Перспективное планирование игровой деятельности по формированию экологических представлений


Автор: Оксана Васильевна Ляскина
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 29»
Должность: воспитатель


Средняя группа

Название игры

Цель

Сентябрь

  1. «Времена года»

  2. «Что лишнее?»

  3. «Почтальон принёс посылку»

  4. «Кто скорее соберет?»

  1. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли;

  2. Формировать умение выделять отдельные признаки предметов или явлений и анализировать их.

  3. Развивать связную речь пополнять словарный запас детей.

  4. Развивать слуховое внимание, мелкую моторику кисти рук.

Октябрь

1. «ДА или НЕТ».

2. «Накормим домашних животных»

3. «Нужно — не нужно»

4. «Узнай по описанию»

1. Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах, их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст), Формировать умение составлять описательные загадки о ягодах, фруктах, овощах

2. Закрепить знания о домашних питомцах и их корме.

3. Развивать умение классифицировать сравнивать, обобщать, устанавливать логические связи.

4. Упражнять детей в составлении и отгадывании загадок о предметах изображенных на картинках.

Ноябрь

  1. «Живое — не живое»

  2. «Загадки о животных» (лесных и домашних).

  3. «Четвертый лишний. (Какие животные впадают в спячку?)»

  4. «Расскажи без слов»

  5. «Мыши водят хоровод»

  1. Систематизировать уточнять, закреплять, обобщать знания о природе,

  2. Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

  3. Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку. 

  4. Помочь детям почувствовать себя уверенным, раскрепощенным, расширить словарный запас.

  5. Формировать навыки двигательной активности, совмещая с познавательно – исследовательской, коммуникативной деятельностью.

Декабрь

  1. «Наоборот».

  2. «Что зимой бывает».

  3. «Отгадай по описанию» (Комнатное растение)

  4. Составь рассказ о зиме с помощью таблицы-помощницы».

  5. «Чудесный мешочек»

1. Систематизировать знания детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом.

2. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

3. Формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

4. Закрепить умение составлять рассказ с помощью мнемодорожки.

5. Закрепить умение узнавать на ощупь различные предметы и называть их.

Январь

  1. «Четвертый лишний».

  2. «Кто летает, бегает, прыгает»

  3. «Зоопарк» (Подвижная игра)

  4. «Найди среди них домашних птиц».

  1. Закрепить умение классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова.

  2. Закрепить понятие кто из представителей животного мира летает, бегает, прыгает.

  1. Развивать двигательную активность. Активизировать речевую деятельность.

  2. Закрепить умение различать домашних птиц от диких.

Февраль

  1. «Загадай, мы отгадаем».

  2. С/Р игра «Воробьиха»

  3. «Угадай загадку, покажи отгадку».

  4. «Улетают – не улетают»

  5. «Выбери нужное»

  1. Закрепить знаний детей о характерных признаках времен года;

  2. Развивать у детей способность принять на себя роль воробьихи

  3. Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

  4. Закрепить знания о птицах (перелетных, зимующих).

  5. Развивать мышление, внимание.

Март

  1. «Я знаю пять названий домашних животных»

  2. «Кто, где живет?»

  3. «Нелепицы»

  4. «Найди 4 несоответствия»

  1. Расширять представления детей об образе жизни домашних любимцев, об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

  2. Закрепить знания о месте обитания разных животных.

  3. Развивать слуховое внимание, мышления, связную речь.

  4. Развивать зрительную память и внимание, мышление и речь.

Апрель

1. Игра эксперимент «Из чего птицы строят гнезда»

2. «Сложи картинку»

3. «Родственные слова»

4 «Смелые воробушки» (п\и)

  1. Выявить опытным путем из чего птицы строят гнезда.

  2. Совершенствовать умение собирать из частей целое. Закреплять знания о временах года.

  3. Упражнять в образовании относительных прилагательных, расширять и обогащать словарь.

  4. Закрепить знания о воробьях, развивать быстроту и ловкость

Май

  1. Четвертый лишний.

