Содержимое
Методика подготовки дошкольника к обучению грамоте
В соответствии с ФОП ДО у воспитателей групп общеразвивающей направленности для детей с трех до семи лет появилось новое направление работы: формирование навыков звукового анализа и подготовка к обучению грамоте.
Сам ФОП ДО гласит, что обучение грамоте — это прямая обязанность школы, но детский сад должен провести определенную работу по подготовке детей к школе.
Нужно ли учить детей читать до школы и при каких условиях можно начинать обучение механизму чтения до школы? Какие психофизиологические процессы должны быть сформированы у ребенка, чтобы он смог научиться читать и полюбил читать?
В соответствии с ФОП дошкольного образования задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Предпосылки к обучению грамоте:
- физиологические (уровень созревания головного мозга, мелкой моторики пальцев рук и кисти);
- психологические (уровень сформированности психических процессов, в том числе и устной речи);
- педагогические (степень педагогически грамотного содействия психоречевому развитию ребенка).
- внимание к звучанию слова;
- внимание к значению слова;
- восприятие на слух понимание фольклорных и художественных текстов,
- умение выразить свои мысли
- умение передать содержание прослушанного текста
- овладение действием звукового анализа
- моделирование звукового состава слова как основа плавного перехода наглядно-образного к абстрактному мышлению
- формированность предпосылок учебной деятельности
Составляющие готовности к обучению грамоте:
- достаточный уровень интеллектуального и общеречевого развития, представлений о явлениях языка и речи;
- развитый речевой слух и фонематическое восприятие (профилактика дисграфии и дислексии);
- правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков);
- выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер, чувство ритма.
Главным в работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, т.к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Дети учатся:
- узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец слова);
- проводить анализ артикуляции звуков (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);
- устанавливать последовательность звуков в словах.
Воспитатель должен соблюдать единые условные обозначения при работе со звуками (гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные — зелёным).
Буква (зрительный образ или знак звука) вводится после звука (буква демонстрируется в виде заглавной и строчной в печатном виде, в черном цвете). Далее проводиться работа по закреплению образа буквы (зашумленные буквы, разного шрифта, величины, их можно раскрасить, заштриховать, вылепить, сконструировать и т.д.).
Понятие предложения дается тоже через зрительный образ — схемы (длинная полоска бумаги предложение, короткие полоски — слова).
Этапы обучения грамоте:
1 этап – добуквенный (подготовка к обучению грамоте): работа со звуками, слогами, словами, предложениями.
2 этап – гласные звуки и буквы (6 звуков и букв, обозначающие гласные звуки).
3 этап – согласные звуки и буквы (15 согласных, которые могут быть твердыми и мягкими, 3 только твердые: ш-ж-ц,
3- только мягкие: ч-щ-й. (+ 4 йотированных гласных), буквы ь, ъ знак, формирование механизма чтения.
Этапы работы по обучению грамоте.
Подготовительный этап. Знакомство с неречевыми звуками. Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие «звук». Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
Знакомство с гласными звуками.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик?
Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный
(используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Вводя малыша в мир чтения, мы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное. Главное — Слышать слово, состоящее из звуков!!!
Аналитико-синтетический звуковой метод, предложенный Ушинским, является одним из лучших методов обучения детей грамоте. А для логопедов — единственным, так как формирование фонетико-фонематической стороны речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей — одно из важнейших направлений работы логопеда. Организуя работу по обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить главное: учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.
Младший дошкольный возраст
Что же можно посоветовать педагогам на начальном этапе обучения грамоте? Прежде всего занятия с детьми 3–4 лет не должны быть обременительными: малыши охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, помочь в чем-то, если взрослый выступает как партнер по игре. Не стоит сообщать детям истинные цели занятий: будем учиться произносить звуки, различать их, читать, писать и т. д. Хорошо бы подключить к занятиям любимые детьми игрушки, персонажей знакомых сказок, «одушевляя» и наделяя их соответствующими ролями. Надо помнить, что маленькие дети охотнее делают что-либо сообща, в небольших группах, в общении со взрослыми на равных. В таких условиях узнаваемое новое становится прочным знанием, ребенок его присваивает и может им оперировать, то есть переносить в другие условия.
Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.
Знакомим детей со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. В ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др).
В играх на звукоподражание возможны следующие вопросы: «Кто так говорит: и-го-го (лошадка), пи-пи-пи (мышонок), мяу-мяу (котенок), ав-ав- ав (собака), му-у-у (корова), у-у-у (волк), кар-кар (ворона), ме-ме (коза)!..» Конечно же, дети все это знают, но очень важно, чтобы малыши научились брать роль ведущего на себя и подражать животным. В этом случае они стараются громко и четко произносить необходимые звукосочетания. Таким образом дети учатся правильно произносить гласные звуки, хорошо открывать рот и «пропевать», протягивать их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.
Все упражнения проводятся в игровой форме.
Игры на развитие слухового внимания и речевого слуха: «Где раздается звук?», «Угадай по звуку», «Что ты слышишь», «Жмурки», «Тихо – громко», «Шумовые коробочки», «Кто сказал сначала», «Быстро – медленно», «Длинный – короткий», «Поймай звук в ладошки», «Кто кричал» (звукоподражание
животным), «Угадай, какой звук первый» (с 4 ех лет обучаем выделять начальный гласный звук).
Игры на развитие слуховой памяти: «Посмотри и запомни», «Что я не назвала», «Кидай и слушай», «Возьми свои картинки» и т.д.
Вот мы и сделали первый шаг в подготовке детей к обучению грамоте – они научились громко, четко и протяжно произносить гласные звуки русского языка.
Их всего шесть: а, о, у, ы, и, э (не путать с гласными буквами, которых десять). Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.
Средний дошкольный возраст
Дети пятого года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи. Второй шаг в процессе обучения малышей 4–5 лет связан с переключением их внимания на звуковую сторону речи. До этого речь выступала в своей основной коммуникативной роли как средство общения. Например, если спросить ребенка,
какое слово больше: слон (лев, тигр) или мышонок (лягушонок, котенок), то можно получить ответ, соответствующий образному восприятию ребенка. Он скажет, что слово мышонок, конечно же, меньше слова слон, так как звуковая оболочка слова не выступает для него материально, ее никак нельзя обследовать, взять в руки и пощупать. Сказанное слово быстро ускользает, а образ, привычный ребенку, остается. Итак, выявляется еще одна особенность развития детей – образное восприятие. Это также необходимо учитывать в ходе работы. Дошкольники учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Сначала детей знакомят со звучащим словом, стараясь идентифицировать его с определенным образом предмета.
Дети узнают, что одно и то же слово можно произнести громко и тихо, подобрать слова-«друзья» (мишка – шишка, свечка – печка, ком – бом, т. п.), что слова могут звучать похоже и различно.
Дети узнают, что слова отличаются по протяженности (короткие и длинные), знакомятся со слоговым делением слов на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется).
Делят слова на части (кусочки), отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико- слоговую структуру.
Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие,). При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения.
Параллельно проводится работа по различению на слух твердых и мягких согласных звуков, объяснив дошкольникам, что есть звуки-братцы: старший и младший. При этом термины «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук» не употребляются. Дети различают звуки (братцев) акустически (на слух). Главное правило: звуки нужно называть так, как они звучат в словах. Это значит, что в слове рак первый звук р, а в слове рис– рь , в слове лак – л, а в слове лес – ль и т. д.
Ребята легко устанавливают, что «большой мотор» звучит твердо (р-р-р), а «маленький» – мягко (рь-рь-рь), «большой комар» поет– з-з-з, а «маленький»— зь-зь-зь и т. п.
Детей учат определять первый звук в слове, что по сути является началом звукового анализа. Само по себе действие выделения первого звука в слове достаточно конкретно и доступно ребенку четырех лет. Пока детям непонятно, что такое звук в середине и в конце слова. При необходимости лучше употреблять термин «последний звук». Напомним, что на данном этапе мы говорим так, как слышим, то есть на конце слова нож произносим звук ш , а в слове арбуз– звук с. Придет время, и дети узнают все премудрости орфографии.
