Дошкольникам о выборах


Автор: Е.А. Зубарева
Место работы: ОГАОУ ДПО "ИРО ЕАО"
Должность: старший преподаватель


Содержимое

Знакомство дошкольников
с избирательным правом

«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан»

С. Смайлс

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», концепции доктора педагогических наук Е.А. Казаевой, правовая культура является компонентом формирования гражданственности, а воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в сфере образования. Следовательно, правовое воспитание, в том числе в дошкольных образовательных организациях, необходимо для формирования личности современного члена гражданского общества. Это обусловлено в первую очередь политическим устройством нашей страны, в которой каждый гражданин должен проявить собственную инициативу для реализации и защиты своих прав.

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал, и именно в этом возрасте необходимо приучать его жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права. Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь дошкольника естественно и будут влиять на мировоззрение подрастающего человека, его отношения к миру и людям.

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание в настоящее время – одно из актуальных направлений государственной политики в образовании. Формирование будущего гражданина должно начинаться с дошкольного возраста, последовательно и систематически: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу; расширение представлений о своей стране, знакомство с символами государства; правами и обязанностями граждан России.

Таким образом, гражданско-патриотическое и правовое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира. Прививая основы правового сознания жизни в свободном обществе, развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первичные представления об избирательном праве, мы воспитаем гражданина и патриота, который и во взрослой жизни не останется равнодушным к проблемам страны, своего народа, научится ответственно относится к праву «избирать и быть избранным».

Правовое воспитание дошкольников играет немаловажную роль в познании ими социальной действительности и в развитии их интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. В процессе правового воспитания детей у них формируются способности правильно ориентироваться в конфликтных ситуациях, быть активным субъектом деятельности, грамотно осуществлять различные выборы. Если ребенок привыкает действовать только по подсказке и не может принять самостоятельного решения, то он утрачивает одно из фундаментальных свойств личности – способность проявлять инициативу. Таким образом, можно сказать, что от формы организации правового воспитания в дошкольном образовательном учреждении может зависеть жизненное самоопределение дошкольников.

Особую роль в организации работы по гражданско-правовому воспитанию сегодня приобретает участие детей и подростков в мероприятиях, направленных на приобретение ими знаний в области избирательного права. Данное направление включает в себя мероприятия, которые могут стать традиционными в деятельности образовательного учреждения, формировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы, выбирать из предложенных альтернатив значимые для них события, ситуации, персоны.

Знакомство детей с избирательным правом рекомендуется начинать со старшего дошкольного возраста и проводить в форме деловых и ролевых (сюжетно-ролевых) игр, конкурсов, бесед, экскурсий и пр.

В качестве будущих избирателей дошкольники могут активно участвовать в предлагаемых мероприятиях, направленных не только на приобретение воспитанниками сугубо теоретических правовых знаний, но и на выработку активной гражданской позиции, способности к социальному творчеству, формированию готовности детей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие окружающих людей. Наряду с основополагающими правами на имя, дом, семью, любовь и заботу, ребята старших и подготовительных к школе групп знакомятся с правом на выражение своего мнения.

Начиная с дошкольного возраста, участвуя в ролевых играх, ребенок может готовиться к позиции будущего избирателя. Вопросы избирательного права, а главное, формирование активной гражданской позиции вызывают интерес не только у детей дошкольного возраста, но и у их родителей. А это означает, что в скором будущем эти дети станут полноправными гражданами нашего государства с высоким уровнем правовой культуры, знанием основополагающих правовых норм и умением отстаивать свои законные права с использованием возможностей правовой системы государства. На сегодняшний день они смогут повлиять на своих родителей, чтобы каждый член семьи имел гражданскую позицию и являлся активным избирателем.

Данная тематика не является традиционной для дошкольного учреждения, а обусловлена в том числе низкой избирательной и социальной активностью населения, пониманием того, что формирование данного качества необходимо начинать с дошкольного возраста, с организации совместной общественно полезной деятельности детей и родителей.

Необходимость работы по этому направлению обусловлена поставленными целями:

1. Психологическая подготовка детей к новой позиции «Я – будущий избиратель», формирование первоначальных основ правого воспитания дошкольников, представлений, знаний детей о государстве, его символике, высших должностных лицах государства, региона, муниципалитета; воспитание у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств, умения применять полученные знания в игровой ситуации.

