Активные методы обучения как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка


Автор: Анастасия Андреевна Чанчикова
Место работы: МБОУ «Гимназия № 1»
Должность: учитель английского языка


Актуальность выбранной мной темы продиктована одной из глобальных проблем современной школы, а именно резким снижением, а иногда и полным отсутствием интереса учеников к изучаемым предметам.

Вопрос, как сделать урок интересным увлекательным и добиться, чтобы он развивал творческую активность ребенка, пробуждал познавательный интерес, сегодня волнует не только учителей. Над проблемой, какие образовательные технологи способствуют лучшему раскрытию ребенку знаний, которые учитель оценит по заслугам, работает сегодня множество педагогов.

В наши дни разработано много разнообразных приемов в проведения занятий, помогающих учителю более интересными и эффективными, а детям максимально проявить индивидуальные способности. Одним из самых эффективных сегодня, по мнению многих ученых, считается интерактивный метод обучения.

Это способ познания, который базируется в основном на диалоговых формах взаимодействия всех участников процесса обучения. Это обучение, полностью погруженное в общение, в процессе которого дети приобретают навыки командной деятельности. В таком процессе происходит взаимное обучение каждого и всех.

Общеизвестно, что интерес любой деятельности резко возрастает у детей, когда они включаются в игровые ситуации. По мнению психологов, дети особенно младшего и подросткового школьного возраста имеют большую потребность в игровой деятельности.

Особо следует отметить и популярные сегодня нетрадиционные формы проведения уроков, например, урок-праздник, урок-концерт, урок-путешествие и т. п. После такой игры сделать уроки любому ребенку будет только в удовольствие. А все ученики ведь, прежде всего, дети, поэтому игра это мощный инструмент для пробуждения их интереса!

Ниже вы найдете способы, как подстегнуть трудолюбие детей и сделать процесс обучения легким и интересным.

Мотивация

Говоря о мотивации, есть в глобальном смысле три способа поступить так, чтобы кто-то сделал что-то, чего мы от него хотим.

Первый и самый нерабочий способ это заставить человека что-то сделать, то что в английском называется force, метод кнута.

Второй способ это пообещать человеку вознаграждение в любом формате. Это то, что на самом деле часто используется в рамках занятия английского языка.

Третий способ он самый рабочий и самый непростой это сделать так, чтобы человек сам захотел сделать то, чего от него хотят. Многие преподаватели под этим ошибочно понимают, что для того чтобы ребёнок захотел изучать английский язык, нам нужно объяснить ему важность изучения английского языка. Например, в жизни без английского мы далеко не уедем, не сможем путешествовать, а с английским у тебя зарплата будет хорошая и станешь президентом любой страны. Это не рабочая схема, потому что это максимум может работать на взрослых, осознанных людях, которые и так приходят на английский язык за этим языком, потому что это им нужно для путешествий или для работы. Они уже замотивированы. С людьми, которые не замотивированы, единственное, что может заставить их захотеть изучать английский это только, если они от этого будут получать удовольствие. И, на самом деле, говоря о мотивации это работает не только в процессах изучения любого иностранного языка. Мы продолжительно занимаемся спортом, который нам нравится. Мы не можем долго заставлять себя что-то делать, делать то, что противоречит нашим желаниям.

Поэтому, говоря о мотивации в целом, есть два способа замотивировать детей. Первый способ пообещать им что-то (наклейки, конфетки, баллы или что угодно). Это называется extrinsic motivation (внешняя мотивация). Второй способ – построить свои занятия таким способом, чтобы детям хотелось приходить к нам на уроки, чтобы они получали удовольствие от процесса, чтобы им нравилось. Нужно сделать одну оговорку. Если вам повезло и у вас дети в группе, что называется «хорошие», любят учиться и им уже нравиться у вас на занятиях, не нужно увлекаться всеми способами поощрения и ударяться во внешнюю мотивацию, потому что, если у ребёнка есть внутренняя мотивация, внешняя мотивация может ослабить внутреннюю. Вы можете столкнуться с тем, что третьеклассник скажет: «я не за наклейками сюда пришёл», а пятиклассники и подавно. Поэтому если вам удается строить свое занятие таким образом, что дети получают удовольствие и не просят у вас наклейки или любые другие способы поощрения, вы хороший преподаватель, вы все делаете правильно, убирайте эту систему поощрения на второй план. Вы можете от нее отказаться в конечном итоге всецело. Внешняя мотивация нужна только лишь в том случае, если внутренней мотивации ещё пока нет. И вам нужно каким-то образом соблюдать дисциплину, мотивировать детей приходить к вам на занятия. Внутренняя мотивация может развиваться, если у детей на английском языке будет частое ощущение своего успеха и ощущения своих достижений. Чем больше, приходя на английский, ребенок будет слышать «ты молодец, у тебя все получается, смотри как классно, ты умница», тем больше они будут радоваться и тем меньше они будут просить у вас поощрения.

