Содержимое
Введение
Ни для кого не секрет, что специалисты, работающие в школе (педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники) призваны действовать в интересах ребенка. В настоящее время детей, которым требуется специализированная помощь, становится все больше и работа специалистов станет эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму. Предупреждение неуспешности обучающихся – это одна из задач деятельности психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций.
Учебная неуспешность и дезадаптация ярче проявляется в периоды детских и подростковых кризисов, к которым относятся: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и подростковый кризис. Данные периоды часто сопровождаются спадом учебной деятельности, дисциплинарными сложностями, ростом случаев психосоматических заболеваний.
Для того, чтобы получить более полную информацию об ученике, необходимо провести медицинскую, социально-психологическую и педагогическую диагностику. Далее соответствующие данные рассматриваются специалистами в комплексе.
Школьные психолого-педагогические консилиумы призваны своевременно выявлять проблемы адаптационного характера и намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения.
Наличие большого числа многоплановых психолого-педагогических проблем связано не только с недостатками в работе педагогических коллективов школ. Частыми факторами являются ослабленное здоровье и семейно-бытовые сложности, которые сказываются на снижении учебной мотивации, и, как следствие, на трудности в усвоении школьной программы.
Основные положения
Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) – одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников образовательной организации (далее – ОО) с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
ППк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников (обучающихся) с отклонениями в развитии и/или состояния декомпенсации.
Задачи ППк:
1. Обеспечение комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; обучающихся, испытывающих трудности в ходе освоения основной образовательной программы (далее – ООП), развитии и социальной адаптации, в том числе обучающиеся с ОВЗ; обучающиеся с временными трудностями в освоении ООП; обучающиеся на дому; одаренные обучающиеся; обучающиеся, имеющие адаптационные или поведенческие трудности; другие обучающиеся.
2. Выявление особенностей развития, социализации и адаптации обучающихся ОО; определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
3. Анализ ресурсов ОО по созданию оптимальных условий для преодоления у школьника трудностей в освоении ООП и обеспечении специальных образовательных условий обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (далее – АООП).
4. Мониторинг обеспеченности специальных образовательных условий в соответствии заключением ПМПК и особыми образовательными потребностями ребенка.
5. Мониторинг психофизического и личностного развития обучающихся, сопровождаемых специалистами, определения уровня освоения образовательных программ, программ коррекционно-развивающих курсов.
6. Экспертное оценивание уровня сформированности жизненных компетенций и результативности Программы коррекционной работы обучающихся по АООП.
7. Участие в разработке и реализации АООП, программ коррекционно-развивающих курсов, индивидуальных образовательных маршрутов (далее – ИОМ) обучающегося.
8. Выбор дифференцированных педагогических условий при организации коррекционно-развивающего образовательного процесса, необходимых для максимальной компенсации нарушения и адаптации обучающихся с ОВЗ.
9. Консультирование родителей (законных представителей); педагогов и специалистов, принимающих участие в психолого-педагогическом сопровождении по вопросам: актуального психофизического состояния и возможностей обучающегося; определению и оказанию психолого-педагогической помощи; информирование о правах ребенка на образование, о правах и обязанностях родителей (законных представителей), о содержании психолого-педагогической помощи; создании специальных условий в ОО и др.
9. Организация взаимодействия ППк и ПМПК, ППк и педагогического совета ОО, ППк и других заинтересованных организаций.
Принципы деятельности ППк
Организация работы специалистов ППк строится на основе следующих принципов:
— комплексность и междисциплинарное взаимодействие, принцип предполагает консолидацию усилий специалистов в определении и решении проблем ребенка;
— системный подход к диагностике психологического развития ребёнка, принцип предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии;
— динамический подход к изучению ребенка, принцип предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей;
— выявление и учёт потенциальных возможностей ребёнка – потенциальные возможности ребёнка в виде зоны ближайшего развития определяют прогноз освоения образовательной программы, темп и особенности усвоения новых знаний, умений, компетенций;
— единство диагностической и коррекционной помощи – задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребёнка;
— соблюдение интересов ребенка – принцип основан на позиции специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка. Психолого-педагогическая диагностика строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, решение по результатам обследования принимается в пользу ребенка;
— рекомендательный характер – принцип обеспечивает соблюдение прав родителей (законных представителей), все решения ППк носят рекомендательный характер;
— «щадящая» форма консультирования родителей при сообщении решения ПМПк и рекомендаций. Обязательным условием проведения завершающей беседы с родителями является эмоционально комфортная обстановка, доброжелательность специалиста, доступность изложения при описании выявленных особенностей ребенка.
