Использование авторских дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения


Автор: Антонина Сергеевна Орлова
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 43»
Должность: учитель-логопед


В последнее время проблемы коррекции звукопроизношения приобретают особую актуальность, так как число детей с тяжелыми нарушениями речи постоянно возрастает. Своевременное выявление таких детей, проведение специально организованного обучения позволяет исправить первичный дефект.

Автоматизация звуков обозначена в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Цель данного этапа заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. При тяжелых речевых нарушениях часто этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет учителя-логопеда.

Учителя-логопеды часто сталкиваются с необходимостью разнообразить свою работу по автоматизации звуков, потому что она бывает зачастую трудна, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро утомляются. Учитывая особенности таких детей, совершенно очевидно, что необходимо искать разные способы работы по автоматизации звуков речи.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, по мнению психологов и педагогов, является игра (Б.Г. Ананьев, Е.Е. Кравцова, А.С. Макаренко,
С.Л. Рубинштейн).

Игровой метод дает наибольший эффект, так как он сочетает в себе игру и обучение. Это побуждает детей к свободному речевому общению, отвлекают их внимание от речевого дефекта.

Однако при создании игр не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят, чувствуют и переживают. Так для девочек игровые пособия должны быть привлекательными, красочными, содержать образы женского поведения. Для мальчиков хорошо использовать большое количество логических заданий, поисковую деятельность, образы мужского поведения.

Поэтому, я считаю, что при создании игр необходимо подбирать игровой материал для девочек и для мальчиков, имеющих речевые нарушения, который значительно может повысить интерес и работоспособность при автоматизации звуков.

Использование дидактических игр с учетом гендерного подхода – это эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения они дают возможность много раз упражнять детей в повторении нужного материала, тем самым помогают быстрее закрепить поставленный звук в речи, сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными. Дети видят результат своей работы и получают от этого удовольствие.

Теоретическое обоснование опыта работы

Цель: автоматизировать звуки у детей с речевыми нарушениями в дидактических играх с учетом гендерного подхода.

Задачи:

— создавать благоприятные условия для эффективного и ускоренного закрепления правильного произношения нарушенных звуков;

— повышать познавательную активность и работоспособность у детей обоих полов;

— вызывать желание у девочек и мальчиков активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.

— развивать лексико-грамматический строй речи, фонематический слух, звуковой и слоговой анализ, психические процессы, ориентировку на листе.

Ведущая педагогическая идея опыта: Значительно повысится интерес и работоспособность при автоматизации звуков, если в индивидуальную и подгрупповую (только девочки или только мальчики) деятельность систематически включать дидактические игры с учётом гендерного подхода.

Практическая значимость: Предложенные дидактические игры могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи учителями-логопедами, воспитателями логопедических групп, дефектологами, а также родителями в домашних условиях на этапе автоматизации звуков.

Новизна данной формы работы с детьми заключается в том, что данная технология в практике детских садов не популярна, отсутствует системное использование дидактических игр в гендерном развитии.

Планируемые результаты:

Использование дидактических игр по автоматизации звуков с учетом гендерного подхода будут способствовать:

  1. ускоренной и более качественной автоматизации нарушенных звуков у девочек и мальчиков;

  2. повышению самоконтроля за правильностью произношения звуков в собственной речи детей;

  3. созданию радостного настроения, повышению интереса и желания к занятиям.

  4. развитию лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха, звукового и слогового анализа, психических процессов, ориентировки на листе.

Гендерный подход в развитии дошкольников

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками и девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.

В период раннего и дошкольного детства у всех детей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Гендерный подход необходим в обучении, так как: все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию, достоверно установлено, что у мальчиков больше развиты математические, визуально-пространственные, инструментальные способности, девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях.

Психологи считают, что очень важно начинать эту работу как можно раньше, так как представления детей к женскому или мужскому полу ещё не устойчивы. Дети часто считают, что пол можно изменить, важно в работе с воспитанниками предупредить появление ложных стереотипов и в процессе общения создавать привлекательные образы для мальчиков и девочек. Поэтому в развитие и воспитание девочек и мальчиков включают дифференцированный подход.

Значение автоматизации звуков в логопедической работе

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой).

С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления условно-рефлекторных речедвигательных связей на разнообразном речевом материале. Звук, который только что поставили, является хрупким, условно-рефлекторные связи без особых подкреплений могут стремительно разрушиться.

Цель данного этапа добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам.

Период автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с дизартрическими расстройствами, так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала). Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.

Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи. Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з комарик звенит, р-р-р собака рычит), то слог для дошкольника весьма абстрактное понятие.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, применяя картинный материал. Использование разнообразных игровых пособий помогает эффективно провести этапы автоматизации звука, а также сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

Авторские дидактические игры для автоматизации звуков с учётом гендерного подхода

В опыте работы представлены серии из 15 игр для мальчиков, объединенные серией «Озорные пираты», и для девочек «Загадочные принцессы».

Основной целью разработанных игр является автоматизация звуков в словах, словосочетаниях и предложениях, но также данные игры способствуют развитию лексико-грамматического строя речи, фонематического слуху, звукового и слогового анализа, психических процессов, ориентировке на листе.

Каждая дидактическая игра состоит из игрового листа, включающего сюжет и разрезные картинки на трудные изучаемые звуки.

Кроме того, педагогу необходимо распечатать игровой материал для дидактических игр в формате А4 для мальчиков и для девочек.

Также мною предложен картинный материал к дидактическим играм, включающий предметные картинки для автоматизации звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Ш, Ж, Ч, Щ (Приложение 5), которые следует распечатать в формате А4 и разрезать по линиям. Все предметные картинки подобраны в зависимости от места положения звука в слове (в начале, в середине и в конце слова), например звук С:

— в начале слова (санки, собака, стол, сом, сова, сачок, слон, сапоги, сарафан, стул, сорока, сундук, самолет, сумка, сок, стакан).

— в середине (коса, маска, колесо, лиса, слон, самовар, скакалка, мост, носки, колбаса, оса, бусы, весы, лист, русалка, краса, масло, капуста, весы, галстук).

— в конце (глобус, редис, ананас, автобус, лес, поднос, кокос, кактус, пес, насос, пылесос).

Предметные картинки со звуками Ж и З подбирают только в начале и в середине слова, так как в конце слов они оглушаются.

Один сюжет в дидактических играх может использоваться на различные нарушенные звуки. Так для детей с разным автоматизируемым звуком педагог использует один и тот же игровой сюжет, но предметные картинки подбирает в зависимости от нарушенного звука.

Данные практические пособия можно использовать в подгрупповой (2-3 ребенка, только девочки или только мальчики) и индивидуальной деятельности детей по закреплению звуков в речи. Во время данной деятельности педагогу необходимо: исправлять ошибки в речи детей, давать образцы правильного произношения слов и предложений, задавать вопросы о правилах игры и игровых действиях.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Автоматизация звуков сотрудничество ребенка с его родителями и педагогом. Данное сотрудничество может способствовать не только формированию правильной речи, но и установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Скорость введения звуков в речь у всех детей индивидуальна. Некоторым детям достаточно всего несколько занятий, а у других этот процесс затягивается на долгое время.

Так как дидактические игры с учётом гендерного подхода являются эффективным средством развития речи детей, я решила познакомить родителей с новым средством обучения. Мною была подготовлена консультация для родителей «Гендерный подход в развитии речи мальчиков и девочек», разработан буклет «Дидактические игры по развитию речи детей в домашних условиях».

Взаимодействие с педагогами

Автоматизация звуков детей с тяжёлыми нарушениями речи может быть результативной только при условии его осуществления в рамках всей системы воспитательного образовательного процесса, предполагающего скоординированную работу всех педагогов ДОУ.

Чтобы познакомить педагогов с дополнительной информацией по закреплению звуков в речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи мною были разработана и проведена консультация для педагогов «Игровые методы и приёмы автоматизации звуков в речи детей дошкольного возраста».

Результативность использования дидактических игр с учётом гендерного подхода: использование авторских дидактических игр по автоматизации звуков с учетом гендерного подхода способствовало качественной работе по закреплению звуков, повысило интерес и желание к занятиям как девочек так и мальчиков, а также самоконтроль за правильностью произношения звуков в собственной речи.

Автоматизация звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи имеет свои особенности и значительно затруднена. Очень часто этот процесс затягивается, многократное повторение речевого материала утомляет детей, что ведет к снижению результативности коррекционной работы.

Использование дидактических игр с учетом гендерного подхода – это эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения они дают возможность много раз упражнять детей в повторении нужного материала, тем самым помогают быстрее закрепить поставленный звук в речи, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. Дети видят результат своей работы и получают от этого удовольствие.

Таким образом, можно отметить, что предлагаемые дидактические игры способствуют коррекции речевого развития, поэтому могут быть использованы педагогами на индивидуальных и подгрупповых (только девочки или только мальчики 2-3 ребёнка) занятиях, родителями для самостоятельных занятий с детьми старшего дошкольного возраста на этапе автоматизации звуков.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 − 2 =