Так как сделать так, чтобы детям нравилось на занятии, как же построить занятие таким образом, чтобы дети были от него в восторге? Я лично верю, что самый важный фактор, который способствует тому, чтобы у детей развивалась очень сильная непоколебимая внутренняя мотивация заключается в том, что сам преподаватель должен получать истинное удовольствие, работая с детьми.

Второй немаловажный фактор заключается в том, что нам ни в коем случае нельзя забывать о том, что мы работаем с группой людей, и, вне зависимости от того, преподаем ли мы английский, китайский или у нас секция борьбы, дети будут чувствовать мотивацию, приходить к нам в группу и учиться тогда, когда они будут чувствовать себя комфортно. А в понятие комфорта входит дружелюбная открытая атмосфера и чувство поддержки как от преподавателя, так и от всех детей в группе. Так что, если вы видите, что есть какие-то открытые конфликты у детей между собой, они не могут чувствовать себя расслабленно, они просто не смогут открываться. Находясь в состоянии стресса, любой человек независимо от возраста не может быть настолько восприимчив к информации, как человек вне состояния стресса. Поэтому вам очень важно с точки зрения педагогики создавать благоприятные условия роста и развития детей. Поэтому важно создавать и поддерживать открытую дружелюбную атмосферу. Это можно сделать массой способов. Можно использовать платформу для разговора (speaking activity), она действительно располагает к тому, чтобы дети просто говорили на разные темы, конечно, по заданию преподавателя, открывались и становились больше собой.

Третий фактор – FUNовое занятие. Подобные занятия состоят из трех ключевых моментов. 1) Занятие должно быть центрировано на общении, и в идеале не на общении преподавателя с группой, а на общение детей с детьми. Вы как преподаватель даете задание, отходите и наблюдаете над тем, как дети прекрасно взаимодействуют и говорят исключительно по-английски. 2) Задания должны быть понятные. В каждый момент времени занятия дети должны понимать, что они делают и зачем. Вы как преподаватель можете понимать, что они это делают для того, чтобы развивать свои навыки разговора, и для вас это является мотивацией, потому что вы это можете написать это в цели занятия. У детей нет цели изучать английский язык, они приходят на урок не для того, чтобы становиться сильнее и мощнее, а потому, что им здесь интересно. И у детей нет цели повышать свои навыки разговорной речи, они не знают, что у них есть эти навыки. И фраза «цель должна быть понятной для детей» не означает, что преподаватель должен озвучивать ее, например, «мы сейчас будем практиковать фразу I’m going to» или «сейчас вы будете повышать свои навыки разговорной речи». Детям это не нужно. Это нужно преподавателю и родителям. Поэтому дети играют, пытаются запутать своего партнёра или разгадать какую-то загадку, открыть ребус или собрать пазл.

Вывод: в каждом задании, которое преподаватель дает детям, они должны понимать, зачем им это задание делать. Оно не должно звучать как «поговорите со своей парой», потому что ребёнок может сказать: «Я не хочу разговаривать с ним. Он мне не нравится». И после подобных фраз у преподавателя больше не будет инструментов, кроме как заставить ребенка это делать. 3) Использование игр, эстафет, пазлов. Чем больше игровых моментов используется на занятии, тем больше удовольствия будут получать дети.

Еще один фактор, четвертый, который напрямую влияет на мотивацию детей это feedback, то есть получение обратной связи от преподавателя. Дети должны постоянно понимать, что они делают, то ли они делают, с той ли скоростью они двигаются, есть ли у них какой-нибудь прогресс во время выполнения задания. Чем больше адекватной обратной связи они получат, тем больше они будут хотеть в этом участвовать.

Все эти четыре фактора способствуют тому, чтобы дети хотели идти на занятие. Кроме этого, есть еще такие факторы, которые демотивируют детей. И это не взаимоисключающие вещи. Помимо того, что нужно стремиться усилить мотивирующие факторы, с другой стороны, максимально минимизировать демотивирующие факторы.

Что же относится к демотивирующим факторам?

Первое это плохие отношения с участниками группы. Если ребёнок по какой-то причине не чувствует себя комфортно, у него конфликт с детьми, ему не хочется приходить на занятие. Это не является непосредственно проблемой преподавателя, это нужно решать на другом уровне, вне рамок преподавания английского языка, вне рамок занятия.

Второе непонимание своего прогресса. Если ребенок приходит на каждое занятия учит, учит, учит, участвует в играх, что-то делает и не понимает, продвигается он или нет, у него пропадает желание что-то делать. Поэтому понимание прогресса, который выражается в фидбэке или таблице системы поощрения.

