Цель – обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня).
Программные задачи:
Образовательные:
— Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.
— Закрепить знания детей о растительном мире в лесных этажах, о правилах поведения в экосистемах.
Развивающие:
— Развивать познавательную активность, используя технологии деятельностного подхода (экспериментирование, проблемные ситуации), логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения.
— Развивать связную, доказательную речь, умение понятно для товарищей выражать свои мысли.
— Развивать память, мышление, внимание.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Материалы: географическая карта России (со знаками «СОС!»), набор предметов, необходимых в путешествии (компас, карта, инструменты, посуда, аптечка и т.д. – предметы могут быть настоящие или нарисованные), слайд «Лес после пожара», «Пустыня», «Загрязненная река» картина «Вытоптанный луг», оборудование для «очистки» реки, куклы (дети Маша и Саша), напоминающие знаки, семена травы.
Ход занятия:
1. Организационный момент
— Воспитатель: Ребята сегодня мне на телефон пришло смс, необходимо спасти маленькую часть природы (лес, луг, водоем) и двух ребят Сашу и Машу.
— Поможем?
— Дети. Да
— Воспитатель: Выезжаем в экспедицию, предлагаю проверить готовность к экспедиции – проверьте транспорт, вещи, которые вы должны взять с собой.
— Уточняю цель поездки.
— Дети отвечают.
Дети «садятся» в машину, вспоминают правила безопасности в дороге.
Первая остановка, слайд «Лес после пожара».
Воспитатель: Как вы думаете, что здесь произошло?
Дети: Пожар
Воспитатель: Почему это могло случиться?
— Размышления детей.
— Послушайте, как плачет лес, плач леса (аудиозапись).
От лесного пожара и дыма нечем дышать, дым закрывает солнце, огонь пробирается глубоко в землю и губит корни растений. Почву ничто не держит, ее уносит ветер и вода, образуются овраги. Все обитатели леса исчезают, гибнут. ПОМОГИТЕ, СОС!!!
Воспитатель: Ребята, почему после пожара лес умирает?
Дети выстраивают цепочку: погибли растения – негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым – это вредит здоровью людей.
Воспитатель: Как же можно исправить это?
Дети: Посадить новые растения, посеять семена трав.
Дети перечисляют растения леса, отбирают картинки с их изображением. Вспоминают, как распределяются растения по «этажам».
2. Дидактическая игра «Кто вернется в лес?»
Дети выстраивают цепочки, используя предметные картинки.
(выросла трава – появились насекомые, наземные мелкие животные; выросли кустарники – появились насекомоядные птицы;
выросли деревья – вернулись животные и птицы, живущие на них, появились хищники и т.д.
А для напоминания всем о правилах поведения в лесу оставим свои напоминающие знаки «Береги лес от пожара», «Не разжигай костров у деревьев», «Уходя из леса, потуши костер».
(После выполнения заданий дети садятся в свой транспорт и «перемещаются» к месту следующей остановки.)
3. Загрязненная река
На столе пластмассовый ящик установлен под углом, отверстие для слива в нижней части. Под отверстием – емкость для сбора воды. На поверхность ящика насыпаны опилки, пластмассовая крошка, пенопласт. Лейки с водой, пластилин, спички без головок, фильтры, воронка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот водоем (начинает медленно лить по наклонной плоскости ящика воду). Смотрите, сколько грязи в воде! (Показывает, сколько грязи стекает в емкость внизу.)
— Как вы думаете, кто сможет выжить в такой воде?
Раньше в этом водоеме водилась разная рыба, но теперь она куда-то исчезла.
— Что случилось?
Дети: Она погибла.
Воспитатель: Действительно, из-за загрязнения погибли животные и растения в водоеме. А почему не видно никого на берегу, почему нет водоплавающих птиц, лягушек, насекомых?
(Дети выстраивают цепочки исчезновения животных и растений с помощью картинок: исчезли водоросли — нечем питаться рыбам, насекомым; улетели водоплавающие птицы и т.д.)
Воспитатель: А как человек пострадал от этого? Нельзя использовать эту воду для приготовления пищи, для купания и отдыха. А как можно поправить положение? Нужно по берегам реки посадить защитные лесопосадки, построить очистные сооружения.
4. Экспериментальная деятельность. Дети из пластилина делают защитные валики, «сажают» в них деревья (спички), на емкость устанавливают воронку с фильтром. Затем проверяют эффективность работы их очистительных сооружений — льют воду. Сравнивают, насколько чище стала вода. Если результат не очень хороший, меняют фильтр, добавляют «деревьев».
Дети «перемещаются» к месту следующей остановки, на ЛУГ.
Воспитатель: Во время «поездки» на луг запомните, какими цветами можно полюбоваться на лугу, кого из насекомых встретить?
