Ни для кого не секрет, насколько остро сейчас стоит проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения. Очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. С помощью учителя младший школьник начинает приводить в систему свои взгляды на мир, своё отношение к нему.
И в нашей школе мы не оставили без внимания данную проблему. Вопрос нравственного воспитания находится под пристальным нашим вниманием. Чтобы грамотно выстроить свою работу, необходимо знать нормативные документы. И в первую очередь это Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Сегодня ФГОС обеспечивает:
— единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания;
— личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное;
— формирование у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в мире, ее исторической роли.
В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Согласно рабочей программе воспитания школа должна обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование основ российской идентичности; готовность к саморазвитию и другие. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), сформулирована общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие обучающихся.
Сегодня поделимся опытом работы по нескольким направлениям:
— «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках модуля «Основы п православной культуры» и во внеурочной деятельности» (Теремко С.М.);
— «Развитие духовно-нравственного потенциала младших школьников на уроках обучения грамоте» (Мартынова Л.А.);
— «Методические аспекты духовно-нравственного развития младших школьников в рамках реализации учебно-воспитательного проекта «Красная книга души» (Уварова Л.И.).
Любой урок является платформой для духовно-нравственного воспитания и развития детей.
Сегодня курс «Основы религиозных культур и светской этики» имеет важное значение, поскольку его цель – формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним. Модуль «Основы православной культуры» имеет большой нравственный и воспитательный потенциал, так как в рамках уроков рассматриваются вопросы нравственного характера: понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества, понимание ценности семьи, формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие».
Воспитание можно эффективно осуществлять в единстве урочной и внеурочной деятельности, совместно с семьей.
Как же можно связать содержание уроков по основам православной культуры с содержанием внеурочной деятельности?
Такая взаимосвязь прослеживается в формировании духовных ценностей, нравственно-этических норм поведения, осознания ценности труда в жизни человека и общества.
В 4 классе выстраивала свою воспитательную работу в связи с темами уроков модуля «Основы православной культуры»
Темы уроков | Формы воспитательной деятельности |
Россия – наша Родина | «С чего начинается Родина»: путешествие по карте ЕАО |
Культура и религия | «Папа, мама, я – читающая семья»: конкурс |
Человек и Бог в православии | Проект «Значение библиотеки в жизни человека» |
Православная молитва | Классный час «Познай себя» |
Проповедь Христа | Духовные сокровища |
Пасха | Мастер-класс «Изготовление пасхального яйца» |
Православное учение о человеке | «Планета дружбы»: внеклассное мероприятие |
Совесть и раскаяние | Классный час «Парад полезных привычек |
Заповеди | Практикум «Учусь находить интересные занятия» |
Золотое правило этики | Тренинг «Правила общения» |
Подвиг | Классный час «О том, что дорого и свято» |
Христианин в труде | Экскурсии «Труд в почёте любой! Мир профессий большой» |
В таблице представлены некоторые темы уроков по модулю и воспитательное мероприятие в соответствии с темой.
Очень важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося, усилий самого обучающегося по своему саморазвитию и усилий родителей. Такое сотрудничество, партнёрские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Организация воспитательной деятельности учащихся осуществлялась при взаимодействии с родителями, так как все ценностные ориентиры закладываются в семье.
Сейчас родители меньше уделяют внимания детям, не успевают даже поговорить с собственным ребенком. Зачастую воспитание ребенка перекладывается на чужие плечи. В начальной школе большинство родителей еще готово активно участвовать в жизни детей и к таким мероприятиям, как конкурс «Папа, мама, я – читающая семья», «Планета дружбы» и другим, семьи готовили специальное домашнее задание и представляли его на мероприятии.
Итоги такой работы подводили в классной газете «Любознайки». Родители и дети сами были редакторами и корреспондентами газеты. Результативность данной работы можно было посмотреть через мониторинг универсальных учебных действий(УУД), который включал блок личностных УУД.
Духовно-нравственное воспитание – проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс и взрослых и детей, на уроках и во внеурочное время.