Мастер-класс «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»


Автор: Милушина Валентина Владимировна
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24»
Должность: воспитатель


Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов мнемотехники как способом развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающих эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи мастер-класса:

— дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

— дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников (при заучивании стихотворений, сказок);

— повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

— активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии;

— создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран, мультимедийная презентация, мнемотаблицы, тексты.

Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты стихотворений, рассказа, картинки к сказкам, мнемодорожки пословиц, загадок, фломастеры.

Структура мастер-класса:

  • Мотивационный этап

  • Изложение нового материала

  • Закрепление нового материала

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности. Рефлексия

Ход мастер – класса

Педагог: — Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер – класс вы пришли(да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать

Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер – класс.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

Ещё Ушинский писал: «Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.

  • Несформированность грамматического строя речи

  • Нарушение звукопроизношения.

  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

  • Плохая дикция.

Поэтому передо мной, да и перед вами, я думаю, тоже встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

— А как нам этого достичь? Действительно проанализировав нынешнюю ситуацию с недостаточным уровнем речевого развития детей, я взяла за основу мнемотехнику, которая помогает детям хорошо овладевать связной речью.

Сегодня я познакомлю вас с этой техникой и дам возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.

Основная цель образовательной области «Речевое развитие» по ФГОС ДОУ является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Для запоминания падежей русского языка — «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

В геометрии — Биссектриса — это крыса бегает по углам и делит их пополам. Это мнемотехника просто тогда мы не знали, что это так называется.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь «секрет»!

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы — рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

В мнемотаблице можно изображать практически все. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Для младших дошкольников необходимо давать цветные мнемотаблицы, потому что в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко-желтое, травка-зеленая, помидор-красный. В старшем возрасте детям можно давать черно-белые мнемотаблицы.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат-мнемодорожка-мнемотаблица.

Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно

слово, словосочетание или простое предложение. Поэтому, на первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Его применяют в младшем возрасте.

Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Её используют в старшем дошкольном возрасте. Вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать. Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :

— Заучивания стихотворений, потешек, пословиц и поговорок;

— При отгадывании и загадывании загадок;

— При пересказе текстов;

— При составлении описательных рассказов.

А сейчас вашему вниманию я представлю, как использовать мнемотаблицу для заучивания стихотворения.

На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку – символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

Этапы работы над стихотворением:

— Сначала я выразительно читаю стихотворение.

-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.

-Объясняю смысл, значение малознакомых и непонятных слов в доступной для детей форме.

— Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

— Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

— Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

На каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагала готовые план – схемы.

Изображения на мнемотаблице можно располагать: на одной полосе бумаги, на отдельных листах, как карточки, на одном листе, поделив его на несколько частей (как таблица).

Мнемотаблицы могут быть, которые рисует сам педагог (готовая форма); дети совместно с педагогом или дети самостоятельно.

Также мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов, при пересказе сказок, рассказов, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведение в своей речи необходимых выражений.

С помощью мнемотехники я решаю такие задачи:

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к сказке.

Уважаемые коллеги попробуйте отгадать, какая сказка изображена на таблице?

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки – это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадка.

Предлгаю вам попробовать составить и отгадать загадку.

Здесь я решаю следующие задачи:

Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

А сейчас, уважаемые коллеги я приглашаю пройти за столы желающих, за каждый стол по 3 человека

— Я приглашаю к первому столу, и предлагаю вам составить мнемотаблицу для пересказа небольшого рассказа.

— Я приглашаю пройти ко второму столу, вам предлагаю составить мнемотаблицу к стихотворениям.

— Я приглашаю к третьему столу пройти, и предлагаю вам составить мнемотаблицу к русской народной сказке.

О своей готовности вы сообщите, подняв картинку.

Уважаемые коллеги предлагаю вам тоже разделится на 3 команды по несколько человек.

Первой команде я предлагаю составить описательный рассказ о времени года. Второй команде составить загадку по мнемодорожке.

Третьей команде попробовать рассказать пословицы с помощью мнемотаблицы.

О готовности вы сообщите, подняв картинку.

Хочу вас обратить внимание на дидактический материал, изготовленный мною (идет рассказ об изготовленном мною материале).

— Опираясь на свои мнемотаблицы, перескажите рассказ, прочтите стихотворение и расскажите сказку.

Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого к сложному. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлеется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Заключение:

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии

основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений,

составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к дальнейшему обучению.

Рефлексия.

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:

— Я возьму в свою методическую копилку…

— Я ухожу с мастер- класса…

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!