Программно-целевой подход в деятельности воспитателя общежития учреждения среднего профессионального образования


Автор: Ирина Анатольевна Попова
Место работы: ОГПОБУ "Технологический техникум"
Должность: воспитатель общежития


Российскому обществу сегодня нужны высоконравственные, духовно развитые, патриотично настроенные молодые люди, компетентные, предприимчивые, имеющие активную жизненную позицию, лидерские качества, способные выжить в ситуации социальной неопределенности, санкционного давления, нестабильности рынка труда.

Развитие такой личности – одна из главных задач воспитателя в образовательном учреждении. Не секрет, что контингент учащихся учреждений среднего профессионального образования накладывает особый отпечаток на цели, содержание и методы воспитательной работы. Неполные семьи, педагогическая запущенность, социальное сиротство, асоциальное поведение – всё это хорошо известно педагогам образовательных организаций среднего профессионального образования области, как и то, что учащиеся имеют невысокий уровень базовых знаний, несформированные нравственные и личностные качества.

Одно из важнейших направлений в работе с подростками в период взросления является право на партнёрские отношения в семье, в коллективе проживающих в общежитии. В Технологическом техникуме обучаются в основном девушки, среди которых много иногородних, проживающих в общежитии. Именно здесь чаще возникает проблема межличностных отношений.

Одна из главных задач воспитателя – помочь подростку, который «вырвался» из неблагополучной семьи, где кроме скандалов нетрезвых родителей не видел ничего, как уберечь его от сквернословия, табакокурения, употребления алкоголя, если это для него было нормой поведения, как научить его новым правилам общения в социуме, взаимодействию со сверстниками на уровне деловых, партнерских отношений, навыкам управления своими финансовыми средствами, решения бытовых вопросов.

На фоне психологической и социальной дезадаптации подростки замкнуты, раздражены, закомплексованы, и, как защитная реакция на окружение и внешнюю среду, агрессия, грубость, крик. Такое поведение подростков выливается на соседей по комнате, сокурсников, на педагогический коллектив. Ряд подростков при этом думает, что все вокруг них агрессивны, а они только обороняются, другие отлично понимают, что происходит вокруг них, и делают назло, некоторые таким поведением хотят завоевать себе авторитет в коллективе сверстников, стать лидером или просто обратить на себя внимание, от того, что им не хватает заботы, ласки, особенно подросткам из категории сирот.

Зачастую конфликты возникают практически на пустом месте, из-за незначительного пустяка, но подростки не умеют их разрешать самостоятельно.

Задача педагогов и воспитателей техникума – организация программно-целевой деятельности, направленной на исправление сложившихся стереотипов поведения подростков. И ни для кого не секрет, что процесс этот проходит мучительно и сложно как для педагога, так и особенно для обучающихся.

Воспитательная работа в общежитии имеет разноплановый характер: это воспитание самостоятельности, самореализации, нравственности, эстетического вкуса, социализации, раскрытие творческого потенциала и др. Для решения этих задач проводится множество самых различных мероприятий на уровне училища, общежития, города и области. На мой взгляд, были необходимы программы, которые охватят и объединят все сферы деятельности учащихся.

Результатом совместной работы коллектива педагогов техникума – психолога, социального педагога, воспитателей, педагогов дополнительного образования, обучающихся стала разработка под руководством Ирины Анатольевны в 2011 году программы «Успех», которая ежегодно утверждается директором техникума и реализуется весь учебный год, а в мае месяце на заседании Совета общежития подводятся её итоги.

Девизом этой программы является известное изречение философа и учёного Сенеки – «Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле…».

Мною были определены принципы реализации программы «Успех»:

— самоуправление;

— постоянство;

— творчество;

— добровольность;

— толерантность,

которые легли в расшифровку названия программы «Успех», определяя конечный результат ее реализации:

У – учение

С – сотрудничество, самоуправление

П – поступок, постоянство

Е – единство

Х – характеров

Ирина Анатольевна твёрдо убеждена, что каждый обучающийся имеет право на интеллектуальное, духовное развитие своих способностей и творческую организацию своего досуга, поэтому к реализации программы привлекает всех обучающихся, проживающих в общежитии, а это учащиеся-сироты, имеющие проблемное поведение, из неблагополучных семей и все желающие. Мероприятия всех ступеней программы меняются ежегодно, в течение учебного года она редактируется, видоизменяются формы работы, включается что-то новое. Даже работая в одном из её направлений, каждый учащийся может открыть в себе новые способности, таланты, найти себе дело по душе, приобрести друзей, стать просто интересным человеком.

За реализацией каждой ступени программы закреплены воспитатели – координаторы.

Создать коллектив из индивидуальностей воспитателю помогает реализация разработанных ею предлагаемых в данном сборнике программ «Наш дом» и «Молодая хозяюшка». С 2007 года работает «Совет общежития», который под руководством воспитателей общежития, активных членов Совета общежития, социального педагога и психолога ежегодно организует временные инициативные группы по разработке коллективных, интересных, творческих дел, направленных на развитие личных интересов и способностей учащихся, организацию внеурочной деятельности и досуга в общежитии техникума.

Воспитательные мероприятия планируются и проводятся с использованием групповых и диалоговых методов и приемов, командами-коллективами, совместная работа которых во время преодоления препятствий-станций, формирует умение прислушиваться к мнению друг друга, работать дружно на общую цель и победу. В игре подростки находят себе подобного, с общими интересами, возникает дружба, чувство взаимопомощи, благотворно влияющая на создание дружного коллектива, в формах традиционных тематических вечеров, ситуационных и деловых игр, театрализованных представлений, где обучающиеся, распределив роли, готовят себе костюмы, реквизит. Здесь они, в свободном «полёте», высказывают своё мнение по различным вопросам социальной и политической действительности. Так, например, традиционный вечер «Единой семьёй» организуется ежегодно для детей сирот и оставшихся без попечения родителей с концертом, чаепитием и т.д. в виде игры по станциям «Дружная семейка».

В форме игры-вертушки проводятся многие вечера, с разработкой различных тематических заданий на станциях. Игра интересна подросткам, она вовлекает их в активную деятельность, а воспитатель, выступающий в этом процессе тьютором, может решить множество воспитательных задач.

Работа ведётся по годовым планам, куда обязательно вносятся корректировки в течение года.

Результат реализации программно-целевого подхода в деятельности воспитателя – это:

— возможность обучающихся участвовать во всех интересных, полезных делах общежития;

— предотвращение и сокращение числа правонарушений в течение учебного года обучающими, проживающими в общежитии;

— ежегодное анкетирование проживающих в общежитии показывает снижение на 1% числа подростков, бросающих курить;

— снижение конфликтности на фоне психологического и бытового комфорта проживания в общежитии.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + семнадцать =