Человек на Южном материке: урок географии в 7 классе


Автор: Астафьева Наталья Васильевна
Место работы: МБОУ «Центр образования имени В. И. Пеллера»
Должность: учитель географии


Технологическая карта

Предмет

География

Класс

7 а

Тип урока

Комбинированный

Технология построения урока

Групповая, проблемно-поисковая, работа с текстом.

Тема

Человек на Южном материке

Цель

изучение особенности жизни и хозяйственной деятельности человека в Антарктиде, формирование умения анализировать различные источники географической информации.

Оборудование

презентация MicrosoftPowerPoint, физическая карта «Антарктида», учебник, атласы для 7 класса, контурные карты Антарктиды, кинофрагмент «Русские в Антарктиде 21 век», видеофрагмент из мультфильма «Рассказы старого моряка», видеоклип «Пингвины», кейс «Открытие Антарктиды Р. Амундсен и Р. Скотт, маршрутные листы.

Задачи

Предметная: формирование у учащихся знаний об истории открытия Антарктиды, кому принадлежит материк, зачем его изучают, о нравственных качествах полярников; умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме.

Метапредметная: расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

— развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;

— формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.

Личностная: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя;

— осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы

Планируемые метапредметные результаты.

Регулятивные (учебно-организационные):

— ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать свою работу и одноклассников;

Познавательные (учебно-логические):

— выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами;

учебно-информационные:

— поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий

Коммуникативные

— выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

I. Организационный

На перемене за 3 минуты до начала урока включаю видеофрагмент «Пингвины»

Предлагаю встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу, почувствовать плечо друга, поскольку оно будет необходимо в нашем путешествии.

Только умениями, знаниями и навыками человек достигает в жизни, то к чему стремится. А это значит, он поднимается по своей лестнице успеха, используя тот инструментарий, который ему необходим для достижения поставленной цели.

Лестница успеха на уроке географии будет и у вас сегодня, а вот какая, вы сможете сказать только по окончанию урока, проходя его определённые этапы, и используя в своей работе школьный инструментарий: учебник, тетрадь, дневник, карандаши, атласы, карты, индивидуальные карточки.

Свои результаты вы будете фиксировать в оценочном листе, который лежит у вас на парте и знаком вам ранее. Оценивать вы себя будете по пяти бальной системе.

Пусть всё у вас сегодня получится, и всё будет хорошо. Желаю всем успеха!

Слушают, смотрят

Встают в круг, берутся за руки и проговаривают 3 раза « пусть всё будет хорошо». После чего встают на свои места

Обучающиеся проверяют наличие учебников и школьных принадлежностей.

Знакомятся с маршрутными листами , критериями оценки

II. Актуализация опорных знаний

Мозговой штурм

Работа с текстом.

Создание проблемной ситуации

Ричард Бэрд, американский полярный исследователь писал:

На интерактивной доске текст с описанием природы материка.

О каком материке написал, Ричард Бэрд?

А что вы уже знаете об Антарктиде? И

Назовите особенности географического положения материка?

Какие есть замечания и дополнения по поставленному вопросу?

Для того чтобы совершить экспедицию на материк, необходимо получить название команды, которое вы получите в ходе выполнения задания.

«Мозговой штурм»

Читаю высказывания:

1. Верно ли высказывание что: Антарктида – это материк самый высокий и холодный?

2. Верно ли высказывание что: Он расположен за Южным полярным кругом?

3. Верно ли высказывание что: В центре Антарктиды находится Северный полюс?

ЮЖНЫЙ полюс?

4. Верно ли высказывание что: В Антарктиде все направления (стороны горизонта) северные?

5. Верно ли высказывание что: Континент омывается четырьмя океанами?

6. Верно ли высказывание что: Континент омывается темя океанами?

7. Верно ли высказывание что: Южная полярная область, включающая Антарктиду и прилегающие к ней острова называется Антарктикой?

8. Верно ли высказывание что: Северный Ледовитый океан омывает Антарктиду?

9. Верно ли высказывание что: айсберг это огромная глыба льда не плавающая в океане? 

Подвожу итог мозгового штурма. Команда получает название «Пингвинчик».

Но для того чтобы отправиться в экспедицию вам предлагают еще одно задание. У вас на партах лежит текст, но с пропущенными словами.

Задание: вставить недостающие слова. Чья команда быстрее справиться с заданием.

Обучающиеся в парах определяют название данного материка.

Текст:

На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, золотыми, зелеными и голубыми тонами пастели.»

Учащиеся называют материк – Антарктида.

Устный ответ учащегося у физической карты полушарий и Антарктиды.

Оценивают себя в маршрутном листе.

На правильный ответ хлопают в ладошки, а на неправильный большой пальчик опускаете вниз.

В маршрутном листе выставляют оценки.

Команда делится на 3 группы:

1 ряд — «Пин»»,

2 ряд -«Гвин»,

3 ряд- «Чик»

Выполняют задание в маршрутных листах.

Взаимопроверка, выставление оценки за домашнюю работу.

III. Постановка познавательной задачи

Внимательно посмотрите фрагмент из документального фильма и подумайте, о чём сегодня на урок пойдет речь?

Какова тема урока? Запишите ее в свой маршрутный лист

Какие задачи вы предлагаете решить исходя из темы урока?

Определяют тему урока, записывают её в маршрутный лист, Ставят цель и задачи урока.

Физ. минутка

Антарктидабелый край! Ты за мною повторяй! Руки вверх, шире, ниже, Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах! О тюленях, о китах, о суровых холодах! А теперь глаза открой, возвращаемся домой!

Выполняют упражнения

IV. Изучение нового материала

Работа в группах с с текстом учебника, кейсом, атласом, контурной картой.

Исследовательская работа

Девиз урока:

«Лучшее учение – чтение»

Напоминаю информацию о правилах работы с текстом.

Чтение с пометками на полях

(+) – это я знаю; (-) – это мне не знакомо; (!) – новое для меня.

Предлагаю видеофрагмент из мультфильма «Рассказы старого моряка».

Кто такой Джеймс Кук и почему после его высказывания никто из исследователей не выходил на поиски южного материка?

Делают записи в маршрутном листе:

Группы работают с текстом учебника и заполняют таблицу «История открытия материка»

Ф.И. ученых,

путешественников

Дата исследования

Результаты исследования

?

1772-1775

Первое пересечение Южного полярного круга. Не нашел “ Южной земли”.

Джеймс Уэдделл

1823

?

?

1840

?

Джеймс Росс

?

Открытие горной страны- Земли Виктории, двух вулканов –Эребус и Террор, обнаружен шельфовый ледник.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.

?

?

?

14 декабря 1911

?

Роберт Скотт

?

?

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

V.

Первичное закрепление

Работа с кейсом.

Следит за ходом работы, правильность выполнения работы.

Заслушиваю отчеты групп.

Группа ПИН:

1. Кто и когда открыл Антарктиду? Каковы были итоги экспедиции?

2. Кем и когда был впервые покорен Южный полюс?

3. Кто достиг Южного полюса вторым? Какова была судьба этой экспедиции?

Обращаю внимание на суть девиза:

Группа ГВИН:

1. Какому государству принадлежит Антарктида?

2. Почему Антарктиду называют континентом науки и мира?

3. Что предусматривает Международный договор 1959 г. по Антарктиде?

4. Какие государства имеют здесь «нерациональные секторы»?

Группа ЧИК:

1. Чем можно объяснить интерес людей к изучению Антарктиды?

2. Какое значение имеют современные исследования материка?

3. Какими качествами должны обладать исследователи Антарктиды?

Заполняют маршрутный лист, выполняя предложенные задания.

На контурных картах отмечают географические объекты названные именами ученых, исследователей Антарктиды.

Отчет групп Рассказ о Джеймсе Куке, Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве.

Читают стихотворение.

Рассказ о экспедиции Р. Амундсена и неудачной экспедиции Р. Скотта.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться»

Ответы ребят, показ презентации.

На физической карте магнитами показывают научные станции.

Отмечают, что в России только одна действующая станция.

Называют и показывают «нерациональные сектора»

Рассказывают о значении современных исследований

И называют качества современного исследователя Антарктиды

VI.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Ну вот, ребята, наш урок под-ходит к концу, надеюсь, урок вам показался интересным, познавательным самостоятельно работая в группах открыли для себя новые знания.

Домашнее задание:

1. Оформить контурную карту стр.46. (вы-полнить задания

2.Творческое задание:

Составить по желанию по теме «Антарктида»:

тест, кроссворд,

ребус.

Делают вывод по уроку, оценивают

себя «Моя лестница успеха».

Запись домашнего задания в дневник.

Сдают маршрутные листы.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемнадцать − пять =