Активные методы обучения в предпрофильной подготовке учащихся с нарушением интеллекта на уроках штукатурно-малярного профиля


Автор: Оксана Михайловна Сысоева
Место работы: МБОУ «Специальная (коррекционная) школа»
Должность: учител профессионально-трудового обучения


В настоящее время задачей школьной ступени образования является подготовка выпускников, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обладающих необходимым набором современных знаний, умений и качеств личности, которые позволили бы им успешно адаптироваться при переходе на следующую возрастную ступень и реализовывать себя в самостоятельной жизни в профессиональной деятельности.

Практика показывает, что учителя, работающие с детьми с нарушением интеллекта, имеют следующие проблемы: не учитывают особенности развития таких детей и, как следствие этого, не умеют выбрать соответствующие методы работы, специальные методики, недостаточно активно осваивают на практике новые технологии коррекционно-развивающего процесса.

К сожалению, традиционное репродуктивное обучение, подразумевающее пассивную роль ребенка в процессе обучения, не может решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения, которые вовлекают ребенка в активную учебно-познавательную деятельность.

Актуальность данной проблемы очевидна. Это связано с потребностью общества в более эффективной подготовке выпускников коррекционной школы к дальнейшему профессиональному образованию и последующей профессиональной деятельности. Обучающиеся должны не только обладать определенным запасом знаний, но и быть готовыми к непосредственному участию в практической деятельности, уметь адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Активные методы формируют у ребенка познавательный интерес и творческое мышление, высокий уровень активности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат.

Многолетний опыт работы в школе показывает, что активные методы обучения являются универсальным средством личностного и мотивационного развития ребёнка.

Одним из основных направлений модернизации современной школы стало введение профильного обучения, нацеленного на повышение качества подготовки школьников к их дальнейшему профессиональному образованию и успешной социализации.

Педагогическим коллективом специальной (коррекционной) школы более пятидесяти лет осуществляется обучение детей с проблемами в развитии. Всего из стен школы вышло более девятисот выпускников. Где, как не в школе, дети готовятся к самостоятельной жизни?

В условиях стандартизации образования возникла потребность в обновлении содержания профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе, в изменении его цели и задач.

Основной акцент следует сделать на углубленное формирование общетрудовых умений с адресным профориентированием, допрофессиональной и профессиональной подготовкой. В ходе работы над обновлением содержания профессионально-трудового обучения мы выстроили алгоритм профессиональной подготовки обучающегося, состоящий из следующих элементов:

  1. Выбор профиля (специальности).

  2. Обсуждение правильности выбора обучающегося и утверждение его на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.

  3. Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего максимальному общему развитию обучающегося.

  4. Тестирование обучающегося и проверка уровня сформированности его практических умений и навыков.

  5. Трудовая практика в образовательном учреждении.

  6. Сдача экзаменов государственной квалификационной комиссии.

  7. Расширение программы профессионально-трудового обучения в 10 классе.

В коррекционной школе организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников, их психофизических возможностей, местных условий, потребности в рабочих кадрах в регионе, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений среднего профессионального образования.

В процессе реализации общеобразовательных программ по профессионально-трудовой подготовке мы выделяем четыре этапа обучения.

На первом этапе (1-3 классы) определяется динамика индивидуальных трудовых способностей учащихся и на этой основе делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения ребенка в мастерской того или иного профиля.

Второй этап рассчитан на учащихся 4 класса. На этом этапе формируются новые организационные умения и навыки поведения, характерные для профессиональной мастерской. Делается окончательный вывод о трудовых возможностях ребенка, о его профессиональной ориентации.

На третьем этапе обучающиеся 5-8 классов приступают к овладению знаниями, умениями и навыками по определенной профессии, где в расписание включены уроки профессионально-трудового обучения, где функционируют столярный, слесарный, сельскохозяйственный, штукатурно-малярный профили. Также реализовывается программа, нацеленная на подготовку младшего обслуживающего персонала, где школьники приобретают навыки и умения санитаров и уборщиков помещений.

Профессиональная подготовка в коррекционной школе осуществляется в оборудованных мастерских, которые оснащены необходимым оборудованием и инструментами, приближенными к производству. Создана благоприятная среда, оптимально помогающая нацелить на правильный, осознанный выбор и на дальнейшее обучение в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования.