2. Активизация и реализация творческого и научного потенциала специалистов, педагогов дошкольной образовательной организации, родителей воспитанников по формированию у будущих избирателей основ правовой культуры и гражданской ответственности.

Задачи:

1. Дать представления об основных правах и свободах человека и ребенка, о правилах и законах; о выборах и избирательном праве; о процедуре демократических выборов; о гражданской ответственности.

2. Учить уважать права и свободы друг друга; выполнять установленные нормы и правила поведения; уметь осуществлять самостоятельный выбор и обосновывать его; спокойно отстаивать свое мнение; вести диалог.

3. Создать условия для формирования у детей навыков выбирать, участвовать в процедуре выборов вместе со взрослыми.

4. Обобщать представления детей о процедуре выборов, способах агитации (плакаты, публичные выступления); выполнять игровые социальные роли: «избиратели», «кандидаты» «члены избирательной комиссии».

5. Развивать навыки сотрудничества между детьми и взрослыми.

Ожидаемые результаты

Дети:

— имеют представления о праве человека делать выбор как в бытовых, повседневных вопросах, так и для решения важных социальных задач;

— имеют представление о процедуре выборов, организуемых для определения кандидата-представителя социального сообщества, способствующего положительным изменениям данном социуме;

— имеют представление о том, что важно участие каждого в подобных мероприятиях, так как от правильного выбора зависит будущее сообщества;

— имеют представление, как вести себя на выборах, об их участниках, организаторах;

— умеют элементарно аргументировать свой выбор, слушать других, совместно обсуждать различные проблемы, вопросы.

Рекомендуемые формы работы с родителями:

— Выставка рисунков «Я с родителями иду на выборы»

— Подборка литературы для родителей в библиотеке «Гражданско-правовое воспитание дошкольников»

Совместная работа детей и родителей «Выборы начинаются с детства» (аппликация, рисунки…)

— Познавательно-интеллектуальное мероприятие совместно с детьми и родителями «Все на выборы»

— Совместная экскурсия с детьми на избирательный участок

— Конкурс плакатов «Голосуй за будущее страны»

Информационные листы для родителей на темы:

— «Конвенция о правах ребенка»

— «Правила поведения и общения»

— «Все о выборах» («Это нужно знать всем!»)

— «История выборов»

— «Что такое выборы?»

— «Действия во время голосования»

— «Правовое воспитание дошкольников»

правовой листок «Календарь правовых дат»

— «О правах ребенка всерьез»

Рекомендуемые формы работы с детьми:

1. Чтение рассказа Т.А. Шорыгиной «Мои права» из книги «Беседы о правах ребенка».

Цель: знакомство детей с их правами и обязанностями.

Вопросы к рассказу:

— О чем узнал Алеша в детском саду?

— Почему Алеша не хотел вставать с постели?

— Чем он объяснил то, что не хотел есть овсяную кашу?

— Что рассказал Алеше папа?

2. Чтение русской народной сказки «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Цель: познакомство детей с произведением, обратить внимание детей на продуманный выбор пути Ивана – царевича, развивать умение логически мыслить, анализировать проблемные ситуации.

3. Дидактические игры «Можно – нельзя» и «Хорошо – плохо».

Цель – обучение детей осознанно делать свой выбор, уметь аргументировать его, знать последствия.

4. Проведение выборов: «Выборы мультипликационного героя», «Выборы символа избирательной комиссии».

5. Изготовление атрибутов для игры «Выборы».

6. Беседа о выборах, о процедуре проведения выборов, о роли наблюдателей и членов избирательной комиссии.

7. Встреча с кандидатами.

8. Интервью детей «Что я знаю о своих правах и обязанностях?», «Что такое выборы?».

Реализация образовательного проекта «Азбука выборов»
в Еврейской автономной области

Зубарева Е.А., заместитель заведующего по ВМР «Центр развития ребенка – детский сад № 24», председатель УИК г. Биробиджана

В 2021 году Избирательной комиссией ЕАО был разработан образовательный проект «Азбука выборов». В ходе реализации проекта в рамках сотрудничества с ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Еврейской автономной области» была выпущена яркая, привлекающая внимание дошколят книжка-раскраска «Азбука выборов от А до Я». Книжку-раскраску получили дошкольные образовательные организации города и области. Это пособие помогает не только успешно реализовывать поставленные задачи по правовому воспитанию и просвещению дошколят, но и раскрывает творческие способности, делает предлагаемую ребятам деятельность интересной и запоминающейся.

