Развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий


Автор: Оксана Васильевна Ляскина
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 29»
Должность: воспитатель


Игра – основное и любимое занятие детей. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит именно игре – важнейшему виду детской деятельности.

Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Все известные педагоги и ученые использовали игры и подчеркивали их огромную значимость в воспитании и обучении детей. Это Л.А. Венгер, А.И. Сорокина, А.П. Усова и многие другие.

Советский педагог, писатель и публицист В.А Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игра – эта искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Материал по формированию экологических представлений лучше усваивается детьми, если он преподнесен в игровой форме, поэтому занятия провожу в форме игры, или как часть образовательной деятельности.

Используя игровые технологии по формированию экологических представлений, я решаю ряд задач:

  • Знакомство с многообразием живых организмов и среды их обитания;

  • Формирование представлений о взаимосвязях в природе;

  • Знакомство с сезонными изменениями в живой и неживой природе;

  • Формирование у дошкольников практических навыков и умений разнообразной деятельности в природе.

Таким образом, любая игра является эффективным средством развития экологических представлений у детей дошкольного возраста. Но только в том случае, если ее использовали в занимательной, увлекательной форме. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, тогда и развитие идет более успешно и интенсивно.

По данной проблеме я подобрала методическую литературу:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

  2. Закон РФ «Об образовании в РФ».

  3. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: пособие для спец. по дошк. воспитанию. М.:, 2018.

  4. Булатова Т.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий, используемых в проектной деятельности учащихся // Наука и перспективы. 2015.

  5. Гринько М.Н., Михеева Е.В., Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Готовность педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры дошкольников // Современные проблемы науки и образования. 2015.

  6. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2017.

  7. Кустова Е.А. Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2016 № 3.

  8. Природа и Я: Парциальная образовательная программа, автор-составитель В.Ф. Купецкова, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2017.

  9. Николаева С.Н. Юный эколог. – М.; Мозаика – Синтез, 2016.

В своей работе использую следующие методы и приемы:

  • наблюдения за окружающей природой, чтение литературы, знакомство с фольклором, просмотр телепередач и т.д. на экологические темы;

  • озеленение групповых участков в летний период;

  • фенологические наблюдения за живыми объектами;

  • поделки из природного материала;

  • дидактические, сюжетно-ролевые и творческие сюжетные игры, занятия, праздники на экологические темы.

Таким образом, играя с детьми, я способствую развитию у них представлений о многообразии растительного и животного мира, формированию ценностных ориентации, восприятию себя как части природы, осознанию взаимосвязи человека и природы; открытию ценности общении с природой.

Приоритет отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей. Средствами формирования эмоционально позитивного опыта общения с природой выступают: экспериментирование, наблюдение, моделирование, игра, художественно-эстетические виды деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование.

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы образования подрастающего поколения, в том числе и дошкольников.

Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней.

С самого раннего возраста внимание детей привлекают разнообразные природные явления. Пытливые вопросы детей о природе и природных явлениях заставляют взрослых постоянно разъяснять непонятное, рассказывать о причинах, вызвавших то или иное явление.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация тематических бесед, наблюдений развивают у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под наблюдением взрослого, ребенок обогащает свои знания, чувства у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.

Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

Успешное формирование экологического развития у детей возможно в условиях целенаправленного педагогического процесса, в основе которого лежат следующие принципы. Перечислим их:

Принцип научности, системности, гуманизации, единства, интеграции, целостности, регионализма и преемственности.

Важным и тесно связанным с вышеназванными является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста;

Все принципы воспитания и обучения осуществляются в единстве.

Очень велико значение игры с экологическим уклоном для умственного развития детей.

Игра – многофункциональное средство обучения, стимулирующее высокий уровень мотивации, интереса, эмоциональной включенности и способное обеспечить целостное развитие личности ребенка, одновременно воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы.

В игре ребенку представляется возможность решать множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Большим потенциалом обладает игра, которая выполняет мотивационно — стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитательную, коммуникативную и другие функции.

Действуя в условиях свободного выбора, ребенок мобилизует свой энергетический потенциал, реализует потребности в активной поисковой и преобразующей творческой деятельности.

В процессе игры у ребенка формируются основы гуманного отношения к окружающему миру, поскольку межличностные отношения в игре строятся на началах равноправия и сотрудничества независимо от игровой ситуации.

В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.

К играм экологического содержания предъявляются следующие требования:

  • Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. (Игры по возрастам.)

  • Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

  • Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

  • Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. (Игры по сезонам).

Актуальность данной темы, я считаю, обусловлена тем, что ребенок-дошкольник – это исследователь. Его интересуют не столько названия предметов и явлений, кто это и что это. Его интересуют множество «почему?»: почему заяц зимой белый, а летом серый? Почему трава зеленая? Зачем жирафу пятна, а тигру полоски? Почему крапива жжется? и т.п. Множество «почему?», на которые дошкольник стремится и должен получить ответ. Но не в готовом виде. Иначе ребенок теряет интерес ко всему окружающему. Об этом следует задуматься воспитателю, вовлекая ребенка в ту или иную активную деятельность с целенаправленным поиском ответов.