Третье скучный, неинтересный, неактуальный материал. Или изучение чего того, что мы не сможем использовать в жизни. Например фраза «London is the capital of Great Britain» прекрасная, по факту верна, но с ней ничего нельзя сделать. Поэтому материал, который изучается, должен быть привязан к тому, что им интересно. Например, если это дети 6-7 лет, то они могут приносить свои любимые игрушки, описывать их, рассказывать истории от лица своих любимых героев. Если это подростки, то нужно узнать, чем они интересуются. Нужно привязывать тот материал, который вы с ними изучаете, к контексту, который будет интересен конкретно вашей возрастной категории. А чтобы это узнать, нужно прийти к ним и спросить: «А что вам интересно? А какие мультфильмы вы смотрите? А какие книги вы читаете?». Если материал не привязан, мотивация очень сильно падает.

Неочевидный фактор, который демотивирует детей, заключается в несбыточных обещаниях преподавателя. Если вы пообещали, что в конце занятия вы посмотрите мультфильм, а на мультфильм времени не осталось, они вам это вспомнят, и доверие к вам как к человеку в целом будет ниже, чем было до этого. Поэтому если вы детям что-то обещаете, любой ценой это нужно будет воплотить в жизнь. Если вы понимаете, что на это у вас нет времени, вы должны это озвучить: «Ребята, я пообещала, к сожалению, занятие закончилось. На следующем занятии я вам обещаю мы это сделаем ровно на 7-й минуте занятия». (Именно на 7-й минуте, потому что в любом случае нужно начать с warmup). Вы должны исполнять то, что вы им сказали, это очень важно.

Использования любого другого языка, кроме английского, также демотивирует детей. Мы говорим о том, что английский язык – это язык общения, и если дети через какое то время не начинают разговаривать на английском или видят, что вы разговариваете на другом языке, не на том, который преподаете, то они понимают, что что-то здесь не так, это явно не язык общения, и мотивация говорить на нем соответственно падает.

И последним демотивирующийм фактором является хаос. Хаос в широком понимании этого слова. В физическом проявлении это просто беспорядок. Нельзя недооценивать беспорядок в аудитории. Приходя на занятие, вам нужно убедиться, что все на своих местах, что ни где ничего не валяется. Говоря о хаосе, подразумевается также неподготовленный преподаватель. Хаос в голове у преподавателя.

Если вы хотите, чтобы дети приходили к вам на занятие с удовольствием, нужно делать все, что бы вы приходили на занятие с полным понимаем того, как пройдет занятие. Занятие должно быть полностью максимально спланировано, со всеми приготовленными материалами, которые будут разрезаны, разложены по стопочкам или же положены каждый в свой файлик и скреплены скрепкой заранее, до занятия. Чем более уверенный, спокойный и подготовленный вы, тем лучше пройдет занятие.

Говоря о мотивации, довольно сложно выделить какие-то моменты и сказать, что «вот это самое важное», а если вы будете делать вот это, то «ваши дети будут бежать к вам на занятие с горящими глазами». Следуя всем перечисленным факторам, которые мотивируют, и снижая факторы, которые демотивируют детей, уже через месяц вы увидите результаты, и вы увидите, что дети приходят к вам на занятие с другим ощущением и преподаватель будет идти на занятие более окрыленным.

FUNовое занятие

Одним из ключевых и важнейших элементов интерактивного занятия является FUN. Многие преподаватели ошибочно думают, что если в занятии использованы элементы какого-нибудь видео, или если они смотрят с детьми мультик в течении 5 минут, то занятия сразу становиться FUNовым. Это не так.

FUNовое занятие – это комплекс вещей, которое делает занятие понятным, интересным и захватывающим.

Что же такое понятное занятие? В каждом занятии английского языка должна присутствовать очень четкая и ясная цель для каждого ребёнка, зачем им выполнять то или иное задание. Цель для ребенка развивать свои навыки разговорной речи не котируется, у ребенка нет такой цели и такой мотивации – это делать. Поэтому если вы готовите занятие, в котором у вас написано, что дети должны что-то выполнять, потому что они хотят развивать свои навыки разговорной речи, это плохо продуманное разговорное задание. Например, работа в парах по теме «хобби», вместо того, чтобы сказать: обсудите в парах какую-то тему, на что ребенок абсолютно легитимно может сказать «зачем мне это обсуждать?», вы можете дать абсолютно конкретное задание. В парах найдите 3 общих факта, что вы делали на выходных, вместо того, чтобы сказать; «поговорите о своих прошедших выходных». Здесь конкретная цель – найти 3 сходства. Она конкретна, измерима и в ответ на вопрос ребенка «зачем мне это делать?» можно ответить: «чтобы найти три общих факта». Они могут найти их сразу, могут потратить 5 минут общения на английском. И в первом, и во втором случае преподаватель в выигрыше, потому что дети говорят на английском и пытаются выполнить это задание, цель которого очень ясна. Вместо того, чтобы просить рассказать о своем лучшем друге, вы можете сказать: «работая в парах, расскажите 5 фактов о своем лучшем друге и обозначьте главные отличия моего лучшего друга от вашего». На вопрос ребенка «зачем мне это делать?» можно ответить: «чтобы найти сходства или отличия из 5 фактов». Еще один пример. Для конкретизации цели разговорных заданий можно использовать подручные средства, например, таблицу. Практикуя будущее время, например, конструкцию to be going to for future plans? Можно дать детям задание заполнить таблицу, в которой они должны записать имя и планы на выходные. Вместо того, чтобы обойти и у трех любых людей спросить, что они будут делать, у детей есть конкретное понимание, зачем им это делать. Для них цель это заполнение таблицы.

