В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Золтан Пал Дьенеш (1916-2014 гг.) – венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идеи которого заключаются в освоении детьми математики посредством увлекательных игр, песен и танцев.
Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры.
Разработанные в 1960-х годах блоки Дьенеша популярны во многих странах и до сих применяются в игровой деятельности с детьми.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста. Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формой предметов и геометрическими фигурами, а также игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с цветом, размером и толщиной объектов. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Актуальность опыта заключается в применении универсального дидактического материала, основанного на методе моделирования (замещения предмета символами и знаками), позволяющего успешно реализовывать задачи познавательного развития детей дошкольного возраста. Чтобы «разбудить» познавательный интерес ребёнка, необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-чувственные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предметы, наблюдать, догадываться, вспоминать, искать объяснения.
Таким образом, занятия будут познавательными и занимательными, если дети в ходе: думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают), удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне); фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы); достигают (целеустремлённы, настойчивы, проявляют волю в достижении результата).
Первоначальным источником познания детей является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания у них формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. Понимание логических определений, понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания. Чем богаче будут их естественно-научные представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), а также вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность.
Работа с блоками Дьенеша подразумевает прежде всего познавательную направленность, формирование элементарных математических представлений, но также интеграцию остальных образовательных областей. Методический материал в процессе игровой деятельности учит детей не только думать, но и говорить (умение доказать, аргументировать свою позицию). Играя с блоками, дети учатся работать сообща, в коллективе (социально-коммуникативное развитие), учатся видеть красоту в постройках собственного изготовления (художественно-эстетическое развитие). Дидактический материал может быть использован как основа для подвижных игр, физминуток, развитие мелкой моторики дошкольников (физическое развитие).
Разнообразие игр, доступность и простота в работе с блоками, реализация программных задач являются основанием для систематической работы с данным материалом.
Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, классификации обобщение; логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).
А самое главное, играть этими кубиками будет интересно и малышам двух-трех лет и пятилетним дошколятам. А некоторые игры заинтересуют даже первоклашек!
Важность данного опыта обусловлена тем, что мы живем в веке информационных технологий, а игры с блоками позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование, декодирование информации, логические операции. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития простейших логических структур мышления и математических представлений.
Надо отметить, что развитие умственных способностей (психологических качеств, позволяющих детям легко и быстро усваивать новые знания и использовать их при решении разнообразных задач) имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.
Цель опыта – развитие познавательных способностей дошкольников посредством игровой деятельности с блоками Дьенеша.
Задачи:
Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, умозаключениям;
Учить детей выявлять в объектах разнообразные свойства, называть и;
Обобщать и объединять объекты по разным свойствам (цвет, форма, размер, толщина);
Абстрагировать и удерживать в памяти несколько свойств;
Развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений и задач; точной, аргументированной и доказательной речи;
Способствовать развитию любознательности и самостоятельности;
Формировать положительную мотивацию к дальнейшему обучению.
В процессе работы с блоками Дьенеша дети должны овладеть следующими умениями и навыками:
Ориентироваться в цветовой палитре, различает основные цвета, сортирует блоки одинакового цвета.
Знать название блоков.
Уметь находить одинаковые, разные блоки.
Уметь подбирать нужные блоки путем наложения.
Уметь построить простые фигуры из блоков по образцу.
С интересом играет с блоками.
Сортировать блоки по заданному образцу цвета, формы.
Оперировать представлениями о форме предметов.
Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру, толщине.
-
Выполнять «поручения» взрослого по подбору блоков того или иного цвета (сначала взрослый показывает нужный цвет).
С помощью взрослого «выстраивать» в практических действиях с предметами и игрушками систему «большой, маленький».
Выполнять дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку блоков, сравнение (по форме, цвету, величине и др. признакам); обобщение (по выделенным признакам).
Выполнять задания по ориентировке на 2 свойства одновременно: цвет и величину (например, большой и маленький размер красных кругов), форму и цвет (например, красные круг и квадрат).
Делать выводы и умозаключения, рассуждать, оперировать элементарными математическими понятиями.
Я предполагаю, что в процессе игровой деятельности с блоками Дьенеша дети овладеют данными умениями и навыками.
Поскольку этот вид деятельности статичен, я использовала в работе с детьми различные физминутки, пальчиковые гимнастики (Приложение 1), НОД «Чудо из яйца» (Приложение 2). Для родителей предложила консультацию «Организация игр с блоками Дьенеша» (Приложение 3).
Описание работы. Моя работа по данной теме состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
Подготовительный этап. При подготовке к работе мной были изучены: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного образования, методическая литература. На основании изученного был разработан план действий: в первую очередь необходимо было заинтересовать родителей. Мной была организована консультация на первом родительском собрании «Особенности работы с блоками Дьенеша». Далее были приобретены 10 комплектов кубиков (для работы с подгруппой детей). Каждый набор состоит из 48 геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине. Надо отметить, что в наборе нет одинаковых блоков, все блоки разные. В сохранении целостности набора заключается основная сложность работы. Поэтому с первых занятий необходимо учить детей складывать блоки в определённой последовательности в свои коробки. В дальнейшем они должны самостоятельно выполнять эти действия.
Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицательными свойствами становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
В своей работе я также использовала учебно-методический комплекс игровых материалов: «Блоки Дьенеша для самых маленьких 1», «Блоки Дьенеша для самых маленьких 2», «Спасатели приходят на помощь». Подобрала картотеку игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностями детей (Приложение 1). Поскольку программа детского сада предполагает работу в соответствии с лексическими темами, разнообразные схемы и игры я изготавливала самостоятельно. Учитывая знания и возможности воспитанников, задания с каждым разом усложнялись.
Основной этап (работа с детьми)
Перед тем как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, я на первом этапе дала детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Обычно дети сразу начинают строить домики, башенки и т.д. В процессе манипуляции с блоками дети установили, что кубики имеют различную форму, цвет, размер и толщину.
Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начинать со знакомства с цветом, а затем и с формой. И, соответственно предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты). Например: «Угости друзей печеньем», «Найди такой же по цвету (форме, размеру)», «Фруктовое дерево», «Разноцветные капельки», «Бусы для мамы». И только когда дети легко и безошибочно справляются с заданиями первой ступени, следует, предложить игры на умение оперировать двумя свойствами, а затем тремя и четырьмя: «Обручи», «Чудесный мешочек», «Продолжи ряд», «Рассели соседей», «Угощение для медвежат», «На свою веточку».
С логическими блоками дети выполняют различные действия: выкладывают, меняют местами, убирают, прячут, ищут, делят между игрушками, и при этом рассуждают по ходу игры.
Сначала предлагаются самые простые игры: «Найди фигуры по цвету», «Найди такой же по форме», «Маленькие и большие», «Разноцветные дорожки», «Паровоз» и тд
Задания усложняются разными условиями, например в игре «Цепочка»: 1) подбери фигуры одинакового цвета;
2) чередуй два (три цвета),
3) чередуй по цвету и размеру;
4) чередуй фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы…
С этими заданиями дети справлялись довольно быстро, поэтому следующей ступенью стали упражнения с простыми схемами, где способом наложения необходимо было выложить картинку.
Самым сложным свойством для восприятия детей является толщина предметов. Дети с трудом выясняли, почему блоки одинаковые по цвету, форме и размеру всё равно разные. Здесь для сравнения упражняю детей в конструировании объёмных объектов (башенка, пирамидка, домик) из блоков разной толщины, размера и цвета.
Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках. Так цвет обозначается пятном, величина – силуэтом домика (большой, маленький), форма – соответствует контуру фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), толщина – изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий): «Кто хозяин», «Засели домики» и др..
Карточки рассматриваются детьми, уточняются, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока: «Найди нужный блок», «Угощение для медвежат 2». Работая с детьми, я пришла к выводу, что символику необходимо вводить сразу, когда происходит знакомство с тем или иным свойством. Закрепили знания о цветовых характеристиках блоков, обозначили их карточкой – символом, аналогично с геометрическими формами, размером и толщиной.
В начале ввожу самые простые упражнения и игры: «Построй ряд», «Кто быстрее соберёт блоки?», «Чего не хватает?». Далее усложняем задания, на разбиение по двум свойствам: «Угостим большого и маленького медведя», «Раздели блоки между дедом и бабкой», «Четвёртый лишний»…
В последующем возможно использование более сложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами: «Рассели соседей», «Обручи».
Когда дети освоили все блоки и четко называют их свойства, предлагаю игру «Домино». В игре одновременно могут принимать участие от 2 до 8 человек. Все фигуры делятся между участниками. Каждый поочерёдно делает свой ход, при отсутствии необходимой фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному, например: фигурами такой же формы или цвета (размер и цвет, толщина и форма…). В этой игре одновременно учитывается два свойства. Следующий игрок ходит той фигурой, которая подходит по определённому свойству. Игра заканчивается тогда, когда остаётся один игрок или игра зашла в «тупик» (не один блок не подходит).
С блоками можно играть и в подвижные игры: «Самолёты», «Автомобили в гараж», «Покормим цыплят и утят». Использовать игровой материал как заместители: билеты на автобус, деньги, печенье для Кати, чайная пара… Определять форму, размер и толщину на ощупь «Волшебный мешочек», «Что в коробочке» и т. д.
Когда дети свободно научились пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, прямоугольной или треугольной; не красный, значит синий или желтый; не большой, значит маленький и т.д.). Усложняю задания играми с символами отрицания свойств, например: «Помоги Незнайке», «На одной веточке».
К концу учебного года дети уже могли самостоятельно играть с блоками, закрепляя полученные знания в узнавании геометрических фигур по карточкам символам и карточкам с отрицанием, отрабатывать навыки строить из логических блоков в соответствии с заданной схемой.
Логические блоки Дьенеша разнообразят любое занятие (конструирование, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, развитие речи),
Блоки помогут обыграть интересную ситуацию (билеты для автобуса), привлечь внимание ребёнка интересной схемой (цыплёнок, пирамидка, город), заданием в любом режимном моменте (в первой и второй половине дня): «Соберём листочки», «Чьи следы», «Поможем Незнайке». Такие задания помогали мне закрепить пройденную тему с детьми, подготовить к изучению нового материала, разнообразить игровую деятельность с детьми. Игровой материал применяю как часть непосредственно образовательной деятельности, так и стать основой для целого занятия, быть хорошим помощником при совместной и самостоятельной деятельности детей. Например, НОД «Чудо из яйца» (Приложение 2), НОД «Курочка Ряба».
Я применяла игры индивидуально и с подгруппой детей, привлекала родителей к участию в играх и выполнению заданий (мастер-класс «Давайте поиграем» – конструирование с использованием методических пособий «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Спасатели приходят на помощь», «Рассели соседей»), делилась опытом с другими педагогами детского сада и города.
При организации данной работы я учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст и возможности. Чередую с двигательной активностью. Не забываю о реализации программных задач для данной возрастной группы. Стараюсь не перенасыщать только одним методическим материалом, для сохранения познавательного интереса. Стремлюсь к самостоятельной деятельности детей с блоками Дьенеша.
Заключение
Работа с блоками Дьенеша способствовала познавательному развитию детей. Созданные мной условия разнообразили деятельность детей, помогли в реализации задач рабочей программы средней группы.
В средней группе, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, считаю, что:
— Дети ознакомились с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации. Могут установить определенную последовательность некоторых событий.
— Примерно 2/3 детей испытывает устойчивый интерес к играм с логическими блоками Дьенеша.
— Возросла степень активности детей в самостоятельной деятельности.
Дети с легкостью усвоили геометрические фигуры, научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине.
Заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.
Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима.
Большинство детей умеет объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняется этого.
Игры и упражнения с блоками Дьенеша мне помогают в знакомстве с новым материалом в соответствии с лексической темой недели, закреплению пройденного материала. В целом являются хорошим помощником в работе с детьми, в раскрытии познавательного потенциала и речевой активности, создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.