Беседа с родителями на тему «9 ошибок родителей, которые гарантируют печальные последствия для карьеры юного спортсмена»


Автор: Евгения Перфильевна Безматерных
Место работы: МАОУДО «ЦДТ»
Должность: педагог-психолог


Большинство родителей отдают детей в спорт из самых лучших побуждений. Они хотят, чтобы дети добились успеха, и надеются, что их спортивная карьера сложится удачно. Однако, несмотря на добрые намерения, иногда действия родителей могут оказаться разрушительными для спортивного будущего детей. Почему именно родители часто являются причиной, по которой юные спортсмены показывают слабые результаты или вообще бросают спорт? Почему исчезают ярко вспыхнувшие спортивные звездочки?

Предупрежден — значит, вооружен!

Ошибка 1. Относиться к спорту как к бизнесу.

Дети занимаются спортом, потому что им это нравится. Когда они станут старше, возможно, они захотят подумать о своих дальнейших спортивных перспективах, например, о получении спортивной стипендии для обучения в университете. Но в глубине души они занимаются спортом только потому, что он приносит им радость. Тем не менее, очень часто родители уделяют слишком большое внимание деловым аспектам, связанным со спортом. Они действуют как настоящие спортивные агенты, управляя всеми сторонами жизни своего юного спортсмена. И спорт теряет свою привлекательность для ребенка. Когда родители забывают об этом и превращают спортивные занятия своего ребенка в работу или бизнес, это убивает всю радость от спорта. Дети перестают воспринимать спорт как нечто, что им нравилось делать, когда они занимались им ради удовольствия.

Ошибка 2. Слишком давить на своего ребенка-спортсмена.

Оказывая слишком большое давление на своего ребенка, вы практически гарантируете негативный результат. К сожалению, с ростом конкуренции в спорте это становится почти нормой. Некоторые спортсмены действительно могут показывать лучшие результаты в условиях психологического напряжения. Например, если они относятся к предстоящему сложному соревнованию как к вызову, их уверенность в себе, концентрация внимания и стрессоустойчивость резко повышаются. С другой стороны, если на спортсмена оказывается слишком большое давление, он начинает рассматривать предстоящее соревнование как чересчур сложное и допускает возможность проигрыша. В этом случае он теряет концентрацию, уверенность в себе уступает место тревоге, а стрессоустойчивость падает.

Ошибка 3. Кричать на ребенка из-за ошибок или плохой игры.

Представьте, что после соревнования, на котором ваш ребенок выступил далеко не идеально, он садится с вами в машину, и вы кричите на него/нее всю дорогу до дома. Вы вспоминаете, как он ужасно выступил, и описываете каждый его промах во всех подробностях. Думаете, это доставляет ему большую радость? Совсем нет. И это гарантирует, что он станет избегать участия в соревнованиях, особенно, если такие ситуации повторяются достаточно часто. Прослеживается тенденция уделять слишком мало внимания усилиям, которые вложил ребенок, и тому, что ему удалось сделать хорошо, и слишком много внимания тому, что было плохо. Конечно, очень обидно наблюдать, когда юный спортсмен выступает ниже своего потенциала. Но кричат из него абсолютно не продуктивно. Вместо этого целесообразно поговорить с ребенком на увлеченные темы, а также коснуться наиболее удачных моментов соревнований. А на следующий день, когда страсти улягутся, спокойно обсудить с ним его выступление. Без нотаций и поучений. Спросите его: «Что, по твоему мнению, ты вчера сделал не так?» или «Что в этой ситуации ты мог бы сделать лучше?».

Ошибка 4. Постоянно смущать ребенка своим поведением.

Некоторые ситуации могут вызвать серьезные проблемы, в то время, как другие вполне безобидны. Большие проблемы могут создать любые формы агрессивного поведения родителей по отношению к своему ребенку, другим спортсменам, родителям или официальным лицам. Периодически попадая в подобные ситуации, ребенок со временем начинает их избегать. Если дети оказываются вовлеченными в сценарий, где их могут унизить, их внимание переключается с игры на реакцию мамы или папы.