Четвертый этап – этап специализации трудовой подготовки учащихся 9 класса. Осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к овладению навыками, знаниями и умениями, характерными для труда работников определенного вида трудовой деятельности.

Заключительный этап – завершение на первоначальном уровне профессионального образования, адаптация учащихся в условиях производственного коллектива и овладение установленными требованиями к качеству и производительности труда в учреждениях СПО.

Профили, введённые в программу профессионально-трудового обучения специальной (коррекционной) школы г. Биробиджана, являются приемлемыми, актуальными и востребованными на рынке труда, а так же взаимосвязаны с предлагаемыми профессиями в техникумах г. Биробиджана.

Формирование системы предпрофессиональной подготовки социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве. Систему социального партнерства наша образовательная организация выстраивает в содружестве с «Центром занятости населения». Обучающиеся школы выезжают в Центр занятости для прохождения тестирования по выбранной специальности, где так же проводится разъяснительная работа специалистами Центра.

Значительную роль в предпрофессиональной подготовке учащихся с нарушением интеллекта в период получения профессии играет преемственность в работе педагогов школы и организаций СПО.

Традиционными стали Дни открытых дверей в областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Политехнический техникум», ОГПОБУ «Технологический техникум», где наши обучающиеся встречаются с преподавателями, мастерами.

Основные направления сотрудничества реализуются через следующие направления:

— преемственность в реализации программ обучения с целью углубления и расширения профессиональных практических умений и навыков, теоретической подготовки для успешного обучения и дальнейшей социализации в современном обществе;

— совместная работа учителей профессионально-трудового обучения, классных руководителей с преподавателями организаций СПО по решению вопросов профориентационной направленности, психолого-педагогической поддержки и сопровождения выпускников школы;

— отслеживание трудоустройства выпускников;

— тематические семинары;

— методические недели;

— заседаниях методических объединений учителей общеобразовательных предметов и учителей профессионально-трудового обучения;

— педагогические советы;

организация профильного труда, производственной практики, психологического практикума;

— мониторинг профессиональной направленности учащихся педагогом-психологом школы;

— социальное сопровождение выпускников школы;

— работа классного руководителя с семьёй ученика.

Таким образом, выстроенная концепция предпрофессионального обучения позволяет формировать у школьников с нарушениями интеллекта следующие компетенции:

— умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;

— умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;

— готовность нести ответственность за сделанный выбор;

— высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.

Одним из факторов, существенно влияющих на ход и результат учебно-воспитательного процесса в любой образовательной организации, являются методы обучения. Правильно выбранные методы способны плодотворно влиять на этот процесс, ошибки или невнимательность педагога к данному вопросу снижают эффективность обучения, профессиональной подготовки учащихся.

Существует значительное количество исследований, в которых понятие «метод обучения» различными учеными трактуется неоднозначно. Мы придерживаемся следующих определений:

Метод (от греч. metodos – исследование, путь продвижения к истине) – способ работы учителя и ученика, при помощи которого достигается овладение знаниями, умениями, навыкам, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Для активных методов обучения характерно:

  • отношение учителя к ученику как к себе равному;

  • не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником методом критического отношения к существующим сведениям, информации и т.п. и самостоятельного решения творческих задач;

  • плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

Те или иные методы обучения я выбираю с учетом конкретных обстоятельств и условий учебно-воспитательного процесса: целей и задач обучения; конкретных воспитательно-образовательных задач; особенностей изучаемого предмета, содержания учебного предмета и конкретной темы, методики его преподавания; степени сложности, новизны и содержания учебного материала; количества времени, определяемого для изучения материала; типа и структуры занятия; возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их количества; материально-технического обеспечения; профессиональных возможностей и уровня педагогической культуры преподавателя.

Выбор наиболее целесообразных методов обучения – процесс достаточно сложный и ответственный.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Считаю, что каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала должна происходить в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает познавательную активность школьников.

В условиях социально-экономического изменения в жизни нашего общества остро встает вопрос о росте профессионализма, в том числе в производственной деятельности. Переоснащение производственных мощностей с учетом экономической целесообразности предъявляет ряд требований и, прежде всего, к мобильности квалификации работника.

Именно поэтому меня как учителя штукатурно-малярного профиля очень волнует вопрос всестороннего развития личности ребенка, формирования его ценностей. Считаю, что воспитание из растущего человека развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и, в частности, учителя.

В своей работе использую множество педагогических и методических средств:

  • нетрадиционные виды проведения уроков: урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-пресс-конференция, интегрированный урок;

  • различные методы мотивации учащихся (эмоциональные, познавательные, социальные и др.);

  • диалогическое взаимодействие (речевые обороты типа «Хочу спросить…», «Для меня сегодняшний урок…», «Я бы сделал так…», «По моему мнению….», «Я считаю, что ……» и т. д.);

  • проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации);

  • различные формы в работе (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные);

  • деятельностный подход в обучении (художественное изобразительное творчество с помощью схем, символов, рисунков и др.);

  • интерактивные методы обучения;

  • дидактические средства обучения (тесты, терминологические кроссворды и др.).

Урок пресс-конференция является одной из форм нетрадиционного урока. Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки пресс-конференции проводятся с целью изучения нового или обобщения и закрепления изученного материала и, как нельзя лучше, способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают их творческие способности.

Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, творческого самовыражения.

Как это происходит? Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы — сотрудников различных газет; другая — в специалистов: физиков-теоретиков, математиков, инженеров, экспериментаторов, историков и т.д. Специалистов одного профиля может быть несколько. Возглавляют их консультанты (Приложения 1, 3).

В процессе обучения на уроках штукатурно-малярного профиля я активно использую инновационные технологии, способствующие повышению уровня активности учащихся, а именно:

  • информационно-коммуникационные технологии. Результат: использование ИКТ способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию у них ценностных ориентаций, мотивации к обучению, успешной социализации;

  • технология проблемного обучения. Результат: данная технология способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе. Проблемно-диалогическая технология – это тот самый тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога;

  • проектная технология. Результат: обучающиеся включаются в ситуацию творчества, у них формируется большое количество умений и навыков, благодаря чему обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала, но и их интеллектуальное развитие;

  • технология индивидуально-бригадного обучения. Результат: накопление необходимого объёма знаний, развитие самостоятельности учащихся, развитие коммуникативных способностей;

  • игровая технология. Результат: обучающиеся включаются в игровую ситуацию, у них формируется больший объём знаний, умений и навыков, благодаря чему обеспечивается лучшее усвоение учебного материала, происходит интеллектуальное развитие.

Разыгрывание ролей – игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками: наличие задачи и проблемы, распределение ролей между участниками, решение проблемы. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание; сбор и организация ремонтной бригады, трудовая деятельность и т.д.

Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры по заданным правилам.

В старших классах начинается процесс более глубокого и всестороннего исследования собственных интересов и способностей. Для этого проводится ряд диагностических мероприятий, на основании которых каждый обучающийся получает возможность попробовать себя в моделируемых ситуациях, выбранных им областей деятельности. Подобный опыт применяю в профильной игре «Выбор», «Стройка плюс», «Строим вместе», где учащимися с нарушением интеллекта реализуют свои качества личности, знания и умения в разных ролях: бригадира, мастера, специалиста строительной фирмы «Успех».

В реализации подобных игр мне помогает технология проблемного обучения, способствующая как самостоятельному осуществлению школьниками поисковой, исследовательской деятельности, так и совместно с педагогом.

Данная технология помогает мне побуждать учеников к диалогу, в котором они должны суметь самостоятельно поставить учебную проблему или выявить проблему, сформулировать тему урока, выразить мнение, открыть знание. Тем самым у школьников появляется интерес к новому учебному материалу, а так же познавательная мотивация (Приложение 2).

Помимо закономерных изменений в развитии детей, опосредованных новыми условиями окружающего их экономического, экологического и социокультурного пространства, специалисты констатируют значительный рост числа детей с каким-либо неблагополучием в состоянии соматического и психического здоровья. Это сказывается и на увеличении количества детей, испытывающих затруднения в процессе школьного обучения.

С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности.

Как показывает практика, в целом свыше 30% детей, поступающих в специальную (коррекционную) школу, имеют стойкую речевую патологию.