Далее в работу по ознакомлению дошкольников области с избирательным правом включились 62 дошкольных образовательных учреждения. Дети от 6 до 7 лет начали изучать умную азбуку. Вооружившись яркими карандашами и фломастерами, дошколята познавали мир выборов. Работая с книжкой-раскраской, знакомились с понятиями, соответствующими определенной букве, вспоминали значение понятий по изученным буквам, получили элементарные представления о выборах.

Кроме того, в детских садах педагогами были созданы условия для новой сюжетно-ролевой игры «Играем в выборы». В группах недалеко от уголка юного патриота появились такие атрибуты, как избирательная урна, кабинки для голосования, игровые бюллетени. Также воспитатели дошкольных учреждений создавали разнообразные проблемно-игровые ситуации. И теперь вместо споров, кому из пяти желающих стать ведущим в игре, достойного выбирают все вместе, голосуя за него.

У дошколят ЕАО активно пополнился словарь. Теперь они уверенно и вполне осознанно могут объяснить слова депутат, избиратель, бюллетень и др.

В результате проводимой работы у детей формируются представления о том, что такое выборы и как устроено федеративное государство, создается чувство сопричастности к своей стране, воспитывается чувство ответственности за свой выбор.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 24» г. Биробиджана работа по реализации нового образовательного проекта с дошколятами и родителями впервые началась в 2021 году, в качестве пилотной площадки. Это дошкольное учреждение является одним лидером в апробации и введении в работу новых образовательных практик.

Опыту новаторов последовали коллеги других дошкольных образовательных учреждений. За 2021-2022 учебный год у педагогов дошкольных организаций области накопился достаточно обширный «багаж» методических материалов по организации работы с дошкольниками по данному направлению. Некоторые из них представлены в данном сборнике.

В единый день голосования в сентябре 2022 года на избирательных участках ЕАО ребят ждали не меньше, чем взрослых. И маленькие граждане уверенно шли за руку с родителями, понимая, что выборы это очень важная и нужная процедура для жителей страны. Будущие избиратели, пришедшие с родителями на избирательные участки, получили в подарок интересные, а главное, полезные игровые пособия.

Работа дошкольных образовательных организаций Еврейской автономной области по реализации проекта «Азбука выборов» активно освещалась региональными СМИ. Наверное, и этот факт, и понимание родителями ответственности своего выбора перед собственными детьми стал одной из причин высокой явки избирателей Еврейской автономной области.

Сюжетно-ролевая игра
«Мы идем на выборы» (подготовительная к школе группа)

коллектив МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24» г. Биробиджана

Игра организуется в несколько этапов, согласно этапности избирательной компании:

Определение цели проведения выборов (президент группы, главный спортсмен группы, ответственный за проведение физкультурных пауз; выборы символа группы, выборы символа избирательной комиссии, выборы капитана команды для участия в зимней Олимпиаде в детском саду и т.д.)

Подготовка к выборам;

  • Выдвижение кандидатов;

  • Предвыборная агитация;

  • Всеобщее, равное, тайное голосование; подведение результатов выборов.

Процедура выборов:

  • Избиратели приходят на избирательный участок (музыкальный зал ДОУ).

  • Члены избирательной комиссии (дети старшей подготовительной группы) знакомят избирателей (дети 3-7 лет, родители, сотрудники ДОУ) с процедурой голосования, избиратели получают избирательный бюллетень, заполняют его в кабине лично, опускают бюллетень лично в ящик для голосования.

Оборудование: паспорт корреспондента, паспорта детей, бюллетени для голосования, 1 урна для голосования, 2 журнала учета.

Участвуют: воспитатель, кандидаты – 2 человека, избирательная комиссия – 2 человека, 1 корреспондент и 8 избирателей, 3 артиста, наблюдатель.

Ход игры

Корреспондент: Здравствуйте, уважаемые жители! Вас приветствует корреспондент газеты «Известия». Вот и пришел день выборов, и сегодня мы посмотрим, кто же победит из двух наших кандидатов. Вот я вижу нашу избирательную комиссию.