  2. Живое – неживое.

3. «Ловись рыбка большая и маленькая» (п\и)

4. «Кто знает, пусть продолжает» (словесная игра)

  1. Закрепить знания детей о насекомых.

  2. Понимать и использовать в активной речи слово с обобщающим значением «растение»;

  3. Формировать навык двигательной активности

  4. Закрепить представления о природе. Развивать навык общения.

Старшая группа

Название игры

Цель игры

Сентябрь

  1. «Вершки и корешки»

  2. «Когда это бывает?»

  3. «Аукцион»

  4. «Магазин «Овощи – фрукты»

  5. «Почтальон принес посылку»

1. Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, устанавливать взаимосвязи.

2. Систематизировать представления детей о состоянии растений, о разнообразии плодов и семян, фруктов и овощей.

3. Развивать связную речь, обогащать словарь детей.

4. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение и т.д,

5. Воспитывать интерес к игре, уважительное отношение к природе.

Октябрь

  1. «Живая – неживая»

  2. «Загадай и отгадай»

  3. «С какого дерева лист»

  4. «Земля, огонь, вода, воздух»

  5. «Выбери нужное»

  6. «Сложи животное»

  7. « Воздух и его свойства»

  1. Расширить представления детей о неживой и живой природе.

  2. Продолжать формировать познавательный интерес к миру животных.

  3. Развивать умения выявлять особенности приспособления растений к зиме.

  4. Развивать связную речь, пополнить словарный запас детей

  5. Формировать навыки исследовательской деятельности.

  6. Закрепить знания о животных

  7. Расширять представления детей о значимости воздуха,

воспитывать любознательность.

Ноябрь

  1. «Найди по описанию»

  2. «Когда это бывает»

  3. «Подумай и расскажи»

  4. «Кто как зимует?»

  5. «Загадай и отгадай»

1. Развивать у детей умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени;

умение сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений

умение отгадывать загадки.

2. Уточнить и закрепить знания детей о диких и домашних животных.

3. Развивать связную речь, активизировать, обогащать речь детей.

4. Закреплять знания о жизни животных в зимнее время.

5. Уточнить знания о растениях сада и огорода.

Декабрь

  1. «Назови одним словом»

  2. «Найди сходство и различия»

  3. «Летает, плавает, бегает, прыгает»

  4. «Что было бы, если из леса исчезли…»

  5. «Ходят капельки по кругу».

  6. «Найди что неверно»

  1. Закреплять знания об объектах живой природы, о взаимосвязи в природе.

  2. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство.

  3. Формировать знания детей о приспособлении животного мира к среде обитания

  4. Закрепить знания о взаимосвязях растений и животных.

  5. Закрепить знания о круговороте воды в природе и ее свойствах.

  6. Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять почему он лишний.

Январь

  1. «Звуки»

  2. «Где снежинки?»

  3. «Разложи  правильно»

  4. «Угадай, что в мешочке?»

  5. «Угадай, какой наш дом»

  6. «Не сорока, не ворона»

1. Учить детей «слышать» природу, (на магнитофоне подобрать звуки природы…шум дождя, водопада, птиц…); описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

2. Закреплять знания о различных состояниях воды, о зимующих птицах.

3. Обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных.

4. Развивать память, познавательную активность.

5. Закрепить знания о диких животных, умение находить на картинке их дом и правильно называть его.

6. Развивать умение детей узнавать птиц на картинках.

Февраль

  1. «Кто рядом живет?»

  2. «Угадай – ка»

  3. Игра с мячом «Я знаю»

  4. «Найди хозяина»

  5. «Зоологический стадион»

  6. «Чем питаются птицы»

1. Конкретизировать представление о типичных жителях различных сообществ.

2. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

3. Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке;

4. Развивать интерес к природе.

5. Закреплять знания детей о жизни животных, их питании. Месте обитания в природе.

6. Закрепить знания детей о том, чем питаются птицы.

Март

  1. «Рыбы, птицы, звери»

  2. Что это такое?

