Интегрированное логопедическое развлечение, дополненное экологическим содержанием «Приходи, весна, скорей!»


Автор: Наталья Викторовна Барулина
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 3»
Должность: учитель-логопед


Совместная работа учителя-логопеда и педагога-эколога направлена не столько на воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько на включенность в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей, а также на закрепление речевых навыков воспитанников.

Логопедические праздники, досуги и развлечения, дополненные экологическим содержанием, приносят детям переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Место проведения: музыкальный зал ДОУ.

Цель: формирование основ экологической культуры через художественные произведения разных видов искусства (сказка, стихи, танец, песня).

Задачи. Образовательные:

— продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, формировать бережное отношение к природе, используя разные виды деятельности.

Развивающие:

— развивать внимание, память, ритмический слух, общую и мелкую моторику; звуко-буквенный анализ и синтез;

— развивать связную речь;

— развивать интонационную выразительность, развивать умение изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и мимику;

— развивать творческие способности детей;

— развивать эмоциональную отзывчивость и коммуникативные качества ребёнка.

Воспитательные:

— воспитывать нравственные качества: любовь, заботу, внимание, доброту, умение прийти на помощь;

— воспитывать сценические навыки: умение собраться, донести до слушателя все, что было подготовлено предварительно;

— воспитывать самостоятельность, активность, дружеские взаимоотношения между детьми, умение действовать в команде.

Материалы и оборудование: сценарий сказки «Приходи, Весна, скорей!», стихотворение «Журавли» П. Воронько, костюмы для персонажей, весенняя полянка с деревьями, кустарниками, весенними первоцветами (накрытые белой тканью-«снегом»), красные, желтые и оранжевые треугольники-лучики, с написанными на них буквами (март, апрель, май), терем Весны, музыка для развлечения.

Предварительная работа: чтение сказки «Приходи, Весна, скорей!», беседа по содержанию сказки (проводит педагог-эколог), разучивание текста, танцев и песни.

Действующие лица: Ваня, Медведь, Заяц, Весна (девочка), Солнышко (девочка), солнечные Лучики (мальчики), перелетные Птицы (Лебедь, Утка, Журавль, Скворец), Цветы, Берёзка (девочка), Девицы (в народных сарафанах), Молодцы (в косоворотках).

Девица: Надоела всем зима, холода, да злые ветра. Ждут люди весну, не дождутся.

Песня-танец «Весенний хоровод» (автор Насауленко С.). Танцуют Ваня, молодцы и девицы.

Девица: А Весна все спит в своем тереме. Ее Зима заколдовала. Медведь уже из берлоги вылез, зайцы шубы сменили, птицы с юга вернулись, первоцветы из-под снега вот-вот проклюнутся. А Весна все спит. Жил-был Ваня музыкант, решил он своей волшебной игрой разбудить весну и отправился в дорогу. Только вот, где искать Весну, Ваня не знал.

Ваня: Где же слякоть, где же лужи? Зимний ветер, холод, стужа.

На дворе уже апрель. С крыш не капает капель.

В лес отправлюсь поскорей, и узнаю у зверей,

Почему Весна все спит, в гости к нам не поспешит?

(Ваня идет в лес, встречает медведя) — О, медведь! Проснулся, значит!

Медведь, (озирается): Ты не видел зайца, мальчик?

Как я голоден и зол…Ты зачем к нам в лес пришел?

Ваня: Терем я ищу Весны, спит она, и видит сны.

Заяц: Ой-ой-ой, ой-ой-ой, мальчик, спрячь меня, укрой!

В серой шубке я заметный, не пропасть бы…

(прячется за Ваней, дрожит)

Ваня: Зайчик бедный, белый мех сменить спешил, про сугробы позабыл.

Медведь: Вылез из берлоги я, а вокруг еще зима…

Мочи нет, так есть хочу! Вас двоих я проглочу!

Ваня: У меня есть пироги (протягивает), ты не ешь нас, помоги!

Ты добрее, Миша, будь! Проложи в сугробах путь.

Заяц: Может, позовем на помощь солнышко? (зовут)

Солнышко: Я пошлю свои лучи Весне на подмогу.

Растоплю снега и льды, покажу дорогу.

Танец «Солнечный зайчик» (автор Казенин В.). Лучи разбрасывают треугольники с буквами желтого, красного, оранжевого цвета.

Педагог-эколог: Дети, соберите вместе лучики каждого цвета. Какие слова можно выложить из этих букв? Украсьте нашу полянку названиями весенних месяцев.

(Пока дети составляют слова, логопед убирает белую ткань – «сугробы», под сугробами – мусор: банки, бутылки, коробки).

На ковер садятся девочки-цветы.

Ваня: Сколько здесь подснежников! Они, наверное, знают, где искать Весну.

Цветок: Мы болеем, грустно нам, везде мусор, старый хлам.

Указать дорогу сможем, если только нам поможешь.

Ваня: Там, где мусор, разный хлам, не расти весной цветам.

Будут чистыми пригорки, приглашаю на уборку!

Все убирают мусор в пакеты.

Танец «Подснежники».

Цветы: Птицы высоко летают и к Весне дорогу знают.

Стихотворение-диалог П. Воронько «Журавли».

Подснежник: Журавлики-журавли, вы куда свой путь вели?

Где летали?

Журавль: «Мы в чужих небесах, мы в чудесных лесах побывали».

Подснежник: Расскажите, журавли, как на том краю земли

Зимовали.

Журавль: «Мы в далекой стране, по родной стороне тосковали».

Ваня: Здравствуйте, птицы! Нам помогите, в терем Весны путь укажите!

Утка: Ты послушай птичьи трели, подыграй нам на свирели.

С нами петь не позабудь… Вот тогда укажем путь!

«Птичьи частушки»

С юга утицы летят, в родну сторону глядят.

Ай-люли, ай-люли, в родну сторону глядят.

Прилетели журавли, сразу танцевать пошли.

Ай-люли, ай-люли, сразу танцевать пошли.

А пернатые певцы, голосистые скворцы

Ай-люли, ай-люли, громко песни завели.

Лебедушки на лугу, ищут зелену траву.

Ай-люли, ай-люли, ищут зелену траву.

Прославляют все весну и родную сторону.

Ай-люли, ай-люли, краше нет родной земли!

Скворец: А сейчас на юг спешите, и Весну-Красну будите!

Заяц: Заблудились, не дойти… Или сбились мы с пути?

Медведь: Гляньте-ка, стоит березка. Капают с березки слезки.

Ваня: Кто березоньку шатал, веточки все заломал?

Вы березке помогите, лентами перевяжите. (завязывают на сарафане и белом парике березки зеленые бантики)

Березка: Там, где реченька бежит, терем расписной стоит.

Там Весна – Красна живет, терем Лебедь стережет.

Лебедь: Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш! Как сюда вы забрели?

К терему, зачем пришли? Спит Весна, к ней не пущу,

Защипаю, заклюю!

Ваня: Мы пришли будить Весну. Холодно зверям в лесу.

Птицам гнездышек не вить, и птенцов не выводить.

Людям грустно без цветов, без листвы и мотыльков.

Лебедь: Чтоб Весну расколдовать, загадки нужно отгадать.

Загадки (автор неизвестен):

Ой, беда! Ой, беда! Тает снег, кругом вода!

Не обуешь валенки, на снегу…. (проталинки).

Снег в лесу, сугробов много, но слышна синицы трель.

С крыши, прямо на дорогу звонко капает….. (капель).

В самый первый день весны, в самый-самый первый,

На опушке, у сосны распустилась…. (верба).

На реке и треск, и гром – это значит, ледолом.

На реке лёд идёт – это значит, …(ледоход).

Заяц: Спит Весна, не слышит нас, может быть, пуститься в пляс?

Кто Весну так долго ждет, выходите в хоровод.

Подыграет нам свирель, пробудись, Весна, скорей!

Танец-песня «Весну звали» (автор Осошник В.)

Весна, потягиваясь выходит из терема:

Стихи «Я – приамурская Весна…» (автор Барулина Н.В.)

Я – приамурская Весна, девчонка-капризулька.

Чуть встрепенулась ото сна, тотчас капель, сосульки.

Моя улыбка – солнца свет, прекрасней не найдется!

А мой румянец на щеках – багульником зовется.

Нахмурюсь, будет снегопад. А с талою водою,

Заплачу первым я дождем и города умою.

Но с сопок белые ковры не уберу до мая!

Люблю поспать я до поры, ленюсь. Но я не злая!

Вот одуванчиков букет. И с журавлиной стаей,

Я вам тепло весенних дней с приветом посылаю!

Под «Веселую весеннюю песенку» (автор Ермолов А.) дети «преображают» снежную, зимнюю полянку в весеннюю: появляются цветы, зеленая трава, листья на деревьях.