Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников


Автор: Нина Владимировна Филиппова
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»
Должность: учитель начальных классов


«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

Современные условия и тенденции совершенствования организации и содержания образовательного процесса обусловливают настоятельную потребность активного включения игровых программ в жизнедеятельность младших школьников для эффективного влияния на их физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие, формирование навыков учебной деятельности.

О пользе дидактических игр и заданий известно каждому педагогу. Для усвоения учебных дисциплин и требований программы важна самостоятельная деятельность ученика с раздаточным дидактическим материалом в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающими более легкое и прочное запоминание нужной информации. Из сказанного следует мысль о том, что необходимы эффективные средства обучения и развития умений учащихся, одним из которых и являются занимательные дидактические игры, задания, упражнения, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и повышению заинтересованности детей дают возможность много раз упражнять ученика в повторении необходимого материала.

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность человека. «В школьном возрасте, – говорил он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…»

Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

За разумное, дозированное использование игровых приемов, особенно в начальный период обучения, ратовал, например, К.Д. Ушинский: «… должно делать учение занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону»

Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги, загадки и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования и т.д. стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Большие педагогические резервы заложены, например, в таких игровых ситуациях, когда ученик ставится в так называемую педагогическую позицию. Под ней понимается необходимость поделиться с кем-то имеющимися знаниями, умениями и навыками, проконтролировать или исправить действия кого-либо и т.д. Школьник, которому в соответствии с игровым сюжетом нужно «обучить» постоянно присутствующих на уроках литературных персонажей (Незнайку, Буратино, Петрушку и др.) или «помочь» учителю, совершающему преднамеренные ошибки, постепенно приучается испытывать удовлетворение от того, что делится своими знаниями с другими, осознает себя как социально значимую личность, приобретает потребность в постоянном расширении границ своих возможностей.

Специфическое влияние игровых приемов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчужденность в коллективе сверстников.

Игра дает мне возможность тактично и незаметно для остальных помочь отстающему. Именно поэтому дети, испытывающие затруднения в обучении, охотно играют и постепенно усваивают весь программный материал.

В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему убеждению. Игра, наряду с побуждениями ученика к воспроизводящей, репродуктивной деятельности, позволяет включить его в деятельность поисковую, обеспечить обратную связь «ученик-учитель» на всех этапах формирования знаний, умений и навыков. Посредством дидактических игр младшие школьники развивают свои творческие способности, приобретают дополнительные знания. В игровых формах реализуется идеи совместного сотрудничества, самоуправления, воспитания через коллектив, воспитание ответственности каждого, за учебу и дисциплину.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенка своего участия в игре.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми и интерес к игре быстро угасает.

В своей работе я планирую разные формы проведения игры:

  • Коллективной;

  • Групповой;

  • Индивидуальной.

Дидактические игры представляют возможность развивать у моих детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требует не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое.

Поэтому по структуре дидактические игры делятся на: сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. При подборе игр я учитываю наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. чтобы игры должны соответствовали полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослым, прививали интерес к учебным занятиям, формировали умения и навыки учебной деятельности, помогали ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

Игровые элементы использую на различных этапах урока:

— актуализации знаний;

— изучении нового материала;

— закреплении полученных знаний и умений;

— контроле знаний.

Игра решает как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности и является основной ступенью в развитии познавательных интересов младших школьников. Благодаря дидактической игре мне удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у малоактивных детей. Постепенно у них пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Дидактические игры, игровые ситуации подбираю с учетом возрастных и психологических особенностей своих детей. Так, например, в работе с детьми шестилетнего возраста игровой материал помогает сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность. В игровой ситуации «Минутка» дети учились быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку.

В начале урока: Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

Пока стрелка на часах-циферблатах пройдет круг (10-15 с), дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку.

В конце урока: Скоро прозвенит звонок.

Собери в портфель, дружок,

Аккуратно, по порядку,

Книги, ручку и тетрадки.

Учитывая особенности речи своих детей, в период обучения грамоте в 1 классе учебной задачей проведения дидактических игр ставлю формирование фонетического слуха в различных его проявлениях. Чаще всего дети нечетко произносят шипящие, свистящие и сонорные звуки. Для дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж] и т.д. подбираю на урок потешки, пословицы, стихи, чистоговорки, скороговорки, всевозможные игры: «Живые звуки», «Кто быстрее, кто больше?», «Сложи словечко», «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?», «Кто быстрее поднимется по лесенке?» и др.

Развитие познавательной активности младших школьников проходит в условиях занимательности, с применением игровых и развлекательных моментов. В этой связи мной был подобран комплекс упражнений, который я включала в уроки. На уроках использовался различный занимательный и познавательный материал, дидактические игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады.

На каждом уроке нахожу несколько минут в учебном дне для того, чтобы окунуться с младшими школьниками в игровую деятельность. Игры повышают эмоциональный тонус моих школьников, а без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности. Использование игровых технологий несомненно даст заметный эффект в развитии детей, а также, улучшает эмоциональное состояние детей, поддержит у младших школьников интерес к учебной деятельности, минуя неблагоприятные тенденции школьного обучения.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 9 =