Говоря о младшей возрастной категории, если вы проходите тему «еда», ещё одним примером конкретизации можно поставить следующее задание. Поговорите с соседом справа и слева от вас, узнайте их любимое блюдо и нарисуйте на листе бумаги. Всем раздать по половине листка А4 и после этого все создаем постер. Цель создать постер. Это гораздо яснее, практичнее и целесообразнее с точки зрения выполнения задания детьми, чем просто «Поговорите о том, что вы любите есть на завтрак». Потому что «что вы любите есть на завтрак – это скучно», а сделать постер с любимой едой – понятно.

По этой же причине, что задание должно быть понятно, никогда не нужно просить детей посмотреть видео просто так или, цитирую, «чтобы отдохнуть или повторить пройденный материал». Это не работает, дети не будут ничего смотреть, и они не будут таким образом отдыхать. Если вы хотите задействовать видеоматериалы во время своих занятий, то до того, как вы включаете его, вы должны детям поставить четкую цель, зачем им его смотреть. Не просто посмотрите, а потом мы обсудим. Потому что тогда дети вполне легитимно могут его не смотреть, потому что они потом не хотят его обсуждать. И если после просмотра видео у них не останется понимания того что было в видео, это не проблема невнимательного ребенка, а проблема преподавателя, который не смог поставить четкую цель, а зачем им смотреть это видео. Работая с видеоматериалами, вы можете проводить совершенно разные задания для детей, чтобы удерживать фокус. Например, смотрите и хлопайте каждый раз, когда вы видите знакомое слово, если это какие-нибудь супер простые видео и вы учите алфавит. Для детей постарше такое задание: выпишите в хронологическом порядке, что любит делать Майк, о котором вы будете смотреть видео. Задания могут быть разными, но обязательно нужно озвучивать цель просмотра видео до того, как вы включили его. Нужно сказать, что с какой возрастной категории вы бы не использовали видео, оно не должно превышать 5 минут. Если вам нужно по какой-то причине использовать более длительные видео, то вы используйте конкретные нарезки общей продолжительностью не более 5 минут с конкретно поставленными целями. И, конечно же, не стоит использовать видео с русскими субтитрами и старайтесь не использовать английские субтитры, если целью просмотра видео является тренировка listening skills. Потому что как только преподаватель ставит видео с английскими субтитрами, listening skills притупляются и дети тренируют reading skills.

Вторым прилагательным, которое описывает FUNовое занятие, является слово «интересное». Под «интересным» понимаются две вещи: первое занятие должно быть построено с использованием максимального количества дополнительных материалов. Второе любая форма подачи должна быть захватывающей и интересной.

Начнем с материалов. Давать детям задания на обычном распечатанном листе А4 одно за одним в индивидуальной форме очень скучно. Если преподаватель будет так делать, это будет гарантировать непослушание, плохую дисциплину и полностью потерю контроля над ходом занятия. Ни о каких замотивированных детях здесь речи быть не может. Рекомендуется, чтобы любое задание, которое дается детям, не было в обычных распечатанных worksheets А4 для индивидуально выполнения или даже работы в группах. Какое бы задание не было, оно должно быть использовано с максимальным количеством дополнительных материалов. Если преподаватель дает упражнение unscramble the sentence, когда перепутаны слова в продолжении и детям нужно правильно выстроить предложение. Преподаватель разрезает это предложение на слова определенного цвета. Например, можно распечатать на ребёнка несколько предложений и каждое выделить маркером определенного цвета. Разрезать каждое слово и дать ребенку. Это будет то же самое задание, которое бы дети выполняли на листе А4, но только используя реальные карточки и свои руки. Согласитесь, что с разноцветными карточками и на скорость сопоставляя предложения, играть гораздо интереснее, чем просто с листом А4.

Второй пример. Если вы даете задание по типу fill in the gapes или match the halves of the sentences, вы можете части этих предложений написать на отдельных карточках и попросить их выполнять не на листе бумаги, а на парте, используя те карточки, которые вы подготовили. Чтобы сделать это задание еще более интересным для выполнения, вы можете части предложения написать и положить не на столах, а использовать для этого спины участников. Таким образом, им нужно будет выстраиваться в предложение, бегая по классу. Можно расположить эти карточки на спинках стульев, на стенах, на доске. Таким образом, вы еще больше будете задействовать детей в выполнении этих занятий, которое будет очень сильно отличаться от того, если бы вы просто использовали его на листе бумаги А4.

