Автор: Т. В. Недоимкина, учитель литературы МБОУ СОШ № 11 с. Волочаевка
посредством соединения исторического материала Трагедии Холокоста периода второй мировой войны и знакомства с поэмой А.А.Вознесенского «Ров» подвести обучающихся к тревожной мысли о нравственной деградации и духовного обнищания общества.
Задачи. Создать условия для:
повторения ранее изученного материала по истории Трагедии Холокоста и выявления нравственной проблематики поэмы В.Вознесенского;
формирования патриотического чувства и гражданского долга перед памятью погибших в годы второй мировой и Великой Отечественной войны;
развития навыков выразительного чтения и анализа лиро-эпического произведения, умения выявлять авторское отношение, обосновывать оценку прочитанного, составлять кластер.
Оборудование:
распечатки текста поэмы (Роман-газета 21-22 1989 г. «Современная поэма»);
-
электронная презентация
музыкальное сопровождение: Моцарт «Реквием», Альбиони «Адажио»;
портрет А.А.Вознесенского
Методы:
индуктивный метод;
аналитическая беседа.
Технологии:
сотрудничество «учитель – ученик»;
элементы критического мышления;
элементы технологии личностно ориентированного развивающего обучения.
Формы работы:
коллективная;
индивидуальная.
Тип урока: интегрированный.
1 слайд-заставка на экране с темой урока
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя. Всё дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, но, к счастью, природой человеку дана память, без которой он ничто. Сегодня на уроке мы вспомним страницу истории Холокоста, познакомимся с поэмой Андрея Вознесенского «Ров», ставшей невольным отголоском той страшной трагедии и постараемся услышать взволнованный голос поэта, предостерегающий нас о духовно-нравственной деградации общества.
«Ты куда ведёшь, ров, куда?»
-
Выступление учащихся по историческим материалам с презентацией.
2 слайд. Причины враждебного отношения к евреям восходят к глубокой древности. До победы христианства гонения на еврейскую религию носили немассовый характер и были кратковременными, хотя порой и весьма жестокими (в годы царствования Калигулы, Домициана, Адриана). С утверждением христианства начался многовековой период правовых ограничений, преследований и насильственных мер против евреев.
3 слайд. Антисемитизм как идеология и политическое движение, направленное на борьбу с еврейством, возник в конце 70-ых гг. XIX в. В Германии. Антисемиты утверждали, что евреи по своему интеллектуальному и физическому развитию стоят ниже арийцев – лучшему цвету на древе человечества. Холокост произошло от греческого слова «holokaustos», которое означает жертвоприношение с помощью огня.
4 слайд. Холокост — это систематическое преследование и истребление немецкими нацистами евреев на основании нацистской расовой теории в 1933—1945 гг. Начался холокост с приходом к власти Адольфа Гитлера и завершился лишь по окончанию Второй мировой войны. В середине XX века в сердце Европы немцы в течение трех лет (с осени 1941 г. по осень 1944 г.) примерно убили от 5 до 6 млн еврейских мужчин, женщин и детей (что составило 60% уничтоженных евреев Европы и примерно 35% еврейского населения мира).
5 слайд. На территории Советского Союза холокост начался с первого дня войны. Здесь погибло не менее трети всех жертв Холокоста. Нацисты истребляли советских евреев от младенцев до стариков как носителей «коммунистической идеологии». Создание гетто, многочисленные концентрационные лагеря с крематориями, камеры-душегубки – всё работало на массовое уничтожение еврейского населения.
Из воспоминаний сына Яниса Липке, тайно спасавшего евреев в Риге.
« В Риге ежедневные облавы – охота на евреев. Убивают прямо на улицах…Работает фашистская машина. В дни, когда в Риге было расстреляно свыше 30тысяч евреев, преимущественно детей, женщин и стариков, гетто представляло собой страшное зрелище: на мостовой валялись изувеченные трупы детей, выброшенных из окон домов, вперемешку с ненужными пожитками …жертв.
— Мы стояли с отцом перед колючей проволокой гетто, мне тогда было 8 лет, и я на всю жизнь запомнил дрогнувший голос отца: «Смотри, сын, никогда этого не забудь». И у него градом покатились из глаз слёзы…».
Из свидетельских показаний немецкого офицера Хефера об уничтожении евреев в Бабьем Яре, на окраине Киева, 29-30 сентября 1941 года.
Было это где-то около 10 часов. По дороге мы обогнали евреев, шедших колонной с поклажей. Там были целые семьи. . На большой открытой поляне лежали груды одежды… Всё происходило очень быстро: если кто – нибудь задерживался, его подгоняли пинками и ударами…евреев направляли в овраг. Как только еврей ложился , подходил шуц-полицейский с автоматом и стрелял лежавшему в затылок. Проходя по телам убитых к следующей жертве, которая успела лечь за это время, автоматчик тут же расстреливал её. Это был конвейер, не различавший мужчин, женщин и детей. Детей оставляли с матерями и расстреливали вместе с ними. Подойдя к яме, я настолько испугался того, что увидел, что не мог долго туда смотреть. Вид дёргающихся в конвульсиях, залитых кровью просто не укладывался в сознании.
6 слайд. Около 3 миллионов советских евреев стали жертвами Холокоста. Уцелели лишь бежавшие в партизанские отряды, укрывшиеся под чужими документами либо спрятанные местными жителями.
«Ты куда ведёшь, ров, куда?»
Слово ученицы: 11 декабря 1941 года.
— Деда, куда мы идем?
— Не плачь, погулять…
— А почему все плачут вокруг?
— Им больно…
— Отчего?
— Туфли жмут, не плачь, успокойся…
— Что, жмут всем сразу?
— Да…
— А куда мы идем?
