Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников


Автор: Ирина Васильевна Кочекова
Место работы: МКДОУ «Детский сад № 4 г. Облучье»
Должность: воспитатель


Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи ‒ и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать ‒ и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской деятельности. Почему я выбрала эту тему? Я считаю, что исследовательской деятельности уделяется недостаточно внимания в нашем детском саду, а мне бы хотелось глубже вникнуть в её суть. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

  • Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

  • В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

И я не отступила от своей задумки, т. к. считаю, что в нашей группе имеются все условия для проведения данной работы:

Достаточно высокий уровень развития речи, интеллектуальных способностей, коммуникативных качеств детей; высокая познавательная активность воспитанников, что явилось результатом ежедневной, систематической общеобразовательной работы.

Количество детей в группе (20 человек).

Соответствующая образовательная среда:

  • В группе созданы условия для детского экспериментирования. В уголке природы имеется лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы.
  • В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература.
  • Картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.
  • Дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность.
  • Соблюдение общих правил: самое главное – творческий подход к проведению исследовательской работы.
  • Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.
  • Не сдерживать инициативных детей.
  • Не делать за них то, что они могут сделать или могут научиться делать самостоятельно.
  • Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  • Помочь детям учиться управлять процессом усвоения знаний (прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем; учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.).

Организация поисково-познавательной деятельности детей не только на занятиях, но и в свободное от занятий время.

Я уделяю большое внимание формированию навыков экспериментирования у детей, начиная с младшей группы. Для этого организую игры-экспериментирования с разными материалами:

  • игры с песком и снегом («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и узоры из песка», «Цветной снег», «Разные ножки бегут по дорожке»);
  • игры с водой и мыльной пеной («Веселые путешественники», «Веселые кораблики», «Нырки», «Вот какая пена!», «Бульбочки»);
  • игры с бумагой («Снежки», «Блестящие комочки», «Бумажный вихрь»);
  • игры с тенью, предложенные программой «Детство».

Проводила опыты и эксперименты по книге «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» (О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина), в которой даны практические указания по организации поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет. Опыты сопровождались у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказалось на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, выработало у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. Учитывая все это, мной была поставлена цель: разработать комплексно-тематический план «Опытно-исследовательской деятельности дошкольников на занятиях по окружающему миру».

Для этого я сделала следующее:

  • изучила литературу и опыт других образовательных учрежде­ний по исследуемой проблеме;
  • обобщила и систематизировала опыт педагогической деятель­ности по опытно-исследовательской работе дошкольников;
  • систематизировала научно-методическую базу (дидактические материалы, диагностические разработки, конспекты занятий, консультации для родителей, воспитателей, детские работы и т. д.);
  • провела диагностику на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий опытно-исследова­тельской деятельностью;
  • разработала план мероприятий по детскому экспериментиро­ванию в семье.

Опыт, накопленный при проведении занятий по окружающему миру, позволил выделить те из них, которые содержат эксперименты и упражнения для развития отдельных исследовательских навыков и систематизировать их в комплексно-тематический план «Опытно-ис­следовательская деятельность дошкольников на занятиях по окружа­ющее миру. Кроме того, в план введены игры, упражнения, эксперименты.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В моей группе оборудован экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.

В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
  • бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.

Опытно-экспериментальную работу строю по трем взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др);
  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
  • человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства, преобразование предметов).

Работа в детской лаборатории началась с экскурсии, во время которой дети знакомились с ее хозяином — дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывал забавные опыты. Кроме дедушки Зная к детям в лабораторию «заходили» его внук Почемучка, Капелька, «зале­тал» галчонок Любознайка, «приплывала» Золотая рыбка и другие известные детям персонажи.

После проведения экспериментов у детей возникло мно­жество вопросов, в ос­нове которых лежал познавательный мотив. Их интересовало: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Я не всегда торопилась с ответом, а способствовала тому, чтобы дети нашли его самосто­ятельно.

Дети задавали вопросы деду Знаю, а он либо присылал им в группу книгу или подсказку, либо предлагал спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям, но некоторые детские вопросы становились темами очередных встреч с ними в лаборатории.

Работа в лаборатории находила отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов со звуком мы создавали с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала.

В группе много крупных комнатных напольных растений, один большой аквариум, что создает замечательную обстановку для отдыха и релаксации детей и взрослых.

При уголке природы нами организован музей, в нем находятся экспона­ты семян цветов лотоса, шишки сибирской сосны, погремушки из бамбука, камни реки Кель и многие другие природные объекты со всех уголков мира. Здесь же находятся видеокомплекс с со­временной аппаратурой, с помощью которого детям демонстри­руются мультипликационные и видеофильмы о природе: «Космические лабиринты», «Жи­вая природа», «Тайны морей и океанов», «Дикая планета», «Путешествие капельки», «Ежик в тума­не», «Умка» и др.