Давайте поговорим об интересных формах. Часто тренировка грамматики (grammar drilling) делает занятие менее интересным и вне достаточной меры вовлекает детей в процесс. Меняя форму, а не содержание, можно повышать мотивацию у детей, но при этом отрабатывать грамматику не хуже. Давайте рассмотрим на примере в Present Continuous, когда вы занимаетесь детьми 1-2 классов. Вы берете любое упражнение из сборника упражнений или рабочей тетради, которое направлено на практику Present Continuous будь это unscramble the sentences или fill in the gapes или multiple choice task. Можно перенабрать предложения в программе «word» или, если мало времени, распечатать страницу и разрезать предложения.

Первая форма подачи называется «gallery walk». Каждое предложение, которое вы разрезали, клеите на конверты, а внутрь конверта кладете ответ. Каждый такой конверт развешивается по периметру кабинета. Дети работают индивидуально, каждый в своем темпе. С листком бумаги и с ручкой они подходят к конверту, читают задание и думают, как бы они это сделали, пишут на свой листок, а затем проверяют свой ответ. Если сделали правильно, то ставят галочку, если неправильно, то ничего не ставят. По окончании задания считаем только количество правильных ответов. Если дети уже замотивированные, у них нет необходимости в какой-то системе поощрения, они могут просто пройтись от задания к заданию в «gallery walk».

Второй пример называется «relay», то есть эстафеты по командам. Вы берете это задание, которое вы распечатали из сборника упражнений или рабочей тетради в двух экземплярах и вешаете на доску. Делим детей на команды. И происходит это следующим образом. Первые дети из каждой команды бегут, выполняют какое-нибудь из предложений, которое там написано, возвращаются, дают «5», таким образом передавая эстафету дальше. Следующие члены команды принимают эстафету, бегут, выполняют какое-нибудь предложение, и так далее. В этой форме можно не ограничивать детей строгой последовательностью выполнения задания. Ребенок выполняет то, что ему кажется легким лично для него. Здесь очень много Funа, потому что задействованы полностью их тела, они бегают, они активны, они могут поддерживать друг друга, могут использовать разные кричалки, но, тем не менее, происходит отработка грамматики. Даже в такой интересной и необычной форме.

Третий пример интересной формы отработки грамматики в 1-2 классе. Эта игра «крестики — нолики», которая в английском называется «tic-tac-toe». В эту игру играют в парах или по командам. Каждая пара или мини группа получает расчерченное поле из 9 клеточек, где они ставят свои элементы. Они вместо крестиков и ноликов могут ставить картинки, например смайлик сердечки, кошечки-собачки. Выбрать дети могут исходя из своих интересов. Нужно разрезать свое распечатанное задание по предложениям и противоположной команде дать ответы. Потому что вы как преподаватель не обязаны слушать каждого, если у них будут ответы. Чтобы в каком-то месте поставить свое сердечко или смайлик, ребенок для начала должен выполнить правильно задание. Если он задание выполнил правильно, он имеет право выбрать место, куда поставить сердечко. Если он задание выполняет неправильно, то ход переходит к следующей команде. Почему важно, чтобы у них были ответы и возможность самопроверки? Потому что если вы где-то не услышите, что они допустили ошибку и не знают об этом, вы можете себя обезопасить, что такого просто не произойдет.

Четвертая форма подачи материала, которая может быть интересна, называется «voting game». Каждый ребенок до начала игры получает две карточки. Одна карточка с зеленой галочкой, вторая карточка с красным крестиком. Работая в мини-группах или вместе каждый, ребёнок тянет предложение с заданием fill in the gaps, unscramble the sentence, multiple choice. Выполняет его, все остальные его очень внимательно слушают. Преподаватель считает one, two, three, и все присутствующие на занятии, у кого есть карточки голосуют. Если они считают, что предложение выполнено верно, то они поднимают зеленую карточку «correct», если они не согласны, то поднимают красную карточку «incorrect». Дальше происходит подсчет баллов. Если ребенок, который строил предложение, прав, то он получает 2 балла. Каждый проголосовавший правильно получает 1 балл. Правильно означает, что если предложение было правильным, он поднял зеленую карточку, и, если предложение было неправильным , он поднял красную карточку. Задача преподавателя вести таблицу успеваемости. С этим можно не торопиться в том случае, если ребенок построил предложение правильно, а другие подняли красную карточку, посчитали, что тот допустил ошибку. И перед тем как говорить: «Эй, вы все не правы!», нужно спросить «Why do you think so?», «What is incorrect in this sentence?». Этот метод прекрасен тем, что у детей нет возможности выпасть из процесса, потому что они знают, что они получают свои баллы не только когда тянут карточку, а тянут они ее, например, каждое восьмое предложение, но и каждый раз, когда кто-то говорит, у них есть шанс повышать себе баллы. За неправильное выполнение вне зависимости, ты строил или голосовал, 0 баллов. По результатам этой игры, которая называется «voting game», могут получать те поощрения, которые в обиходе у вас на занятии.

