Совместная работа учителя-логопеда и педагога-эколога направлена не столько на воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько на включенность в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей, а также на закрепление речевых навыков воспитанников.
Логопедические праздники, досуги и развлечения, дополненные экологическим содержанием, приносят детям переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Место проведения: музыкальный зал ДОУ.
Цель: формирование основ экологической культуры через художественные произведения разных видов искусства (сказка, стихи, танец, песня).
Задачи. Образовательные:
— продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, формировать бережное отношение к природе, используя разные виды деятельности.
Развивающие:
— развивать внимание, память, ритмический слух, общую и мелкую моторику; звуко-буквенный анализ и синтез;
— развивать связную речь;
— развивать интонационную выразительность, развивать умение изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и мимику;
— развивать творческие способности детей;
— развивать эмоциональную отзывчивость и коммуникативные качества ребёнка.
Воспитательные:
— воспитывать нравственные качества: любовь, заботу, внимание, доброту, умение прийти на помощь;
— воспитывать сценические навыки: умение собраться, донести до слушателя все, что было подготовлено предварительно;
— воспитывать самостоятельность, активность, дружеские взаимоотношения между детьми, умение действовать в команде.
Материалы и оборудование: сценарий сказки «Приходи, Весна, скорей!», стихотворение «Журавли» П. Воронько, костюмы для персонажей, весенняя полянка с деревьями, кустарниками, весенними первоцветами (накрытые белой тканью-«снегом»), красные, желтые и оранжевые треугольники-лучики, с написанными на них буквами (март, апрель, май), терем Весны, музыка для развлечения.
Предварительная работа: чтение сказки «Приходи, Весна, скорей!», беседа по содержанию сказки (проводит педагог-эколог), разучивание текста, танцев и песни.
Действующие лица: Ваня, Медведь, Заяц, Весна (девочка), Солнышко (девочка), солнечные Лучики (мальчики), перелетные Птицы (Лебедь, Утка, Журавль, Скворец), Цветы, Берёзка (девочка), Девицы (в народных сарафанах), Молодцы (в косоворотках).
Девица: Надоела всем зима, холода, да злые ветра. Ждут люди весну, не дождутся.
Песня-танец «Весенний хоровод» (автор Насауленко С.). Танцуют Ваня, молодцы и девицы.
Девица: А Весна все спит в своем тереме. Ее Зима заколдовала. Медведь уже из берлоги вылез, зайцы шубы сменили, птицы с юга вернулись, первоцветы из-под снега вот-вот проклюнутся. А Весна все спит. Жил-был Ваня музыкант, решил он своей волшебной игрой разбудить весну и отправился в дорогу. Только вот, где искать Весну, Ваня не знал.
Ваня: Где же слякоть, где же лужи? Зимний ветер, холод, стужа.
На дворе уже апрель. С крыш не капает капель.
В лес отправлюсь поскорей, и узнаю у зверей,
Почему Весна все спит, в гости к нам не поспешит?
(Ваня идет в лес, встречает медведя) — О, медведь! Проснулся, значит!
Медведь, (озирается): Ты не видел зайца, мальчик?
Как я голоден и зол…Ты зачем к нам в лес пришел?
Ваня: Терем я ищу Весны, спит она, и видит сны.
Заяц: Ой-ой-ой, ой-ой-ой, мальчик, спрячь меня, укрой!
В серой шубке я заметный, не пропасть бы…
(прячется за Ваней, дрожит)
Ваня: Зайчик бедный, белый мех сменить спешил, про сугробы позабыл.
Медведь: Вылез из берлоги я, а вокруг еще зима…
Мочи нет, так есть хочу! Вас двоих я проглочу!
Ваня: У меня есть пироги (протягивает), ты не ешь нас, помоги!
Ты добрее, Миша, будь! Проложи в сугробах путь.
Заяц: Может, позовем на помощь солнышко? (зовут)
Солнышко: Я пошлю свои лучи Весне на подмогу.
Растоплю снега и льды, покажу дорогу.
Танец «Солнечный зайчик» (автор Казенин В.). Лучи разбрасывают треугольники с буквами желтого, красного, оранжевого цвета.
Педагог-эколог: Дети, соберите вместе лучики каждого цвета. Какие слова можно выложить из этих букв? Украсьте нашу полянку названиями весенних месяцев.