И еще один момент определенные затруднения связаны с новыми СанПиНами, которые ограничивают возможности контактов дошкольников с живой природой. Традиционно детские сады имели хорошо озелененные территории, что способствовало не только ознакомлению детей с природой, но и укреплению их здоровья. Сейчас наблюдается другая тенденция. Экологическое образование детей невозможно без их общения с миром природы. Объединение детских садов со школами, с одной стороны, способствует преемственности в реализации непрерывного экообразования, а с другой – руководство детсадов не всегда осознает возможности дошкольных учреждений в этой сфере.

Однако если сравнивать современную ситуацию в целом по стране с предыдущими годами, то придётся констатировать, что в настоящее время экологическому образованию уделяется меньше внимания, чем раньше.

Еще лет двадцать пять назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны.

Так как игра – это ведущий вид деятельности дошкольного возраста, в свою работу я включила игровые технологии по развитию экологических представлений.

Благодаря играм по экологическому развитию решаются задачи:

  • в области интеллектуального, духовно-нравственного развития детей, а именно формирует сочувственное отношение к окружающему миру.

  • в передаче первоначальных знаний об окружающей среде, ее значении для человека;

  • в воспитании любви к природе, необходимости ее охраны;

  • в поддержании эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств.

Все вышеизложенное убедило меня в необходимости включения в развитие экологических представлений игровых технологий для опыта работы, что послужило выбором темы: «Развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий».

Отличительной особенностью игровых технологий является то, что игры основаны на осознание ребенком своей деятельности. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарный запас, способствуют умению играть вместе.

Игры позволяют детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают положительное эмоциональное отношение к природе. Дидактические игры проводятся с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняясь с учетом возраста детей. Усложнение идет за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий.

Исследуя методическую литературу по игровым технологиям, я пришла к выводу, что нельзя обойтись без дидактических пособий. Они помогают ребенку уточнить, закрепить, расширить имеющиеся представления о предметах и явлениях природы. К дидактическим пособиям по развитии экологических представлений относятся игры, содержание которых позволяет ребенку установить существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями природы («Лисы и зайцы», «Что сначала, что потом?»); средой обитания и особенностями питания («У кого какие зубы?», «Накорми животных»); между средой обитания и поведением животных («Угадай, какой я зверь», «Где я живу – не скажу, отгадай, я покажу»); экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям определенной среды («Хищные насекомые», «Загадочная тропинка», «Чей след?»), и мн. др.

Цель моего опыта – формирование у детей экологических представлений, используя игровые технологии.

Цель реализует следующие задачи:

формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; – формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

В процессе формирования экологических представлений использую разнообразные формы и методы, включая региональный компонент: это цикл наблюдений за растениями и животными, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей; экологические занятия, спортивно-экологические праздники, инсценировки, театрализованные представления.

В ходе использования данных форм и методов у детей появляется интерес к условиям жизни растений и животных, желание участвовать в различных акциях, эмоционально реагировать на красоту природы, обретая практические навыки формирования экологической культуры.

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов, является предметно – развивающая среда. В современных педагогических концепциях она выступает как важный компонент дошкольного образования.

Предметно-развивающая среда в ДОУ должна способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного. Любая ПРС состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль.

Создавая экологическую развивающую среду группы, я учитывала особенности детей: уровень их развития, интересы, склонности, способности.

Предметно-развивающая среда включает в себя:

  • Экспериментальные уголки;

  • Комнатные растения;

  • Дидактические игры;

  • Наглядно-дидактические пособия;

  • Модели («Признаки живой природы», «Дикие животные»);

  • Коллекции семян, камней, ракушек;

  • Природный материал;

  • Аудиозаписи со звуками природы и т. д.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Еще он способствует формированию трудовых навыков.

Мною была составлена картотека игр по формированию экологических представлений, в которые входят игры на внимание, на развитие логического мышления, памяти.

Большая ценность экологических игр, в процессе обучения состоит в том, что они создаются в обучающихся целях, служат развитию и воспитанию детей.

Благодаря использованию экологических игр можно добиться более прочных знаний, умений и навыков.

Использование игр на занятиях, в индивидуальной работе, в свободное время, способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. В коллективных играх формируются качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих друзей, сдерживать свои желания, эмоции, у них развивается чувство ответственности.

В своей практике применяю игры с предметами, здесь мы используем как игрушки, так и реальные предметы. Дети очень любят играть с мелкими игрушками из серии: «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Морские животные». Экологическая игра-сказка «Фрукты, овощи» настолько запала детям в душу, что они играли дома с родителями. Играем в «Птичий двор», «Кто живёт в пруду». В игре «Кто с человеком живёт, что человеку даёт» дети строят макет двора с использованием настольного конструктора, а потом отбирают из предложенных мной фигурок только домашних животных, называют их, описывают, чем они полезны и помещают в соответствующие постройки.