Были приведены четыре примера, как можно было скучную неинтересную отработку грамматики (grammar drilling) с помощью изменения формы сделать интересной.

Говоря о проверке вокабуляра лексики, также могут быть интересные формы отработки или проверки выученных слов. Например, вместо обычного словарного диктанта можно устроить «running dictation», что очень похоже на эстафету. Дети также делятся на команды/ мини группы, есть линия старта, на доске вывешиваются слова, а лучше картинки. Ребенок подбегает смотрит на слово/ картинку и бежит к команде, говорит, что они увидел. Картинки маленькие, таким образом их нельзя увидеть с линии старта. Если вы работаете над spelling и ваша задача научить их правильно писать слова, то можно написать слова не картинками, а буквами. И даже самые маленькие могут подбегать, смотреть, как оно было написано, и передавать команде.

Второй пример это игра «grab a card». В нее можно играть абсолютно со всеми возрастными категориям. Преподаватель заранее готовит flashcards с картинками или со словами, в зависимости от уровня детей. Все карточки раскладываются на большом столе. Можно готовить не по одной карточке одного и того же слова, а по несколько, в зависимости от количества людей, которые есть у вас в группе. И по очереди каждый либо объясняет (если позволяет уровень, в группе сильные дети), либо называет слово. Задача всех остальных его внимательно слушать и как можно быстрее схватить названную карточку. Если в группе большое количество детей, то можно делать несколько дубликатов карточек. Например, вместо одной картинки коровы можно сделать три. Если уровень детей сильный, то за неправильно схваченную карточку можно какие-то карточки у детей забирать или просить делать какие-то смешные, необычные действия – наказания. Например, если он схватил неправильную карточку, то он должен прокукарекать, но только если это никого не оскорбляет, и атмосфера в вашей группе позволяет. Можно отказаться от этой идеи, в зависимости от того, с какими детьми вы работаете. И после того как ребенок назвал «a caw», дети схватили коров. Ход переходит к следующему, и следующий ребенок становиться ведущим. И уже он называет следующее слово из тех, которые остались на столе. И соответственно задача всех остальных схватить названные картинки.

Третья игра «memory game». Это игра на запоминание слов. Нужно приготовить парные карточки на каждую из мини-групп. В эту игру хорошо играть с детьми в количестве до 4 человек. Вне зависимости от того, картинки это или слова, задача детей найти пару. Все карточки выкладываются обложкой вверх, то есть они все зрительно выглядят одинаково. Задача ребёнка открыть любые две карточки, назвать их и, если они одинаковые, то он имеет право их забрать, если карточки отличаются, он переворачивает их обратно. Ход переходит к следующему. Следующий ребенок открывает две любые карточки, называет их и так далее.

Третье прилагательное, которое описывает FUNовое занятие, звучит как захватывающее. Это занятие, которое центрировано в первую очередь на детях, а не на преподавателе. Нужно предоставлять детям a higher degree of personal choice, то есть более широкий выбор их действий во время занятий. Это может проявляться в мелочах, но это очень важно. Начиная от того, какими маркерами писать, заканчивая тем, с какого упражнения начинать. Например, в gallery walk они самостоятельно, каждый сам для себя определяет, куда он идет. Или если говорить об эстафетах, то преподаватель не определяет, в каком порядке должны быть выполнены каждые из заданий.

Важный момент, который позволит сделать занятия более захватывающим, соответственно, более FUNовым, это создание интересного контекста или истории. Мы можем все задания выполнять от одного ко второму и третьему, но гораздо более интересно будет привязывать это к какому-нибудь событию или празднику, или более глобальному заданию. Например, за каждое выполненное всеми участниками группы задания они получают часть карты, которая приведет их к treasure island. Либо за каждое задание ребенок получит часть пазла, которая будет после этого их личным вкладом в сбор всего пазла, на всю группу. В зависимости от того, какой юнит вы проходите и в зависимости от интересов детей вы можете совершенно по-разному обрамлять занятие в какой-то контекст или историю, которая будет способствовать заинтересованности детей их включенностью в процесс. И, таким образом, занятие станет в их глазах более захватывающим. Это может происходить не на каждом занятие, а каждое третье – четверное.

Ещё одним немаловажным фактором, который делает занятие захватывающим, является артистичный преподаватель. Завоевать доверие, преданность и любовь детей можно будучи только ребенком нам самим.