  3. «Назовите растение»

  4. «Прилетели птицы»

  5. «Это правда или нет?»

  6. «Что за чем»

1. Закреплять знания детей о животном мире, птицах, рыбах.

2. Уточнить представления детей о предметах неживой природы (камни)

3. Расширить представления о комнатных растениях и способах ухода за ними.

4. Уточнить представление о птицах.

5. Формировать умение находить неточности в тексте.

6. Закрепить название времен года, их последовательность.

Апрель

  1. «Пищевые цепочки»

  2. «Путаница»

  3. «Найди, что опишу»

  4. «Что изменилось»

  5. «Лесник».

  6. «Разговор с живой природой»

  1. Закрепить представление о пищевой зависимости живых существ, как основной взаимосвязи в природе, знания детей о правилах поведения человека в лесу.

2. Формировать у детей понятие о закономерностях в природе, о том, что разрушение этих законов ведет к путанице в природе.

3. Обучать описывать предмет и угадывать его.

4. Развивать внимания, памяти.

5. Формировать обобщенной представление о профессии лесника.

6. Развивать творческое воображение детей, обогащать речь определениями.

Май

1. «Цветочный магазин»

2. «Лекарственные растения»

3. «Береги природу»

4. «Четвертый лишний».

5. «Загадки природы»

6. С/р игра «Поход в лес»

1. Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

2. Закрепить знания лекарственных растений, об охране объектов природы, о насекомых.

3. Воспитывать умение правильно вести себя в экосистеме.

4. Закрепить умение находить лишний предмет и объяснять почему он лишний.

5. Развивать зрительное восприятие, связную речь активизировать в речи прилагательные

6. Совершенствовать умение детей играть в с/р игру, активизировать словарь детей словами, отражающими специфику речи людей, разных профессий

Подготовительная группа

Название игры

Цель игры

Сентябрь

  1. «Узнай по фотографии»

  2. «Природа и человек»

  3. «Закончи предложение»

  4. «Не намочи крылья». (подвижная игра)

  5. «Воздух, земля, вода, огонь»

  6. «Прогулка в лес»

1. Закрепить и систематизировать знания детей о диких животных (хищники).

2. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано руками человека, а что – природой.

3. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

4. Объяснить, как активность насекомых зависит от погодных условий, развивать точность движения рук, скорость двигательной реакции.

5. Закреплять умение детей систематизировать животных, птиц, рыб по их среде обитания; развивать ловкость, внимание.

6. Формировать правильное отношение к лесным обитателям.

Октябрь

  1. «Пищевые цепочки в лесу».

  2. «Птичка на дереве» (подвижная).

  3. «Прогулка в лес»

  4. «Что сначала, что потом».

  5. «Весной, летом, осенью»

  6. «Все по домам»

1. Формировать знания детей о взаимосвязи питания в лесу.

2. Закрепить название деревьев.

3. Расширить знания детей о правилах поведения в лесу.

4. Закрепить знания детей о степени зрелости овощей и фруктов, о порядке роста разных растений.

5. Закрепить умения классифицировать растения по сезону, тренировать память. сообразительность.

6. Формировать знания детей о разных растениях: по форме листьев, плодов, семян.

Ноябрь

  1. «Картина природы».

  2. «Зоопарк»

  3. «Когда это бывает?»

  4. «Почему птицы улетают»

  5. Доскажи словечко.

  6. П/и «Солнышко»

  1. Расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов (вода, земля, воздух).

2. Закреплять знания о животных, живущих в зоопарке, Активизировать речевую деятельность.

3. Развивать логическое мышление, расширять кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.

4. Закрепить и систематизировать особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособиться к жизни в окружающей среде.

5. Формировать умение отгадывать загадки.

6. Продолжать закреплять знания детей о животных и месте их обитания

Декабрь

  1. «Угадай, кто я»

  2. «Я еду в деревню»

  3. «Волшебный мешочек»

  4. «Хорошо – плохо»

  5. С/Р игра « Репортаж»

  6. П/и «Ястребы и ласточки»»

  1. Развитие связной речи (умение рассказать о задуманном предмете (животном). Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы

  2. Закрепить знания детей о жизни в деревне по сравнению с городом. Развивать связную речь.