— Здравствуйте, вы готовы к приему избирателей?

Избирательная комиссия: да конечно, мы подготовились к сегодняшнему дню.

Корреспондент: А вот и первые избиратели. Добрый день, вы готовы сделать свой выбор?

— Избиратели отвечают (да….)

Воспитатель: Здравствуйте!

Как вас много! И вы все такие красивые, веселые. Вас кто так на стульчиках посадил или вы сами выбрали, с кем захотели сесть вместе? (ответы детей) Мы очень часто сталкиваемся в нашей жизни со словом выбирать. Мы выбираем детский сад, заходим в большой магазин и выбираем продукты. Мы же не берем все продукты подряд. Что-то дома у нас есть, что-то надо докупить. После садика вы идете домой, а рядом с садиком есть большой магазин, как он называется? Правильно, «Магнит». Что ты любишь там покупать? Летом мороженое. Ты его выбираешь? Да. В магазине «Детские товары» вы тоже выбираете себе девочки платье, мальчики брюки, рубашку? Конечно да. Нам хочется, чтобы наша одежда была красивой. Нравилась и нам и окружающим нас людям. Друзей вы тоже выбираете? (Ответы детей)

От этого зависит наша с вами жизнь. Ведь в трудную минуту друг поддержит, поможет, развеселит. Но иногда от этого зависит не только наша с вами жизнь, но и жизнь всей страны. А в какой стране мы живем? (Ответы детей) Правильно. Наша страна называется Россия или Российская Федерация. Наша страна очень большая. В ней очень много областей. Вот висит плакат. На нем написано, что 18 марта состоятся выборы президента нашей страны. Вы сейчас ходите в детский сад, но пройдет несколько лет, вы окончите школу и станете полноправными избирателями.

У каждого гражданина нашей страны есть свой личный основной документ – это «паспорт». Он выдаётся молодежи в 14 лет. У вас тоже есть свой документ – это свидетельство о рождении. Наступит время, и вы тоже получите свой паспорт. У вас уже есть паспорт? И мы его сделали сами? Молодцы!

А давайте, мы с вами тоже будем проводить выборы, и выбирать мы будем «президента», который будет следить за порядком и дисциплиной в группе, помогать воспитателю, а все остальные дети должны прислушиваться к мнению главы и выполнять его поручения. Но для начала проведём разминку:

Дети выполняют движения в соответствии со словами в текстом

Вместе весело шагаем

И колени поднимаем.

Пальцы в кулаки сжимаем,

Их за спину убираем.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево, поворот.

Руки в стороны и вниз,

Встали смирно, подтянись!

Сели на стульчики.

Воспитатель: Итак, давайте вместе еще раз повторим, как же проходят выборы. Сначала должны быть определены кандидаты на пост «президента». Их у нас будет 2 человека. Каждый должен рассказать о себе: что он любит делать, кому помогать, веселый он или грустный. Из двух кандидатов вы должны выбрать одного. И все должны будете голосовать только за одного кандидата, за одного человека.

У нас есть избирательная комиссия. Что она делает? Ей надо предъявить свой паспорт и вам выдадут бюллетень. В бюллетене будут фотографии двух кандидатов. Вы должны будете выбрать только одного. И напротив его фотографии поставить галочку или крестик. Затем вы должны пойти за ширму и опустить этот бюллетень в урну. Когда все проголосуют, избирательная комиссия вместе с воспитателем подсчитает, сколько галочек или крестиков поставлено в бюллетене. Это называется, сколько голосов получил каждый кандидат.

Избирательную комиссию прошу занять места за столиками.

Вы по очереди должны подойти к столику, предъявить свой паспорт и получить бюллетень с номерами 2 кандидатов для голосования. Поставьте крестик или галочку против номера того кандидата, кого вы хотите выбрать, чтобы именно он стал главой. Затем вы этот бюллетень опустите вот в эту урну.

А теперь давайте-ка вы посмотрите друг на друга … и выберем из 2 человек, из 2 кандидатов того, которому ты доверяешь. Который именно тебя защитит от обидчика, который тебе поможет в трудную минуту, предлагаем выбрать вам самого умного, самого активного, самого спортивного. Кто объяснит, покажет, расскажет… Из 2 кандидатов по выборам проходит только один, только один утверждается. Кого вы выбираете? Надо, чтобы было 2 человека.