Нормативно-правовая база
ППк в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», и другими федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом ОО, другой документацией, относящейся к деятельности ППк.
ППк и ПМПК
Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) проводит обследование ребенка и выявляет наличие особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей. В случае определения у ребенка недостатков в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующих получению образования без создания специальных образовательных условий, ПМПК готовит заключение, в котором определяет формы получения образования, образовательную программу, которую ребенок может освоить, направления психолого-медико-педагогической помощи и другие специальные условия. ПМПК признает ребенка лицом с ограниченными возможностями здоровья и его право на получение специальных образовательных условий. ПМПК определяет необходимые ребенку специальные образовательные условия, которые должны будут созданы по месту его обучения. Решения ПМПК является обязательным для исполнения образовательной организацией, которую посещает ребенок после предъявления родителями (законными представителями) данного заключения.
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации проводит анализ заключения и обращает внимание на следующее:
— какая программа и для какой категории детей с нарушенным развитием рекомендована, какой вариант программы и сроки обучения указаны;
— есть ли необходимость специальной пространственной организации образовательной среды;
— какие специальные приемы, учебники и учебные пособия рекомендованы;
— в коррекционной работе каких специалистов нуждается ребенок;
— по каким направлениям будет проводится коррекционная работа.
Специалисты ППк оценивают ресурсы ОО по предоставлению специальных образовательных условий – АООП, планируют содержание в части программы коррекционной работы (ПКР), определяют характер и содержание коррекционной помощи, вырабатывают необходимые рекомендации по обеспечению данных условий.
При выявлении ребенка с ОВЗ в ОО он направляется на ПМПК. Работа выстраивается следующим образом:
— специалисты ППк проводят обследование ребенка, выявляют трудности и определяют необходимость прохождения обследования на ПМПК;
— на консультации коллегиальное заключение консилиума доводится до сведения родителей, им разъясняются трудности ребенка и необходимость прохождения комиссии;
— родителям (законным представителям) рекомендуется обратиться в ПМПК с целью прохождения обследования ребенка для определения специальных образовательных условий;
— специалисты ППк оказывает помощь в подготовке пакета документов и в дальнейшем сопровождают родителя с ребенком, своевременно оказывая необходимую помощь;
— специалисты ППк готовят следующие документы: психолого- педагогическую характеристику, в которой обозначают трудности ребенка, особенности его учебной деятельности, поведения, взаимоотношений с одноклассниками; рабочие и контрольные тетради ребенка; выписку из заключения консилиума с рекомендациями пройти обследование на ПМПК;
— специалисты ППк проводят анализ полученного заключения после его предъявления родителем (законным представителем) в ОО.
Организация деятельности ППк
ППк создается на базе ОО любого типа независимо от её организационно-правовой формы приказом руководителя ОО .
Для организации деятельности ППк в ОО оформляются:
— Приказ руководителя ОО о создании ППк с утверждением состава ППк (Приложение 2);
— Положение о ППк, утвержденное руководителем ОО.
Общее руководство деятельностью ППк возлагается на руководителя ОО.
Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся.
Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется ОО самостоятельно.
Состав ППк
председатель ППк – заместитель руководителя ОО,
заместитель председателя ППк (определенный из числа членов ППк при необходимости),
педагог-психолог,
учитель-логопед,
учитель-дефектолог,
социальный педагог,
секретарь ППк (определенный из числа членов ППк).
Документация ППк
В ППк ведется документация согласно Приложению 1.
Обязательная документация ППк:
— Приказ руководителя ОО о создании ППк с утверждением состава ППк (Приложение 2);
— Положение о ППк, утверждённое руководителем ОО;
— График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
— Журнал учёта заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк;
— Журнал регистрации коллегиальных заключений ППк;
— Протоколы заседаний ППк;
— Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение;
— Журнал направлений обучающихся на ПМПК.
Порядок хранения и срок хранения документов ППк должен быть определен в Положении о ППк.
Формы организации ППк
Заседания ППк подразделяются на расширенные, плановые и внеплановые, очные и заочные; организационно-аналитические, диагностические, профилактические и проблемные.
Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом ОО на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний.
Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для постановки и уточнения проблем ребенка (с выработкой решения), определения условий обучения и планирования стратегии психолого-педагогической помощи, определения индивидуальной образовательной траектории и составления индивидуальных образовательных маршрутов (далее – ИОМ) обучающегося, оценки динамики коррекционного процесса, обучения и развития ребенка.
Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; по обоснованному запросу специалистов, педагога, родителей (законных представителей) обучающегося или администрации в тех случаях, когда требуются коллегиальные рекомендации по вновь возникшему вопросу в решении проблемы ребенка и корректировка ИОМ; с целью решения конфликтных ситуаций и в других случаях. Задачами внеплановых заседаний консилиума являются: решение вопроса о принятии дополнительных мер по выявленным обстоятельствам, внесение изменений в программу коррекционной работы в случае ее неэффективности, рекомендации по переходу на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП).
В отдельных случаях заседания консилиума могут иметь расширенный состав. Расширенные заседания ППк проводятся при необходимости привлечения усилий дополнительных специалистов (в рамках или за рамками учреждения), администрации, родителей.
Диагностический консилиум (очный) проводится по заранее подготовленному графику, который составляет секретарь и утверждает председатель ППк.
Диагностические консилиумы необходимы при первичном обследовании ребенка и в дальнейшем, при необходимости, в ходе его сопровождения специалистами. В таких случаях председателю поступает запрос на его проведение с обоснованием причины.
Диагностические заседания могут быть организованы в периоды с 1 по 15 сентября (первичные консилиумы) и с 15 по 30 мая (итоговые консилиумы), при осуществлении плановых обследований специалистов с интенсивностью пять раз в неделю, а также в течение года на постоянно действующей основе не реже одного раза в месяц (динамические консилиумы). В процессе плановых экспресс-обследований специалистов ими выявляются дети, нуждающиеся в получении коррекционно-развивающей помощи. Зачисление на занятия к специалисту возможно по заключению ПМПК или ППк ОО.
Диагностические консилиумы позволяют определить содержание и объем необходимой помощи обучающемуся с трудностями освоения ООП, а в случае выявления ребенка с ОВЗ направить его на обследование на ПМПК.
Во всех других случаях проводятся организационно-аналитические консилиумы. Организационно-аналитические консилиумы проводятся по плану, составленному председателем в начале учебного года. По содержанию обсуждаемых на консилиуме вопросов они могут быть профилактическими и проблемными.
При данной форме работы решаются задачи:
— определения объема и содержания помощи специалистов и необходимости зачисления обучающегося с трудностями освоения ООП на коррекционно-развивающие занятия;
— выявления ребенка с ОВЗ и направления его на ПМПК;
— выявления причин трудностей ребенка в освоении ООП;
— определение особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающегося с ОВЗ;
— определение индивидуальных специальных приемов коррекции и обучения;
— уточнение индивидуальной траектории развития ребенка.
Профилактический консилиум решает задачи предупреждения трудностей адаптации, своевременное выявление детей, нуждающихся в сопровождении специалистов, отслеживание результатов развития и обучения ребенка. Он может подводить итог периода адаптации в 1 классе, образовательного результата за четверть и др.
Проблемный консилиум направлен на определение и решение возникших проблем и трудностей ребенка, обеспечение специальных образовательных условий, разработку и реализацию индивидуальной траектории развития обучающегося.
Данные консилиумы могут проводится по группе обучающихся, например, учебной параллели 1 классов, с детальным анализом ситуации некоторых учащихся, и могут быть организованы по отдельным более сложным случаям в объеме от одной до пяти анализируемых образовательных ситуаций.
Эти консилиумы проводятся в формате обсуждения образовательной ситуации по классу или по сопровождаемому ребенку. Для этих консилиумов готовятся представления на обучающегося (Приложение 5), сопровождаемого специалистами, и количественно-качественная балльная оценка выполнения им диагностических заданий. Представление специалиста на обучающегося оформляются письменно два раза в год (середина и конец учебного года), в отдельных случаях дополнительно на текущий консилиум по решению председателя ППк. В случаях особого мнения специалистов или проблемных ситуациях председателем может быть назначен дополнительный диагностический (очный) консилиум.
