Технологическая карта
Предмет | География |
Класс | 7 а |
Тип урока | Комбинированный |
Технология построения урока | Групповая, проблемно-поисковая, работа с текстом. |
Тема | Человек на Южном материке |
Цель | изучение особенности жизни и хозяйственной деятельности человека в Антарктиде, формирование умения анализировать различные источники географической информации. |
Оборудование | презентация MicrosoftPowerPoint, физическая карта «Антарктида», учебник, атласы для 7 класса, контурные карты Антарктиды, кинофрагмент «Русские в Антарктиде 21 век», видеофрагмент из мультфильма «Рассказы старого моряка», видеоклип «Пингвины», кейс «Открытие Антарктиды Р. Амундсен и Р. Скотт, маршрутные листы. |
Задачи | Предметная: формирование у учащихся знаний об истории открытия Антарктиды, кому принадлежит материк, зачем его изучают, о нравственных качествах полярников; умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме. Метапредметная: расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; — развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; — формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя. Личностная: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя; — осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы |
Планируемые метапредметные результаты. | Регулятивные (учебно-организационные): — ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать свою работу и одноклассников; Познавательные (учебно-логические): — выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами; учебно-информационные: — поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий Коммуникативные — выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
Технология изучения
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||
Мотивация I. Организационный | На перемене за 3 минуты до начала урока включаю видеофрагмент «Пингвины» Предлагаю встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу, почувствовать плечо друга, поскольку оно будет необходимо в нашем путешествии. Только умениями, знаниями и навыками человек достигает в жизни, то к чему стремится. А это значит, он поднимается по своей лестнице успеха, используя тот инструментарий, который ему необходим для достижения поставленной цели. Лестница успеха на уроке географии будет и у вас сегодня, а вот какая, вы сможете сказать только по окончанию урока, проходя его определённые этапы, и используя в своей работе школьный инструментарий: учебник, тетрадь, дневник, карандаши, атласы, карты, индивидуальные карточки. Свои результаты вы будете фиксировать в оценочном листе, который лежит у вас на парте и знаком вам ранее. Оценивать вы себя будете по пяти бальной системе. Пусть всё у вас сегодня получится, и всё будет хорошо. Желаю всем успеха! | Слушают, смотрят Встают в круг, берутся за руки и проговаривают 3 раза « пусть всё будет хорошо». После чего встают на свои места Обучающиеся проверяют наличие учебников и школьных принадлежностей. Знакомятся с маршрутными листами , критериями оценки | |||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний Мозговой штурм Работа с текстом. | Создание проблемной ситуации Ричард Бэрд, американский полярный исследователь писал: На интерактивной доске текст с описанием природы материка. О каком материке написал, Ричард Бэрд? А что вы уже знаете об Антарктиде? И Назовите особенности географического положения материка? Какие есть замечания и дополнения по поставленному вопросу? Для того чтобы совершить экспедицию на материк, необходимо получить название команды, которое вы получите в ходе выполнения задания. «Мозговой штурм» Читаю высказывания: 1. Верно ли высказывание что: Антарктида – это материк самый высокий и холодный? 2. Верно ли высказывание что: Он расположен за Южным полярным кругом? 3. Верно ли высказывание что: В центре Антарктиды находится Северный полюс? ЮЖНЫЙ полюс? 4. Верно ли высказывание что: В Антарктиде все направления (стороны горизонта) северные? 5. Верно ли высказывание что: Континент омывается четырьмя океанами? 6. Верно ли высказывание что: Континент омывается темя океанами? 7. Верно ли высказывание что: Южная полярная область, включающая Антарктиду и прилегающие к ней острова называется Антарктикой? 8. Верно ли высказывание что: Северный Ледовитый океан омывает Антарктиду? 