Занятия будут захватывающими тогда, когда дети много говорят. Есть много платформ для спикинга, для развития их навыков разговора. Может возникнуть вопрос, каким образом организовать занятия так, чтобы дети 6-7 лет, плохо владея английским языком, работали в группах, мини-группах и друг другу доказывали и рассказывали на английском языке. Есть несколько конкретных моментов, которые могут помочь разобраться в этом нелёгком вопросе. В первую очередь глобальная идея заключается в том, что при планировании занятия вам нужно подумать, каким образом вы можете помочь им структурировать свое обсуждение и продумать это надо заранее. Если вы просите детей, работающих в парах или группах, обсудить какую-то тему, то вам необходимо заранее продумать, какие конкретные вопросы вы бы хотели, чтобы дети обсудили. Лучше напишите эти вопросы на цветных бумажках, чтобы эти вопросы вызывали у детей положительные эмоции. Вы заранее заготавливаете вопросы, их можно сделать разными, и каждая мини-группа получит какой-то свой аспект взгляда на эту тему, которую вы хотите, чтобы дети обсудили. Например, 2 класс тема «животные», тогда вопросы могут быт такого типа «What is your favourite pet? What animal do you like? What animal don’t you like? My favourite animal is…I have….I wanе to have…because…». То есть вы заранее продумываете, каким образом вы поможете детям. Вместо наводящих вопросов вовремя занятия вы заранее пишете эти вопросы на листах бумаги и позволяете детям отвечая на них, дискутировать. Это первый способ структурирования дискуссии.

Второй способ это использования часов, либо песочных часов, либо своего телефона с таймером. Когда вы даете задание обсудить какую-то тему, которая может быть им интересна, но они ленятся или им сложно. Они, например, могут сказать «I don’t like this film. I don’t watch sitcoms. » и сказать: «Я все. Я сказал.». Вы понимаете, что этого не достаточно, чтобы ребенок улучшил свои speaking skills. Таким образом, можно ставить time limit, когда ребенок говорит не менее двух минут или не менее минуты. И, даже если ребёнок сказал свою сакраментальную фразу I dont watch sitcoms, у него капают еще 50 секунд и он должен еще что то говорить. И вне зависимости, он будет говорить на тему силком или нет, нам важен сам процесс. Он может сказать: «I think it’s stupid. I don’t understand, why people find it attractive or hilarious». По факту он говорит, и это то, что нам нужно. Это второй способ.

Третий способ вам нужно дать им понимание какой конкретной цели им нужно достичь. Если перед ними ставиться задание «идите и обсудите в парах», они могут молчать и сказать «мы уже обсудили». А если перед ними ставиться задача «найти три различия, три сходства, пять конкретных фактов или что-то, что можно посчитать и записать и если вы даете им формы для записи за 2 минуты. У детей появляется более четкое понимание того, зачем им это нужно делать. Таким образом, вы структурируете их взаимодействие и коммуникацию.

Кроме того, невероятно важным фактором, который способствует коммуникации детей во время speaking activities, является доска или любая визуальная помощь. Напишите на доске те фразы, которые дети должны использовать или вы хотите, чтобы они использовали, или те фразы, которые вы сейчас изучаете. У них есть визуальная опора, которая им важна. Если вы напишите фразу «I like ….» и они будут подходить и говорить одну и ту же фразу всем присутствующим на этом занятии, это неплохо, это практика speaking skills, особенно на начальном уровне. Две фразы «I like…» «I dont like…» уже будут хорошей помощью для того, чтобы начать разговор на английском языке. Все speaking activities сопровождаются работой в парах или группах. Но что часто происходит, особенно часто с младшей возрастной категорией, так это то, что дети могут говорить «Я не хочу с ней работать», «он слабый», «он тягал меня за косички» и так далее. Чтобы этого не происходило, это можно заранее себе визуализировать, нужно поступить следующим образом. Вы можете подготовить формы регрупинга на пары или мини-группы, используя цветные фломастеры, используя какие-то картинки с чем-то взаимодополняющим. Например, вы берете два набора фломастеров на группу из 10 человек, потребуется пять пар: 2 синих, 2 зеленых, 2 желтых, 2 красных, 2 коричневых, даете ребенку и он, не глядя, раздает их детям. В таком случае детям не на кого обижаться, они не могут вам сказать «я не хочу работать с Васей», так как дети сами распределяют пары.

Другой пример регруппинга. Можно подготовить пары из мультиков, комиксов, Шрек и Фиона или Питер Пэн и Вэнди. Чем более интересный регруппинг вы подготовите, тем больше дети будут ждать работу в парах.

Немаловажным фактором улучшения их speaking skills будет расположение парт в аудитории и самих детей в аудитории.

На рисунке видно, как можно, меняя локацию парт, изменять общее настроение группы на психологическом уровне.