(Пока дети составляют слова, логопед убирает белую ткань – «сугробы», под сугробами – мусор: банки, бутылки, коробки).
На ковер садятся девочки-цветы.
Ваня: Сколько здесь подснежников! Они, наверное, знают, где искать Весну.
Цветок: Мы болеем, грустно нам, везде мусор, старый хлам.
Указать дорогу сможем, если только нам поможешь.
Ваня: Там, где мусор, разный хлам, не расти весной цветам.
Будут чистыми пригорки, приглашаю на уборку!
Все убирают мусор в пакеты.
Танец «Подснежники».
Цветы: Птицы высоко летают и к Весне дорогу знают.
Стихотворение-диалог П. Воронько «Журавли».
Подснежник: Журавлики-журавли, вы куда свой путь вели?
Где летали?
Журавль: «Мы в чужих небесах, мы в чудесных лесах побывали».
Подснежник: Расскажите, журавли, как на том краю земли
Зимовали.
Журавль: «Мы в далекой стране, по родной стороне тосковали».
Ваня: Здравствуйте, птицы! Нам помогите, в терем Весны путь укажите!
Утка: Ты послушай птичьи трели, подыграй нам на свирели.
С нами петь не позабудь… Вот тогда укажем путь!
«Птичьи частушки»
С юга утицы летят, в родну сторону глядят.
Ай-люли, ай-люли, в родну сторону глядят.
Прилетели журавли, сразу танцевать пошли.
Ай-люли, ай-люли, сразу танцевать пошли.
А пернатые певцы, голосистые скворцы
Ай-люли, ай-люли, громко песни завели.
Лебедушки на лугу, ищут зелену траву.
Ай-люли, ай-люли, ищут зелену траву.
Прославляют все весну и родную сторону.
Ай-люли, ай-люли, краше нет родной земли!
Скворец: А сейчас на юг спешите, и Весну-Красну будите!
Заяц: Заблудились, не дойти… Или сбились мы с пути?
Медведь: Гляньте-ка, стоит березка. Капают с березки слезки.
Ваня: Кто березоньку шатал, веточки все заломал?
Вы березке помогите, лентами перевяжите. (завязывают на сарафане и белом парике березки зеленые бантики)
Березка: Там, где реченька бежит, терем расписной стоит.
Там Весна – Красна живет, терем Лебедь стережет.
Лебедь: Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш! Как сюда вы забрели?
К терему, зачем пришли? Спит Весна, к ней не пущу,
Защипаю, заклюю!
Ваня: Мы пришли будить Весну. Холодно зверям в лесу.
Птицам гнездышек не вить, и птенцов не выводить.
Людям грустно без цветов, без листвы и мотыльков.
Лебедь: Чтоб Весну расколдовать, загадки нужно отгадать.
Загадки (автор неизвестен):
Ой, беда! Ой, беда! Тает снег, кругом вода!
Не обуешь валенки, на снегу…. (проталинки).
Снег в лесу, сугробов много, но слышна синицы трель.
С крыши, прямо на дорогу звонко капает….. (капель).
В самый первый день весны, в самый-самый первый,
На опушке, у сосны распустилась…. (верба).
На реке и треск, и гром – это значит, ледолом.
На реке лёд идёт – это значит, …(ледоход).
Заяц: Спит Весна, не слышит нас, может быть, пуститься в пляс?
Кто Весну так долго ждет, выходите в хоровод.
Подыграет нам свирель, пробудись, Весна, скорей!
Танец-песня «Весну звали» (автор Осошник В.)
Весна, потягиваясь выходит из терема:
Стихи «Я – приамурская Весна…» (автор Барулина Н.В.)
Я – приамурская Весна, девчонка-капризулька.
Чуть встрепенулась ото сна, тотчас капель, сосульки.
Моя улыбка – солнца свет, прекрасней не найдется!
А мой румянец на щеках – багульником зовется.
Нахмурюсь, будет снегопад. А с талою водою,
Заплачу первым я дождем и города умою.
Но с сопок белые ковры не уберу до мая!
Люблю поспать я до поры, ленюсь. Но я не злая!
Вот одуванчиков букет. И с журавлиной стаей,
Я вам тепло весенних дней с приветом посылаю!
Под «Веселую весеннюю песенку» (автор Ермолов А.) дети «преображают» снежную, зимнюю полянку в весеннюю: появляются цветы, зеленая трава, листья на деревьях.