Одним из самых любимых мест для игр малышей является уголок животных. Гармоничную атмосферу создает уютная плете­ная мебель, ковер, приятный запах свежих опилок. Среди подопечных детей были кролики Матильда, Кеша и Лакки, морские свинки, попугаи, хомячки, сухопутные и водные черепашки. Дети с удовольствием ухаживали за ними, кормили, общались и наслаждались ответной любовью. В связи с новыми требованиями Сан-Пин от уголка животных пришлось отказаться.

Материалы, находящиеся в мини-лаборатории, распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»; находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

В разделе экспериментального уголка «Кладовая гномика-самоцветика» созданы все условия для проведения первых опы­тов и экспериментов. Воспитанники группы с удовольствием создают из ка­мушков различные композиции, укра­шения, строят сказочные дворцы, из­учая при этом свойства камней и их разнообразие.

В разделе «Юный почвовед» ребята становят­ся настоящими исследователями почвы. Они изучают, для чего почва нужна че­ловеку и растениям, как ее сделать мяг­кой и плодородной. Они с любопытством заглядывают в специальный стеклянный домик в надежде увидеть там дождевого червя, жующего листья.

Также для изучения такого явления, как воздух, созданы необходимые условия. Здесь дошкольники изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства.

В разделе «Капелька» дети с удовольствием эксперимен­тируют с водой.

Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.

В разделе «Юный географ» ребята учатся ориентироваться по карте, из­мерять расстояние с помощью курвиме­тра, пользоваться компасом.

В разделе «Юный геолог» большое внимание уде­ляется экспериментам с камнями. Здесь в свободное время дошкольники пре­вращаются в настоящих геологов. Они с большим интересом рассматривают коллекции камней и минералов, прово­дят эксперименты, изучают их свойства и значение в жизни человека.

В разделе «Цветик-семицветик» дети проводят эксперименты, связанные с растениями.

Я прививаю малышам любовь к ним, учу правильно ухаживать, видеть красоту и неповто­римость каждого цветка. Большую поддержку популяриза­ции детского экспериментирования ДОУ оказывают родители воспитанников. Данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей. Многие из них организовали домашние мини-лаборатории, занялись поиском интересных и доступных материа­лов для осуществления опытов. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребенком стало увлекательным занятием для всей семьи. Наблюдениями и успехами они с удовольствием делятся с другими семьями на родительских собраниях, делают фотоальбомы и буклеты с описанием проделанных опытов.

В условиях детского сада я использовала только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, они практически безопасны. В-четвёртых, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Элементарные эксперименты могут быть самыми различными: это опыты с объектами живой и неживой природы.

Следует отметить, что при проведении опытов с объектами живой природы я придерживаюсь главного правила: «Не навреди». Вся система работы с детьми должна быть направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать.

Я стараюсь сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, но как это сделать? Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологический знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме, при этом учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т. д. 

Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному» на протяжении запланированного временного промежутка.

Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходит в несколько этапов. Например, при знакомстве детей со свойствами воды я провожу беседу «Что такое вода и для чего она нужна людям?».

Цель: познакомить детей со свойствами воды, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная, льется, ее пьют, готовят пищу.

Второй этап ‒ наблюдения детей за экспериментами с водой «Какая бывает вода?».

Цель: выявить свойства воды: вода может быть теплой, холодной, в ней можно нагревать другие вещества, вода может иметь цвет и запах.

Третий этап ‒ занятие «Волшебное превращение».

Цель: познакомить детей с агрегатными состояниями воды ‒ жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать; принимать на холоде форму емкости, в которой находится; теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Четвертый этап ‒ опыт «Взаимодействие воды и снега».

Цель: выявить свойство воды: чем выше температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Сравнить свойства снега и воды: хрупкость, твердость, прозрачность, текучесть.

Пятый этап ‒ занятие «Интересное знакомство».

Цель: рассказать детям, где можно найти воду в быту и в природе по одному из свойств ‒ текучести (в природе ‒ река, ручей, дождь; в быту ‒ из крана, в батареях, в чайнике).

Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты с водой, как: «Если воду заморозить в бутылке», «Почему сосульки растут вниз головой? Как они растут?», «Какой лёд быстрее тает: колотый или пластом?», «Почему грязный и цветной лёд тает быстрее?», «Не все вещества растворяются в воде». С младшей группы я формирую у детей уважение и интерес к познавательной деятельности. Дети всегда с нетерпением ждут такие занятия.

Количество этапов можно регулировать в зависимости от поставленной задачи при ознакомлении детей с тем или иным объектом живой и неживой природы.

Наша работа с детьми строится с учётом закономерностей детского экспериментирования. В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. На начальном этапе проблема ставится мной, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают гипотезы. Затем проверяют эти возможные решения, исходя из данных гипотезы. Делают выводы в соответствии с результатами проверки: верна ли гипотеза?

При знакомстве со свойствами песка дети рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки: они круглые, жёлтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга.