Дети предлагают 2 кандидатов на пост главы группы.

Воспитатель: Давайте послушаем наших кандидатов, за какие хорошие качества мы должны их выбрать главой группы.

Каждый кандидат высказывается о своих хороших делах, поступках и чертах характера.

Затем всем детям воспитатель раздаёт «паспорта» (звучит музыка).

Члены избирательной комиссии спрашивают паспорт, делают отметку в журнале, выдают бюллетень и предлагают проголосовать и опустить бюллетень в урну для голосования. Дети отмечают галочкой напротив значка того кандидата, за которого они голосуют и опускают бюллетени в урну. Это происходит до последнего проголосовавшего. Наблюдатель смотрит за порядком.

Приняв всех избирателей, объявляется окончание выборов. После окончания голосования все вместе достают бюллетени. Избирательная комиссия начинает подсчет голосов.

А в это время объявляется небольшой концерт:

Я у мамы попросила в урну бросить бюллетень.

Подрастешь, сказала мама, и бросай хоть каждый день!

Вместе с мамой, вместе с папой я на выборы иду,

На кабины и на урны очень посмотреть хочу!

Мы частушки вам пропели, хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!

Избирательная комиссия сообщает о подсчете голосов. Объявляет победителя на выборах, его просят выйти и еще раз сообщить о своих предвыборных обещаниях.

Президент группы награждается грамотой.

Воспитатели и дети поздравляют победителя, аплодируют.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали, как проходит подготовка к выборам, предвыборная агитация, голосование.

Я надеюсь, вы смогли почувствовать интерес к политике и будете активными участниками политической жизни страны, став взрослыми.

Беседа с детьми на тему «Выборы»

Ансимова Наталья Андреевна,
«Центр развития ребенка – детский сад № 24» г. Биробиджана

Цель формирование представлений у детей о праве на выбор, привлечение внимания детей к важности выборов в стране.

Ход занятия:

Ведущий: Ребята, чем вы больше всего любите заниматься?

Дети: Играть, рисовать, смотреть мультфильмы ….. (другие ответы детей).

Ведущий: играть это здорово. А что есть во всех играх?

Дети: Правила.

Ведущий: Правильно. Правила обязательно всем играющим нужно соблюдать, тогда играть будет интересно. Есть игры, где нужен водящий. С чего тогда вы начнете игру?

Дети: С выбора ведущего.

Ведущий: А как вы это сделаете?

Дети: Считалочкой, или можно договориться.

Ведущий: То есть, чтобы начать игру, вы делаете определенный выбор. Выбирать, то есть взять или выделить что-либо интересное, необходимое.

Что еще вы можете выбирать?

Дети: Какую игрушку взять, с кем играть, какой мультфильм смотреть, какую книгу читать, что нарисовать …..

Ведущий: Правильно! Скоро вы подрастете, будете взрослыми и сможете участвовать в выборах, как ваши папы и мамы. Вы будете выбирать депутатов Государственной думы, главу нашего поселения, губернатора области, президента России. Это все выборные должности. И от того, кто будет во главе города, области, страны будет зависеть, как будут жить люди в городе, в области, в стране. Это очень большая ответственность.

Ведущий: А вы уже ходили с родителями на выборы? Что вы там видели, что вам запомнилось?

Рассказы детей.

Экскурсия на избирательный участок

Милушина Валентина Владимировна,
«Центр развития ребенка – детский сад № 24» г. Биробиджана

Цель – привлечение внимания детей к важности выборов в стране, формирование основ правовой культуры, интереса к данной теме.

Словарная работа: избирательный участок, избиратель, бюллетень, кандидат, паспорт.

Оборудование: организация избирательного участка в музыкальном зале.

Ход занятия:

Ведущий: У каждого человека в нашей стране есть обязанности и права.

Какие обязанности есть у нас? (ответы детей)

А какие права есть? (ответы детей)

Ведущий: Еще мы имеем право на выбор. В каждой стране и в нашей тоже проходят государственные выборы, на которых мы выбираем человека или несколько человек, которые должны будут делать нашу жизнь лучше.

