Интегрированные логопедические досуги, развлечения в системе коррекционно-развивающей деятельности дошкольной образовательной организации


Автор: Наталья Викторовна Барулина
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 3»
Должность: учитель-логопед


Без освоения речевой культуры невозможно достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Речевые досуги, праздники и развлечения – одна из активных форм работы с дошкольниками логопедической группы. Праздник – это важная часть жизни ребенка – это радостное событие, которое позволяет встрепенуться, отвлечься от будней, раскрыть свой творческий потенциал. Развлечения и досуги способствуют формированию стремления общаться друг с другом, быть доброжелательными, активными, развивают творческие способности, эстетический вкус, любознательность, память, расширяет представления об искусстве, традициях, обычаях.

Для повышения качества работы с дошкольниками по речевому развитию я посчитала целесообразным использование такой формы организации детей, как досуговая деятельность.

Логопедический досуг является результативным взаимодействием участников коррекционно-образовательных отношений; средством развития и коррекции речи детей с ОВЗ; средством развития музыкального восприятия; одним из видов культурных практик; интегрированным подходом к коррекционно-образовательной работе.

Изучив положительные стороны выбранной формы работы с дошкольниками, мною была получена возможность через досуговую деятельность решать задачи речевого развития воспитанников:

— развивать связную речь детей в практической творческой деятельности;

— учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

— развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Я предположила, что в результате систематичного включения речевых досугов и развлечений в практику работы с детьми (прежде всего имеющими речевое недоразвитие), будут

достигнуты следующие результаты:

— закреплено правильное произнесение введенных в связную речь звуков;

— улучшена просодическая сторона речи;

— улучшена моторная ловкость;

— улучшено фонематическое восприятие;

— закреплены полученные знания, умения, навыки.

Интегрированный подход к образовательной деятельности позволяет педагогам сэкономить время для детских прогулок, самостоятельной игры и общения.

Интегрированная деятельность развивает потенциал воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности. Интересная, нестандартная форма проведения образовательной деятельности создает возможности для творчества педагогов.

Интегрированная деятельность – это деятельность, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач.

Преимущества интегрированной образовательной деятельности в ДОУ: интеграция способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников; способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимает перенапряжение; расширяет кругозор; основывается на нахождении новых связей между фактами; эмоционально развивает детей.

На личном опыте убедилась, что интегрированный подход к образовательной деятельности в ДОУ имеет дальнейшие перспективы:

— учебно-воспитательный процесс дошкольного образования становится более интенсивным;

— создаются новые интегрированные программы для дошкольных учреждений;

— создаются интегрированные технологии индивидуального обучения.

Интегрированные досуги, развлечения и праздники, разработанные мной, как учителем-логопедом, проводились во взаимодействии с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-экологом, руководителем театрального кружка.

В результате систематической работы с группой воспитанников в течение трех лет мною отмечена интенсивная положительная динамика в общем развитии детей 4-7 лет, в коррекции речевых нарушений, в воспитании коммуникативных навыков.