Ошибка 5. Плохо разбираться в спорте.

Родители очень мало знают о спорте. Часто сами родители вообще не занимались спортом. Или они никогда не занимались тем спортом, которым увлечен их ребенок. И в этом нет ничего страшного. Родителям совершенно не обязательно иметь собственный спортивный опыт.

Но если вы относитесь к этой категории родителей, то вам важно осознать, что, возможно, вы не все знаете о спорте. Очень часто родители не разбираются в спортивном этикете, в правилах, и поэтому их чувства берут верх над логическим мышлением. Вместо того, чтобы возмущаться тем, что происходит на спортивной площадке, или вместо того, чтобы давать своему юному спортсмену плохой совет, взвесьте ваш реальный опыт и действуйте в соответствии с ним. Вели вы считаете, что ваш ребенок мог бы действовать более эффективно в какой-либо ситуации, посоветуйтесь сначала с тренером, или узнайте больше об этом виде спорта, или проконсультируйтесь с более сведущими родителями.

Ошибка 6. Приписывать ребенку незаслуженные достижения.

Поощрение очень важно для развития детей. Для детей не бывает слишком много похвалы или поощрений. Все это очень важно, потому что позволяет выстроить с ними доверительные отношения, помогает им освоить новое и повышает их стрессоустойчивосгь. Однако, поощряя детей, родителям важно не перейти тонкую грань. Например, во время соревнований юный пловец не слишком результативен, но он ведет себя очень активно и старается сделать все, что может. Конечно, он не самый лучший в команде, но его усилия заслуживают похвалы.

Ошибка 7. Обвинять других.

Вашего ребенка заявляют на соревнования не так часто, как он этого заслуживает. И виноват в этом не он, не так ли? Ведь он самый лучший, самый талантливый спортсмен! Безусловно, это вина тренера или кого-то еще. Этот родительский сценарий слишком хорошо известен. Когда в несправедливости или плохой игре обвиняют других людей. Такой сценарий учит спортсмена обвинять других и не анализировать собственные результаты. В конечном итоге он приводит к негативному отношению и конфронтации с теми, на кого перекладывается вина. Более конструктивный подход сконцентрироваться на том, что зависит от самого спортсмена, т.е. на собственных тренировках. Сосредоточьтесь на том, что вы в состоянии контролировать, и забудьте о том. что находится вне вашего контроля. Вы можете контролировать свои усилия, свое трудолюбие, свою физическую форму, знание правил и технику игры, свое умение быть ценным членом команды и лидером. Если вы способны взять под контроль эти вещи, то в 99% случаев вам будет обеспечено участие в любых соревнованиях.

Ошибка 8. Заставлять ребенка заниматься спортом круглый год.

Родители и спортсмены привыкли считать, что больше – всегда лучше. Это касается и тренировок, и соревнований. Качество часто приносят в жертву количеству.

Многие спортсмены взяли этот подход на вооружение и занимаются спортом круглый год, без перерывов. В этом есть определенная логика. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок пропустил сезон, в то время как другие дети продолжают совершенствовать свои спортивные навыки и превзойдут вашего юного спортсмена в мастерстве. Вы стремитесь предоставить своему ребенку все имеющиеся возможности.

У этого подхода есть несколько недостатков. Во-первых, постоянные занятия спортом не дают возможности полноценно восстановиться, что может препятствовать раскрытию спортивного потенциала и даже стать причиной серьезных травм. И еще. Постоянные занятия одним и гем же видом спорта ведут к психологическому выгоранию, поскольку спорт превращается в скучную рутину и перестает доставлять радость. Если ваш юный спортсмен перестает получать удовольствие от спорта, это сигнал, что он или она занимается им слишком много.

Ошибка 9. Слишком рано заставлять ребенка сделать выбор в пользу одного вида спорта.

И главное не берите на себя функции тренера! Роль родителя и роль тренера это разные роли. От вас ребенку нужна поддержка совсем иного рода.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − десять =