Формирование духовно-нравственных ценностей у студентов через организацию культурно-досуговой деятельности


Автор: Ольга Михайловна Буркова
Место работы: ОГПОБУ "Многопрофильный лицей" с. Амурзет
Должность: воспитатель


Если вы думаете на  год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на  10 лет вперед – сажайте  деревья,

Если вы думаете на  100 лет вперед – воспитывайте  человека.
(Китайская  мудрость)

Условия возникновения и становления опыта

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, формирование нравственного отношения к миру являются важнейшими задачами учебного и воспитательного процесса.

Поиск средств решения этой проблемы привел к необходимости повышения эффективности воспитательного процесса через создание организационно — педагогических условий духовно-нравственного воспитания. Данный опыт является составной частью воспитательной работы в общежитии и должен помочь обучающимся в процессе творческо-поискового познания и активного использования полученных знаний на практике.

Воспитывая социализированную личность, я, как воспитатель, забочусь о её нравственности, мироощущении и мировоззрении, пытаюсь сделать её успешной в любых ситуациях жизни, помочь ей создать свой духовно богатый внутренний мир, основанный на достижениях человечества с точки зрения гуманизма.

Я осваиваю новейшие достижения педагогической науки и практики по организации воспитательного процесса. За время работы в лицее я пришла к выводу, что необходимо осуществлять комплексный подход к воспитанию обучающихся, поэтому духовно-нравственное воспитание осуществляется мною как процесс организации социально-значимой деятельности.

Актуальность опыта.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. А развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Нравственные знания информируют подростка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Продолжается разрушение института семьи. Через «половое просвещение» у подростков формируются вне супружеские, анти родительские, антисемейные установки. Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути.

Ведущая педагогическая идея заключается в разработке наиболее эффективных форм  работы.

Длительность работы над опытом. Работа над этой темой длится три года.

Описание педагогического опыта

Основополагающим любого воспитательного мероприятия в общежитии ОГПОБУ «Многопрофильный лицей»  является упор на нравственное начало. Сразу же оговорюсь, что «чисто нравственных» мероприятий, может быть, не так и много. Но в любом деле имеются «нравственные нотки».

Цель развития культуры и духовно-нравственного воспитания: формирование устойчивых нравственных качеств личности обучающегося.

Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:

  • прививать воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды;
  • помочь разобраться в сложных вопросах морали;
  • помочь осознать свой личный опыт поведения.

Решая эти задачи, я через проведение воспитательных мероприятий создаю условия  для формирования социально зрелой личности готовой к жизненному самоопределению и ориентированной на высокие нравственные ценности.

Работая воспитателем на протяжении 18 лет, я пришла к выводу, что одним из основных направлений в воспитательной работе является духовно-нравственное воспитание. Именно оно позволяет сформировать хорошего человека, воспитать в нём основные качества, наличие которых позволяет судить о его внутреннем мире.

Соответственно возникает необходимость в нетрадиционных занятиях, в занятиях доступных, полезных и, самое главное, интересных для подростков. Беседа, час общения, давно используемые, но, я думаю, не устаревшие методы работы. Ведь мы совершенствуем формы их проведения, используя различные приёмы и компьютерные технологии. Часы общения: «Человеческие ценности», «Вечные ценности», «Быть человеком» с элементами тренинга, просмотра видеороликов и их обсуждением, с проигрыванием ситуаций, отражающие нравственную тематику показали, что ребятам с их неустойчивой психикой, неокрепшими моральными принципами очень нужны такие занятия для формирования духовно-нравственных основ личности. Они принимают активное участие в подготовке мероприятий, оформлении наглядности и реквизита. Проведение воспитательных мероприятий данной направленности способствует формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера, создают условия для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним. Помогают формировать умение различать истинные и мнимые ценности, учат бережному отношению к общечеловеческим ценностям, способствуют развитию у студентов мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию. Отсюда освоение нравственных понятий означает не просто понимание их смысла, а подлинное «освоение» умом и сердцем.