  3. Закрепить знания о свойствах найденных предметов в мешочке, умение правильно описать предмет.

  4. Систематизировать знания детей о полезных и вредных свойствах природных явления и объектов.

  5. Развивать мнение детей, Формировать умение выражать свое представление от общения с природой в словесной форме.

  6. Развивать внимание, быстроту реакции, повышать познавательный интерес к птицам.

Январь

  1. «Экологи»

  2. «Ромашка»

  3. «Выбери нужное»

  4. «Цепочка»

  5. «Мир вокруг нас»

  6. С/Р игра «Повтори»

  1. Закреплять и систематизировать знания детей о природе в зимнее время года.

  2. Закрепить знания детей о стадиях развития того или иного объекта. Развивать речь детей.

  3. Упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по признаку.

  4. Систематизировать знания детей об объектах живой природы и их свойствах.

  5. Формировать положительное отношение ко всему живому

  6. Развивать наблюдательность и творческие способности детей.

Февраль

  1. Лесник»

  2. «Ходят капельки по кругу»

  3. «Летает, плавает, бегает»

  4. «Повтори скороговорку» (овощи, фрукты)

  5. С/Р игра «Контактный зоопарк»

  6. «Что я за зверь?»

  1. Упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаках.

  2. Закрепить знания о круговороте воды в природе, ее свойствах

  3. Закреплять знания об объектах живой природы.

  4. Развивать общие речевые навыки, четкость дикции, правильное звукопроизношение.

  5. Закрепить и систематизировать знания детей о домашних животных. Развивать связную речь.

  6. Закрепить знания о животных Африки.

Март

  1. «Медведь и пчелы» (подвижная)

  2. «Назови пять животных, (явлений)»

  3. «Найди такой же»

(комнатные растения)

  1. «Кто, где живет»

  2. «Кто как голос подает» (птицы)

  3. С/Р игра «Цепочка»

1. Совершенствовать умение бегать в разных направлениях, издавая звук (жужжание пчелы)

2. Закрепить умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам.

3. Закрепить умение находить предметы по сходству.

4. Систематизировать знания детей о среде обитания животных жарких и холодных стран.

5. Закрепить знания детей о том, кто из птиц как подает голос.

6. Развивать логическое мышление детей и умение ориентироваться в словесном материале природоведческого содержания.

Апрель

  1. «Дед Мазай и зайцы» (подвижная).

  2. Аптека «Айболита».

  3. «Что загадали».

  4. «Загадки – описания»

  5. «Назови ласково»

  6. «Звуки»

  1. Учить детей заботиться о животных, на примере литературного героя,

воспитывать желание помогать беззащитным.

  1. Продолжать формировать представления о лекарственных растениях.

  2. Закрепить умение выделять основные характерные признаки времен года, Активизировать словарь детей.

  3. Упражнять детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами. Развивать внимание.

  4. Совершенствовать умение образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно- ласкательным суффиксам

  5. Развивать умение слышать природу (проводится на участке детского сада).

Май

  1. «Кукушка» (подвижная)

  2. «Цветы»

  3. «Загадывание желаний»

  4. С/р игра « Спасаем лес от мусора»

  5. «Что общего и чем отличаются»

  6. «Что с чем связано»

  1. Познакомить детей с необычным способом выкармливания птенцов.

  2. Закрепить знания детей о цветах (садовых, лесных).

  3. Помочь выразить свою индивидуальность, высказывая самые заветные мечты, учить соизмерять свои действия с окружающей природой. Закрепить знания экологической заповеди «Не навреди»

  4. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом. Развитие связной речи.

  5. Развивать умение сравнивать растения, устанавливать сходство и различия. Развивать память и внимание

  6. Формировать умение находить связи между предметами в живой природе, делать правильные умозаключения.