Экологический КВН для детей подготовительной к школе группе «Природа — наш дом, наш дом сбережем»


Автор: Оксана Васильевна Ляскина
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 29»
Должность: воспитатель


Цель – прививать навыки экологической культуры, показать значимость окружающей нас действительности.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения использовать полученные знания в играх;

  • Обобщать знания детей о природных сообществах, о животном и растительном мире, о приспособлении к среде обитания, способах питания, кто как голос подает.

  • Закрепить правила поведения в лесу.

Развивающие:

  • Формировать умение разгадывать загадки

  • Продолжать развивать речь, учить связно, отвечать на поставленные вопросы;

  • Активизировать словарный запас детей;

  • Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, память эрудицию;

  • Увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

  • Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.

Материалы и оборудование: магнитная доска, карточки с обитателями сообществ, наборы букв алфавита, воздушные шарики, черный ящик, аудио запись «голоса птиц», слайды с изображение разных сообществ, экологические знаки, смайлики, призы для награждения.

Ход развлечения:

(Игра-приветствие «Я здороваюсь везде»)

Приветствуем вас в Клубе веселых и находчивых! Наш КВН сегодня называется «Природа — наш дом, наш дом сбережем».

Воспитатель:

«Ты человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей,

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши.

Она твой давний добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую,

Нас много, а она одна.

Начинаем наш КВН.

Представление членов жюри.

За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке.

Команды прошу занять свои места.

Все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками.

1. «Представление команд» (название, девиз, эмблема)

1 команда – «Солнышко». «Солнышко светит ярче всех.

Теплоты и радости.

Хватит нам на всех»

2 команда – «Знайки». Помогаем природе, ее защищаем

От печальных последствий

наш лес охраняем».

3 команда – «Друзья природы». Наша команда дружна и едина.

А значит, она непобедима»

Слово для оценки предоставляется жюри.

Задание № 1. «Вопрос – ответ»

Вопросы для команды «Солнышко»:

  • Когда орешки белка запасает? (осенью)

  • Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

  • Карась, сом, щука, окунь? (рыбы)

  • Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)

  • Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)

  • Сколько ног у паука? (восемь)

  • Какая птица лечит деревья? (дятел)

  • Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком (домашние)

  • У какого дерева белый ствол? (у березы)

  • Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)

Вопросы для команды «Знайки»:

  • Чем питается бабочка? (нектаром)

  • Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)

  • Назовите птенцов курицы (цыплята)

  • Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)

  • Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

  • Кто в лесу плетет паутину? (паук)

  • Как зовут первого космонавта? (Ю. А. Гагарин)

  • Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

  • Что делает ёж зимой? (спит)

  • Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

Вопросы для команды «Друзья природы»:

  • Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

  • Кто носит свой дом на спине? (улитка)

  • Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

  • Лягушкино дитя. (головастик)

  • Когда картошку дедушка копает? (осенью)

  • Кто в лесу зимой спит? (еж, медведь, барсук)

  • У какой птицы красная грудка? (снегирь)

  • Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – это кто? (насекомые)

  • Как называют человека, который охраняет лес, следит за его порядком? (лесник)

  • Как называют дом у муравья? (муравейник)

Задание № 2. «Загадки – описания природных сообществ»:

1. Догадайтесь, куда мы пришли?

— Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели. (луг)

2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лес, роща)

3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки. (хвойный лес)

4. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди?

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит, журчит… (ручей)

5. Речка все медленнее, течение все мельче. Пахнет тиной, квакают лягушки. Комары летают целыми стаями. (болото)

Игра «Кто, где, живет»

Дети расставляют картинки животных с местом их обитания.

По окончании конкурса слово предоставляется жюри.

Задание № 3. «Отгадай по описанию»

«Электронное письмо»

Необычное оно тем, что задания к нему мы получили по электронной почте.

Зачитывается вслух письмо и команда дает ответ.