Затем устраивают «бурю в пустыне», дуя через трубочку в банку с песком. Дети приходят к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.

Детям также очень нравятся эксперименты, на которых они знакомятся с магнитом и его свойствами. Так, в ходе занятия «Этот удивительный магнит» дети определяют материалы, взаимодействующие с магнитами, знакомятся со свойствами магнита ‒ прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества; выявляют такую особенность при взаимодействии двух магнитов, как притяжение и отталкивание, способность металлических предметов намагничиваться.

Как уже было сказано, одно из направлений моей работы – человек, функционирование организма. При изучении человека дети с интересом проводят опыты, рассматривают кожу в лупу, изучают пальцевые рисунки, проверяют кожную чувствительность, изучают остроту слуха, знакомятся со строением глаза, функцией его частей. В процессе такой работы ребята понимают основное назначение таких органов чувств, как глаз, ухо, нос, язык; важность гигиенических процедур для своего здоровья.

Для того, чтобы ребенок после проведения опытов совместно с воспитателем смог самостоятельно продолжить исследования по изучаемой теме, в группе есть все для экспериментирования в доступном для детей месте.

Опытно-исследовательскую деятельность с детьми организую не только в мини-лаборатории, но и на учебной экологической тропе детского сада. На экологической тропе проводим с ребятами такие опыты, как «Нужен ли растениям зимой снег?», «Где быстрее наступит весна?», «Где будут первые проталинки?», «Почему воздух становится грязным?» и др. Знакомя детей со свойствами снега, обращаю внимание детей на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства. Важно отметить, что в экспериментально-исследовательской деятельности я обучаю детей умению применять условные мерки, что позволяет им быстрее научиться выделять, а затем и сравнивать качественные особенности наблюдаемых явлений, веществ.

Так, на тропе с ребятами измеряем снегомером глубину снежного покрова около забора, кустов и на открытом месте; просматриваем высоту сугробов, определяем слои снега. Дети приходят к выводу, что около заборов, деревьев, кустов и на открытой местности снег разносится ветром; сугроб многослойный, чётко просматриваются слои. Рыхлый снег лучше сохраняет тепло, потому что там много воздуха, следовательно, растениям под таким снегом теплее.

С ребятами проводим простейший мониторинг, например, по определению уровня загрязнения воздуха на участке и в помещении ДОУ. Результаты заносим в дневник наблюдений с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. Дневник наблюдений используем для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-либо объекта. Дети регистрируют результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Работа с родителями проходит в разных формах. В традиционных «Днях открытых дверей» даем родителям возможность «погружения» в жизнь нашего дошкольного учреждения, непосредственного участия в играх, занятиях, исследовательской деятельности.

Длительное наблюдение за ребенком в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях. Также для родителей проводятся консультации об исследовательской деятельности, были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю». На информационном стенде «В мире экологии» помещается «Страничка юного исследователя» с подробным описанием элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребёнком в домашних условиях.

После занятий по экспериментированию дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Многие из них занялись поиском интересных материалов для осуществления опытов. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребёнком стало увлекательным занятием для всей семьи. Наблюдениями и успехами они с удовольствием делятся с другими семьями.

Работа по исследовательской деятельности, начатая в детском саду, продолжается в школе. Так, мой воспитанник, ученик первого класса Иван Гутник занял второе место в исследовательской работе «Откуда появилась снежинка?». Дети продолжают заниматься в кружках и студиях дополнительного образования экологической направленности. На совместных семинарах и педагогических советах с приглашением обеих сторон: воспитателей и педагогов школы обсуждаются достижения детей, а также ключевые проблемы преемственности в развитии исследовательской активности детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в контексте идеи непрерывного образования. Отслеживаем динамику развития творческих способностей в исследовательской деятельности наших воспитанников.

Сделать выводы о том, получены ли положительные результаты в нашей работе, мне помогла диагностика. Результаты диагностики на начало 2008-2009 учебного года показали, что 50 % детей имеют (условно) низкий интерес к поисково-исследовательской деятельности. К концу обучения мы получили более высокий (условный) результат. Только 10 % детей имеют (условно) низкий интерес. У воспитанников возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. У дошкольников сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

Во избежание ошибок последователям моего опыта советую:

  • Изучить научно-методическую литературу по данной теме.

  • Исследовать сферу интересов в экспериментальной деятельности детей.

  • Приступить к работе только после создания условий развития познавательной активности детей, учитывая их возрастные особенности.

  • Для достижения наивысших результатов напоминаю о тесном контакте с родителями воспитанников, помощь которых в оформлении развивающей среды, подборе материалов для уголков экспериментирования и познавательной деятельности трудно переоценить.

Налаживание контактов преемственной работы «детский сад – начальная школа» в данном направлении.

И в заключение мне хочется привести слова академика Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

В дальнейшем вижу свою работу в апробации тех материалов и полученного опыта, который накопила за 4 года.