9. Верно ли высказывание что: айсберг ‒ это огромная глыба льда не плавающая в океане? Подвожу итог мозгового штурма. Команда получает название «Пингвинчик». Но для того чтобы отправиться в экспедицию вам предлагают еще одно задание. У вас на партах лежит текст, но с пропущенными словами. Задание: вставить недостающие слова. Чья команда быстрее справиться с заданием. | Обучающиеся в парах определяют название данного материка. Текст: “На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, золотыми, зелеными и голубыми тонами пастели.» Учащиеся называют материк – Антарктида. Устный ответ учащегося у физической карты полушарий и Антарктиды. Оценивают себя в маршрутном листе. На правильный ответ хлопают в ладошки, а на неправильный большой пальчик опускаете вниз. В маршрутном листе выставляют оценки. Команда делится на 3 группы: 1 ряд — «Пин»», 2 ряд -«Гвин», 3 ряд- «Чик» Выполняют задание в маршрутных листах. Взаимопроверка, выставление оценки за домашнюю работу. | |||||||||||||||||||||||||||
III. Постановка познавательной задачи | Внимательно посмотрите фрагмент из документального фильма и подумайте, о чём сегодня на урок пойдет речь? Какова тема урока? Запишите ее в свой маршрутный лист Какие задачи вы предлагаете решить исходя из темы урока? | Определяют тему урока, записывают её в маршрутный лист, Ставят цель и задачи урока. | |||||||||||||||||||||||||||
Физ. минутка | Антарктида – белый край! Ты за мною повторяй! Руки вверх, шире, ниже, Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах! О тюленях, о китах, о суровых холодах! А теперь глаза открой, возвращаемся домой! | Выполняют упражнения | |||||||||||||||||||||||||||
IV. Изучение нового материала Работа в группах с с текстом учебника, кейсом, атласом, контурной картой. Исследовательская работа | Девиз урока: «Лучшее учение – чтение» Напоминаю информацию о правилах работы с текстом. Чтение с пометками на полях (+) – это я знаю; (-) – это мне не знакомо; (!) – новое для меня. Предлагаю видеофрагмент из мультфильма «Рассказы старого моряка». Кто такой Джеймс Кук и почему после его высказывания никто из исследователей не выходил на поиски южного материка? | Делают записи в маршрутном листе: Группы работают с текстом учебника и заполняют таблицу «История открытия материка»
| |||||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление Работа с кейсом. | Следит за ходом работы, правильность выполнения работы. Заслушиваю отчеты групп. Группа ПИН: 1. Кто и когда открыл Антарктиду? Каковы были итоги экспедиции? 2. Кем и когда был впервые покорен Южный полюс? 3. Кто достиг Южного полюса вторым? Какова была судьба этой экспедиции? Обращаю внимание на суть девиза: Группа ГВИН: 1. Какому государству принадлежит Антарктида? 2. Почему Антарктиду называют континентом науки и мира? 3. Что предусматривает Международный договор 1959 г. по Антарктиде? 4. Какие государства имеют здесь «нерациональные секторы»? Группа ЧИК: 1. Чем можно объяснить интерес людей к изучению Антарктиды? 2. Какое значение имеют современные исследования материка? 3. Какими качествами должны обладать исследователи Антарктиды? | Заполняют маршрутный лист, выполняя предложенные задания. На контурных картах отмечают географические объекты названные именами ученых, исследователей Антарктиды. Отчет групп Рассказ о Джеймсе Куке, Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве. Читают стихотворение. Рассказ о экспедиции Р. Амундсена и неудачной экспедиции Р. Скотта. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» Ответы ребят, показ презентации. На физической карте магнитами показывают научные станции. Отмечают, что в России только одна действующая станция. Называют и показывают «нерациональные сектора» Рассказывают о значении современных исследований И называют качества современного исследователя Антарктиды | |||||||||||||||||||||||||||
VI. Подведение итогов. | Рефлексия. Ну вот, ребята, наш урок под-ходит к концу, надеюсь, урок вам показался интересным, познавательным самостоятельно работая в группах открыли для себя новые знания. Домашнее задание: 1. Оформить контурную карту стр.46. (вы-полнить задания 2.Творческое задание: Составить по желанию по теме «Антарктида»: тест, кроссворд, ребус. | Делают вывод по уроку, оценивают себя «Моя лестница успеха». Запись домашнего задания в дневник. Сдают маршрутные листы. |