Все мы помним, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами.
Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру. Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более что серьезная потребность в этом уже давно существует. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Чтобы управлять своими или чужими интересами, необходимо соблюдать следующие условия:
1) добровольность ‒ цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;
2) постепенность ‒ следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;
3) положительные эмоции ‒ «усилие на грани приятного» ‒ заниматься надо до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения (АМО). Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним современные формы организации обучения, например: интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Возможности различных методов зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. Активные методы обучения могут использоваться как в течение всего урока, выбирая какую-либо технологию проведения урока, так и на определенном этапе урока, решая конкретные задачи этапа.
Применяемые мною АМО представлены в виде схемы (Приложение 1).
Содержимое
Технология проблемного обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. На уроке я создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением, на мой взгляд, состоит в том, что возникновение проблемной ситуации ‒ акт индивидуальный, поэтому от меня как учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
На своих уроках я применяю следующую технологическую схему проблемного обучения:
1-й этап – постановка педагогической проблемной ситуации;
2-й этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую;
3-й этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия;
4-й этап – «Ага! реакция», появление идеи решения, переход к решению, его разработка, образование нового знания;
5-й этап – отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения.
Методические приемы, используемые мной на уроке для создания проблемных ситуаций:
— я подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
— сталкиваю противоречия практической деятельности;
— излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
— предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
— побуждаю обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
— ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
— определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
— ставлю проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Для реализации проблемной технологии мне необходимы:
— отбор самых актуальных, сущностных задач;
— определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
— построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
— личностный подход и мастерство, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка.
Пример использования проблемной ситуации, которую я проектирую на уроке, показан в Приложении 2 (тема «Физиология питания. Состав пищи», 5 класс).
Технология кейсов
Технология кейсов – педагогическая технология с использованием практических ситуаций (кейсов). Технология соответствует принципам системно-деятельностного подхода, поэтому востребована в условиях ФГОС ООО.
Кейс-технология ‒ метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (кейсов).
Главное её предназначение, по моему мнению, – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
При этом акцент я делаю не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.
Технологическая схема создания кейса,используемая мной на уроках:
- Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему;
- Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом;
- Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели;
- Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке;
- Определение источников и методов сбора информации;
- Выбор техник работы с данным кейсом;
- Определение желаемого результата по работе оучащихся с данным кейсом (лист оценки);
- Создание заданной модели;
- Апробация в процессе обучения.
Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций
1. Подготовительный этап ‒ я конкретизирую дидактические цели, разрабатываю соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия.
Основными целями занятия являются не только закрепление теоретических знаний, но также предоставление учащимся возможности проявления и развития инициативы, коммуникативных навыков, аналитических способностей, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.
2. Ознакомительный этап ‒ на данном этапе я вовлекаю учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления.
3. Аналитический этап – после знакомства обучающихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых я слежу.
4. Итоговый этап ‒ результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда ученики могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы. В определенной мере такой прием помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым обучающимся.
Схема создания кейса, применяемая мной в работе, представлена в разработке урока в 6 классе по теме «Блюда из круп» (Приложение 3).
Технологии КСО
Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит другого. Класс я делю на подвижные по составу небольшие группы, каждая из которых по-своему овладевает учебным материалом. В этой ситуации ученики:
- Отмечают успехи друг друга;
- Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
- Обсуждают изучаемый материал совместно;
- Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, преобразовывать информацию в другие формы ‒ свои слова, рисунок, диаграмму, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;
- Стимулируются положительным опытом совместной работы;
- Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.
Проектирование обучающей системы:
— подготовка учебного материала состоит в отборе учебных текстов, дополнительной и справочной литературы по теме урока (или цикла уроков), расчленении учебного содержания на единицы усвоения (в авторском варианте ‒ смысловые абзацы), разработке целевых заданий, в том числе и домашних;
— ориентация учащихся включает несколько этапов:
1) подготовительный, имеющий целью сформировать и отработать необходимые общеучебные умения и навыки, а именно: а) ориентацию в пространстве; б) умение слушать партнера и слышать то, что он говорит; в) работа в шумовой среде; г) поиск нужной информации, использование листков индивидуального учета; д) умение переводить образ в слова и слова в образ. Эти умения отрабатываются в ходе специальных тренинговых занятий.
2) ознакомительный, имеющий различные модификации, общим элементом которых является усвоение «правил игры», сообщение целевых установок, указание на характер проработки и способов учета результатов учения;
— ход учебного занятия, в зависимости от возраста, содержания, объема отведенного учебного времени, избранного варианта методики Ривина, может протекать по-разному. Наиболее характерный для этой системы способ имеет следующие стадии:
а) каждый ученик прорабатывает свой абзац (это может быть буква, слог, слово, предложение, часть текста, описание, характеристика, пункт или параграф учебника, статья, исторический документ и т.д.);
б) обмен знаниями с партнером, который протекает по правилам ролевой игры «учитель-ученик», причем смена ролей обязательна; «учитель» предлагает свой вариант заглавия абзаца, его план, отвечает ни поставленные вопросы, предлагает контрольные вопросы или задания и т. п.; эта стадия заканчивается обменом абзацев;
в) проработка только что воспринятой информации и поиск нового партнера для взаимообучения и т. д.
Учет выполненных заданий я веду либо в индивидуальной карточке, либо в групповой ведомости, где указаны все учебные элементы и фамилии участников оргдиалога. Практическая реализация КСО показывает целесообразность «погружения» учащихся в тему на время, которое необходимо для протекания обучающего цикла, т.е. необходимой совокупности действий учителя и учащегося, которая приводит последнего к усвоению определенного фрагмента содержания с заранее заданными показателями.
В своей работе я использую несколько методик по КСО. Модель урока с полной самостоятельной деятельностью по теме «Физиология питания» в 7 классе я разработала с применением приёма «Инсерт» (Приложение 4).
Это приём технологии развития критического мышления. Использую его для формирования у обучающихся такого универсального учебного действия, как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма ‒ Воган и Эстес.
«Инсерт» ‒ это:
I ‒ interactive ‒ самоактивизирующая
N ‒ noting ‒ разметка
S ‒ system ‒ системная
E ‒ effective ‒ для эффективного
R ‒ reading ‒ чтения
T ‒ thinking ‒ и размышления
Таким образом обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Нестандартные формы уроков
Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный.
Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет ни в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. В своей практике я использую такие формы нестандартного проведения уроков, как:
— урок-практикум,
— урок-путешествие,
— урок-конференция,
— урок-проект.
Урок–практикум. Эти уроки способствуют пробуждению потребности в познании того, что изучается на данный момент по предмету. Особое место на этом уроке занимают практические и лабораторные работы, так как именно они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. И на основе данных, полученных во время практической работы, учащиеся сами делают выводы на уровне теоретических обобщений. Такой урок проводится мной в 10 классе ‒ это практическая работа по теме «Определение загрязнений окружающей среды» (Приложение 5).
Урок–путешествие. Уроки такой формы полностью работают на повышение мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности, так как предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. А путешествовать можно повсюду ‒ это зависит лишь от фантазии педагога. Например, это урок-путешествие «Командировка в королевство пояса» в 6 классе
Урок-конференция. Поскольку конференция ‒ это собрание, совещание представителей определенной профессии, то урок-конференцию нужно рассматривать исходя из данного определения. Такой урок можно организовать как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки в производстве.
Так как на конференциях выступают с докладами и сообщениями, то доклады ‒ основа этого типа урока. Особенность его еще и в том, что все сообщения ученики готовят самостоятельно и дома, а на уроке их только произносят. Базой служит дополнительная литература ‒ научно-популярные книги и журналы, газеты. Итак, цель урока-конференции ‒ расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам. Формы работы: в процессе подготовки ‒ изучение литературных источников, в ходе самого урока ‒ взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей, составление плана. Пример ‒ урок-конференция «Современные перспективные технологии» в 10 классе (Приложение 7).
Урок-проект. Одним из действенных способов организации взаимодействия учащихся на уроках в моей работе является проектная методика. Учащимся я предлагаю определенную, взятую из реальной жизни, проблему, знакомую и значимую для них. Чтобы решить ее, учащиеся должны приложить имеющиеся у них знания и сформированные умения и навыки, а также новые, которыми еще предстоит овладеть. Например, урок-проект «Урок чистоты» в 10 классе (Приложение 8).
Информационно-коммуникационные технологии
Применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень и облегчает решение практических задач. Он может быть использован как информационная система, помогающая решать технологические, конструкторские, экономические, экологические вопросы, представляя материал в более наглядном, доступном для восприятия виде. Конспект обобщающего урока «Создание изделий из текстильных материалов» в 5 классе (Приложение 9) показывает, как можно применить программу Paint для контроля за усвоением учащимися знаний и умений, обеспечивая дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала.
ЦОР, ЭОР и интерактивная доска ‒ важнейшие составляющие всех направлений деятельности современного учителя, способствующие оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Они помогают мне как учителю решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции ‒ условия успешной социализации выпускников. Можно говорить о возникновении нового обобщающего понятия «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств. Примером использования интерактивной доски и ЭОРов является мой урок «Свойства тканей из химических волокон» в 7 классе (Приложение 10). Презентацию к этому уроку можно скачать по ссылке (авторская презентация) http://edcommunity.ru/lessons/filter=all&type=10§ion=3361&subject=&nam .
Приёмы обучения
Реальная деятельность обучения состоит из определённых приёмов. Приёмы обучения — конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. В педагогической литературе приём обучения часто трактуется как часть метода обучения, отдельный акт, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач. Поэтому применение различных приёмов придает уроку необычность и служит активным методом обучения. В своей практике для разработки различных приёмов обучения я использую книгу А.А. Гина «Приемы педагогической техники».
У великих умов есть цели,
У остальных ‒ желания.
Ирвинг.
Активные приемы выяснение целей, ожиданий и опасений позволяют мне эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Зафиксировать ожидания обучающихся (сформулировать цели) можно с помощью приема «Ладошка». Участникам я предлагаю обвести свою ладонь на листе бумаги, желательно с растопыренными пальцами, и на каждом пальчике написать ответ на вопрос: «Что я ожидаю от урока?»