Но в государственных выборах имеют право участвовать только люди, которым исполнилось 18 лет и старше. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Ведущий: Это большая ответственность – сделать правильный выбор, принять правильное решение, выбрать человека или несколько человек, от которых потом будет зависеть, как будут жить люди в городе, в области, в стране, в том числе и мы с вами.

Ведущий: Сколько вам лет? (ответы детей)

Ведущий: А когда вам исполнится 18 лет, вы будете считаться совершеннолетними, то есть взрослыми, вы сами будете отвечать за свои поступки, решать, как вам жить, где работать или учиться. И тогда вы сможете участвовать в государственных выборах.

Словарная работа:

Избиратели – люди, которые выбирают.

Кандидаты в депутаты – люди, которых выбирают.

Выборы проводят в определенный день, который объявляют заранее. Каждый кандидат в депутаты готовит свою программу, где прописывает, что и как он хочет изменить в стране, и знакомит с ней своих избирателей, проводят встречи с избирателями, вывешиваются плакаты с фотографией и краткой биографией кандидата. У избирателей есть время ознакомиться со всеми и решить, за кого они будут голосовать.

Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию на избирательный участок.

Кто из вас знает, что делают на избирательном участке, зачем туда приходят? (ответы детей)

Ведущий: Избирательный участок – это то место, куда избиратели приходят голосовать, то есть решить кого они выберут, кого они поддерживают, кому они доверяют.

Дети проходят в зал, где организован избирательный участок (на центральной стене гербы и флаги России и области, слева – столы избирательной комиссии, на них таблички с адресами, справа – кабинки для голосования, в центре зала – урна для голосования).

Ведущий: Мы с вами пришли на избирательный участок, куда избиратели приходят для того, чтобы сделать свой выбор, то есть проголосовать в день выборов.

Скажите, что висит на центральной стене зала? (дети: Герб и флаг России)

Ведущий: Почему они здесь? (это государственные символы России)

Ведущий: Правильно. Выборы – это государственное дело.

Посмотрите вдоль стены стоят столы с табличками, на которых написаны адреса.

Ведущий: Как вы думаете, для чего они здесь расставлены? (ответы детей)

За этими столами сидят члены избирательной комиссии (её назначают заранее), чтобы отметить, кто пришел на выборы и выдать им специальный лист для голосования, который называется избирательный бюллетень (ведущий показывает избирательный бюллетень).

У комиссии есть списки людей, которые имеют право проголосовать именно на этом избирательном участке, и, чтобы было легче найти свою фамилию в списках, их разделили по домашним адресам избирателей. Но просто так нас в списках не отметят, нужно показать документ, удостоверяющий личность человека. Какой это документ? (паспорт)

Ведущий: Молодцы. Вот он (ведущий показывает паспорт). У вас еще паспорта нет, потому что паспорт получают в 14 лет. Но голосовать можно только с 18 лет.

Когда мы подошли к столу, где написан наш адрес, член избирательной комиссии сверит данные паспорта со своим списком, сделает в нем специальные отметки и избиратель должен будет в этом списке поставить свою подпись. После этого член избирательной комиссии выдаст нам избирательный бюллетень (показывает избирательный бюллетень).

— Что это? Избирательный бюллетень, повторите, пожалуйста.

Ведущий: Что же мне теперь делать? (предположения детей)

Давайте повернемся, вдоль другой стены стоят специальные кабинки с занавесками. В каждой кабинке есть стол, ручка и образцы, как правильно заполнять избирательный бюллетень.

Избиратель заходит в кабинку, отмечает в избирательном бюллетене, за кого он голосует. В кабинку может заходить только один человек, он должен самостоятельно сделать свой выбор, чтобы ему никто не мешал и не подсказывал. Сделал избиратель свой выбор, что потом он должен сделать, кто-нибудь знает? (ответы детей)

Затем нужно опустить бюллетень в специальный ящик – избирательную урну. Посмотрите на ней герб России, сверху – прорезь, а крышка опечатана печатями. Сюда избиратели опускают свои избирательные бюллетени.

Вынимают бюллетени только тогда, когда выборы закончатся, и избирательный участок будет закрыт. Члены избирательной комиссии открывают избирательную урну, сортируют бюллетени, считают: за кого из кандидатов проголосовало большее число избирателей. Итоговые данные передают в территориальную избирательную комиссию и так далее. На следующий день подводят итоги голосования и объявляют победителя или победителей избирательной компании. Об этом сообщают по телевизору, печатают в газетах. Через некоторое время избранный кандидат приступает непосредственно к своей работе.

