Задачи:
Образовательные:
Учить дифференцировать звуки[В-В’].
Продолжать упражнять в составлении предложений.
Познакомить с буквой «В», ее графическим изображением; формировать навык чтения прямых слогов.
Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие, звуковой и слоговой анализслов.
Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
Формировать доброжелательное отношение к друзьям, умение работать парами.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Дети заходят
Ты шагай, ты шагай, своей дорогой не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.
Поздоровайся ладошкой, поздоровайся и ножкой,
Плечиком и локотком,и конечно язычком. — Здравствуйте!
Ты шагай, ты шагай, своей дорогой не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.
Поздоровайся головкой, как ты делаешь все ловко.
Пальчиком и кулачком, и конечно язычком. — Доброе утро!
II. Основная часть.
— Ребята сегодня к нам в гости придёт герой мультфильма, а кто, вы узнаете, отгадав загадку:
Мишка решил стать похожим на тучку: с шариком мишки, ну, очень летучи.
Мёда отведать толстяк захотел, только он пчёл обмануть не сумел.
Как его звали? Считаю до двух… Это весёлый медведь…. (Винни Пух)
— Винни Пух отправиться сегодня в гости, посмотрите на экран (демонстрируется фрагмент из мультфильма Винни Пух)
— К кому отправится в гости Винни Пух? (к сове)
— Вы помните, что Винни — Пух любил различные дразнилки, сопелки?! Так вот. Решил он Сове на День рождения сочинить дразнилки — чистоговорки. И вот что у него получилось.
Логопед бросает мяч, ребёнок проговаривает за ним чистоговорку.
Ва — ва — ва — в лесу живёт сова.
Ва — ва — ва — вот летит сова.
Вы — вы — вы — День рожденье у совы.
Вы — вы — вы — несу подарок для совы.
Ву–ву-вупоздравлю я сову.
Ве — ве — ве — васильков нарву сове.
Ве — ве — ве — споём мы песенку сове.
Ва – ва – ва будет радостной сова.
— Молодцы ребята!
— Сегодня вместе с Винни Пухом мы будем учиться различать звуки [в – в‘].
II. Изолированное произношение звуков «В – В’» уточнение артикуляции, характеристика звуков.
— Посмотрите друг на друга и произнесите звук[В] (уточнение положения органов артикуляции).
— В каком положении находятся губы и зубы? (нижняя губа касается передних верхних зубов, верхняя губа поднята)
— Дайте характеристику звукам [В –В’](по схеме)
Звук [В] — какой он? Согласный, звонкий, твёрдый.
Звук [В’]– какой он? Согласный, звонкий, мягкий.
— Правильно дали характеристику звукам, молодцы!
— Каким цветом обозначаем на схеме звук [В] твёрдый? (синим)
— Каким цветом обозначаем на схеме звук [В’] мягкий? (зелёным)
III.Д/и «Тропинка»
Сядьте тихо и неслышно, будем мы сейчас трудиться.
— Винни Пух собрался идти к сове через лес по тропинке (камушки марблс).
— Давайте выложим Винни-Пуху тропинку, если вы услышите в слоге или слове твёрдый звук [В], то тропинка будет из синего камня, а если мягкий звук [В], то из зелёного. Работать будем парами
Ва, ве,ви, варежки, веник, вата, Варя, веер, самовар.
— Вот мы и дошли до домика Совы.
IV.Д/и «Новое слово»
— А здесь нас кто-то уже поджидает. Что такое не везёт?
Потерял я где-то хвост! Так бы и бродил в печали,
Если б только не узнали о беде моей друзья.
Отгадайте, — кто же я? (Ослик Иа)
— Ослик хочет с нами поиграть, замените в слове первый звук на звук «В» и получите новое слово (игра с мячом).
Щенок, грач, пышка, корона, метка, дождь, полк.
V.Физминутка(су-джок).
— Пока Винни Пух и ослик Иа играли, то к ним незаметно подполз ежик.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
VI.Д/и «Помоги Пятачку»
— Поздравить сову ещё кто-то пришёл, послушайте внимательно.
— Звать медведя Вини-Пух.
Кто мишутки лучший друг?
Не петух и не бычок,
А весёлый …(Пятачок)
— Пятачок ребята принёс сове на день рождение много шариков, но вот незадача, были они не яркие, давайте поможем ему их раскрасить (на магнитной доске нарисованы шарики, дети закрашивают их маркерами синего, зелёного, красного цвета, делая звуковой анализ слов: Ваза, ива, киви).
VII. Д/и «Расставь подарки»
— Но вот, все друзья в сборе, можно идти к Сове.
— Сове подарили очень много подарков. Давайте расставим их аккуратно на полочки, чтобы был порядок. Подарки будем расставлять в зависимости от количества слогов. Если в слове один слог — подарок ставим на первую полочку, два слога — на вторую, три слога – на третью полочку
Ваза, вилка, тыква, варенье, варежки, весы, самовар, дверь.
VIII. Д/и «Необычные часы»
— А у совы дома есть необычные часы
— Найдите картинки, в названии которых есть звуки [В-В’], соедините стрелочкой с любой картинкой, составьте предложение с этими словами.
— Давайте выложим схему одного предложения (бабочки марблс)
IХ. Д/и «Подарок Сове»
— Когда Винни — Пух пришёл к Сове, он увидел на табличке вместо одной буквы точку. А так как у Совы праздник, он не стал ей об этом говорить. Но решил помочь. Как вы думаете, что произошло с буквой?
(Буква потерялась).
— Может быть мы должны помочь Сове найти букву, но прежде мы с ней познакомимся.
— Буква «В» обозначает звуки[В и В’].
— Я предлагаю вам сделать подарок Сове — выложить букву «В» из цветов. Дети выкладывают букву из цветов марблс, работают парами
ХI. Д/и «Найди букву»
— А сейчас попробуем найти букву «В»
ХII Д/и «Самый ловкий»
— Сова, хочет развлечь своих гостей.
— Прочитайте слоги, подумайте, как звучит звук [в], мягко или твёрдо, возьмите из корзины мяч синий или зелёный.
— А теперь посмотрим, кто самый ловкий, забросьте свои мячи в нужную корзину.
ХIII. Д/и «Таблички»
— И всё — таки давайте подарим Сове новые таблички на дерево. У каждого из вас на столе лежит своя табличка, на которой написано «Со . а», но без буквы «В». Вам нужно вписать букву и ваши таблички мы подарим Сове.
— Но сначала посмотрите на доску, я вам покажу, как пишется буква «В»
(анализ написания буквы).
— Давайте пропишем эту букву в воздухе.
— А теперь давайте пропечатаем букву «В»
(дети печатают на табличках букву «В»).
ХIV. Итог.
— Какие звуки мы учились сегодня различать?
— С какой буквой познакомились?
— Молодцы ребята!