Вид игр с природным материалом наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. все это использую в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы – это настольно-печатные, наши любимые игры. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки». Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании: подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

Словесные игры, построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Например игра: «Воздух, земля, вода», я бросаю мяч ребенку и называю объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» «земля» и т. д.

Возможен и другой вариант игры: я называю слово «воздух», ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающее на земле: на слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов. В этой игре с удовольствием участвуют все дети.

Любим играть в игру «Найди ошибку», я показываю игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?». Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные. В вечерний отрезок времени, дети самостоятельно играют в эту игру.

Подвижные экологические игры являются формой экологического образования и воспитания экологической культуры.

Они основаны на развёртывании особой игровой деятельности участников и стимулируют высокий уровень мотивации и интереса к природе; связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.

Такие игры, как соревновательные экологические стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее.

Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также и выполняют практическую деятельность. На прогулке обучающие игры провожу в движении, поскольку для этого есть достаточно места. «Подбеги к дереву, которое я назову», «Кто как двигается», «Найди вокруг себя» — ребятишки с удовольствием включаются в такие игры, получая двойную пользу: для всестороннего и физического развития.

В своей работе я часто использую театрализованные игры. Игры-драматизации, чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок, служат могучим средством в экологическом воспитании детей, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир. Драматизации сказки «Колобок колючий бок», в которой дети выступали в роли «артистов» принесла им ошеломляющий успех. Робкие дети чувствовали себя очень комфортно. Дети показывали сказку на родительском собрании, родители были в восторге.

В сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Детям запомнилась игра «Зоопарк», и они частенько вечерами разворачивали сюжет игры.

В процессе строительных игр с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки) у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности. В основном эти игры я проводила на прогулке. Например: игры с песком и водой всегда проходят у нас с большим удовольствием. Дети любят закапывать в песок какой-нибудь предмет, и искать его потом.

Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практически-исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов.

Лэпбук методическое пособие, которое может быть разработано либо педагогами, либо в совместной деятельности взрослых и детей. Наполняя папку материалом экологического содержания, не следует забывать о возрастном принципе. Мной разработаны лэпбуки по следующим темам «Комнатные растения», «Зимушка-зима», «Веселое, звонкое лето», «В гости к маленьким обитателям планеты».

Сенсорные игры помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть более внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы. Можно назвать такие игры: «Радуга», «Что бывает жёлтым?», «Мягкий, колючий» и др.

С использованием природного материала связаны игры-экспериментирование с разными материалами: игры с водой, льдом, снегом «Очистим воду», «Вырастим кристаллы», «Волшебная соль», «Царство цветных льдинок»; со светом «Пускаем солнечные зайчики»; с резинкой, «Попрыгунчики»; с увеличительными стеклами «Сыщики», «Мир в цветном стекле». На занятии по экологии знакомила детей со свойствами соли и там же проводила демонстрацию опыта «Плавающее яйцо». В одном стакане яйцо утонула, а в другом «плавало». Яйцо тяжелее воды, а тяжелые предметы в воде тонут, но если в воде растворить много соли и опустить туда наше яйцо. Оно будет плавать на поверхности. Дети были изумлены.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Игра – дело серьёзное!

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при сочетании коллективных и индивидуальных форм работы дошкольных учреждений и родителей.

Основная цель этой работы – установление непосредственного контакта с семьями воспитанников, пробуждение сознания родителей и возможность донести до них необходимый уровень знаний и умений, чтобы они, в свою очередь, передали их детям.

Для родителей были проведены консультации «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников», «Использование лэпбуков в экологическом воспитании дошкольников».

Проводились родительские собрания на экологическую тему, где была предложена презентация «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников».

Содержанием экологической работы с родителями является беседа как наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, которая информирует их об основных целях и задачах проблемы. «Книги в семье с экологическим содержанием», «Зеленая аптека» (о комнатных растениях), «Животные – наши друзья», «Помоги зимой пернатым» и т. д.

Рекомендации для родителей представлены в форме наглядных пособий. Наглядные пособия разрабатываем в виде материалов информационного характера экологической направленности и выставляются в групповой комнате как папки-передвижки в течение года. «Очей очарованье», «Пожар это беда леса!», «Первоцветы вестники весны».

Данная тема была рассмотрена на педагогическом совете ДОУ. Для воспитателей проведена консультация на тему «Дидактические игры в экологическом воспитании детей».

Работа по проблеме «Развитие экологических представлений детей дошкольного возраста посредством игровых технологий» по результатам диагностики показывает положительную динамику развития экологических представлений у детей дошкольного возраста. Так, в сравнении с предыдущими годами, вырос уровень усвоения воспитанниками задач по экологическому развитию.