Подводим к теме.
Подводящий диалог я выстраиваю, как правило, от повторения – система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят ученика к осознанию темы урока.
Мотивирующий прием.
Если тема абсолютно новая , нет видимой связи с предыдущими, использую « яркое пятно», «актуальность»:
- Сказки и легенды;
- Случаи из истории, науки, культуры;
- Исторические или научные шутки;
- Дидактическая игра типа «черный ящик»…
Приём «Я беру тебя с собой»
Универсальный приём ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Я загадываю признак, по которому собирается множество объектов, и называю первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак, и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Я отвечаю, беру этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Пример.
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой молоко. А что у вас?
Д: Я беру с собой печенье.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру кефир.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру масло.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой мороженое.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все молочные продукты, чье название начинается с буквы «М»?
У: Согласна. Итак, тема урока ‒ «Молоко и молочные продукты».
Приём «Да-Нет».
Универсальный приём технологии ТРИЗ способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
Я загадываю нечто. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые я отвечаю только словами: «да», «нет», «и да, и нет».
Пример. На уроке по теме «Химические волокна» загадываю определенное волокно, и ребята начинают задавать мне вопросы:
- Это волокно синтетическое? ‒ нет;
- Оно искусственное? – да;
- Похоже на волокно натурального шелка? – да;
Ребята делают вывод, что это вискозное волокно.
Приём «Жокей и лошадь».
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор — А. Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применяется мной даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Пример. На уроке в 5 классе при изучении темы «Ручные работы» одной команде («жокеям») даю карточки с названиями: шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва, другой ‒ карточки с определениями.
11 класс. « Основные направления нормирования труда» .
Норма времени – продолжительность рабочего времени, необходимого для изготовления единицы продукции или выполнения определенного объема работ.
Норма времени обслуживания рабочего места – время, затрачиваемое рабочим на уход за оборудованием и поддержание рабочего места в нормальном состоянии.
Норма выработки определяет количество единиц продукции, которое должно быть изготовлено одним работником (бригадой) за определенное время.
Норма обслуживания – количество производственных объектов (рабочих мест, единиц оборудования), которое работник соответствующей квалификации должен обслужить в течение единицы рабочего времени.
Норма численности– определяет численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимых для выполнения данного объема работ.
Приём «До-После»
Описание: прием из технологии развития критического мышления. Этот прием я использую на 1 этапе урока как прием, актуализирующий знания учащихся, а также на этапе рефлексии.
В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание «До» и «После» и делает вывод.
Пример.
Вопрос «Что надо измерить для построения чертежа юбки?»
«До» Я думаю, что ….
«После»
Для построения чертежа юбки необходимо измерить …
Вывод.
Я прав (не прав), так как …
Приём «Игровая цель»
Универсальный приём ‒ игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Этот прием позволяет мне включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.
На уроке я предлагаю в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.
Пример.
Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, ‒ найдите и исправьте их.
«По конструкции различают три основных покроя юбок: прямые, клиновые и конические. Прямые юбки состоят из двух деталей: переднего и бокового полотнища. Они могут иметь разрезы, складки или сборки, котлетки и карманы. Клиновые юбки состоят из нескольких разных клиньев, сужающихся книзу. Конические – самые сложные по конструированию. Они имеют много вытачек.»
Приём «Ложная альтернатива»
Универсальный прием ТРИЗ. Внимание учащихся я увожу в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Я предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
- Манную крупу промывают или замачивают?
- Сметану изготавливают из кефира или ряженки?
- Слово «молоко» – пишется как «малоко» или «молако»?
- Соленую рыбу варят или жарят?
- Макроэлементом является железо или йод?
Пример конструирования задачи по работе на уроке
Просмотр мультфильма «Почему у Петуха короткие штаны»
- Ознакомление: Просмотр отрывка мультфильма
- Понимание: Постройте прогноз развития (Подумайте, как бы могли развиваться события дальше?)
- Применение: Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… (Составьте схему укорачивания изделия)
- Анализ: Раскройте особенности…
- Синтез: Изложите в форме… своё мнение (понимание)…
- Оценка: Оцените значимость…для…
Таким образом, АМО можно изучать, осваивать и внедрять до бесконечности. Использование активных методов обучения требует серьезной подготовки к уроку, но того стоит: это позволяет мне обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
Рекомендуемая литература:
- Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. ‒ М., 2002.
- Глоссарий федерального портала «Российское образование»
- http://www.edu.ru/index.php?page_id=50&op=word&wid=11
- Проблемная ситуация и пути их создания на уроке // Новое в психологии и педагогике. ‒ 1985. ‒ № 1.
- Сайт педагога-исследователя И.А. Ильницкой. – URL:
- http://si-sv.com/publ/14-1-0-84
- Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. ‒ Киев : Центр инноваций и развития, 2002. ‒ 286 с.
- Современные педагогические технологии. – URL:
- http://www.cross-kpk.ru/ims/ims%202014/2/index98.html] http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/R_2_6.html
- Электронный журнал «Наша новая школа: инновации сегодня, традиции ‒ завтра». ‒ 2010. ‒ № 1(5).