Для своевременного выявления обучающихся, испытывающих трудности освоения образовательных программ, поведения и социализации, имеющих нарушения психологического развития, проводят консилиумы по итогам мониторингов и диагностики специалистов. По результатам этого консилиума обучающийся может быть дообследован группой специалистов на диагностическом консилиуме для более детального анализа уровня его актуального развития и планирования дальнейших действий по сопровождению.
Процедура проведения заседаний консилиума
Механизм подготовки и проведения консилиумов следующий:
1. Поступает запрос на проведение обследования ребенка. Инициатором запроса может быть родитель, учитель класса, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, сотрудник администрации школы. Основанием являются выявленные трудности в обучении, отклонение поведения, нарушения развития, проявления социальной дезадаптации.
2. Секретарь ППк обрабатывает запросы и доводит до сведения председателя необходимость проведения консилиумов. Планируется график проведения ППк.
3. Председатель организует заседание ППк, поручает подготовить необходимые документы (сведения по ребенку, работы и тетради ребенка).
4. Социальный педагог или педагог-психолог оповещает родителей о дате проведения консилиума, разъясняет цель и процедуру обследования.
5. Специалисты готовят примерный пакет диагностических методик в соответствии с возрастом ребенка и характером запроса.
6. При проведении обследования ребенка группой специалистов на консилиуме учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации обучающегося.
В день проведения консилиума оформляется протокол (Приложение 3) и заключение (Приложение 4). Протокол заверяется подписью председателя, секретаря, членами консилиума. Заключение подписывается всеми членами ППк. Заключение является частью протокола и содержит коллегиальное решение с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося. В заключении отражается, нуждается/не нуждается ребенок в психолого-педагогической и социальной помощи, конкретизируются направления коррекционной работы специалиста. Возможно изменение формата обучения – перевод на обучение по индивидуальному учебному плану (далее – ИУП) и прочее.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.
Родителей (законных представителей) обязательно знакомят с заключением ППк, в котором они ставят подпись. Копия заключения выдается им на руки. Специалисты ППк обязаны разъяснить существенные позиции содержания заключения, проконсультировать родителей (законных представителей) по вопросам прохождения обследования на ПМПК. Консультация может проводится ведущим ребенка специалистом или группой специалистов. На консультации разъясняются трудности ребенка и их причины, рекомендуются совместные действия школы и семьи по их преодолению. Важным является стиль общения с родителем, эмоциональная атмосфера беседы, поддержка со стороны специалистов, демонстрация намерений школы оказать помощь ребенку и семье. Все сообщаемые сведения должны излагаться на доступном для родителя уровне. Рекомендуется в процессе информирования родителей использовать вспомогательные средства, облегчающие восприятие: памятки-алгоритмы, схематические изображения.
По итогам заседания ППк обучающийся может быть направлен на ПМПК, если ребёнок:
— имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;
— испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения, которые не компенсировались после оказания помощи;
— имеет заключение ПМПК, обучался по адаптированной программе и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА;
— имеет хроническое заболевание, наблюдается у врача-специалиста и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА.
Обращение в ПМПК возможно также с целью подтверждения ранее данных комиссией рекомендаций:
— при переходе с одного уровня образования на другой;
— уточнение ранее данных рекомендаций ПМПК при устойчивых трудностях овладения рекомендованным вариантом АООП;
— изменение программы при устойчивой неуспеваемости по нескольким предметам – через год после начала освоения АООП;
— изменение программы при компенсации нарушений (например, речевых) – через год после начала освоения АООП;
— на весь период обучения;
— изменение программы при устойчивой неуспеваемости по нескольким предметам, которое возникает в том числе из-за несоблюдения рекомендаций ПМПК (например, рекомендована АООП НОО (вариант 5.2), а школа решает по-своему и игнорирует требования программы, не соблюдает пролонгированные сроки и т.д.).
При направлении обучающегося на ПМПК оформляется представление ППк на обучающегося (Приложение 5). Представление на обучающегося заполняется каждым специалистом и педагогами на основании обследования, педагогической диагностики достижений образовательного результата и содержит подробное заключение об уровне развития различных сфер.
Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается родителям (законным представителям) под личную подпись.
В случае несогласия родителей (законных представителей) с рекомендациями ППк о прохождении обследования на ПМПК отказ фиксируется в письменной форме, а дальнейшее обучение ребенка осуществляется по образовательной программе, которая реализуется в ОО в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Все обучающиеся, прошедшие обследования, должны быть зафиксированы в Журнале учета обследуемых обучающихся, который ведет секретарь ППк.