Старший дошкольный возраст
В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами),следует научить детей устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку.
Вводится термин «слог». Дети продолжают интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенный звук, вычленять первый звук в слове.
Параллельно детей знакомят со смыслоразличительной функцией звука: объясняют, что некоторые слова отличаются друг от друга лишь одним звуком (дом – сом, врачи – грачи, раки – маки, лев – лес, лук – жук и т. п.). При этом слова даются в стихотворном контексте, поэтому детям несложно догадаться, какой звук «хитрит».
Например: На пожелтевшую траву Роняет лев (лес) свою листву. А. Шибаев
Цель следующего этапа работы — познакомить детей с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, научить различать их. Переходить к этому этапу можно только после того, как дети научатся разбирать слова, состоящие из трех звуков (мак, дом, дым, лук, лес, кит, шар, мяч, кот, тир, мел, сук, сыр и т. п) . Занятия следует продолжать до тех пор, пока дети не научатся легко разбирать слова. При этом упражнения должны проводиться с опорой на картинки.
Вводятся термины «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.
Продолжается работа по формированию графических умений (готовим руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети
цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.
Подготовительная группа
В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.
В связи с этим программа для подготовительной группы включает три направления: развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму.
Развитие способности ориентироваться в звуковой стороне речи. Дети шести лет, владея умением выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперируют условно- символическими моделями: составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей,
подбирают к различным звуковым моделям соответствующие слова (состоящие из трех, четырех и пяти звуков).
В этом возрасте детей учат делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Таким образом, дети овладевают анализом предложений, состоящих из 3–5 слов.
Ознакомление детей со знаковой системой языка. Детей 6–7 лет знакомят с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем обучают послоговому и слитному способам чтения, учат составлять слова и предложения из букв азбуки и т. д.
Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.
- Опознание буквы в ее связи со звуком
- Слияние нескольких букв в слог.
- Слияние нескольких слогов в слово.
- Объединение нескольких слов в законченную фразу.
- ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика
- обучение следует проводить с использованием игровых методик
- обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне
- процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков.
- В основе обучения грамоте детей с нарушениями речи лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза.
- !!!! Очень важно воспитателям не смешивать в своей речи и речи детей понятия «Звук» и «Буква». С самого начала обучения дети имеют дело со звуками речи.
Дошкольники часто путают названия букв ( дэ, ша, вэ и т. д.) со звуками. Эта путаница будет им
мешать при обучении в школе. Для того чтобы подобного не случилось, воспитатель должен сам твердо усвоить, когда речь идет о звуках, а когда о буквах. Звуки мы слышим и произносим, ощущаем их
на слух и речевыми органами (губами, языком и т. д.). Буквы видим, пишем, раскрашиваем, вырезаем, ощущаем руками и т. д.
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ:
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что
гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты). В русском языке 6 гласных звуков: А,О, У, Ы, Э, И.
Согласные звуки — это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-…). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных
твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких — зеленого (зеленые кружочки или квадратики).
- Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, …] — в словах звучат сердито (твердо).
- Согласные мягкие звуки [ПЬ-П’, БЬ-Б’, ТЬ-Т’, ДЬ-Д’, МЬ- М’…] — в словах звучат ласково (мягко).
- Звуки [Ш, Ж, Ц] — всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
- Звуки [Ч, Щ, Й] — всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).
- В русском языке 10 гласных букв (А,О,У,Э,Ы,И, Я, Е, Ё, Ю).
- В русском языке 21 согласная буква (Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ). И еще 2 особенные буквы – это Ь и Ъ.
КАКИЕ СЛОВА НЕ ДАЁМ ДОШКОЛЬНИКАМ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
1. С йотированными гласными Е, Ё ,Ю, Я. В начале слова они составляют 2 звука: Й+А, Й+О и пр. (ЯМА, ЁЛКА); после согласной – звучат как нейотированные, смягчая предыдущую согласную (МЁД, НЯНЯ, ЛЮК).
2. С безударной гласной О (КОРОВА, ОГУРЕЦ, МОЛОКО).
3. С безударным гласным Э. Он в безударной позиции тподвергается редукции и становится близким к звуку И. (ЭТАЖЕРКА, ЭКСКАВАТОР). К тому же слов, где Э пишется так же, как произносится, не более 10 (Эмма, Элла, Эдик, эхо, мэр, пэр, сэр, дуэт, силуэт, эму). Такого количества сложных по значению слов
недостаточно для обобщенного представления о звуке!
4. С аффрикатами Ч, Ц, так как они сами являются составными (ЧЬ=ТЬ+Щ, Ц=Т+С)
5. Со звонкими согласными Б, В, Д, Г, З, Ж в конце слова и перед глухой согласной, так как они оглушаются (ЮБКА, ГОД, НОЖ, НИЗКО, ВСЕ, ПОДСТАВКА) .
6. С непроизносимыми согласными ГРУСТНЫЙ, СЕРДЦЕ, ПРАЗДНИК.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Восприятие и воспроизведение ритма (послушай внимательно
и простучи
так же как я):
_ _ . . _ _
. . _ _ _ _
_ . . . _ _
2. Развитие восприятия пространственных представлений,
наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
А) Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу.
Б) Ориентировка в схеме собственного тела: показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо.
В) Когда дети выстраиваются в колонну, спрашивать у детей с речевыми нарушениями «Кто где стоит?».(Между кем стоит Вася? Перед кем стоит Катя? За кем стоит Миша? После кого стоит Поля?). Требуем от детей полного ответа: Вася стоит между Сашей и Юрой и т.п.
3. Обогащение словаря ребенка.
А) Игра «Я знаю 5 названий»: назвать по 4—5 имен существительных по предложенным воспитателем темам: мебель, овощи, фрукты, птицы, ягоды, насекомые, животные жарких стран, животные Севера, транспорт.
Б) Подобрать антонимы (слова «наоборот»):
Друг __________ добро _______________
Горе _________ горячий _____________
Легкий _______ длинный_____________
Давать ________ поднимать____________
В) Подобрать слова – действия: ворона каркает.
А как подает голос кукушка? (Кукует)
А как подает голос волк? (Воет)
А как подает голос лошадь? (Ржет)
А как подает голос овца? (Блеет)
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)
А что делает продавец? (Продает)
А что делает маляр? (Красит)
А что делает швея? (Шьет)
4. Развитие грамматического строя речи
А) Игра «Один – Много» (употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа)
Глаз — глаза (Лист, Стул, Дерево, Пень, Воробей ).
Б) Употребление числительных 2 и 5 с существительными (2 стола – 5 столов)
В) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Палец — пальчик, Крыльцо — крылечко.
Г) Образование названий детенышей животных:
У медведицы – медвежонок, У бобрихи — бобренок, у коровы — телёнок, у собаки – щенок.
Д) Образование относительных прилагательных:
Стол из дерева (какой?) — деревянный __________
Аквариум из стекла (какой?) _____
Крыша из соломы (какая?) ______
Стена из кирпича (какая?)__________
Шапка из меха (какая?)_____
Носки из шерсти (какие?) ________
Сапоги из резины (какие?)_______
Крепость из снега (какая?) ________
Лопатка из металла (какая?)__
Сок из яблок (какой?)
Е) Образование притяжательных прилагательных:
Очки бабушки (чьи?) — бабушкины_____
Туфли мамы (чьи?)_____
Усы кошки (чьи?)_____
Хвост лисы (чей?)____
Берлога медведя (чья?)___
Гребень петуха (чей?)_________
5. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
ба-па _________ па-ба__________
га-ка__________ ка-га__________
да-та__________ та-да__________
ма-ба__________ ба-ма__________
ва-ка__________ ка-ва__________
ня-на__________ на-ня__________
ба-па-ба________ па-ба-па________
да-та-да________ та-да-та________
га-ка-га_________ ка-га-ка________
за-са-за_________ са-за-са________
та-тя-та_________ тя-та-тя________
Сценарий непосредственно образовательной деятельности «День рождения совы»