Ведущий: Наша экскурсия закончилась.

Где мы с вами были?

Что вы сегодня расскажете мамам и папам?

Игра «Выборы будущего главы города»

Кулиненко Ольга Викторовна,
«Центр развития ребенка – детский сад № 24» г. Биробиджана

Цель привлечение внимания детей к важности выборов, формирование осознанного выбора, основ правовой культуры, воспитание любви к малой родине, уважения к землякам.

Предварительная работа: проведение беседы по теме «Выборы», экскурсия на избирательный участок, выбор кандидатов с помощью игры «Подари карточку», подготовка кандидатами своего выступления.

Оборудование: организация избирательного участка в музыкальном зале: столы, карточки с буквами, списки избирателей, избирательные бюллетени, кабинки для голосования, избирательная урна; эмблемы кандидатов, нагрудные знаки детям.

Ход занятия:

I часть занятия: «Наша история»

Ведущий:

Шумят, шумят желтеющие нивы,

Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Край счастливый,

Земля отцов – моя земля.

Ведущий: Ребята, как называется область, в которой мы живем?

Дети: Еврейская автономная область.

Ведущий: А как называется наш город?

Дети: город Биробиджан.

Ведущий: Биробиджан – наша малая родина. (краткий рассказ об истории города). А кто является главой города?

Дети: Мэр города.

Ведущий: На должность мэра выбирают честного, умного, мужественного человека, любящего свой город, умеющего уважать земляков.

II часть занятия: «Кандидаты»

Ведущий: Когда вы станете взрослыми, может, кто-нибудь из вас и станет главой нашего города (мэром). Вот сегодня я предлагаю пофантазировать и перенестись в будущее.

Чтобы всем нам в городе Биробиджане жилось хорошо, нам с вами нужно выбрать главу – нашего мэра. Он будет заботиться о городе и горожанах, помогать всем, следить, чтобы все было по правилам, решать спорные вопросы. А жители города будут ему во всем помогать.

Вы согласны?

Ответы детей

Ведущий: Мы с вами раньше уже говорили о выборах, и вы знаете, что по правилам нужны кандидаты на место мэра.

У нас есть три кандидата.

Выступления кандидатов

I кандидат: Меня зовут …., мне 6 лет, посещаю детский сад № 24, подготовительную группу. Я буду всем помогать, ни кого обижать не буду.

Моя эмблема – ……

II кандидат: Меня зовут …., мне 6 лет, посещаю детский сад № 24, подготовительную группу. Я буду стараться, чтобы у нас в городе было красиво и уютно.

Моя эмблема – «ЦВЕТОК».

III кандидат: Меня зовут …., мне 6 лет, посещаю детский сад № 24, подготовительную группу. Я буду заботиться о том, чтобы мы больше занимались физкультурой, закалялись и не болели.

Моя эмблема – «ВСАДНИК НА КОНЕ».

Ведущий: Вы внимательно прослушали кандидатов, теперь вы должны для себя решить, кого бы вы хотели выбрать своим мэром. Каждый решает сам для себя.

II часть занятия: «Выборы»

Ведущий: Вы уже знаете, как нужно голосовать в день выборов? А кандидаты вам уже тоже знакомы?

Ответы детей

Ведущий: Правильно. Придя на избирательный участок, вы подойдете к столу, за которым работают члены избирательной комиссии, где стоят таблички с буквами. Каждый из вас знает, с какой буквы начинается его фамилия. В избирательной комиссии у нас сидят воспитатели….. и ….. Они вас зарегистрируют и дадут вам избирательный бюллетень. В него внесены три кандидата. Пройдя в кабинку для голосования, по одному, вы поставите «крестик» в квадратике против эмблемы выбранного вами кандидата. Делаем в избирательном бюллетене только одну отметку. Кандидаты тоже имеют право голосовать. После этого бюллетень опускаем в урну для голосования.

Процесс выборов

Избирательная комиссия объявляет, что выборы завершены. Члены комиссии проверяют печати, открывают урну, подсчитывают количество голосов за каждого кандидата. Объявляется победитель, набравший наибольшее количество голосов.