Все решения ППк носят рекомендательный характер.
Проведение обследования
Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося.
Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ОО с письменного согласия родителей (законных представителей) (Приложение 6).
Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк.
На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
На основании полученных данных по итогам обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.
Организация сопровождения ребенка
с ОВЗ и инвалидностью
«Обучающийся с ОВЗ» – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пп. 16 ч. 1 ст. 2 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»).
«Инвалид» (до 18 лет – ребенок-инвалид) – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Одной из важнейших задач ППк является обеспечение комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. При организованном сопровождении таких обучающихся на консилиуме обсуждается текущая образовательная ситуация по ребенку. Проводится анализ трудностей и достижений ученика на основании представлений специалистов, результатов диагностики, мониторингов развития. Присутствие ребенка и родителя на консилиуме не является обязательным.
На заседаниях могут анализироваться причины затруднений обучения ребенка, уровень его развития, результаты освоения коррекционно-развивающих курсов, оптимальность созданных специальных образовательных условий и др.
В этом случае коллегиальное решение может включать необходимые изменения и уточнения в содержание ИОМ ребенка, а также рекомендации для участников образовательного процесса по обеспечению индивидуально- ориентированного подхода к ребенку. Консилиум может вносить изменения в образовательную траекторию – рекомендовать обучение по ИУП, перевод на очно-заочную форму обучения, увеличение или сокращение объема посещаемых занятий у специалистов. На консилиуме ведущий специалист доводит до присутствующих обобщенную информацию о ребенке, которая анализируется, выслушиваются компетентные мнения других членов консилиума. На основании анализа полученных результатов специалисты приходят к общему выводу и рекомендациям. Выводы специалистов должны основываться на системном анализе уровня развития ребенка, что предполагает не только констатацию отдельных проявлений несформированности психических процессов, но и выявление их взаимосвязи и взаимовлияния друг на друга, установление причин их проявления, обозначение структуры нарушения.
Специалистами должно быть зафиксировано описание как нарушенных (или наиболее несформированных), так и сохранных (наиболее сформированных) уровней и структур учебно-познавательной деятельности, возможностей ребенка, а также потенциальных (резервных) возможностей ребенка.
В рекомендациях следует отметить наиболее эффективные пути коррекции и развития ребенка, выделить первоочередные задачи специалистов, определить приоритеты.
Результатом работы может являться:
— разработка совместных рекомендаций;
— разработка или корректировка ИОМ;
— уточнение или корректировка содержания коррекционно-развивающей работы.
Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы, утвержденные на заседании консилиума, являются обязательными для всех специалистов, сопровождающих ребенка.
Решение о необходимости создания специальных образовательных условий, об определении этих условий, рекомендации по обучению по АООП принимает только ПМПК.
В работе консилиума по сопровождению обучающихся с ОВЗ выделяется ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.
1. Проведение организационно-аналитического консилиума, на котором осуществляется:
1.1 Анализ заключения ПМПК.
1.2 Анализ ресурсной базы образовательной организации, определение специалистов сопровождения.
2. Индивидуальное стартовое обследование ребенка специалистами консилиума и составление представлений.
2. Коллегиальное обсуждение с целью определения содержания и объема специальной помощи.
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет:
выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка;
определить общий прогноз его развития;
определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий;
определить содержание ИОМ.
При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов. В соответствии с особенностями развития ребенка и спецификой образовательного учреждения определяются интенсивность и продолжительность циклов занятий.
3. Составление индивидуального образовательного маршрута, планирование комплексного сопровождения. Согласование деятельности специалистов по направлениям коррекционно-развивающей работы. Проектирование АООП, включая программу коррекционной работы и программы коррекционно-развивающих курсов.
4. Восполнение ресурсов ОО и обеспечение специальных образовательных условий.
5. Реализация рекомендаций консилиума.
На период реализации рекомендаций ребенку назначается куратор, который отслеживает своевременность предоставления психолого-педагогической помощи и выходит с инициативой повторных заседаний ППк.
6. Динамическое наблюдение за ребенком (оценка результативности коррекционно-развивающей работы, мониторинг спецусловий и др.), внесение корректировок в ИОМ, уточнение образовательной траектории.