Общежитие – это новый дом для обучающихся, которые приехали учиться в наш лицей из отдалённых сёл и районов. Одной из важнейших моих задач в этот сложный для первокурсников период помочь как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым социальным условиям, освоиться в новой роли и влиться в ряды студенчества, социализировать и адаптировать обучающихся к новым для них условиям.

Для решения этой задачи мной разработаны и проведены тематические игровые программы «Наша дружная семья», «Давайте познакомимся», «Посвящение в жильцы общежития». Это даёт возможность студентам первого курса вступить во взаимодействие со студентами старших курсов; помогает изучению личности студентов и формированию коллектива, созданию условий для всестороннего развития личности, сохранять и укреплять традиции общежития, способствовать укреплению основ дружбы и взаимопонимания, воспитывать у обучающихся культуру отдыха, чувство коллективизма и товарищества. Происходит приобщение к активному участию в общественной жизни общежития; насыщение досуга творческим содержанием через игровые формы, систему массовых мероприятий.

Одним из важных направлений процесса социализации является духовно-нравственное воспитание. Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому обучающемуся проживающему в общежитии. Я как воспитатель, через уклад жизни в общежитии ввожу подростка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность молодому человеку или девушке предлагается  самому, через собственную деятельность.

Другими словами, работая с молодежью, проживающей в общежитии необходимо создавать условия для активной жизнедеятельности, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное – совесть, нравственное осознание.

Нравственные идеалы и принципы предполагают не только доброту и трудолюбие, честность и порядочность, совесть, справедливость, принципиальность и т. д., но и выработку потребности и умения отстаивать свои взгляды и убеждения, свою честь и достоинство, честь своей страны, стремясь принести максимум пользы другим людям.

В настоящее время актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у современной молодежи. Без любви к Родине и уважения к её истории невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у подростков чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. А любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам, уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа.

С целью создания условий для воспитания патриотизма и гражданственности разработана и проведена музыкальная гостиная «Россия – Родина моя». Обучающиеся из легенды узнали, как появились обязательные символы страны, о символах в истории, отвечали на вопросы викторины о видах народных промыслов и изделиях декоративно – прикладного искусства российских мастеров, пели гимн России, в исполнении участников коллектива эстрадного пения «Шанс» звучали песни о Родине, о России.

С целью воспитания патриотизма и уважения к спортивному наследию на основе расширения знаний обучающихся об Олимпийских играх и участию России в них разработана и проведена игра-викторина «Олимпийские игры» по аналогии телепередачи «Своя игра». Викторина – это интеллектуальное развлечение, которое подходит для любой возрастной группы. Спортивная викторина позволяет в соревновательной форме привлечь к занятию спортом. Развивает творческие способности, воспитывает чувства солидарности и здорового соперничества; включает обучающихся в активную познавательную и творческую деятельность.

Такие воспитательные мероприятия способствуют восприятию подростками нравственных ценностей (любви к Родине, патриотизма, гражданственности), формируют устойчивое, уважительное отношение к родной стране, прививают чувство патриотизма и гордость за свою Родину.

Подростковый период, по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?

Во все времена детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания подростков связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на обучающегося обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

Для формирования личностной и социальной значимости дружбы и товарищества как высших человеческих чувств разработан и проведён час общения «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке». Тема дружбы актуальна в любом возрасте. Положительный эмоциональный настрой, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ повышают познавательный интерес воспитанников, способствуют развитию дружного, сплоченного коллектива, формированию представления о ценностях (материальных и духовных), дружбе, взаимовыручке и взаимопомощи.

Время нельзя ни остановить, ни повернуть вспять. Вот почему время – бесценный дар, так как ни за какие деньги его нельзя ни купить, ни возвратить потерянные часы и минуты.  Час общения «Время – наше богатство. Береги его» показал студентам зависимость успешности учебной деятельности от уровня развития чувства времени и умения рационально его использовать и планировать. Ребята познакомились со способами развития чувства времени, познакомились с понятием индивидуальных биоритмов, с помощью теста определили свой тип, учились ответственно относиться к своему и чужому времени. 

