Экскурсия в православный храм: проектная деятельность учащихся в рамках внеурочной деятельности (курс ОДНКНР)


Автор: Чупрова Анна Валерьевна
Место работы: МБОУ «Центр образования имени В. И. Пеллера»
Должность: учитель ИЗО, ОДНРК


Обоснование выбора темы проекта

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А. Сухомлинский

Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью, его назначением, является одной из форм введения детей в духовную культуру, которая проходит в форме экскурсии в Биробиджанскую епархию Русской Православной церкви, современным символом города Биробиджана.
Экскурсии по храму проводятся во многих городах, и в последнее время пользуются все большей популярностью. Имея необходимость проводить с детьми мероприятия духовно-нравственной и патриотической направленности, даже некрещеные педагоги радуются возможности разнообразить свои занятия визитом в храм. Но особенную актуальность экскурсии по храму приобрели в связи с введением в школах нового курса внеурочной деятельности – Основы духовно-нравственной культуры народов России. Можно, конечно, рассказывать об устройстве храма и Таинствах, сидя в аудитории, но гораздо интереснее и наглядней проводить такие уроки в храме. Для большинства детей такая экскурсия становится первым серьезным знакомством с Церковью и миром христианства; печально, если оно станет и последним. Поэтому очень важно, чтобы юные гости вынесли из этого знакомства что-то большее, чем набор быстро забываемой информации о весе колоколов и высоте свода или о памятных датах из жизни данного конкретного храма. Необходимо, чтобы экскурсия по храму стала для подростка поводом всерьез задуматься о духовной стороне своей жизни, о её смысле и конечной цели. Во время экскурсии есть также возможность поговорить со учащимися о важных вопросах жизни современного молодого человека и вместе с ребятами посмотреть на эти вопросы с другой, христианской точки зрения.
Русская Православная Церковь на протяжении всего Российского государства имела огромное влияние на развитие и поддержание духовно-нравственных основ общества. Она всегда поддерживала и поддерживает традиции семьи, само слово «семья» в переводе означает домашняя церковь. Церковь является одним из самых сильных общественных институтов, имеющим собственное хорошо аргументированное и подкрепленное реальными действиями мнение о том, в чем именно заключается важность семьи, почему и как ее надо поддерживать и как можно противостоять современным угрозам. В условиях современного общества возродить понятие традиционной семьи можно только при взаимодействии с Церковью. Понятия святости материнства, ценности многодетной семьи в ее традиционном понимании, преемственности поколений необходимо возрождать в сознании людей.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: развитие интереса к культуре и истории России и нашего города, к знанию православных традиций
Задачи проекта:
— развивать интерес к культуре народа;
— воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
1. Подбор источников информации: литературы, адреса сайтов для ознакомления учащихся по теме «Храм», «Разновидности храмов», «Правила поведения в храме».
2. Разработка презентаций, творческих работ (рисунки, мини-сочинения) к проектам.
Основной этап: художественно-эстетическая деятельность
1. Экскурсия в православный храм;
2. Рисунки учащихся «Православные храмы России»;
3. Выполнение макета храма из бумаги.
Заключительный этап:
1. Экскурсия в православный храм.

2. Статья на сайте школы «Экскурсия в православный храм».
3. Впечатления учащихся о проведённой экскурсии.
4. Презентация и защита проекта «Экскурсия в православный храм».
5. Выставка работ творческих групп.
4. Вывод
Современная культура всеми силами старается воспитать в ребёнке потребителя, отвратить его от всего чистого, возвышенного, духовного. А то, что закладывается в детскую душу с самого начала, потом всё более возрастает и укрепляется. Свт Тихон Задонский говорил: «Малое деревце, куда наклонишь его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую». Поэтому очень важно в самом начале жизненного пути показать детям, что помимо законов современной жизни – существует другой закон, закон любви, понимания, прощения. Помимо суетной жизни, где важной является гонка за богатством и карьерным ростом, существует другая жизнь, наполненная своими радостями, главная из которых – встреча со Христом. Как донести всё это до детей? Ведь очень часто они совершают недостойные их поступки просто потому, что не знают, что это – не норма. “Нужно «связать» детей с Богом и развивать у них понимание, что необходимо творить добро”, – говорил старец Паисий Святогорец. В этом деле, деле духовно-нравственного воспитания детей и подростков, очень может помочь практика проведения экскурсий по храму.
Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных городских строений. Храм — это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога.
Храм иногда называют церковью. Эти слова похожи по значению, но все же отличаются. Слова храм и собор означают здание, строение. А когда говорят Церковь, то подразумевают не только строение, но всех верующих людей.
Храм похож на корабль. Высокая колокольня как мачта. Как на мачте корабля реет флаг, так на колокольне сияет крест.
Если бы было можно взглянуть на храм с вертолета, мы бы увидели форму строения. Форма храма может быть разная – иногда корабль, как мы уже говорили. А иногда храмы строят в форме креста, круга или звезды.
Форма храма – это символ (знак). Круг – означает бесконечность и вечную жизнь. Как звезда указывает путь мореплавателям, так и Церковь учит людей правильному или еще говорят праведному пути в жизни.
Крест – это главный символ или знак христиан. Для христиан крест свят. На кресте был распят Иисус Христос – Спаситель, взявший на себя грехи всего мира и омывший их Своею Кровью. В знак любви ко Христу все христиане носят крест на груди и украшают крестами храмы. Посмотрите, что мы видим над куполом? Крест. Что означает слово окрестность? Окрестность – это местность, расположенная вокруг креста. Традиционно храмы строились на возвышенных местах, по берегам рек, среди красивой природы. Постепенно вокруг храмов возникали поселения, села, а потом города. Давайте снова посмотрим на храм. Посмотрите, какая необычная крыша у храма, здание венчают купола.
Форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх. Эта устремленность вверх, к небу, символизирует молитвенную устремленность верующих к Богу. Форма купола еще напоминает шлем древнего богатыря. Богатыри всегда защищали нашу русскую землю и нашу православную веру.
У корабля бывает мачта, а у храма мы видим высокую башню – колокольню. Колокольный церковный звон созывает верующих к Богослужению, возвещает тем, кто находится вне храма о важных моментах службы. Бывало, что колокольным звоном созывался народ на вече (собрание), или, ударяя в главный колокол, били в набат при пожарах и бедствиях.
Нет уголка во вселенной, где бы ни было Бога, считают христиане. Но храм – место Его особого присутствия. Первый храм на Руси был построен в древнем Киеве больше тысячи лет назад. Строительство храма требует больших сил и средств, и поэтому строили храмы всегда соборно – т.е. сообща. Но было время в нашей истории, когда храмы разрушались, осквернялись. Это было в XX веке после революции. Многие верующие и священники тогда пострадали, были заключены в тюрьму, а некоторые были убиты. Сейчас храмы восстанавливаются и строятся новые. Перед началом строительства храма первый камень закладывается с молитвой и благословением. Новый храм освящается. Самое слово «освятить» значит – сделать святым, сделать принадлежностью Самого Бога.
Когда хотят помолиться, ставят свечу перед иконой и обращаются со словами молитвы к тому, кто изображен на иконе. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Представьте себе, что родной человек уехал далеко, и мы по нему скучаем. Иногда мы достаем его фотографию и даже разговариваем мысленно с ним. Так и молитва – это разговор. От слова молва, молвить, т.е. разговор с тем, кто изображен на иконе.

4. Впечатления учащихся о проведённой экскурсии
— Храм находится вдали от городской суеты. Прекрасная атмосфера внутри, красивый интерьер. Осмотрев храм, долго сидели на лавочке около него, уходить не хотелось. Очень светлое и душевное место. Никакой суеты вокруг. По-моему, один из лучших храмов города. Мы так же побывали на колокольне, там открывается красивый вид на город сверху. Попробовали сами создать колокольный звон, очень интересно.
— В ходе экскурсии мы получили возможность, получили возможность не только ознакомиться с прекрасными образцами церковного искусства – архитектурой, иконописью, увидеть, как воссоздаются святыни, но и пообщаться с настоятельницей.
— Мы узнали как об истории этой церкви, так и о молитвенной жизни и богослужении, об устройстве и предназначении храмов, об иконах и почитании, воздаваемом Господу, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Для нас это было действительно интересно и познавательно.

Анкета для школьников, принявших участие в тематической экскурсии
1. Что понравилось тебе на экскурсии?
2. Что запомнилось тебе более всего?
3. С кем ты поделился тем, что тебе удалось узнать на экскурсии?
4. Хочешь ли ты обсудить с учителем и родителями то, что ты услышал и увидел на экскурсии?
5. Хотелось бы тебе побывать на экскурсии в другом храме?

Анкета для учащихся изучающих курс
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Интересно на уроках по новому курсу ОДНКНР?
Да, очень интересно
Не очень интересно
Не интересно
2. Что тебе нравиться на уроках по новому курсу
Беседы о хороших и плохих поступках людей
Изучение праздников и традиций
Беседы о нравственных качествах человека
Знакомство с памятниками культуры
Работа на компьютере
Игры и театральные инсценировки
Другое
3. Если тебе не было интересно на уроках по новому курсу, то почему?
На уроках было скучно
Непонятно, много незнакомых слов
Я многое уже знал (а
Не хочу учиться по этому предмету
4. Отметь, как обычно проходят уроки по новому курсу в твоем классе.
Учитель беседует с нами
Слушаем и обсуждаем рассказы учителя
Читаем учебник
Смотрим фильмы, слайды

Отмечаем праздники, знакомимся с традициями
Посещаем музеи, святые места
Встречаемся с интересными людьми
5. Хотел бы ты продолжать изучать этот курс?
Да
Нет
Не знаю