Автор: Татьяна Николаевна Сурина, учитель истории и обществознания, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 п.Волочаевка»
Класс:11
Тема урока: Февральская революция 1917 г., её историческое значение..
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: урок- исследование.
Цель:
сформировать представление о Февральской революции как ключевом событии XX века выяснить причины падения монархии.
Задачи:
- Объяснить причины и сущность событий февраля 1917 года;
- Развивать исследовательские навыки учащихся при работе с различными источниками информации;
- Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности при решении познавательных задач;
- Воспитывать стремление осознанно воспринимать прошлое на основе анализа исторических событий и документов.
Планируемые результаты:
- Личностные
- а )осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; б)способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- в) сформированность познавательных интересов, направленных на изучение социальных явлений, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать процессы, происходящие в обществе.
- Познавательные
- а) развитие умений работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы, устанавливать причинно- следственные связи);
- Регулятивные
- а) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- б) умение выполнять учебное действие в соответствии с планом, алгоритмом
- Коммуникативные
- а) готовность к сотрудничеству с учителем, одноклассниками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; б) умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение.
- Предметные
- а) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий Февральской революции;
- б) изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;
- в) овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основе для миропонимания и познания современного общества;
- г) различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); д) соотносить единичные исторические факты и общие явления
Оборудование: презентация «Февральская революция»,( приложение №1 ) документы по данной теме ( приложения №№2-5)
Технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность,работа в парах, ИКТ- технологии
Ход урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
1.Мотивация( самоопределение к учебной деятельности)-2 минуты. | ||||||||||||||
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Слайд №1. презентации с эпиграфом «Настанет год, России черный год, Лермонтов М.Ю. Вопросы учителя : 1.как вы понимаете смысл строчек стихотворения М.Ю.Лермонтова? 2.О каком историческом периоде нашей страны идет речь? |
Решают проблемную задачу, высказывают свое мнение Высказывают предположение. | ||||||||||||
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии-2 мин. | ||||||||||||||
Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к выдвижению учебных задач и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока, определить учебные задачи. Конкретизирует тему урока, постановку учебных задач. Спрашивает алгоритм изучения( описания революции) | Определяют тему урока, учебные задачи, записывают тему урока в тетрадь. Слайд №2 тема урока, дата революции Записывают дату революции | ||||||||||||
3.Выявление места и причины затруднений.- 7 минут. | ||||||||||||||
Основная цель этапа — организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Проблемный вопрос Слайд №3 «Незадолго до революции солдаты Первой мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?» « Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”? «Никто заранее не намечал путей переворота; никто не задавал по заводам и казармам вопроса о революции; никто сверху не призывал к восстанию», — пишет современник тех событий Лев Троцкий. Но «стихийно» не означает «случайно» Я бы хотела, чтобы вы вспомнили те проблемы, которые существовали в российском обществе к началу 1917 года. Обсудите и сформулируйте причины февральской революции, сопоставив первую русскую революцию и февральскую. Уточняет ответы уч-ся, выходят на причины февральской революции Учитель делает вывод, «Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие». Задание : Исходя из причин революции, определите задачи революции .(3 минут)
Сравнить с образцом | Уч-ся выдвигают гипотезу : почему в феврале так быстро было свергнуто самодержавие. Слайд №5.причины революции. Записывают в тетрадь причины революции 1.продовольственные трудности (очереди за хлебом в Петербурге); 2.продолжение войны (устали от войны, рассчитывали на скорую победу, истощение ресурсов, выгодно монополистам); 3.революционные настроения в армии (большевики -лозунг поражения своего правительства в войне, братание); 4.усиление национальных противоречий на окраинах России(черносотенцы, еврейские погромы); 5.нерешенный вопрос о земле (малоземелье, вопрос о земле не решила ни одна дума, разногласия в партиях по земельному вопросу); 6.тяжелое положение рабочих; (увольнение рабочих с Путиловского завода); 7.неудачи в Первой мировой войне (неудачи в кампании 1916 года) Называют задачи революции Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.
| ||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения , реализация построенного проекта-15 мин. | ||||||||||||||
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение Цель: выявить отношение уч-ся к событиям февраля 1917 г | Учитель предлагает уч-ся выстроить хронологию событий, заполнить таблицу
Задайте самостоятельно вопрос к документу 1 послание императрицы Александры Федоровны.( действительно все зависело от погоды?) Вопрос к документу 2 : Объективной была оценка создавшейся ситуации( телеграмма министра Протопопова) Документ 3.Какие задачи стояли пред Гос. Думой? Временным комитетом Госдумы?( НОРМАЛИЗОВАТЬ ОБСТАНОВКУ В СТРАНЕ) Учитель : с целью наведения порядка в стране и стабилизации в обществе в ночь с 27 на 28 февраля в стране создаются два органа :Временный комитет Государственной думы и Петроградский Совет рабочих депутатов ( председатель Чхеидзе). Дает задание работать с документом 4. Проанализировать Приказ №1 Петроградского Совета, поставьте вопрос к документу( Какие главные задачи были определены Советом и почему?)- КОНТРОЛЬ НАД ВОИНСКИМИ ЧАСТЯМИ, с целью недопущения новых беспорядков. Т.О. армия полностью переходит под контроль Советов. Анализ документа 5 .разговор командующего армиями с председателем Госдумы Родзянко. Какова основная идея данного документа?( ДИНАСТИЧЕСКИЙ КРИЗИС) Вопрос: какой вывод можно сделать о сложившейся обстановке в стране ???( династический кризис. Следствием чего стало :
ВЫВОД: т.о. в стране сложилось двоевластие. | Заполняют самостоятельно таблицу, работая с учебниками п.10 «По пути к демократии»( стр 71-72) Слайд №7Хронология событий февральской революции( схема таблицы) Слайд №8. Сравните с эталоном. Работают с документами №1-3 Анализ документа «Телеграмма председателя Госдумы Родзянко) СТР.72 УЧЕБНИК В стране революция, династический кризис, требования к царю отречение от престола, создание Временного правительства. | ||||||||||||
5. Первичное закрепление-3 мин. | ||||||||||||||
Цель : Показать значение событий для реализации задач революции. | Анализ состава Временного правительства. Работа с учебником, стр. 73 Итог: в стране сложилось двоевластие. Какими органами оно было представлено? | Ответ : Петроградский Совет ( контроль за действиями ВП) и ВП | ||||||||||||
Задание : документ 6. Назовите мероприятия ВП, направленные на решение задач февральской революции. | Устная работа. | |||||||||||||
Итоговый вопрос: какой характер носила революция? Почему? Историческое значение февральской революции? Слайд №9 Учитель: И чтобы ярче почувствовать этот момент, урок можно закончить словами И.В.Бердяева, русского философа, : “Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”. Учитель : выскажите своё мнение | революция носила буржуазно-демократический характер, так как решала задачи буржуазной революции, а ее движущими силами были рабочий класс, крестьянство, буржуазия и армия. Крушение Российской империи. Высказывают свое отношение к словам И.В.Бердяева. | |||||||||||||
6.Включение новых знаний в систему знаний-5 мин. | ||||||||||||||
Цель этапа: проверить достижение предметных результатов, подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий и новых знаний в систему знаний | Выполнить тест, приложение №5 | Выполняют тест | ||||||||||||
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | 7.Рефлексия учебной деятельности на уроке-2 мин. СЛАЙД 10 1.Сегодня на уроке я понял, что…… 2. У меня были трудности или не было трудностей при выполнении заданий… 3.Где могут пригодиться полученные знания и умения? | |||||||||||||
8. Домашнее задание п.10 , сравнить первую русскую революцию и февральскую революцию |