего опыта знаю, что основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.

Вступив в должность учителя географии, мне захотелось увлечь детей познанием природы, которая их окружает ежедневно. Ведь повседневное соприкосновение с окружающим миром порой не позволяет маленькому ребенку или подростку увидеть в ней что-то интересное, необычное, увлекательное. С детского сада дети знают, что река имеет течение, но почему она течет именно в этом направлении, или с какой скоростью она движется – задумывается далеко не каждый. Все знают, что птицы умеют красиво петь, но мало кто слышал эти «концерты» вживую, не говоря уже о том, чтобы увидеть «артистов» в деле. Можно привести еще множество примеров, и все они будут говорить о том, что учащиеся должны на практике (не в камеральных условиях) познавать природу.

Мною составлена программа летнего профильного отряда «Экологическая поляна». Основной целью программы было создание условий для полноценного летнего отдыха учащихся, одновременного экологического воспитания и формирования у детей сознательного, бережного отношения к окружающей природной среде родного края, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы. Работа профильного отряда проходила в условиях летнего лагеря дневного пребывания и базировалась в МБОУ «СОШ № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа» г. Биробиджана. Но работа в городе не позволяла полностью добиться поставленной цели. Тогда было принято решение объединиться с учителем физической культуры и создать профильный отряд с многодневным походом, который будет иметь не только экологическое, но и спортивно-туристическое направление.

Мною была составлена программа такого отряда; ребята в первый год реализации этого проекта назвали наш отряд «Беринг», так как базировался лагерь на берегу реки. В 2012 году этот проект стал победителем в конкурсе экологических проектов, организованном управлением природных ресурсов правительства Еврейской автономной области.

Деятельность летнего профильного отряда «Беринг» во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного, нравственного, патриотического и физического развития, способствует изучению малой родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Участие в таком проекте особенно важно для городских детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху.

Для педагогов участие в проекте – прекрасная возможность лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями. Интересно наблюдать, как ребята, которые еще вчера бегали по школьным коридорам, становятся взрослыми и степенными, терпеливо объясняют новичкам, где лучше выбрать место для палатки, почему нельзя держать в своей палатке продукты (сухарики, чипсы, конфеты). Вначале новичков пугает все: отсутствие телевизоров, компьютеров, приготовление пищи на костре, шорохи ночного леса. Но это все быстро проходит. Оказывается, что можно замечательно и интересно жить и без телевизора и компьютера. Появляется уверенность в собственных силах от самых обычных вещей: от приготовленного обеда на костре, от пережитой в палатке сильной грозы.

В летнем профильном отряде ребенок учится быть самостоятельным, ведь там нет уборщиц, родителей, бабушек и дедушек. Всю работу надо делать самим – ленивых такой лагерь не терпит. Оставишь костер без дров – значит, все будут без обеда; не принесешь вовремя воды в душ – отряд не успевает качественно подготовиться к вечернему делу. Жизнь в природе диктует свои правила поведения. Добрая атмосфера взаимовыручки, азарт в решении повседневных проблем, практические занятия по изучению природы в полевых условиях, увлеченность общим делом, интерес к жизни палаточного лагеря втягивает любых, даже самых неподдающихся детей из неблагополучных семей.

Проект профильного отряда с многодневным походом «Беринг» реализуется на протяжении четырех лет. За это непродолжительное время участники проекта обучались туристическому быту, бережному отношению к природе, выживанию в природе (когда нас заливало все десять дней дождем и не было возможности готовить на открытом огне), изучали окружающую флору и фауну (где-то прямым наблюдением, где-то по звукам). Работая над мини-проектами, ребята обучались искусству публичных выступлений. Помогая в организации досуга, обучались методике организации коллективных творческих дел. Собираясь вечером у костра на «огонек», все мы учились не только пению под гитару, но и умению слушать, говорить и анализировать свои эмоции.

Состав участников проекта частично менялся, выпускники уходили и приезжали к нам только в гости, а малыши вливались в коллектив. Происходит естественная смена поколений. Последние два года старшеклассники участвуют в проекте в качестве вожатых. Но и среди участников младшего состава встречаются такие ребята, которые не только с туристическим бытом отлично справляются, но и в исследовательских занятиях принимают самое активное участие. У таких ребят повышается интерес к предметам естественно-научного цикла, что благотворно сказывается на успеваемости. Среди участников проекта есть и призеры предметных олимпиад. При работе над проектами для научно-практических конференций многим ребятам большую помощь оказывает опыт участия в мини-проектах многодневного похода. Учащиеся с огромным желанием работают над проектами разного профиля в течение учебного года.

За время существования проекта силами школы и педагогов была создана материально-техническая база для успешной работы. Наладилось сотрудничество с воинской частью № 47062. В 2014 году были организованы товарищеские встречи с коллективами подобных проектов МБОУ «СОШ № 1» и МБОУ «СОШ № 8» г. Биробиджана. Огромную помощь оказывают родители воспитанников, которые оставляют только положительные отзывы о работе отряда. А дети, приезжая домой после смены, задают вопрос: «А на следующий год мы поедем в палаточный лагерь?».

В процессе проведения данной работы повысился уровень воспитанности учащихся. Ученики стали активными участниками многих дел по сохранению природы и чистоты города Простейшие научные исследования, проводимые школьниками, помогли познакомиться с миром многих профессий, а также принять участие в школьной, городской научно-практической конференциях, географических и экологических олимпиадах и конкурсах. Повысился уровень сдачи государственной итоговой аттестации в 9 классе. Данный опыт имеет преимущества по сравнению с другими, прежде всего тем, что охватывает очень большой диапазон дел, в которых могут участвовать молодые люди: это и туризм, и экологический кружок, молодежные акции и деловые игры. Все, сказанное выше, движет мною и педагогами, реализующими этот проект, к дальнейшей работе по экологическому образованию и воспитанию учащихся.