Ему вручается нагрудный знак под торжественную музыку и аплодисменты.

Сказка-игра «О выборе и выборах»

коллектив МБДОУ  «Центр развития ребенка – детский сад № 24» г. Биробиджана

В некотором лесном государстве, в Зеленом цветущем царстве жили-были, не тужили птички, зверюшки и прочие мирные (и не очень) обитатели. Но однажды волки зубастые объявили себя в лесу главными и стали на всех своими острыми зубами щелкать… От этой войны лисичкам стало голодно, зайчишкам – опасно, у медведя началась зимняя бессонница, птички боялись весной песенки петь и гнезда вить, только гусеницы и жуки-дровосеки радовались и толстели… Стало Зеленое царство Серым… И даже серых волков это уже не радовало: какие радости в голодном сером царстве?

Пошли звери к Мудрому Филину за советом:

— Скажи, кто в лесу главный? Кому должны подчиняться жители леса?

— Все главные, – ответил Филин, – чтобы царство процветало, каждый должен сказать свое слово. Нужно записать эти слова как правила жизни. У всех должны быть равные права и обязанности.

— Но ведь нас так много в лесу, что услышать каждого и жизни не хватит!

— А вы сначала подумайте, каждый в своем сообществе, что для вас самое главное, тогда на все времени хватит. Волку, например, нужны острые зубы, чтобы поесть, а зайцу – ФОК, чтобы стать ловким и убежать от волка, пчеле – работа, а трутню – отдых и безделье. Для того, чтобы всем нравилось жить в лесу, нужно предложить от каждого лесного сообщества самого достойного и потом всем вместе выбрать достойнейших из достойных в лесную Думу. Они и придумают правила жизни в лесу.

Так и сделали лесные жители. Ранней весной в лесу были объявлены выборы в Лесную Думу. Началась предвыборная компания. У каждого кандидата было много обещаний и громких слов.

Лиса заявила: «Выбирайте меня и будет в лесу хорошо! Все смогут торговать и будут в достатке!»

Ворон заговорил: «О, многоуважаемые звери, выбирайте меня, и у нас будет самый образованный лес! Я летаю высоко и вижу много, о многом вам поведаю».

Сорока обещала свободу слова. Муравей – работу и семейный достаток, Медведь – тишину, покой и порядок, Волк обещал предотвратить в лесу коррупцию и воровство.

Забурлила жизнь в лесу, и только Заяц-трусишка не понял, что происходит вокруг и что нужно делать ему. Пошел за советом к мудрому Филину.

— Не знаю, что мне делать, Все вокруг спорят, выбирают, агитируют, а я не в теме… Кажется, что жизнь проходит мимо…

— Что ты, Заяц, как мимо? Ведь выборы ВСЕОБЩИЕ! Если ты совершеннолетний и вменяемый, то обладаешь избирательным правом, как и все другие обитатели леса. Главное тут – паспорт не потерять.

— Все кандидаты красиво обещают. Но как мне, беззащитному и слабому сделать свой выбор? Если я проголосую за лису, то меня съест волк, а если за волка – то съест лиса.

— Не бойся, Зайка, для того и существует принцип ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ, чтобы не было никакой угрозы твоей жизни и ты не боялся отдать свой голос за любого кандидата.

— А как же мой маааленький заячий голос услышат рядом с таким большииим голосом огромного медведя?

— А для того и существует РАВЕНСТВО ГОЛОСОВАНИЯ. У каждого избирателя, и у большого, и у маленького, всего по одному голосу.

— Нет, что-то мне все равно боязно. А дятел грозил, что если я не проголосую, то он на меня «настучит»

— Эх, и неразумное же ты животное, заяц! Ведь у нас выборы СВОБОДНЫЕ! Никто не может заставить тебя, ты сам вправе решать. Только помни, что если ты не пойдешь голосовать, то другие сделают выбор за тебя. А твой голос никто не услышит и твоё мнение никто не учтет!

Обдумав слова Филина, Заяц-трусишка стал Зайцем-храбряшкой и пошел на выборы и отдал свой голос кандидату-ежику у которого были интересные предложения по выращиванию морковки.

Спустя несколько лет плодотворной работы Лесной Думы Серый лес снова стал Зеленым.

 

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − двенадцать =