Ежегодно в апреле во всем мире отмечается Всемирный день здоровья. Мероприятия Дня проводятся для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни. С целью популяризации здорового образа жизни проведены соревнования «Здоровым быть модно», посвящённые этому дню. Соревнования, спортивные эстафеты прививают обучающимся интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом, развивают ловкость, силу, подвижность, активность, смекалку и внимательность, отвлекают обучающихся от негативных явлений современной жизни.

Мировой педагогической практикой давно признано, что уникальным средством обучения и развития является игра.

Кроме того, игра – хороший тренер, она учит принимать решения, и, может быть, неординарные; достойно выигрывать и достойно проигрывать; радоваться не только собственным успехам, но и успехам друзей. Именно в игре, подросткам легче всего проявить свои способности и творческую активность. Добровольно подчиняясь правилам игры, они учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых нельзя стать образованным человеком. Праздники, игры – это важный фактор в формировании нравственных чувств, сознания и поведения человека. Они пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.

Осенний вечер – это праздник друзей, а друзья стараются подарить друг другу радость. Для активизации досуговой и познавательной деятельности студентов проведена тематическая игровая программа «Осеннее кафе». Именно во время праздника наши воспитанники могут проявить себя как личность, выразить свою привязанность и внимание к другим людям. И, что самое главное, получить ощущение праздничной атмосферы и радость от совместной деятельности.

Осуществляя подготовку к мероприятиям, студенты накапливают и расширяют нравственный опыт путем включения в различные виды деятельности. На этой основе формируется нравственное сознание, происходит развитие нравственных чувств, вырабатываются навыки и привычки нравственного поведения. 

Организовывая досуг, я беседую с ребятами, провожу работу по вовлечению их в кружки и спортивные секции, в общественную жизнь общежития, что позволяет значительно расширить кругозор обучающихся, повлиять на их мировоззрение.

«Истинная цель искусства лежит в служении нравственности и возвышении души», — так сказал художник 19 в. Жак Луи Давид. А Т. Драйзер сказал еще более точно: «Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства». Искусство танца — великолепное средство воспитания и развития человека. Оно обогащает духовный мир, помогает обучающемуся раскрыться как личности. Хореография, как искусство коллективное, сплачивает воспитанников, развивает чувство требовательности, принципиальности, ответственности – ведь в танце проявляется характер и духовные качества личности.

Танцевальный коллектив «Фантазия» работает со дня основания нашего учебного учреждения. Являюсь руководителем коллектива 18 лет. В этом учебном году воспитанники коллектива принимали активное участие в мероприятиях, проводимых на различных сценических площадках: «Селфизабег» в г. Биробиджане, «День матери», «Холокост… Помнить или забыть?» в нашем лицее, отчетный концерт «Молодёжь – будущее России», районный фестиваль детского творчества «Планета детства» (диплом лауреата в номинации «Народный танец») на сцене РЦКД.

Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически  развитой, духовно богатой личности.

«Жизнь без нравственного усилия есть сон» — слова сказаны Львом Толстым много лет назад, но они не утратили своего значения и в наши дни. Именно у подростков начинается бурная борьба за самого себя как личности, его нравственные искания.

В своей работе стараюсь придерживаться Азбуки морали, которую предлагает В.А. Сухомлинский:

  • Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.
  • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  • Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  • Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца — они дали тебе жизнь.
  • Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.
  • Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей.

Учу ребят Правилам нравственности:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Нельзя забывать, что нравственное воспитание не даёт сиюминутного результата. Это очень сложный, многоэтапный и многофакторный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Его результаты проявляются не сразу, а с течением времени. Поэтому   важно,   чтобы нравственная    воспитательная   система взаимодействовала со всеми компонентами жизни лицея:   уроком, переменой, внеурочной   деятельностью,   пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

В связи с этим моя работа по организации досуга базируется на такой системе мероприятий, которая удовлетворяет не только потребности в отдыхе, или в новой информации. Она развивает различные способности личности, прививает такие качества как доброта, сострадание, милосердие, ответственность, инициатива, уважение, честность, дружба и др. Следовательно, сегодня досуг выступает как метод становления и развития личности, усвоения культурных и духовно-нравственных ценностей.

Хочется верить, что все, чему мы стараемся научить наших воспитанников, поможет им в будущем стать Человеком.