Содержимое
Слово об учителе
Наталья Владимировна Полодюк в 1990 г. окончила Хабаровский государственный педагогический институт, присвоена квалификация «учитель русского языка и литературы». Стаж педагогической работы – 30 лет. Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5» города Биробиджана.
Наталья Владимировна показывает значительные успехи в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса, высокое профессиональное мастерство, творческий подход к поставленной задаче, нестандартные решения и идеи. Она опытный, компетентный специалист, владеющий как традиционными, так и инновационными методами и формами обучения. На ее уроках царит атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.
Для обеспечения устойчивых положительных результатов в учебно-воспитательном процессе Н.В. Полодюк умело применяет современные технологии обучения, дифференцированный подход к учащимся, использует оптимальное сочетание методов, форм и средств обучения. В процессе изучения русского языка и литературы практикует нестандартные подходы, позволяющие активизировать деятельность учащихся, стимулировать их инициативу и создавать развивающую речевую среду. Уроки педагога личностно-ориентированы, интересны, отличаются четкой организацией учебного процесса, глубоким научным содержанием, высоким методическим мастерством, практической направленностью. Наталья Владимировна развивает у учащихся интерес к чтению, уделяет большое внимание анализу содержания произведений.
О хорошем уровне мотивированности учащихся свидетельствуют высокие результаты обязательных государственных экзаменов по русскому языку (ЕГЭ и ОГЭ) в течение нескольких лет. Также ученики Н.В. Полодюк принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня: победитель регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений, 2019; победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, Всероссийской олимпиады школьников по литературе, 2020 г.
Учитель стремится не только дать ученикам знания, но и развивает их творческие способности, формирует метапредметные умения, поддерживает интерес к предмету. Ежегодно ученики Натальи Владимировны занимают призовые места в городском конкурс чтецов «Живая классика», областном конкурс чтецов «Искорки Божии», конкурсах сочинений, олимпиаде «Высшая проба». В 2018 году учитель курировала работу ученицы 8 класса для участия во всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «Мой прадед»; в 2019 году подготовила участника международного конкурса творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность». В течение четырёх лет педагог ведет литературно-театральный кружок, в летнее время организует на базе школы интеллект-смену для учащихся с повышенной мотивацией.
Ежегодно Н.В. Полодюк руководит учебно-исследовательской работой учащихся, готовит их к городской научно-практической конференции, участвует в масштабном региональном мероприятии «Ярмарка проектов». На протяжении двух лет велась работа над театральным проектом «Пока мы помним, герои живы». В 2016-2017 учебном году Наталья Владимировна и её ученики работали над проектом «Земля, на которой я счастлив». В результате были собраны материалы по истории ЕАО, создан экскурсионный маршрут «Памятные литературные места Биробиджана», написан сценарий литературно-музыкальной гостиной «Литературный Биробиджан», проведено заседание литературного клуба, посвященное юбилею Э. Казакевича.
Учитель охотно делится опытом своей работы с коллегами, выступая с докладами на методических советах и семинарах: на заседании городского методического объединения учителей русского языка и литературы обобщила опыт работы по теме «Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство развития личности учащегося»; провела открытое занятие – урок развития речи «Сочинение-рассуждение. Доказательство в рассуждении» в рамках областного семинара ОГАОУ ДПО «ИПКПР» «Образовательные стратегии, технологии и методы организации работы на уроках литературы и русского языка при подготовке обучающихся к итоговому сочинению в условиях введения ФГОС ООО»; выступила на секции «Опыт, проблемы, перспективы национально-регионального компонента в школьном филологическом образовании» в рамках работы III региональной очно-заочной научно-практической конференции ИПКПР «Реализация НРК в социально-гуманитарном, естественно-научном образовании: сущность, технологии, перспективы».
Наталья Владимировна публикует свои материалы на сайте школы. За публикацию учебно-методических материалов, существенный вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей отмечена Благодарностью проекта «Инфоурок».
Н.В. Полодюк повышает свой профессиональный уровень через участие в конкурсах, семинарах, обучение по программам повышения квалификации: «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по русскому языку», ОГАОУ ДПО «ИПКПР»; «Особенности организации работы со школьниками, проявляющими способности в литературном творчестве и познавательную направленность в изучении области «Филология», образовательный фонд «Таланты и успех» (г. Сочи), 2020 г.
Наталья Владимировна входит в состав жюри предметных олимпиад и конкурсов, в экспертную группу по проверке экзаменационных работ по русскому языку, также является организатором при проведении государственной итоговой аттестации.
За высокие достижения в профессиональной деятельности, многолетний добросовестный труд Наталья Владимировна Полодюк награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, 2012 г.; Благодарностью главы мэрии города Биробиджана, 2018 г.
О.В. Храмова, старший преподаватель ОГАОУ ДПО «ИПКПР»
Алгоритм подготовки учащихся к написанию итогового сочинения на уроках русского языка
и литературы
«Писать всегда трудно,
и чем труднее, тем лучше выходит.»
Л.Н. Толстой
В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение вернулось в список обязательных экзаменов, став серьезным испытанием для выпускников 11 классов. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. На уроках русского языка и литературы, начиная с младших классов, ведется работа по обучению написанию сочинений разных жанров. Практика показывает, что при этом старшеклассники всё равно сталкиваются с определенными трудностями. К ним можно отнести неточное понимание темы, расширение или сужение темы, неумение определить круг проблем, необходимых для раскрытия темы, неумение подчинить композицию сочинения последовательному раскрытию содержания, ошибки в выборе литературного материала, необходимого для раскрытия темы. Именно поэтому перед учителем русского языка и литературы, работающим в 11 классе, стоит одна из важнейших задач: качественная подготовка школьников к успешному написанию итогового сочинения.
Приказ Минобрнауки России № 923 от 05.08.2014 «О внесении изменений в Порядок государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, настроил всех учителей-словесников пересмотреть систему работы на уроках литературы, выдвинув на первый план освоение литературы как искусства слова, овладение основными видами связного письменного высказывания, систематическое направленное чтение художественных произведений, освоение их содержания на основе целостного восприятия. В связи с этим творческая интерпретацию текста, выполнение различных письменных работ становятся важными видами деятельности обучающихся. Теоретико-литературные знания, знания по стилистике, историко-культурные и этико-философские сведения носят прикладной характер (для успешного освоения художественного текста).
Важной задачей учителя является помощь учащимся в развитии эмоциональной культуры, художественно-творческих способностей (творческого и воссоздающего воображения, образного мышления, способности к восприятию экспрессии слова, его переносного эстетического значения).
Итоговое сочинение в 11 классе – нововведение, продиктованное временем. Умение самостоятельно моделировать устное и письменное высказывание (в том числе и сочинение) поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.
Главная цель этого вида итогового контроля – выявить у выпускников умение самостоятельно мыслить, выражать свое мнение, проводить литературный анализ и обосновывать собственную позицию в отношении морально-этических норм.
Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст-рассуждение, при этом умело обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.
Подготовиться к такому сложному испытанию, каким является итоговое сочинение, за короткое время невозможно. Эта систематическая и планомерная работа в старших классах. Основную сложность представляет собой один из важнейших критериев – умение подкрепить свои мысли литературными примерами. Грамотная подготовка к сочинению может быть реализована только в случае, если вы относились к подготовке серьезно.
Каким должно быть выпускное итоговое сочинение
по литературе в 11 классе
Выпускное итоговое сочинение по литературе предполагает:
- понимание, что для данной темы является главным, а что второстепенным, и умение отразить в первую очередь главное;
- глубокое знание, осмысление и оценку литературного произведения в общественном и культурном контексте эпохи;
- знание необходимых элементов теории литературы, основных литературно-критических работ;
- грамотное, логически последовательное, стилистически правильное и эмоциональное изложение своих мыслей;
- соразмерность отдельных частей сочинения ‒ введения, основной части и заключения, наличие между частями логических связей, переходов.
И как любой вид деятельности, эта работа включает в себя
Авторы учебных пособий для практической подготовки к ЕГЭ и итоговому сочинению Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич и И.С. Нарушевич предлагают следующий алгоритм работы.
- Определите тему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения.
- Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос.
- Подберите произведение (-ия), на материале которых сможете доказать свою точку зрения.
- Продумайте композицию (построение) работы. Напишите план сочинения.
- Напишите черновой вариант работы.
- Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста.
- Напишите окончательный вариант работы.
- Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки.
Своеобразие работы заключается в том, что формулировка тем позволяет выбрать жанр сочинения: сочинение-рассуждение или эссе. Кроме того сочинение нужно написать с использованием литературного, художественного материала, а также личных впечатлений. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц.
Чтобы обеспечить прозрачность и ясность требований, предъявляемых к сочинению, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.
Инструкция для выпускников
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов. Это примерно 2-2,5 листа размером А-4).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамматики.
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной темы и аргументированное привлечение литературных произведений.
Опыт подготовки учащихся 11 классов к написанию итогового выпускного сочинения по литературе
Сейчас в Интернете можно найти немало материалов по подготовке к написанию итогового сочинения по литературе. Педагоги активно делятся своим опытом. На сайте ФИПИ также можно найти подробные методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию сочинения.
Хочу предложить свой опыт подготовки учащихся выпускных классов к итоговому сочинению. Я готовила выпускников 11-го класса к сочинению по литературе в 2018/2019 и в 2019/2020 учебном году. Конечно, ответственность учителя очень большая, нагрузка по подготовке к урокам и консультациям, на которых велась подготовка учащихся к написанию сочинения, серьёзная. Приходилось собирать материал по пособиям прежних лет, самостоятельно искать пути решения проблемы, консультироваться с коллегами.
В начале сентября, когда направления были опубликованы, первое, что мы с учащимися сделали, это определили временные отрезки по подготовке к каждому направлению. Это важно! Так как объём материала очень большой, страх в глазах учащихся ещё больше. Итак, у нас в распоряжении на подготовку было 13 недель. Минус неделя на каникулы. На работу над одним направлением нам выпадало по две недели. Так случилось, что по программе шло изучение творчества Куприна и Бунина, мы начали с направления «Он и она».
«Он и она» – 9-27 сентября (28 сентября – написание сочинения)
«Надежда и отчаяние» – 30 сентября – 20 октября (19 октября – написание сочинения)
«Добро и зло» – 21октября – 4 ноября (5 ноября – сочинение)
«Гордость и смирение» – 6 ноября – 20 ноября (21 ноября – написание сочинения)
«Война и мир» – 22 ноября – 1 декабря (домашнее сочинение).
График был утверждён, распечатан, выдан на руки каждому ученику. Работа началась. Первый урок работы над каждым направлением начинался со списка примерных тем, списка рекомендуемой по данному направлению литературы. Заводилась рабочая папка, в которую мы складывали все рабочие материалы. Учащиеся несли материал в электронном виде. В классе распечатывали и каждый брал для себя интересную и полезную информацию. Оформили 5 рабочих папок, продублировав каждую, чтобы учащиеся могли работать в классе, а также брать на дом как на ночной абонемент. Пока учащиеся читали произведения, составляли для себя список аргументов для предложенных в интернете тем, я оформляла стенд с информацией о структуре сочинения, критериях оценки. Попутно у нас появилась еще одна папка «Инструкции и рекомендации». В данной папке был собран материал по методике написания сочинения, инструкции, информационные письма.
На каждом уроке обсуждался список произведений по направлению, над которым работали. Выбирались произведения для обязательного прочтения по данному направлению. После прочтения произведений, шло обсуждение и делались акценты на те моменты, которые могли бы послужить аргументами для подтверждения тезиса. Такая работа велась на протяжении 2 недель. В конце второй недели был проведён урок по теории и методике написания сочинения. Мы записали алгоритм действий, структуру сочинения, рассмотрели критерии. А потом приступили к написанию сочинения. Это было сочинение по направлению «Он и она». Каждый ученик вытягивал билет, в котором была указана тема его сочинения. Темы не повторялись. Сочинение писали в классе.
Проверка сочинений показала ряд недочётов в работах учащихся:
- Во многих сочинениях отсутствовал тезис.
- Слабые (неяркие) вступления. Как правило, сочинения начинались с ответа на вопрос (если была тема-вопросительное предложение) или учащиеся сразу давали определение «Любовь – это….», «Взаимопонимание – это….».
- Учащиеся забывали имена и отчества авторов произведений, путали имена героев, ошибались при определении жанра произведения.
- Серьёзным замечанием было отсутствие микровыводов после приведённого аргумента.
- Наблюдались трудности с подбором аргументов, неуместное приведение аргумента.
Проверив сочинения и проанализировав ошибки, я проводила урок, посвящённый анализу написанных сочинений (в обобщенном варианте) с опорой на критерии оценивания; цитировала (с согласия авторов) наиболее удачные работы или их фрагменты; зачитывала неудачные моменты сочинений, не называя фамилий учащихся, предлагала обсудить направления доработки анализируемых сочинений (упущенные или неудачные повороты мыслей, альтернативный подбор доказательств и примеров для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения и др.). Неудачно выполненные работы просила учащихся переписывать с целью совершенствования написанного. Организовала проведение индивидуальных консультаций для ребят, у которых не получилось написание первого сочинения, на которых разбирали с учащимися конкретные замечания по их сочинениям.
Учитывая недочёты и трудности по написанию сочинения, я наметила план работы по устранению недостатков.
Итак, первая проблема: отсутствие тезиса.
Говорю учащимся о том, что сочинение на литературную тему представляет собой собственные РАЗМЫШЛЕНИЯ пишущего по поводу прочитанного литературного произведения. Это рассуждение ученика по поводу того,
- как изображён тот или иной литературный персонаж;
- почему литературный герой поступает так или иначе, и как это его характеризует;
- какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
- какие общественно значимые проблемы поднимает в своём произведении писатель, и почему они не утратили актуальности в наши дни.
Таким образом, в сочинении на литературную тему учащиеся не пересказывают прочитанное произведение, а рассуждают о нём (логично, аргументированно, делая необходимые выводы и обобщения).
Следовательно, сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определённого ТЕЗИСА, чётко сформулированного во вступлении. Я раздавала учащимся тетради с написанными и проверенными сочинениями и просила ручкой или карандашом подчеркнуть тезис в своём сочинении, вынести на поля тетради слово «тезис» Начиналась кропотливая работа. Волнение в классе нарастало по мере того, как некоторые ребята не могли выполнить задание. Тогда я предложила обменяться тетрадями с соседом. И повторила задание: находим тезис, подчёркиваем его и выносим значок на поля.
Так учащиеся сами смогли увидеть свои ошибки. Стали внимательнее относиться к структуре сочинения. Практика написания сочинений по каждому направлению продолжалась. Но перед каждым уроком написания сочинения сразу оговаривалось: пишем сочинение, обязательно подчёркиваем тезис. Работы, в которых не будет подчёркнут тезис, не проверяются!
На одном из уроков спросила учащихся: НЕ ВИДИТЕ ЛИ ВЫ СХОДСТВА В МЕТОДИКЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ТЕОРЕМЫ ПО МАТЕМАТИКЕ?
В ходе рассуждений пришли к выводу, что сочинение на литературную тему мы пишем, словно доказываем теорему по геометрии: ДАНО -ТРЕБУЕТСЯ ДОКАЗАТЬ – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ДАНО – это тема сочинения
ТРЕБУЕТСЯ ДОКАЗАТЬ – это вступление к сочинению, формулировка тезиса, который будем доказывать аргументами из литературы
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья учащегося, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении; анализ литературных фактов; цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения – итоговый вывод написанного.
Так, учащиеся в средине октября чётко усвоили структуру (композицию) итогового сочинения.
Вторая проблема: слабые (неяркие) вступления. Любое сочинение начинается с грамотного вступления, в котором обозначается тезис, в русле которого будет раскрываться тема сочинения. Критерий грамотного вступления таков: по вступлению любой прочитавший должен определить тему сочинения. Поэтому большую работу проделали с учащимися по изучению вариантов вступления: классу давалось задание подобрать цитаты, высказывания, четверостишья, пословицы по заданному направлению. Ребята работали дома, потом зачитывали на уроке свои находки. Самые интересные записывались всем классом в тетрадь и заучивались. Определился круг учащихся, кому больше понравилось историческое вступление, другим учащимся ближе было написание биографического вступления. Не навязывая свою точку зрения, я сказала, что мне больше нравится аналитическое вступление.
Третья проблема: неверное написание имени автора произведения, имён и фамилий героев произведения, географических названий. Для того, чтобы учащимся легче было запомнить имена писателей, я использовала игровые приёмы. Дала задание учащимся 10-х классов составить для одиннадцатиклассников небольшие тесты, задания, которые помогут им повторить и запомнить имена писателей, имена героев, названия произведения. Учащиеся с удовольствием откликнулись на мою просьбу и подготовили компьютерные презентации, разные игры: лото, домино, «Поле чудес», «Марафон имён и названий». Все эти материалы использовалось на уроках литературы в 11 классе. Ученик выходит к доске. Ему выдается карточка с фамилией писателя. Задача: назвать полное имя писателя, произведения этого писателя, жанр произведения, направление, в котором можно использовать это произведение, называет имена героев. Можно дать это задание одному ученику, можно вызвать к доске 3-4 учеников и по цепочке составить общее представление о писателе и его произведении. Игра захватила и меня, и учащихся. Иногда на уроке спонтанно приходило в голову новое произведение, которое можно была привести аргументом заявленному тезису. Я давала задание: найти в интернете год написания, автора, жанр, героев. На скорость. Находили. Обсуждали, записывали в рабочие тетради. Читали произведение. Многие учащиеся возмущались, зачем нужна дата написания произведения или знание периода жизни писателя. Ответ был прост: на экзамене всё пригодится. И действительно, на итоговом сочинении была тема «Изменяется ли со временем понятие добра и зла». Очень пригодилось ребятам знание дат и исторического периода написания произведения. Затем учащиеся сами предложили составить информационную таблицу. Идея была одобрена. Ребята несли материал на флэшках, распечатывали в классе и пользовались на этапе подготовки к экзамену.
Одна из предложенных учащимися таблиц
Название | Автор | Герои |
Бедная Лиза | Николай Михайлович Карамзин | Лиза, Эраст |
Солнечный удар | Иван Бунин | Поручик, незнакомка |
Гордость и предубеждение | Джейн Остин | Джейн Бэннет, Элизабет Бэннет, мистер Дарси мистер Бингли |
Джейн Эйр | Шарлотта Бронте | Джейн, миссис Рид (место действия — Торнфилд), Эдвард Рочестер |
Бесприданница | Александр Островский | Лариса Огудалова, Карандышев, Паратов Сергей, |
Война и мир | Лев Николаевич Толстой | Пьер Безухов, Наташа Ростова, Элен Курагина, Анатоль, Андрей Балконский, Илья Андреевич Ростов, Наталья Ростова Соня, Николай Ростов |
Преступление и наказание | Фёдор Михайлович Достоевский | Родион Раскольников, Соня Мармеладова, Авдотья Раскольникова (на ней хочет жениться Лужин) |
Олеся | Александр Иванович Куприн | Олеся, Иван Тимофеич, Мануйлиха |
Дары Волхвов | О. Генри | Делла, Джим |
Старуха Изергиль | Максим Горький | Ларра и Данко |
Кавказский пленник | Лев Толстой | Иван Жилин и Костылин |
Тарас Бульба | Николай Васильевич Гоголь | Тарас Бульба, Андрий и Остап Бульба, панночка, жена Тараса Бульбы |
Гранатовый Браслет | Александр Иванович Куприн | Вера Шеина, Желтков |
Юшка | Андрей Платонович Платонов | Кузнец |
Повесть о настоящем человеке | Борис Полевой | Алексей Мересьев |
Капитанская дочка | Александр Сергеевич Пушкин | Швабрин, Мария |
Судьба Человека | Михаил Шолохов | Андрей Соколов, Ирина, Мюллер |
Уроки французского | Валентин Распутин | Володя и Лидия Михалкова |
Белые ночи | Фёдор Михайлович Достоевский | Мечтатель, Настена |
Отцы и дети | Иван Тургенев | Аркадий Базаров, Анна Одинцова |
Господин из Сан-Франциско | Иван Бунин | Господин из Сан-Франциского, его жена, дочь |
Чучело | Владимир Железников | Лена Бессольцева, Дима Сомов, Шмакова, Валька (живодер) |
Четвёртая проблема: отсутствие микровыводов после приведённого аргумента. Эта проблема решалась длительно. Работа шла по тому же алгоритму, как и с тезисом сочинения. Сначала я объясняла учащимся, что микровывод – это обобщение написанного, логический переход к следующему аргументу. Он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом. Говорила ребятам, что сочинение – это не бухгалтерский отчёт, не перечисление фактов и событий, это рассуждение, размышление. Микровывод нужен для логичности и связности текста. Микровыводом мы резюмируем сказанное о приведённом произведении, о его героях, авторскую позицию по конкретной проблеме. Напоминаю ребятам, что микровывод аргумента должен соотноситься с тезисом, который был заявлен в начале сочинения, а не просто быть выводом из аргумента! При каждом написании сочинения прошу ребят подчёркивать микровыводы и выносить знак на поля. Работа, в которой нет подчёркиваний не проверяется! Таким образом мы добивались чёткости в композиции написания сочинения.
Пятая проблема: трудности с подбором аргументов, неуместное приведение аргумента.
При работе над сочинением обязательно нужно привести пример из художественного произведения, охарактеризовать его в целом, проанализировать отдельные эпизоды или образы конкретных героев.
На новом уровне пришлось повторить произведения, изученные не только в старших классах. Отбирая произведения художественной литературы, я руководствовалась объемом произведения, насыщенностью тематики и изученностью обучающимися. Кое-что пришлось срочно изучать, а что-то, изученное ранее, повторять. Не отрицаю возможности просмотра художественных фильмов, поставленных по литературным произведениям. Так, при подготовке к написанию сочинения по направлению «Он и она» предложила ребятам посмотреть художественный фильм «Жестокий романс» по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница». Работая над направлением «Добро и зло», посмотрели фильм «Уроки французского» по рассказу Валентина Распутина. Фильмы смотрели в классе, сразу обсуждали, проговаривали темы и проблемы, поднятые авторами в произведениях.
Многим учащимся тяжело было верно подобрать аргументы для раскрытия темы. Давала советы и рекомендации: увидев перед собой темы, вы, возможно, почувствуете, что ни одну из них раскрыть не сможете.
- Спокойно обдумайте предложенные темы.
- Набросайте список прочитанных вами произведений, подходящих к той или иной теме.
- Вспомните записи, сделанные на уроках литературы, материал учебника, прочитанную критическую литературу и сделайте выбор.
- Учтите, что каждая тема содержит в себе внутренний вопрос, на который вы будете отвечать в своей работе, подкрепляя свои рассуждения текстом художественных произведений. Выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь – можете опираться при рассуждении на литературные произведения и высказывания.
- Постарайтесь, чтобы выбранная тема была для вас интересна и важна, тогда написание сочинения станет работой творческой, что очень важно в литературе.
- Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите: аспекты проблемы, которые можно затронуть в сочинении, вопросы, на которые можно ответить в ходе рассуждения, аргументы, подтверждения и доказательства своей точки зрения.
На уроках литературы уделяю время для обсуждения произведений, в которых можно увидеть аргументы для сочинения по определённым направлениям. Вместе с учащимися обсуждаем произведение, рассматриваем сюжетные линии. Это большая помощь учащимся, своего рода спасательный круг, ведь на уроке разбираем произведения, подходящие для того или иного направления. Именно эти произведения, обсуждение которых шло на уроках литературы, как показывает практика, в итоге и используют ученики в сочинениях.
Обсудив все направления, в начале декабря предлагаю учащимся составить таблицу со столбцами: «направление», «произведение», «сюжет», «герои». Эту работу провожу в классе на уроке, разделив учащихся на 5 групп (по направлениям). Направление группа вытягивает как билет на экзамене. Начинается коллективная работа, активизируются мыслительные процессы. По окончании времени составления таблицы один учащийся у доски докладывает, что получилось у его группы по данному направлению. Затем идёт коллективное обсуждение. И такая работа проводится по каждому направлению. Сам процесс анализа и составления таблицы помогает ученикам запомнить произведение, понять его и использовать в своей работе по написанию сочинения.
Если обобщить и представить всю работу по подготовке учащихся к итоговому выпускному сочинению по литературе, то можно увидеть её в таблице в виде календарно-тематического планирования.
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Примечания |
1 | Инструктаж. Разъяснительная работа по процедуре проведения итогового сочинения по литературе(показ презентации). | 1 неделя сентября | Направления ещё не известны |
2 | Знакомство с новыми направлениями. Распределение времени работы над каждым направлением. | 2 неделя сентября | |
3 | «Он и она» | 9-27 сентября | 28 сентября – написание сочинения |
4 | «Надежда и отчаяние» | 30 сентября – 20 октября | 19 октября – написание сочинения |
5 | «Добро и зло» | 21октября – 4 ноября | 5 ноября – сочинение |
6 | «Гордость и смирение» | 6 ноября – 20 ноября | 21 ноября – написание сочинения |
7 | «Война и мир» | 22 ноября – 1 декабря | домашнее сочинение |
Параллельно шла работа по теории написания сочинения.
№ п/п | Направление работы | Содержание работы |
1 | Просмотр презентации «Итоговое сочинение. Работа над ошибками». Автор Красовская Светлана Игоревна, доктор филологических наук, профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы Издательства «Просвещение» | |
2 | Разъяснительная работа по требованиям к содержанию и по критериям оценивания сочинения | Работа с Критериями оценивания сочинения |
3 | Знакомство с электронными образовательными ресурсами по подготовке к написанию сочинения | https://bingoschool.ru/blog/71/ https://4ege.ru/sochinenie/58598-uchebnye-materialy-po-itogovomu-sochineniyu.html |
4 | Проведение групповых и индивидуальных консультаций | Октябрь – ноябрь |
5 | Выступление на родительском собрании с разъяснением процедуры проведения экзамена. | Октябрь |
6 | Написание пробных сочинений | Октябрь – ноябрь |
В ходе подготовки к сочинению на уроках литературы обсуждаю с учащимися следующие моменты:
- анализ формулировки тем,
- способы сужения темы,
- определение основной идеи сочинения,
- тренировка в постановке проблемы и разработке системы вопросов к теме,
- подбор материалов для раскрытия темы,
- обоснование включения в сочинение литературного материала,
- формулировка тезисов,
- формирование умения строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации – выводы),
- обсуждение композиции сочинения,
- создание и совершенствование вступления и заключения, способов аргументации,
- включение в текст примеров и цитат,
- установление логических связей между частями сочинения,
- отработка речевого оформления текста,
- оптимальные формы работы с черновиком.
В ходе работы увидела сначала страх в глазах учащихся, затем понимание дела. Работали под девизом: «Подготовка должна быть труднее самого дела!» Много читали, анализировали, выполняли творческие письменные работы.
Работа по подготовке выпускников к итоговому сочинению по литературе сложная, но интересная! Подготовиться к такому сложному испытанию, каким является итоговое сочинение, за короткое время возможно, если заниматься систематически и планомерно, много читать и выполнять все рекомендации учителя. Все мои учащиеся успешно написали итоговое сочинение и благополучно были допущены к сдаче Единых государственных экзаменов.
Президент Русского общественного фонда имени А.И. Солженицына Наталья Солженицына справедливо полагает: «У всех, кто живет в России, есть бесценные сокровища, которые нам оставили в наследство. Это русская литература». Воспитание ценностного отношения к литературе, развитие устойчивого интереса к чтению – одна из приоритетных задач учителя.
Подготовка к сочинению и написание такой итоговой работы по литературе способствует воспитанию ценностного отношения к литературе.