  1. Я – самое высокое из млекопитающих. У меня маленькая головка на длинной шее и длинные ноги. Глаза черные с густыми ресницами. У меня все приспособлено для того, чтобы доставать листочки с самых вершин деревьев. Мое любимое лакомство – листья акации. Узнали, кто я? (Жираф)

2. Мы умеем хорошо лазить по деревьям. Нас легко можно узнать по черным полоскам на спине. Предпочитаем хвойные леса. Любим питаться орехами, разными семенами, грибами и ягодами. Нас считают самыми чистоплотными животными. Кто мы? (Бурундук)

3. У нас длинное, лишенное ног туловище, покрытое сухой кожей с роговыми чешуйками. Рот устроен так, что мы можем открывать его очень хорошо и заглатывать целиком добычу. Зубы развиты хорошо и служат для укуса, но не для жевания. Язык раздвоенный и является важнейшим органом чувств. Есть ноздри – мы хорошо чувствуем запахи. Ушей нет совсем, поэтому мы совершенно глухие. Догадались, кто мы? (Змеи)

4. Мы не пользуемся популярностью среди людей. Они борются с нами, чтобы нас стало меньше. Хотя мы необходимы природе! Наши личинки живут в воде. Ими питаются некоторые рыбы. Мы сами – любимое лакомство многих птиц! Особенно нас любят стрекозы. Вы догадались, кто мы? (Комары)

Задание № 4. «Эстафета из букв»

Вы будете отгадывать загадки, а отгадки складывать из набора букв.

Командам вручаются одинаковые наборы букв, используя которые игроки

складывают ответы:

  • Сердитый недотрога

Живет глуши лесной.

Иголок очень много.

А нитки не одной.

  • Зимой и летом одним цветом.

  • Ползет наоборот

Задом наперед.

Все под водой

Хватает клешней.

  • Только тронь

Отдернешь ладонь

Обжигает трава

Как огонь (Крапива)

Наборы букв для команд:

Л, К, А, Е, Ж, И, Р, П, В.

«Задание № 5. «Угадай, чей голосок»

Представители команд по очереди называют птиц, прослушав аудиозаписи голосов птиц.

Жюри предлагается узнать голоса животных: волка, медведя, лисы.

Конкурс капитанов «Бывает – не бывает»

У капитанов команды в руке по два воздушных шарика. При ответе на вопрос «бывает» поднимают вверх синий шарик, «не бывает» красный.

Ледоход летом (не бывает)

Листопад летом (не бывает)

Дождь летом (бывает)

Роса зимой (не бывает)

Заморозки весной (бывает)

Гроза летом (бывает)

Метель летом (не бывает)

Радуга летом (бывает)

Иней зимой (бывает)

Град летом (бывает)

Буран летом (не бывает)

Туман осенью (бывает)

Капель летом (не бывает)

Иней летом (не бывает)

Зелёные листья зимой (не бывает)

Мороз летом (не бывает)

«Земля, вода, огонь, воздух»

Дети становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух – названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Кто ошибся, выбывает из игры.

Музыкальная пауза

Танцевальный конкурс

Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Черный ящик

Угадай, что в нем?

Вопросы задают дети, воспитатель отвечает только «да» или «нет».

Задание № 8 «Экологические знаки».

— Каждая команда получает по 4 знака. Ребята должны определить название каждого из них.

1 команда: Команда «Солнышко»

Нельзя портить кору деревьев.

Знаешь ли ты, что кислород выделяется зелёными растениями. Особенно полезными являются большие развесистые деревья. Было подсчитано, что одна 60-летняя сосна выделяет за день столько кислорода, сколько в день необходимо для трёх человек.

Не оставляй мусор.

Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например:

  • кожура апельсина – 2 года;

  • пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет;

  • жестяные банки – от 80 до 100 лет;

  • пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!

— Не уничтожай грибы, даже ядовитые.

Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить?

— Нельзя шуметь в лесу.

Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их? Серна, олень, белка боятся шума.

2 команда:

— Не лови бабочек.

Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения? Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.

— Не ломай ветки.

Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум? Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!

Не разоряй птичьих гнёзд.

Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место? Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.

— Не рвите редкие цветы.

Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений? Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.

3 команда:

— Не разоряй муравейники

Научно доказано, что всего лишь за один год эти насекомые способны уничтожить около одного миллиона вредителей. Помимо этого именно муравьи участвуют в процессе опыления.

— Не забирай из леса домой животных.

— Не разводи костры в лесу без взрослых.

— Нельзя вырубать деревья.

Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки!

Ну, а пока жюри подводит итоги, мы поиграем с болельщиками в игру «Я начну, а ты продолжи»:

— У дуба желуди, а у сосны (шишки).

— Береза кудрявая, а сосна (колючая).

— У рябины листочки, а у сосны (иголки).

— Осенью береза стоит золотая, а сосна (зеленая).

— Осина зимой стоит без листьев, а сосна (в иголках).

— На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди).

Предоставляется слово жюри.

Жюри всем участникам вручает медали.

— Игра закончилась. Всем спасибо. Фото на память.