Деепричастие как часть речи


Автор: Анна Алексеевна Коваленко
Место работы: МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Должность: учитель русского языка и литературы


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: знакомство с признаками деепричастия как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать умения:

  • находить деепричастия в тексте,

  • отличать деепричастие от причастия;

  • разграничивать основное и добавочное действие;

  • опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам

Развивающие:

  • развивать навыки работы по поиску закономерностей, связанных с употреблением деепричастий в устной и письменной речи (пользоваться деепричастием в нужной форме, соблюдать нормы управления в сочетании деепричастия с существительным).

  • развивать умение формулировать выводы, саморефлексию.

  • развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение.

  • формировать языковое чутье,

  • развивать речевую культуру и речевое творчество.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала;

  • воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

  • формировать интерес к изучаемому предмету, умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое, воспитывать любовь к школе.

Метод: проблемного обучения.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа по группам.

Образовательная технология: сотрудничество.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Планируемый результат.

Предметные:

— уметь отличать и находить деепричастия.

— знать морфологические признаки деепричастия

Личностные:

— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

— уметь формулировать выводы, саморефлексию.

Метапредметные:

— уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

— уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.

Ход урока.

  1. Оргмомент. (Двадцать третье ноября. Классная работа).

  2. Повторение изученного. Введение в тему.

1)Мобилизующий этап.

— Прочитайте высказывания:

Природа лучшая из книг, написа(н,нн)ая3 на особом языке. (Н. Г. Гарин-Михайловский)

Защ…щая природу, люди защ..щают самих себя и своих детей. (Ж.-И. Кусто)

— Ребята, какая тема объединяет данные высказывания? (Красота природы. Защита природы)

* Действительно, в рамках изучения новой темы мы будем говорить о природе, её красоте и заботе о ней.

— Ребята, какое средство художественной выразительности использовал автор в первом высказывании? Ребята, почему автор сравнивает природу с книгой? (метафора)

— Запишите предложения в тетрадь, подчеркните в словах орфограммы.

*Морфологический разбор слова (индивидуальная работа)

  1. Написанная — причастие, (какая?)

  2. Морфологические признаки

    1. Н.ф. – написанный.

    2. Пост. – страдательное, прошедшее время, совершенный вид.

    3. Непост. – в полн. ф., ед. ч., И.п., ж. р.,

  3. В предложении причастие в полной форме выступает в роли определения (написанная).

Этап проверки

Объясните постановку тире в первом предложении.

— Итак, ребята, давайте выясним, почему мы поставили запятую в первом предложении?

— Какому слову относится причастный оборот? Какой частью речи является определяемое слово?

* Вспомним морфологические признаки причастия. Проверяем морфологический разбор.

2) Введение в тему

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

— Ребята, а во втором предложении есть причастный оборот? Нет причастия. Что же тогда мы выделили запятой?

*К какому слову относится выделенная запятой конструкция?

— Можем ли мы назвать слово «защищая» глаголом?

— Ребята, а как может называться часть речи, причастная к глаголу и связанная с причастием? (деепричастие)

— Что это за часть речи нам сегодня предстоит узнать на уроке.

3)Формулирование темы и задач урока.

_ Ребята, как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня?

* Либо сами формулирую, либо я (по ситуации). Итак, тема сегодняшнего урока – «Деепричастие как часть речи».

— Какие задачи стоят перед нами сегодня?

Задачи нашего урока:

1.Познакомиться с деепричастием как частью речи;

2.Учиться отличать деепричастие от других частей речи.

— Скажите, почему мы можем перепутать данное слово с глаголом и с причастием? Что общего у них? Наша задача это выяснить.

III. Изучение нового материала.

1. Историческая справка

— Как вы думаете, почему данная часть речи так называется?

* Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)

Термин был введён грамматику Мелетием Смотрицким в начале ХVII века. До XVII века деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь этой формы нет, краткая форма образуется только от страдательного причастия. Вот ее место и заняли деепричастия.

2. Поисковая познавательная работа.

— Ребята, какие морфологические признаки имеет деепричастие, нам поможет узнать загадка:

Загадку эту отгадать совсем несложно!
Меня
с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,
Я по значению похоже на глагол!

— Итак, теперь попытаемся сформулировать определение. Что такое деепричастие?

— А теперь проверим правы мы были или нет, откройте ваши учебнике на стр. 172, прочитайте правило и скажите: все ли признаки деепричастия мы перечислили?

3. Изучение нового материала. (работа с доской)

Ребята, давайте определим, какие морфологические признаки деепричастие заимствовало у глагола и наречия. Заполните, пожалуйста, таблицу.

Работа со схемой.

Ребята, какая морфема отсутствует у деепричастия и почему? На конце деепричастия выделяем суффикс. Это показатель неизменяемой части речи.

(Нет окончания, неизменяемая часть речи. Выделяем суффикс.)

* Морфологический разбор деепричастия «защищая» выполняет у доски 1 ученик (план на стр. 179)

Проверяем:

  1. Защищая — деепричастие (что делая?)

  2. Морфологические признаки:

    1. Н. ф. — защищать.

    2. Пост. – неизм. ф., несов. в., Н. в.

    3. Непост. –  нет, т. к. неизменяемая часть речи.

  3. обстоятельство

— Ребята, мы знаем, что деепричастие созвучно с причастием. Давайте же выясним, чем части речи отличаются друг от друга.

Работа в парах с таблицей:

 

 

вопроса

причастие

деепричастие

1.От какой части речи образуются?

 

2. На какие вопросы отвечают?

  

3. Что обозначают?

  

4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?

  

5. Как изменяются?

  

6.Чем отличаются по морфемному составу?

  

7. Какими членами предложения могут быть?

  

8. На какой вопрос отвечают как член предложения?

  

9. Какую часть речи распространяют в предложении

  

10. Роль как средства выразительности

  

 

Этап проверки. Промежуточные результаты:

 

Вопросы

Причастие

Деепричастие

1. От какой части речи образуются?

От глагола

2.На какие вопросы отвечают?

Какой?

Каков?

Что делая?

Что сделав?

3. Что обозначают?

Признак предмета по действию

Добавочное действие

4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?

Глагола

прилагательного

Глагола

наречия

5. Как изменяются?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

6. Чем отличаются по морфемному составу?

Имеет окончание

Не имеет окончание

7. Какими членами предложения могут быть?

Определение, сказуемое

обстоятельство

8. На какой вопрос отвечают как член предложения?

Какой?

Каков?

Как?

Когда?

Почему?

9. Какую часть речи распространяют в предложении

Существительное, местоимение

глагол

10. Роль как средства выразительности

Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу”

Украшает глагол, дополняет его другими действиями;

создает живописную картину действия”

 

— Итак, ребята! Обратите внимание, что деепричастие – неизменяемая часть речи, относится к глаголу, делая его выразительным? Давайте рассмотрим деепричастия на примерах поэтического текста.

IV. Закрепление темы урока.

«Продолжи предложение»

— Мы продолжаем наш разговор о красоте родной природы.

Перед вами строки из стихотворений разных поэтов… Задание: прочитайте выразительно отрывок, вставьте недостающие фразы в предложение, назовите автора произведения.

1) Под голубыми небесами, великолепными коврами, <…>, снег лежит.

2) Взбесилась ведьма злая и, <…>, пустила, <…>, в прекрасное дитя.

Проверка.

1) Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (А.С. Пушкин)

2) Взбесилась ведьма злая и, снегу захватя, пустила, убегая, в прекрасное дитя.

— Ребята, как вы считаете, как называется конструкция, пропущенная в данных предложениях? Докажите.

* Деепричастный оборот

! Обратите внимание, что в предложении обособляется не только ДО, но и одиночное деепричастие.

V. Работа с текстом.

Тяпка — мой симпатичный пес. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. На зеленой шелковистой опушке леса, поражая своей чернотой, виднеются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между камней, течет ручей с ледяной водой. Тяпка пьет из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, капроновый чулок. Течение, листая размокшую тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрепанные остатки веника.

Ребята, уходя из леса, не забывайте…

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст.
  2. Какую проблему поднимает автор текста.
  3. Найдите в тексте ПО и ДО обороты, выделите их (работа по вариантам)

1 вариант – ПО

2 вариант – ДО

4. Напишите сочинение-миниатюру (7-10 предложений), раскрывая смысл высказывания: «Ребята, уходя из леса, не забывайте…»

Проверка.

Ребята, какую роль ПО и ДО играют в тексте?

— Ребята, давайте продолжим фразу в конце текста…

— Запишите, пожалуйста, данную фразу в тетрадь. Она является темой сочинения для вашего домашнего задания.

VI. Домашнее задание: Напишите сочинение-миниатюру (7-10 предложений), раскрывая смысл высказывания: «Ребята, уходя из леса, не забывайте…», используя средства худ. выразительности.

VII. Рефлексия и подведение итогов урока

— С какой частью речи вы сегодня познакомились?

— На какие части речи похоже деепричастие и чем?

— Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?

VIII.Оценки