Игра «Пиратский компас»
Подготовка к игре: подобрать 4-8 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Ш) в начале или в середине слова.
Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
Инструкция 1:
— В открытом плавании пиратам путь указывает компас. Давай, посмотрим, что капитана ждёт в его дороге. Клади по одной картинке на каждую сторону света и правильно называй их.
Далее педагог подбирает подходящие прилагательные к разложенным предметам на компасе и задаёт ребенку вопросы, например: про какой предмет можно сказать, что он круглый, голубой, воздушный, легкий и т.п.? (шар).Про какой предмет можно сказать, что она овальная, сочная, кисло-сладкая, твердая? (груша) и т.п.
Усложнение игры: на компасе меняют картинки.
Инструкция 2:
— Теперь сам подбери как можно больше слов (прилагательных) к предмету, который лежит на севере, затем на юге, на востоке и т.п.
Игра «Карта сокровищ»
Подготовка к игре: подобрать 10-12 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком С) и без него (без звука С). Перемешать картинки и положить изображениями вниз.
Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, закреплять умение определять наличие звука в слове, упражнять в согласовании существительных с числительными.
Инструкция:
— Много приключений ждёт пиратов на пути к сокровищам. Узнать об их приключениях поможет карта. Переворачивай картинки, называй их, если в названии предмета есть звук С (например, сумка, сок, носок и другие), то клади картинки на карту, если нет звука ‒ откладывай. Теперь ответь на вопросы: Какой предметной карте встретился пиратам первый? (например, первый кокос)А какой третий? (например, третьи весы) Какой пятый? (например, пятая сорока) и т.п.
Игра «Пиратские острова»
Подготовка к игре: подобрать 12-18 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Р) в начале или в конце слова.
Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, упражнять в согласовании существительных с местоимениями,
Инструкция:
— Разложи картинки по пиратским островам. На тот остров, где находится мальчик-пират, мы положим картинки, про которые можно сказать мой(например, мухомор), где девочка-пиратка ‒ моя (например, рыба), где они вместе ‒ мои (например, карандаши). Называй картинки на каждом острове правильно.
Усложнение игры:
— Теперь я разложу картинки по пиратским островам, а ты попробуй найти мои ошибки (педагог некоторые картинки раскладывает не верно).
Игра «Построй маяк»
Подготовка к игре: подобрать 8 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком С) в начале и в конце слова.
Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, развивать память, мышление.
Инструкция:
— Чтобы корабли не наскочили на скалы, люди строят маяки. Но вот в этом месте, где укрываются пираты, нет маяка. Давай построим высокий маяк, чтобы защитить пиратские корабли. Строить маяк нужно из картинок. Клади по одной картинке в пустые «окошки», правильно называй слова. Теперь закрой глаза. Открой и скажи, какие картинки я поменяла местами? (например, слон и сом) Скажи, какая картинка пропала? (например, глобус) Какую картинку я заменила другой? (например, сову сапогами) А какую картинку добавила? (стол).
Игра «Подзорная труба»
Подготовка к игре: подобрать 10-12 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Л) в середине и в конце слова в единственном числе.
Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, закреплять умение определять позиции звука в слове, упражнять в образовании множественного числа существительных.
Инструкция:
— Капитан решил осмотреть остров в подзорную трубу. А что он там увидел, тебе подскажут картинки. Бери по одной картинки. Если звук «прячется» в середине слова, то клади картинку на остров (например, кукла), если слово заканчивается на этот звук, то картинку откладывай (например, пенал). Не забывай правильно называть слова. Таких предметов на острове много. Назови чего много? (например, много кукол, желудей и т.п.).
Игра «33 попугая»
Подготовка к игре: подбрать 10-12 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Л) в единственном числе.
Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.
Инструкция:
— Попугай ‒ это помощник капитана. Клади картинки вокруг маленького попугая и называй слова ласково, «превращая» их в маленькие (например, ложечка). Теперь клади вокруг большого попугая и «превращай»картинки в самые большие (например, лучище, лампище и т.п.).
Игра «Что в сундуке»
Подготовка к игре: подобрать 8-14 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Р), изображающие живые и не живые предметы.
Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, упражнять в дифференциации живых и не живых предметов.
Инструкция:
— Пираты достали сундуки с морского дна. Посмотрим, что в этот раз они добыли. Бери по одной картинки и сортируй их: те предметы, про которые можно сказать живое клади к осьминогу (например, баран), не живое ‒ к золотым слиткам (например, барабан). Называй картинки правильно.
Усложнение игры:
— Теперь я разложу картинки по сундукам, а ты попробуй найти мои ошибки (педагог некоторые картинки раскладывает не верно).
Игра «Наведем порядок на корабле»
Подготовка к игре: подобрать 9-15 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Ч) в разных позициях (в начале, середине и конце слова).
Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, упражнять в умении определять место звука в слове.
