Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: знакомство с признаками деепричастия как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать умения:
находить деепричастия в тексте,
отличать деепричастие от причастия;
разграничивать основное и добавочное действие;
опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам
Развивающие:
развивать навыки работы по поиску закономерностей, связанных с употреблением деепричастий в устной и письменной речи (пользоваться деепричастием в нужной форме, соблюдать нормы управления в сочетании деепричастия с существительным).
развивать умение формулировать выводы, саморефлексию.
развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение.
формировать языковое чутье,
развивать речевую культуру и речевое творчество.
Воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала;
воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
формировать интерес к изучаемому предмету, умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое, воспитывать любовь к школе.
Метод: проблемного обучения.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа по группам.
Образовательная технология: сотрудничество.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Планируемый результат.
Предметные:
— уметь отличать и находить деепричастия.
— знать морфологические признаки деепричастия
Личностные:
— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
— уметь формулировать выводы, саморефлексию.
Метапредметные:
— уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
— уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.
Ход урока.
Оргмомент. (Двадцать третье ноября. Классная работа).
Повторение изученного. Введение в тему.
1)Мобилизующий этап.
— Прочитайте высказывания:
Природа – лучшая из книг, написа(н,нн)ая3 на особом языке. (Н. Г. Гарин-Михайловский)
Защ…щая природу, люди защ..щают самих себя и своих детей. (Ж.-И. Кусто)
— Ребята, какая тема объединяет данные высказывания? (Красота природы. Защита природы)
* Действительно, в рамках изучения новой темы мы будем говорить о природе, её красоте и заботе о ней.
— Ребята, какое средство художественной выразительности использовал автор в первом высказывании? Ребята, почему автор сравнивает природу с книгой? (метафора)
— Запишите предложения в тетрадь, подчеркните в словах орфограммы.
*Морфологический разбор слова (индивидуальная работа)
Написанная — причастие, (какая?)
Морфологические признаки
Н.ф. – написанный.
Пост. – страдательное, прошедшее время, совершенный вид.
Непост. – в полн. ф., ед. ч., И.п., ж. р.,
В предложении причастие в полной форме выступает в роли определения (написанная).
Этап проверки
— Объясните постановку тире в первом предложении.
— Итак, ребята, давайте выясним, почему мы поставили запятую в первом предложении?
— Какому слову относится причастный оборот? Какой частью речи является определяемое слово?
* Вспомним морфологические признаки причастия. Проверяем морфологический разбор.
2) Введение в тему
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
— Ребята, а во втором предложении есть причастный оборот? Нет причастия. Что же тогда мы выделили запятой?
*К какому слову относится выделенная запятой конструкция?
— Можем ли мы назвать слово «защищая» глаголом?
— Ребята, а как может называться часть речи, причастная к глаголу и связанная с причастием? (деепричастие)
— Что это за часть речи нам сегодня предстоит узнать на уроке.
3)Формулирование темы и задач урока.
_ Ребята, как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня?
* Либо сами формулирую, либо я (по ситуации). Итак, тема сегодняшнего урока – «Деепричастие как часть речи».
— Какие задачи стоят перед нами сегодня?
Задачи нашего урока:
1.Познакомиться с деепричастием как частью речи;
2.Учиться отличать деепричастие от других частей речи.
— Скажите, почему мы можем перепутать данное слово с глаголом и с причастием? Что общего у них? Наша задача это выяснить.
III. Изучение нового материала.
1. Историческая справка
— Как вы думаете, почему данная часть речи так называется?
* Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)
Термин был введён грамматику Мелетием Смотрицким в начале ХVII века. До XVII века деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь этой формы нет, краткая форма образуется только от страдательного причастия. Вот ее место и заняли деепричастия.
2. Поисковая познавательная работа.
— Ребята, какие морфологические признаки имеет деепричастие, нам поможет узнать загадка:
Загадку эту отгадать совсем несложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,
Я по значению похоже на глагол!
— Итак, теперь попытаемся сформулировать определение. Что такое деепричастие?
— А теперь проверим правы мы были или нет, откройте ваши учебнике на стр. 172, прочитайте правило и скажите: все ли признаки деепричастия мы перечислили?
3. Изучение нового материала. (работа с доской)
— Ребята, давайте определим, какие морфологические признаки деепричастие заимствовало у глагола и наречия. Заполните, пожалуйста, таблицу.
Работа со схемой.