5. Игра «Я знаю пять…» (названий луговых цветов: клевер, тимофеевка, пырей, мышиный горошек, щавель, луговая гвоздика и т. д.; названий насекомых: шмели, пчелы, бабочки, муравьи, жуки и т.д.).
Воспитатель: Что такое луг?
Дети: Луг – это красивое место, где мы сможет отдохнуть, полежать в душистой травке, понаблюдать за красивыми насекомыми, собрать лекарственные травы.
(Воспитатель показывает детям слайд «луга» но с остатками травы, по бокам стоят футбольные ворота).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я ничего не понимаю – на карте это место обозначено как луг, а здесь какое-то футбольное поле!
— Что же это такое?
— Что случилось?
Дети высказывают свое предположение о том, что произошло – ребята решили устроить на лугу футбольное поле, вытоптали всю траву, и луг пропал.
Воспитатель: Я согласна, теперь ясно, почему отсюда поступил сигнал бедствия.)
Воспитатель: Что же будем делать? (Нужно посадить на лугу новые растения, для этого нужно сначала взрыхлить, вскопать почву.)
6. Экспериментальная деятельность. В приготовленных ящиках (с плотно утрамбованной землей) дети сажают семена (клевер, газонная трава, овес). Во время выполнения задания вспоминают, что нужно растению для роста и развития (вода, свет, тепло, воздух — по моделям).
Воспитатель: Спасибо, дети, за заботу, послушайте стихотворение о том, каким он станет:
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь —
Все кругом светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет луг — ни звука,
Трава не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит…
(И. Суриков)
Наш луг обязательно станет таким, и мы с вами никогда не сделаем такой ошибки, какую сделали незнакомые нам ребята.
7. Попрощаемся с нашим лугом, нас ждут еще в одном месте, мы еще должны кому-то помочь.
Воспитатель: следующая наша остановка – пустыня.
— Я думаю, что там нам будет трудно.
— Почему?
Дети: Там очень жарко, нет воды, бывают песчаные бури, есть опасные животные – змеи.)
— Что мы возьмем с собой?
— Как оденемся?
Дети: Вода, зонтики, темные очки, головные уборы, одежда легкая и светлая, аптечка.
(Слайд «Пустыня» — на желтом фоне несколько растений: кактус, саксаул, верблюжья колючка. На «песке» лежат дети-«куклы» с закрытыми глазами, около них засохшие деревья (ветки): березы, ели, сосны и т.д.)
Воспитатель: Посмотрите, здесь дети! Похоже, им очень плохо!
(Берет кукол на руки.) Кто вы, что случилось? Это вы звали на помощь?
Дети: Нас зовут Саша и Маша. Нам очень жарко, болит голова и хочется пить…
Воспитатель: Ребята, у них самый настоящий солнечный удар, нужно им скорее помочь! Что будем делать?
(Дети укладывают кукол в «тень» (под зонтик), головы поднимают повыше, обмахивают их, дают воду, спрыскивают водой, кладут компресс на голову.)
Воспитатель: Им уже лучше. Ну-ка рассказывайте, что с вами произошло!
Дети: Мы рассматривали книгу о пустыне, и нам стало жалко тех, кто здесь живет. У них совсем нет зелени, нет деревьев — скучно! И мы решили порадовать жителей пустыни. Взяли саженцы всяких деревьев и приехали сюда, чтобы посадить их. Но тут так жарко, нам стало очень плохо, вода кончилась, да и деревца наши засохли… Нам стало страшно, и мы послали сигнал «СОС». Почему-то ничего у нас не вышло…
— А вот сейчас ребята вам объяснят, в чем ваша ошибка.
— Как вы думаете, что сделали неправильно Саша и Маша?
— Почему в пустыне не будут расти деревья из леса?
Дети: Они для этого не приспособлены. Все растения пустынь приспособились к жизни в таких условиях – у них очень длинные корни, чтобы доставать воду из глубины, листьев нет, вместо них толстые веточки, в которых хранится влага и не испаряется на солнце. У деревьев леса корни не такие большие и воду им не достать, да и испарится она очень быстро через листья, и дерево засохнет. (Предлагается сравнить по табличке строение березы и саксаула или кактуса.)
Воспитатель: Маша и Саша не подумали хорошенько перед тем, как ехать в пустыню. Нельзя было так рисковать. Они не только погубили деревья, но и сами чуть не погибли. Давайте, ребята, заберем их отсюда и вернемся с ними в детский сад.
Итог:
Дети «возвращаются» на машине в детский сад.
Воспитатель: Я предлагаю всем отдохнуть после дальней дороги и рассказать Маше и Саше о своих приключениях, о том, какие добрые поступки они сегодня совершили, кому помогли.
В вечерний отрезок времени мы зарисуем свои впечатления от экспедиции, а затем составим общий «Журнал путевых заметок».
Воспитатель: Спасибо за ваше старание, заботу и помощь.