7. Проведение внеплановых консилиумов, которые организуются в следующих случаях:
— если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития;
— если были получены значительные изменения состояния ребенка;
— если произошли какие-то незапланированные события, изменившие как состояние, так и условия существования ребенка.
7. Итоговое обследование обучающегося с оценкой результата эффективности созданных условий.
Содержание рекомендаций ППк
по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:
— разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
— разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
— адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
— предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в ОО/учебную четверть, полугодие, учебный год/на постоянной основе.
— другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ОО.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе:
— дополнительный выходной день;
— организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня/снижение двигательной нагрузки;
— предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
— снижение объема задаваемой на дом работы;
— предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
— другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ОО.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации1, могут включать в том числе:
— проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся;
— разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
— адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
— профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося;
— другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ОО.
Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).
Порядок контроля выполнения рекомендаций ППк определяется образовательной организацией, членами ППк. Механизм и график проведения контроля выполнения рекомендаций ППк должен быть понятен всем участникам образовательных отношений. Программа сопровождения должна иметь возможность внесения в нее корректировок с учетом результатов эффективности рекомендаций ППк.
Приложения
Приложение 1
Документация ППк
1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;
3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
4. Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме:
№ | Дата | Тематика заседания2 | Вид консилиума (плановый/внеплановый) |
---|---|---|---|
5. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума по форме:
№ | ФИО обучающегося, класс/группа | Дата рождения | Инициатор обращения | Повод обращения в ППк | Коллегиальное заключение | Результат обращения |
---|---|---|---|---|---|---|
7. Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение (В карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное заключение консилиума, копии направлений на ПМПК, согласие родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка, вносятся данные об обучении ребенка в классе/группе, данные по коррекционной-развивающей работе, проводимой специалистами психолого-педагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам, работающим с обучающимся).
8. Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме:
№ | ФИО обучающегося, класс/группа | Дата рождения | Цель направления | Причина направления | Отметка о получении направления родителями |
---|---|---|---|---|---|
Получено: далее перечень документов, переданных родителям (законным представителям) | |||||
Я, ФИО родителя (законного представителя) пакет документов получил(а) «__» ________ 20___ г. Подпись: Расшифровка: _________ |
Шапка/официальный бланк ОО
ПРИКАЗ
от «__» ___________ 20__ г. № ___
О создании и организации работы психолого -педагогического консилиума
наименование ОО на 20__ — 20__ учебный год
В целях создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения, на основании распоряжения Министерства просвещения Российский федерации от 9 сентября 2019 года № Р -93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) наименование ОО в составе:
— ФИО — должность
— ФИО — должность
— ФИО — должность
…
2. Назначить:
— председателем ППк — ФИО
— заместителем председателя ППк — ФИО
— секретарем ППк — ФИО
3. Должность, ФИО вменить в обязанность организацию работы ППк в соответствии с Положением о психолого-педагогическом консилиуме наименование ОО.
4. Утвердить график заседаний ППк на 20__ -20__ учебный год.
5. Специалистам ППк вести учетную документацию ППк в соответствии с Положением о психолого-педагогическом консилиуме наименование ОО.
6. Контроль и общее руководство ППк оставляю за собой.
Директор наименование ОО ________________И.О. Фамилия
С приказом ознакомлены:
Приложение 3
Шапка/официальный бланк ОО |
---|
Протокол заседания психолого-педагогического консилиума
наименование ОО
№ ____ от «____» ____________ 20___ г.
Присутствовали: И.О. Фамилия (должность в ОО, роль в ППк), И.О. Фамилия (мать/отец ФИО обучающегося).