Потому что одно дело, когда стоит стол преподавателя и далее в несколько рядов парты за которыми сидят дети, а другое дело когда преподаватель является частью круга, за которым сидят все остальные. Это придает ощущение равенства всех детей, нет понятия первая парта и последняя парта.

На рисунке видно, как много способов существует чтобы организовать работу людей для их коммуникации. Здесь есть работа в парах «pairs». Расположение «enemy corners» подходит для разминки (warmup), когда им нужно придумать какие-нибудь идеи за ограниченное количество времени, для мозгового штурма. Очень распространенным способом работы в парах является расположение «facetoface», когда все дети стоят в одну шеренгу и работают друг с другом. «Public meetings» хорошо использовать, когда нужно привести какой-нибудь пример, когда преподаватель дает инструкции. Можно подозвать двух детей и попросить продемонстрировать, таким образом давая инструкции. Или дать задания по типу «opposing teams» и попросить придумать как можно больше фактов о том, почему мобильные телефоны это хорошо, или почему мобильные телефоны это зло. Выходит один представитель команды, высказывает свою точку зрения и объясняет почему, возвращается и представители команды меняются. «Buzz groups» подходит для игры по станциям. Дети должны пройти все эти станции, но в том порядке, в каком им хочется. Дети выбирают себе станцию, на которой лежат задания, например, какое-нибудь утверждение, которое нужно прокомментировать и высказать свое отношение или вопрос, все зависти от темы занятия. Преподаватель засекает время и говорит, что у учеников есть 2 минуты на выполнение. Дети говорят эти 2 минуты, затем выбирают себе другую станцию.

В подобном расположении парт с приведенными выше заданиями превалирует подход, ориентированный на студента (student centered approach), а не подход, ориентированный на учителя (teacher centered approach). Чем меньше преподавателя во время занятия, тем больше взаимодействия детей, тем интереснее и захватывающе будет занятие для самих детей.

Говоря в целом о FUNовом занятии, можно разделить на три категории восприятия. Информацию можно воспринимать визуально, аудиально и кинестетически.

Вот пример, который показывает, как можно использовать визуальный канал. Можно не просто распечатать картинки, а делать это на цветной бумаге. Чем больше цветов вы используете, тем увлекательней занятие, особенно для младших школьников. Дети могут пользоваться цветными фломастерами, маркерами, мелками. Если говорить об аудиальном канале, то можно использовать видео или аудио, когда дети выполняют какое-то задание самостоятельно, в качестве музыки для бэкграунда. Звуки можно использовать для отработки грамматики. Например, «скажи, что делают сейчас эти люди», и дети, например, слышат звуки плачущего ребенка или шум ветра. Кроме того, работая с аудиальным каналом, вы как преподаватель можете активно менять свой тембр голоса, говорить что-то шепотом или говорить очень громко. Можно играть Chinese whispers (испорченный телефон). Говоря об изменении голоса, можно заранее заготовить карточки с ярко выраженными героями, например, принцесса, которая будет говорить тоненьким голоском, малыш или старушка, которая будет кашлять. Дети будут выполнять какие-то задания, пусть даже устные и очень короткие не просто так, а вытянув карточку с каким то героем, и говоря голосом этого героя. И тогда у всех остальных детей в группе будет задание – угадать, голосом какого героя сейчас говорил этот ребенок.

И третий канал восприятия информации – кинестетический, то есть через ощущения. Это может быть что-то нелепое, смешное, то что будет переносить их внимание со скучной концентрации на отработке грамматики на что-то другое. Например, прыгнуть столько раз, какая цифра стоит перед этим предложением, просить их давать «5».

Преподавателю нужно стараться делать задание захватывающим, интересным, чтобы оно приносило радость самому преподавателю и детям.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Место игр на уроке и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т. д. Индивидуальные и тихие игры можно выполнить в любой момент урока. Коллективные желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности и т. д. Что касается фиксации ошибок во время игры, то желательно, чтобы учитель делал это, не отвлекая учащихся, осуществляя анализ после окончания игры. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры, создания правильных межличностных отношений в коллективе.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

созданию психологической готовности детей к речевому общению;

обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуации спонтанности речи вообще.

Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры способствуют формированию речевых навыков. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. А формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых освоение правописания изученной лексики.

Активные методы обучения являются средством развития учебной мотивации школьников. Они дают возможность решать сразу целый ряд образовательных и воспитательных задач.

Во-первых, имеют огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс перехода от любопытства к любознательности.

Во-вторых, является прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей.

В третьих, снижают психические и физические нагрузки, тем самым способствуя формированию положительного отношения к учению. Они всегда связаны с положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении. Активные методы обучения – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учится сколько угодно, практически не истощаясь и обогащаясь эмоционально.

В-четвертых, в играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + =