Задачи урока:
1) обучающая: обучить основным навыкам выразительного чтения, графической работы над текстом, научить постигать ход художественной мысли автора, понимать логику его образов.
2) развивающая: развивать коммуникативную компетенцию, логически обосновывать высказывания, развивать индивидуальные творческие способности учащихся
3) воспитательная: воспитывать неприязнь к отрицательным чертам характера человека, развивать умение «чувственного» понимания произведения, формировать умения читать.
Оборудование: учебник «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Э.Э.Кац, компьютер и телевизор, компьютерная презентация, карточки- информаторы.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Организация начала занятия | личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. | Психологический настрой детей на урок. Учитель: Посмотрите друг на друга и произнесите: «Мне приятно тебя видеть!» | Самоопределение | 1 мин |
Мотивация к учебной деятельности | личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли | -Человек всегда любил слушать интересные истории. На предыдущих уроках, знакомившись с биографией И.А. Крылова, мы узнали глагол, который в древнерусском языке обозначал слово «рассказывать» — БАЯТЬ.(слайд1) —Название какого литературного жанра произошло от этого глагола? (басня). — Ребята, с какой басней познакомимся на уроке? -Сегодня мы будем вести разговор о басне Крылова и учиться её выразительно читать. (слайд 2 -3) -Внимание на экран (видео). | Выявление желания знакомиться с творчеством автора | 6мин |
Постановка задач урока | личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | — Как же научиться читать с таким же мастерством? — Определим задачи нашего урока. (слайд 4) | Ознакомление с задачами урока | 2 мин |
Открытие обучающимися нового знания | регулятивные: составление плана и последовательности действий; познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | — Прочитайте басню про себя, подчеркивая слова, значение которых вам непонятно. — Какие слова непонятны? Попробуйте объяснить, что они обозначают. — На столах у вас лежат карточки – информаторы, сравните свои ответы. -Для того чтобы было легче работать с текстом басни, необходимо разделить текст на небольшие отрывки. — Давайте понаблюдаем как развиваются события и попробуем составить план. -С чего начинается басня? — Что происходит дальше? И т.д. -Как его озаглавим?….2,3,4,5. -Итак, у нас получился такой план. (слайд5) | Учащиеся работают с текстом и выделяют пункты плана | 5 мин |
Физкульт-минутка | Вместе с ребенком учитель декламирует стихотворение, выполняя все движения по тексту. | 1 мин | ||
Организация деятельности по восприятию и анализу басни | личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные | — А сейчас мы с вами и будем работать по нашему плану. 1.Мораль (слайд 6) -Какова роль морали в басне? (в ней содержится поучение) -Давайте разберёмся, чему учит нас мораль этой басни? Для этого найдём ключевые слова. -Подчеркните самые важные для понимания слова. (слайд 6) —Используя значение ключевых слов (смотрите карточку-информатор), попробуйте своими словами сказать, чему учит нас эта басня? Вывод:(угодливое восхваление опасно) -Мы сказали, что мораль- это поучение. С какой интонацией будем её читать? (поучительной) -Но поучать можно по – разному. -А как будет поучать «дедушка Крылов»? (добродушно журить) -Попробуйте прочитать с учётом подсказок на экране, прочитайте их (слайд7) 1- 2 ученика читают для всех выразительно. 2. Ворона и сыр —Дальше у нас появляется одна из героинь басни – Ворона. — Какой «секрет» спрятал «дедушка Крылов» в слове Ворона? (с большой буквы) — Почему оно написано с большой буквы? (под Вороной подразумевается человек) —Обратите внимание, говорит ли Ворона какие-нибудь слова? (нет) — Её описывает сам автор. Поэтому нам нужно понять, какая Ворона, пользуясь словами Крылова. (слайд 8) Ключевые слова в этом отрывке подчёркнуты. -Ваша задача – послушав объяснение ключевых слов, понять, какая Ворона и назвать прилагательные, которыми можно её охарактеризовать? — (Объяснение ключевых слов учителем). Воспользуйтесь иллюстрацией. (слайд 9) и назовите прилагательные. — С какой интонацией будете читать описание ее внешних признаков? -Как относится к ней Крылов (с усмешкой) — В каком темпе? (медленно, с расстановкой, нерасторопно) (слайд 10) -Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации. 1-2 ребенка читают отрывок для всех. 3.Появление лисицы (слайд 11) —Какие слова повторяются в этом отрывке? (сыр, Лисица) -Почему? (показать, как голодна Лиса) -А зачем выделены глаголы «Остановил….видит…..пленил»? ( взял в плен, околдовал). —На этих словах мы будем повышать голос. (слайд 12) — А как вы думаете, какие слова в первых трех строчках мы будем читать с интонацией тревоги? (на ту беду, близёхонько) —Как называет Крылов Лису? (плутовка) -То есть, какая Лиса? (хитрая) —Найдите и подчеркните слова, которыми Крылов показывает, что Лиса – плутовка (на цыпочках подходит; вертит хвостом, глаз не сводит, говорит так сладко, чуть дыша) —Какие слова подсказывают нам интонацию чтения? (говорит так сладко, чуть дыша) — То есть читать, чуть задерживая дыхание, очень мягко, сладко. -Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации.
4. Лесть Лисы — Итак, в этом отрывке Лиса заговорила. -Какова цель Лисы? (заставить Ворону открыть рот) — Найдите в этом отрывке самые важные предложения, которыми Лиса уговорила Ворону открыть рот (работают с текстом) …(слайд 13 — проверка) -С какой интонацией мы будем произносить эти уговоры? (просить, уговаривать) -Какими словами Лисица льстит Вороне? -Найдите и подчеркните их (работают с текстом) (слайд 14) -Что общего между этими словами? (Крылов использует умен-но – ласк-ые суффиксы) — То есть, как мы будем произносить эти строки? (ласково, с интонацией перечисления, обратить внимание на обилие восклицательных знаков) — А какое слово окончательно убедило Ворону открыть рот? (царь – птица). Это слово мы должны особенно выделить. — Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации. 1- 2человека читают вслух для всех. 5.Потеря сыра (слайд 15) -В какое состояние пришла Ворона после таких слов? (восторг), это нужно показать интонацией. — Но сам автор восторгается Вороной? (нет, он над ней смеётся). -Найдите выражения, которые не соответствуют образу царь – птицы (работают с текстом)…(слайд 16 – проверка) -С какой интонацией нужно произнести эти предложения? (с усмешкой, грубо). — А как стоит произнести последнюю строчку? -Выберите один из предложенных вариантов и объясните. Можно предложить свой вариант. (слайд 17) -Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации. 1- 2человека читают вслух для всех. | Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами выразительное чтение отрывка выразительное чтение отрывка –выразительное чтение отрывка выразительное чтение отрывка выразительное чтение отрывка | 20мин |
Закрепление материала | личностные: — оценивать результат учебной деятельности. регулятивные: — соотносить полученный результат с поставленной целью. | — Мы проделали с вами большую работу над басней и сейчас я хочу провести конкурс «Чье чтение лучше» ( слайд 18) даю вам 1-2 мин. для подготовки выразительного чтения басни. Несколько человек читают басню выразительно. | ||
Рефлексия деятельности (итог урока) | личностные: — оценивать результат учебной деятельности. регулятивные: — соотносить полученный результат с поставленной целью. | — Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? ( Тщеславных людей.) — В каких словах басни заключён её главный смысл? (Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.) — Какой же смысл имеет басня? ( Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.) — Доказал ли это Крылов? ( Доказал. Лисица обманными словами смогла лишить Ворону сыра. Ворона осталась ни с чем.) -Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей? Приведите пример. Вывод: И.А.Крылов в басне «Ворона и Лисица» высмеивает несообразительность, глупость и одновременно осуждает изворотливость, скрытость своих настоящих, истинных намерений, обман, хитрость. — Полезным ли для вас оказался урок? Чем? — Рада, что многие для себя нашли подсказки, как можно избавиться от нехороших недостатков. | Учащиеся делают выводы | 4 мин |
Домашнее задание | личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные: саморегуляция. | Дифференцированное задание — У кого на столах зеленые полоски – выучить басню; — синие полоски – читать выразительно басню. Отметить работу детей на уроке. | 1 мин |
Карточка-информатор
Ключевые слова
1) Лесть (льстец) – угодливое восхваление
2) Сколько раз твердили – постоянно повторяли
3) Гнусна — внушающая омерзение, вредна — опасна
4) Не впрок — не на пользу
5) Уголок – маленькое местечко