Инструкция:
— Наведем порядок на корабле. Те картинки, в названии которых звук стоит в начале слова клади к первому иллюминатору (например, часы), в середине ‒ во второй (например, пчела), в конце ‒ в третий (например, ключ). Назови картинки на первом, затем на втором и на третьем иллюминаторе.
Усложнение игры:
— Теперь я разложу картинки по иллюминаторам, а ты попробуй найти мои ошибки (педагог некоторые картинки раскладывает не верно).
Игра «Отметим, где спрятаны сокровища»
Подготовка к игре: подобрать 15-18 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Ж) с разным количеством слогов.
Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, упражнять в умении определять количество слогов в словах.
Инструкция:
— Места, где пираты закапывали свои сокровища, они помечали специальными табличками. Отметим и мы места на острове и разложим картинки. На первую табличку положи картинки с одним слогом (например, жук), на вторую ‒ с двумя (например, жаба), а на третью ‒ с тремя слогами (например, пижама).
Усложнение игры:
— Теперь я разложу картинки по табличкам, а ты попробуй найти мои ошибки (педагог некоторые картинки раскладывает не верно).
Игра «Штурвал»
Подготовка к игре: подобрать 3-5 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком З) в единственном числе.
Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах и словосочетаниях, упражнять в согласовании существительных с числительными.
Инструкция:
— Самая важная деталь на корабле это ‒ штурвал. Помоги украсить штурвал картинками. Клади картинку на штурвал и считай от 1 до 6 (например, один замок, два замка, три замка, четыре замка, пять замков, шесть замков).
Усложнение игры:
Ребенку предлагается посчитать словосочетания (например, один золотой замок, два золотых замка, три золотых замка, четыре золотых замка, пять золотых замков, шесть золотых замков).
Игра «Кокосы для пирата»
Подготовка к игре: подобрать 15-20 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Щ) в разных позициях (в начале, середине и конце слова).
Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, закреплять умение определять место звука в слове, упражнять в образовании существительных в родительном падеже.
Инструкция:
— Если пират оказывался на необитаемом острове, он сам добывал себе еду. Поможем пирату построить лестницу из картинок, чтобы он смог залезть на пальму и достать кокосы. Выкладывать можно ступеньку тогда, если звук слышится в середине слова (например, овощи), если в начале или в конце, то откладывай (например, щенок, клещ). Теперь переворачивай картинки и говори чего нет (например, нет овощей, нет ящиков и другие).
Игра «Груз на корабле»
Подготовка к игре: подобрать 9 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Ч).
Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Инструкция:
— Капитан своей команде велел погрузить ящики с грузом на корабль. Поможем им. В ящиках будет различный груз, изображенный на картинках, клади их и называй слова. Теперь я загадаю, а ты постарайся отгадать, что в ящиках? Что находится в правом нижнем ящике? (например, щука). Что находится в третьем ящике справа? (например, щетка). Что в ящике по середине? (например, вещи). Что в ящике под щеткой? (под щеткой щука) Что в ящике над овощами? (над овощами вещи).
Педагог задает и другие аналогичные вопросы.
Игра «Цвета в сундуке»
Подготовка к игре: подобрать 7-14 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Р).
Цель: автоматизировать изучаемый звук в словосочетаниях, закреплять знания названий цветов, упражнять в согласовании существительного с прилагательным.
Инструкция:
— У пирата в сундуке сокровища определённого цвета, сегодня они красные (в зависимости от изучаемого звука). Клади картинки (сокровища) в «окошки» и составляй словосочетания по образцу (например, красный помидор, красные ракеты, красная расчёска).
Игра «Парус на корабле»
Подготовка к игре: подобрать 2-6 предметных картинок, с изучаемым звуком (например, со звуком Ш).
Цель: автоматизировать изучаемый звук в предложениях, учить составлять предложения по двум опорным картинкам.
Инструкция:
— Часто пираты украшают паруса на кораблях рисунками. Украсим и наш корабль. Бери по две картинки, клади на паруса (например, мыши и шкаф). Правильно назови их. Теперь составь с парой картинок предложение. (например, мыши шуршали в шкафу. В шкафу шумят мыши).
Игра «Клад пиратов»
Подготовка к игре: разложить картинки с изучаемым звуком (например, со звуком Ш) в три стопки, в зависимости от места звука в слове (в начале, в середине или в конце слов), приготовить игральный кубик, фишку.
Цель: автоматизировать изучаемый звук в словах, предложениях, упражнять в составлении предложений по одной картинке.
Инструкция:
— Доберемся с тобой до клада. Бросай кубик и сколько выпало очков на кубике, столько сделай ходов. Если ты остановишься на цифре 1, бери картинку с первой колонки и называй её, если на 2 ‒ со второй, 3 ‒ с третьей. Стрелочки означают возвращение назад или продвижение вперед, если выпадет, выполни это задание и составь с данной картинкой предложение.