— Ребята, какая морфема отсутствует у деепричастия и почему? На конце деепричастия выделяем суффикс. Это показатель неизменяемой части речи.
(Нет окончания, неизменяемая часть речи. Выделяем суффикс.)
* Морфологический разбор деепричастия «защищая» выполняет у доски 1 ученик (план на стр. 179)
Проверяем:
Защищая — деепричастие (что делая?)
Морфологические признаки:
Н. ф. — защищать.
Пост. – неизм. ф., несов. в., Н. в.
Непост. – нет, т. к. неизменяемая часть речи.
обстоятельство
— Ребята, мы знаем, что деепричастие созвучно с причастием. Давайте же выясним, чем части речи отличаются друг от друга.
Работа в парах с таблицей:
№ вопроса | причастие | деепричастие |
1.От какой части речи образуются? | ||
2. На какие вопросы отвечают? | ||
3. Что обозначают? | ||
4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? | ||
5. Как изменяются? | ||
6.Чем отличаются по морфемному составу? | ||
7. Какими членами предложения могут быть? | ||
8. На какой вопрос отвечают как член предложения? | ||
9. Какую часть речи распространяют в предложении | ||
10. Роль как средства выразительности |
Этап проверки. Промежуточные результаты:
Вопросы | Причастие | Деепричастие |
1. От какой части речи образуются? | От глагола | |
2.На какие вопросы отвечают? | Какой? Каков? | Что делая? Что сделав? |
3. Что обозначают? | Признак предмета по действию | Добавочное действие |
4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? | Глагола прилагательного | Глагола наречия |
5. Как изменяются? | По родам, числам, падежам | Не изменяется |
6. Чем отличаются по морфемному составу? | Имеет окончание | Не имеет окончание |
7. Какими членами предложения могут быть? | Определение, сказуемое | обстоятельство |
8. На какой вопрос отвечают как член предложения? | Какой? Каков? | Как? Когда? Почему? |
9. Какую часть речи распространяют в предложении | Существительное, местоимение | глагол |
10. Роль как средства выразительности | Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу” | Украшает глагол, дополняет его другими действиями; “создает живописную картину действия” |
— Итак, ребята! Обратите внимание, что деепричастие – неизменяемая часть речи, относится к глаголу, делая его выразительным? Давайте рассмотрим деепричастия на примерах поэтического текста.
IV. Закрепление темы урока.
«Продолжи предложение»
— Мы продолжаем наш разговор о красоте родной природы.
Перед вами строки из стихотворений разных поэтов… Задание: прочитайте выразительно отрывок, вставьте недостающие фразы в предложение, назовите автора произведения.
1) Под голубыми небесами, великолепными коврами, <…>, снег лежит.
2) Взбесилась ведьма злая и, <…>, пустила, <…>, в прекрасное дитя.
Проверка.
1) Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (А.С. Пушкин)
2) Взбесилась ведьма злая и, снегу захватя, пустила, убегая, в прекрасное дитя.
— Ребята, как вы считаете, как называется конструкция, пропущенная в данных предложениях? Докажите.
* Деепричастный оборот
! Обратите внимание, что в предложении обособляется не только ДО, но и одиночное деепричастие.
V. Работа с текстом.
Тяпка — мой симпатичный пес. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. На зеленой шелковистой опушке леса, поражая своей чернотой, виднеются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между камней, течет ручей с ледяной водой. Тяпка пьет из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, капроновый чулок. Течение, листая размокшую тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрепанные остатки веника.
Ребята, уходя из леса, не забывайте…
Задания к тексту:
- Прочитайте текст.
- Какую проблему поднимает автор текста.
- Найдите в тексте ПО и ДО обороты, выделите их (работа по вариантам)
1 вариант – ПО
2 вариант – ДО
4. Напишите сочинение-миниатюру (7-10 предложений), раскрывая смысл высказывания: «Ребята, уходя из леса, не забывайте…»
Проверка.
— Ребята, какую роль ПО и ДО играют в тексте?
— Ребята, давайте продолжим фразу в конце текста…
— Запишите, пожалуйста, данную фразу в тетрадь. Она является темой сочинения для вашего домашнего задания.
VI. Домашнее задание: Напишите сочинение-миниатюру (7-10 предложений), раскрывая смысл высказывания: «Ребята, уходя из леса, не забывайте…», используя средства худ. выразительности.
VII. Рефлексия и подведение итогов урока
— С какой частью речи вы сегодня познакомились?
— На какие части речи похоже деепричастие и чем?
— Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?
VIII.Оценки