Проблема нарушений связной речи у детей – одна из самых актуальных проблем в начальной школе, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащимися.

Старшие классы – очень важный период в усвоении и использовании языка как орудия познания и развития мышления, средства общения и самовыражения. Для приобщения учащихся к языку слов и формированию речевого мышления, по планомерному освоению речи в условиях реализации коммуникативной функции языка на уроках штукатурно-малярного профиля ставлю цель – подготовка выпускников коррекционной школы с отклонениями в речевом развитии к полноценному общению в социуме. Эта цель включает в себя: совершенствование коммуникативных умений, навыков более быстрого восприятия и понимания устной и письменной речи, свободного оформления своих мыслей, чувств, убеждений.

Чтобы добиться этой цели, перед собой и учениками поставила следующие задачи коррекционной направленности:

  • развивать и совершенствовать устную разговорную речь;

  • пополнять и обогащать словарный запас, грамматические формы и конструкции предложений в разнообразных видах и формах деятельности на уроках;

  • закреплять и совершенствовать навыки связной устной и письменной речи, приближать ее к требованиям, предъявляемым к навыкам речи слышащих школьников;

  • стимулировать языковую способность: практическое речевое участие в разных сферах учебно-воспитательного процесса, по необходимости произвольное оперирование словарем, построением и преобразованием предложений;

  • отрабатывать техническую сторону речи;

  • активизировать речевое общение на уроках профессионально-трудового обучения, как в естественных ситуациях, так и в специально созданных, побуждающих к осознанному использованию словаря.

Для реализации поставленной цели и задач пришла идея деловой ролевой игры с простым, но обширным названием – «Интервью». На протяжении нескольких лет использую данную игру на своих уроках для овладения обучающимися мастерством в области штукатурно-молярного дела.

В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает.

Задачи игры «Интервью»:

  • воспитывать культуру речи;

  • формировать у учащихся умение говорить в различном темпе, понимать обращённую речь собеседника, задаваемые вопросы;

  • учить выражать свои мысли в различной интонации, в различной манере (через предлагаемый или выбранный образ);

  • учить составлять устный рассказ с опорой на свои мыслительные способности.

«Интервью» – это беседа, с каким-нибудь лицом для печати, передачи на радио, телевидении. В ходе игры рассматриваются такие понятия, как интервьюер, интервидение, коммерсант, коммерция, коммерческий директор, работодатель, прибыль, фирма. В ходе игры для интервью и построения диалога использую статьи из газет и журналов о работе строительных фирм.

Такая форма игры способствует повышению интереса у учащихся к общению, снижает тревожность при ответах у учеников с нарушением интеллекта, развиваются их мыслительные способности, экономические и коммерческие отношения.

На своем практическом опыте я поняла, что устная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. Поэтому одна из важнейших целей при организации профильной подготовки – это трудоустройство выпускников.

Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, в которой активно задействованы сами обучающиеся. Каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, о выполнении которого он должен публично отчитаться; от деятельности каждого зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Разумное и целесообразное использование описанных мною методов обучения значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Данные методы позволяют мне решать трудные проблемы, создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта деятельности из воображаемой ситуации в реальную.

Я считаю, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы. Я хочу видеть своих выпускников уверенными в своих силах и возможностях, чтобы они реализовались в жизни. И в этом им поможет их общение с людьми, профессионализм в трудовой практической деятельности.

Преподавание обычно требует использования не одного, а ряда методов, их комплекса. Варьирование методов обучения активизирует познавательную деятельность учащихся, вызывает и сохраняет у них познавательный интерес. Сочетание методов позволяет наилучшим образом учесть специфику содержания учебного материала, выбрать наиболее рациональные приемы овладения знаниями. На базе применения технологий активного обучения создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей школьников.

Говорят: «Плохо, когда в делах неплох, да в речах нехорош; но куда хуже, когда неплох в речах, да в делах нехорош». Я полностью согласна с таким высказыванием.

По результатам итоговой аттестации моих выпускников можно наблюдать, как бригада штукатуров-маляров подтверждает данное выше высказывание. И мы, педагоги, гордимся своими выпускниками, ведь наш выпускник и в делах, и в речах хорош.