— На расстрел…
— А что такое «нарастрел»?
— Это такое действие, не плачь…
— Какое действие?
— Когда одни делают вид, что стреляют, а другие делают вид, что падают и умирают, не плачь…
— Это похоже на сказку, да?
— Да, похоже на сказку…
— А что будет после «нарастрела»?
— Пойдем домой, не плачь…
В 1941 году на 10-ом километре Феодосийского шоссе было расстреляно 12 тысяч мирных жителей, преимущественно евреев и крымчаков.
Слово учителя. В 1986 году Андреем Вознесенским была написана поэма «Ров». В основе поэмы — реальная история, ужаснувшая своим кощунством поэта.
«Ты куда ведёшь, ров, куда?»
(щелчок мышью – высвечивается слово «ров»)
— Какие ассоциации у вас возникают при слове «ров»? Какие значения слова вы нашли дома в толковом словаре? ( Ответы учеников с мест, затем всё обобщается с помощью кластера. НО! первая часть выстраивается сразу по ассоциативному ряду учеников, а вторая часть – по мере анализа поэмы.)
(щелчок мышью – выстраивается 1-ая часть кластера)
— О каких реальных событиях 1985 года повествуется в поэме?
— Давайте зачитаем отрывок из «Послесловия» (стр. 39 в журнале «Роман-газета»)
— Исходя из прочитанного в поэме, какое толкование в данном случае слову «ров» вы дадите? (ожидаемый ответ: братская могила расстрелянных)
(щелчок мышью – выводится запись «братская могила…)
— Давайте прочтём несколько эпизодов поэмы (стр. 40).
Чтение из поэмы учащимися:
1,2 – 3,4 –
— Какие чувства вы испытали, читая в поэме описание места братского захоронения, осквернённого гробокопателями? (ответы учеников с мест)
— А теперь обратимся к поэтическим строкам.
Чтение наизусть главы «Ров» (стр. 41)
Слово учителя. Как подтверждение кощунственности и чудовищности происходящего сравнение в главе « Глаза и драгоценности рва».
— Давайте прочитаем (читают две ученицы стр.45).
— Каков, по-вашему, смысл заложен в этом леденящем сравнении? (ответы учеников)
— Прочитав о мародёрстве и вандализме «благодарных внучат», как их саркастично называет поэт, какое ещё одно значение в поэме слова «ров» вы уловили? (ожидаемый ответ: место мародёрства «чёрных копателей»)
(щелчок мышью – выводится запись «место мародёрства «чёрных копателей)
Слово учителя. Кто же они, эти «благодарные внучата», роющиеся в братской могиле, которых и червями назвать нельзя, потому что «черви золото не едят
— Давайте прочитаем об этом в поэме (глава «Дело» стр. 42)
— Как оценивали свой вандализм мародёры, каялись ли они на суде? По какому принципу они живут? (ответы учеников)
— Зачитаем эпизод прозы (стр. 42)
— Возмущает ли вас то, о чём сейчас было прочитано?
— Но страшнее всего, что таких, как этих духовно нищих двуногих существ оказалось не так мало. Докажем словами из поэмы. (стр.43)
— Почему прочитанное не укладывается в сознании здравомыслящего человека?
Чтение наизусть глав учениками:Вступление» (стр.40-41) – частично
«Диагноз» (стр.49)
— В главе «Схватка» есть такие строки:
Есть две нации – как ты ни мельтеши, —
Мертвецы и творцы, творцы и мертвецы.
Кто подразумевается под мертвецами и творцами? И почему между ними «вечный бой»?
Слово учителя. Оценивая нравственную и духовную составляющую общества, как вы думаете, куда ведёт этот ров? (ожидаемый ответ: к пропасти, к гибели)
(щелчок мышью – высвечивается «пропасть, место духовного и нравственного падения общества)
— А что руководит людьми, совершающими подобные акты вандализма? (вопрос обращён к ученику, читающему эпизод об алчи)
Чтение наизусть отрывка главы «Эпилог» (стр.50)
— Чтобы мир не взорвать,
нужен в век моровой
новый взгляд, новый взгляд,
нестандарт мировой.
— Как вы думаете, о каком мировом нестандарте идёт речь и почему он так важен человечеству?
— Куда же в итоге приведёт ров человечество, если в мире будут царствовать жестокость и варварство, вандализм и алчность, бездуховность и безнравственность? (ожидаемый ответ: ров приведёт к гибели человечества, к гибели цивилизации) (щелчок мышью – высвечиваются слова « гибель цивилизации)
8 слайд.
Слово учителя. Совершённое мародёрами «Чёрное дело» — не просто преступление, а страшный грех.
Это грех перед совестью, любовью, перед памятью невинно расстрелянных и оскорблённых 12 тысяч вторично убитых гробокопателями.
Из воспоминаний А. Вознесенского: «Писать было тяжело…Ужасал ров и бездна, открывшаяся за ним».
Молитва
Не пойму, что к чему, и не знаю,
что с тобою случилось, страна.
То ль судьба тебе выпала злая
быть несчастной во все времена?
То ли слезы текут от бессилья
перед этой всесильной судьбой…
Что с тобою случилось, Россия,
что случилось, Россия, с тобой?!
Не пойму я, в чем ты виновата
Перед небом и перед людьми —
ни святого, ни свата, ни брата,
ни добра, ни стыда, ни любви.
Невеселые, мрачные лица…
Ты ли это, Великая Русь!
Научи меня Богу молиться,
За тебя я не раз помолюсь.
9 слайд.
Подведение итогов: предлагается участникам составить синквейн по уроку или его проблематике. Желающие могут зачитать свою творческую работу по синквейну.
Д.З. Вспомнить художественно-выразительные средства, найти их в тексте.