Повестка дня:
1. …
2. …
Ход заседания ППк:
1. …
2. …
Решение ППк:
1. …
2. …
Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результаты продуктивной деятельности обучающегося, копии рабочих тетрадей, контрольных и проверочных работ и другие необходимые материалы):
1. …
2. …
Председатель ППк _______________________________ И.О. Фамилия
Члены ППк:
____________ И.О. Фамилия
____________ И.О. Фамилия
Другие присутствующие на заседании:
____________ И.О. Фамилия
____________ И.О. Фамилия
Шапка/официальный бланк ОО |
---|
Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума
(наименование образовательной организации)
Дата «____» ____________ 20___ года
Общие сведения
ФИО обучающегося: | |
---|---|
Дата рождения обучающегося: | Класс/группа: |
Образовательная программа: | |
Причина направления на ППк: |
Коллегиальное заключение ППк
(выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической помощи) |
---|
Рекомендации педагогам |
Рекомендации родителям |
Приложение: (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие необходимые материалы)
Председатель ППк ______________________________ И.О. Фамилия
Члены ППк:
___________ И.О. Фамилия
___________ И.О. Фамилия
С решением ознакомлен(а) _________________/_______________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен(на) _________________/________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами: __________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________/________________________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
Представление
психолого-педагогического консилиума на обучающегося
для предоставления на ПМПК
(ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
— дата поступления в образовательную организацию;
— программа обучения (полное наименование);
— форма организации образования:
1. в группе/классе
группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, Лекотека и др.);
класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с …;
2. на дому;
3. в форме семейного образования;
4. сетевая форма реализации образовательных программ;
5. с применением дистанционных технологий
— факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, замена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией, обучение на основе индивидуального учебного плана, надомное обучение, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
— состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и количество детей/взрослых);
— трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствами – в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее, чем 3 года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком).
Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации:
1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало).
2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает).
3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная.
4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации3.
5. Динамика освоения программного материала:
— программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП);
— соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или, для обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения) или, для обучающегося по программе основного, среднего, профессионального образования: достижение образовательных результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях: (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивностъ в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемостъ (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
7. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов – указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов.
9. Характеристики взросления4:
— хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний – например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
— характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению);
— отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
— отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
— характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
— значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная);
— значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
— способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»);
— самосознание (самооценка);
— принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
— особенности психосексуального развития;
— религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
— отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
— жизненные планы и профессиональные намерения.
Поведенческие девиации5:
— совершенные в прошлом или текущие правонарушения;
— наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество;
— проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к животным), склонность к насилию;
— оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает наоборот);
— отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам (пробы, регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость);
— сквернословие;
— проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать);
— отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость);
— повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных групп сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.);
— дезадаптивные черты личности (конкретизировать).
10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать).
11. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы.
Дата составления документа.
Подпись председателя ППк. Печать образовательной организации.
Дополнительно:
1. Для обучающегося по АОП – указать коррекционно-развивающие курсы, динамику в коррекции нарушений;
2. Приложением к Представлению для школьников является табель успеваемости, заверенный личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации;
3. Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации;
4. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей обучающегося.
5. В отсутствие в образовательной организации психолого-педагогического консилиума Представление готовится педагогом или специалистом психолого-педагогического профиля, в динамике наблюдающим ребенка (воспитатель/учитель начальных классов/классный руководитель/мастер производственного обучения/тьютор/психолог/дефектолог).
Согласие
родителей (законных представителей) обучающегося на проведение
психолого-педагогического обследования специалистами ППк
Я, ________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
__________________________________________________________________
(номер, серия паспорта, когда и кем выдан)
являясь родителем (законным представителем) _________________________
(нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования.
«__» ___________ 20___ г. /________________/_________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Источники
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 27, 42, 79). URL: https://base.garant.ru/77308190/ (дата обращения: 30.11.2022).
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/10164504/ (дата обращения: 30.11.2022).
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». URL: https://base.garant.ru/70147840/ (дата обращения: 30.11.2022).
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72641204/ (дата обращения: 30.11.2022).
Вильшанская А.Д. Рекомендации по организации деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации по разработке и реализации программ индивидуального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: https://aischools.ru/upload/iblock/925/925cd8b89f30bec7bc28b5bd7cac7a79.pdf (дата обращения: 30.11.2022).
1 Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
2 — утверждение плана работы ППк; утверждение плана мероприятий по выявлению обучающихся с особыми образовательными потребностями; проведение комплексного обследования обучающегося; обсуждение результатов комплексного обследования; обсуждение результатов образовательной, воспитательной и коррекционной работы с обучающимся; зачисление обучающихся на коррекционные занятия; направление обучающихся в ПМПК; составление и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов (по форме определяемой образовательной организацией); экспертиза адаптированных основных образовательных программ ОО; оценка эффективности и анализ результатов коррекционно-развивающей работы с обучающимися и другие варианты тематик.
3Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
4Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением
5Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением