Вечные ценности (час общения)


Автор: Ольга Михайловна Буркова
Место работы: ОГПОБУ "Многопрофильный лицей" с. Амурзет
Должность: воспитатель


Обоснование выбора темы.

Час общения, отражающий нравственную тематику – одно из важных направлений воспитательной работы для формирования духовно-нравственных основ личности. Это направление особенно значимо сейчас, так как в молодёж­ной среде всё большее значение приобретают ценности материально-бытового плана и в настоящее время доминируют не ценности-цели, а ценности-средства.

«Жизнь без нравственного усилия есть сон» — слова сказаны Львом Толстым много лет назад, но они не утратили своего значения и в наши дни. Именно у подростков начинается бурная борьба за самого себя как личности, его нравственные искания. В годы ранней юности молодые люди «поворачиваются» к себе, думают, кем они станут, какими они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе. Нравственные идеалы и принципы предполагают не только доброту и трудолюбие, честность и порядочность, совесть, справедливость, принципиальность и т. д., но и выработку потребности и умения отстаивать свои взгляды и убеждения, свою честь и достоинство, честь своей страны, стремясь принести максимум пользы другим людям. Отсюда освоение нравственных понятий означает не просто понимание их смысла, а подлинное «освоение» умом и сердцем.

Подростковый период, по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?

Во все времена детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на обучающегося обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

Цель:

Создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним.

Задачи:

  • развивать духовно-нравственные качества студентов через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

  • формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности;

  • научить бережному отношению к общечеловеческим ценностям

  • способствовать развитию у студентов мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию;

  • создать условия для формирования ценностных установок личности у подрастающего поколения.

Контингент: студенты, проживающие в общежитии.

Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми играми и проблемными вопросами.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, фломастеры, наглядный материал: карточки с различными ценностными понятиями.

Ход мероприятия

На экране — тема: «Вечные ценности» слайд №1.

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о нравственных категориях и жизненных ценностях, важных для каждого чело­века. Тема нашего часа общения – Вечные ценности.

Эпиграфом к нашей беседе будет высказывание одного из выдающихся философов: «…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)

А как вы понимаете слово «ценность»?

(Ответы студентов)

нечто, имеющее важное значение;

то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;

то, что человек особенно ценит, дорожит в жизни, чему придает особоезначение и т.д.

Существуют десятки определений понятия ценности. Они различаются деталями, но суть их одна: ценностью объявляется предмет некоторого интереса, желания, стремления и т. п., или, короче говоря, объект значимый для человека или группы лиц.

Ведущий: А что является ценностью для вас?

(Ответы студентов)

К общечеловеческим можно отнести такие ценности, как добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство, определенные нормы нравственности, культурное наследие.

«Золотое правило морали» — «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» — может быть примером общечеловеческой ценности.

(слайд №2)

Посмотрите на экран. Здесь перечислены различные ценности.

Приведите примеры из жизни, где  проявлялись или могли проявиться данные человеческие ценности:

  1. Ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость,  ответственность, любовь к порядку;

  2. Ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

  3. Ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;

  4. Христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера, жизнь.

На основании правильной оценки человек имеет возможность сде­лать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Перефрази­руя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты це­нишь, и я скажу, кто ты».

Мультфильм «Мост»(слайд №3)

обсуждение

Как мало  в повседневной жизни мы говорим о доброте, духовно-нравственных аспектах, о моральных нормах, а ведь   человек должен всегда оставаться человеком.

Есть такие понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек часто встречает красоту и подлость, радость и горе, любовь и предательство. Можно по-разному определить цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.

(слайд №4)

Советский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,
Братство.
А есть еще:
Совесть,
Честь…
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали.
И это не просто слова!

Далее ребята читают стихи Юлия Кима «Диалог о совести» (слайд №5):

  1. Я недавно сделал открытие:

Открыл я недавно словарь –
Оказывается, «совесть –
Это нравственная категория,
Позволяющая безошибочно
Отличать дурное от доброго».

  1. Но как же быть, когда идёт игра,

Партнёры лгут, блефует, кто как может,
И для победы правды и добра
Тебе солгать необходимо тоже –
И как же быть тогда?

1. Я понимаю…Я только говорю, что совесть –

Это нравственная категория…

  1. Но как же быть, когда идёт борьба

За идеал и лучшие надежды?
Ну, а в борьбе нельзя без топора,
А где топор – там щепки неизбежны.
И как же быть тогда?

  1. Да-да, конечно… Я только говорю, что совесть –

Это нравственная категория…

  1. Но если все охвачены одним

Безумием – не на день, а на годы?
Идёт потоп – и он неудержим
И увлекает целые народы!
Так что же может сделать слабый человек
В кошмаре, чей предел непредсказуем?
Что может он, когда безумен век?
И кто повинен в том, что век безумен?
Кого судить? Кому судить? За что судить?

  1. Я не знаю…Я только знаю, что совесть –

Это нравственная категория,
Позволяющая безошибочно
Отличать дурное от доброго!
Что вы поняли, прослушав это стихотворение?

Определение слова «СОВЕСТЬ». Ира Пермина.

Так что же такое «СОВЕСТЬ»? Заглянем в словарь.

Слайд №6

В словаре живого великорусского языка Владимир Иванович Даль дает такое определение чести и совести:

Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла.

В словаре современного русского языка С. И. Ожегова даны такие определения понятиям чести и совести:

Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Ведущий. Я предлагаю вам вслушаться в звучание этого слова — совесть. На что указывает нам приставка со? Согласитесь, что на общность, какую-то сопричастность. Ведь эту приставку мы встречаем и в других словах.

Студенты:

Со-болезнование, со-трудничество, со-чувствие, со-причастность, со-гласие и т. д.

Ведущий. Верно. Затем идет корень – весть. А это что значит? (что совесть подает нам весть, дает нам знать, ведать о том, правильно или неправильно мы поступили).

Есть ещё одна нравственная категория «ЧЕСТЬ». Определение слова «ЧЕСТЬ». Саша Иванищенко. Снова заглянем в словарь.

Слайд №7

В. И. Даль.

Честь — внутреннее  нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Честный человек — прямой, правдивый, надежный в слове, кому во всем можно доверять.

С. И. Ожегов.

Честь — достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.

Честный — проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный, заслуживающий уважения, безупречный.

Честное слово — выражение уверения в истинности чего-нибудь.

Если коротко, «ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

Ведущий: Совесть и честь неотделимы друг от друга.

стихотворение Булата Окуджавы.Слайд №8

Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
Совесть, благородство
и достоинство…

Честь и достоинство – главное качество человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращается в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

Меня поразил отрывок из воспоминаний….

Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Выдаются карточки на еду, хватает только на хлеб. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что измученная женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпением ждал похвалы. Но услышал: «Как же ты посмел, такое сделать?»….

Как вы считаете, почему мама так сказала?

(У вас конечно, первая реакция – как же так. Как такое могла сказать мать. Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может, у этой женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни.)

А как бы вы поступили на месте этого мальчика?

Определение слова «Достоинство». Филипп Недошковский.

Честь! Совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

Примеряйте к себе истины:

  1. Плохое поведение на уроке, плохая учеба – это наше бесчестие.
  2. Ушли самовольно с урока – запятнали свою честь
  3. Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство – потеряли чувство стыда.

А теперь мы с вами рассмотрим несколько ситуаций. Называется это упражнение «Голос совести». Слайд №9.

Ведущий. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

Ситуация первая. Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят рублей. Как вы поступите? 

студенты высказываются по поводу ситуации

Ситуация вторая. На пробном экзамене вам удалось списать правильный ответ в интернете. Преподавательставит соответствующую оценку, но зная ваши способности, предупреждает, что на основном экзамене у вас не будет возможности списать. Выходит вы получили незаслуженную оценку. Ваши действия?

студенты высказываются по поводу ситуации

Ситуация третья. На каникулах группа вместе с классным руководителем планирует пойти в поход. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает всю группу и поход отменяется.

А вы знаете, кто сорвал кран с огнетушителя. Как можно тут поступить по совести?

А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)

студенты высказываются по поводу ситуации

Честность очень важна в личных взаимоотношениях, и прежде всего, мы должны быть честными по отношению к себе.

Ведущий. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Тренировка совести — это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.

Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые испытываете сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния». Слайд №10.

Включается музыка. В течение одной минуты студенты обдумывают и делают записи на листочках.

Ведущий. Прочитайте нам то, что написали.

Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?

(попросить прощения)

Ведущий. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

Сейчас я предлагаю вам провести не совсем обычную игру «Создание новых цивилизаций». Для этого необходимо разбиться на группы и перенестись мысленно в будущее, галактическую эпоху, когда будет заселяться галактика, и представить, что они отправляются к новой планете, ко­торая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации.

Ваша задача – перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию. Предлагается набор ценностей, с которым они работают в течение трёх минут.

Цель работы группы: определить, какие пять ценностей вы счита­ете наиболее важными, расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её.

Предлагается набор ценностей, с которым они работают в течение трёх минут.

Доброта

Душевная гармония

Верность

Совесть

Честность

Честь

Взаимопомощь

Вера

Любовь

Надежда

Дружба

Общение

Образование

Яхта

Дом

Путешествия

Семья

Автомобиль

Дети

Собственный бизнес

Здоровье

Мобильный телефон

Обеспеченная старость родителей

Загородный дом

Недвижимость за границей

Квартира

Развлечения

Акции банков и компаний

(звучит музыка, группы работают)

Представьте нам, пожалуйста, свой выбор.

Ведущий. Сегодня мы часто слышим лозунг «Хочешь жить – умей вертеться!» и афоризм вроде «Победителей не судят!». Многие не задумываются над этими словами и считают их правильными. Но подобными суждениями люди оправдывают свои безнравственные поступки. Снижение уровня общей культуры, равнодушие к истории страны, засорение языка и оскудение речи россиян, падение нравов и безнаказанность, провоцирующая рост преступности и пороков. Состояние нравственности современной России не может не вызвать тревогу.

Маша Бережанская.

Ведь так непросто нам порой,
Решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой
И  в трудный час душой не покривить.
Что выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность  или бой,
Отвагу или лесть?
Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал.
Каким же в этой жизни быть,
Чтоб пред соблазнами любыми устоять,
И званье Человека заслужить?

Есть у А. С. Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит, и никогда не узнают, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой». В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение — по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

Ведущий. Наш разговор подошел к концу. Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:

Слайд №12

 Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным.

 Наш сегодняшний разговор помог осознать, что мне есть, за что просить прощения.

 Другое (написать)

 

Слайд №13

Всем большое спасибо!

Желаю вам, чтобы из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:

«Я гражданин России, честь имею!!!!»

Использованы интернет ресурсы:

http://vospitatel.edu54.ru/node/132992

http://kyashkinaev.narod.ru/index/klassnyj_chas_quot_dragocennoe_slovo_sovest_quot_7_11_klassy/0-29

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/434772-pochemu-ljudi-inogda-postupajut-ne-po-sovesti.html

http://collegy.ucoz.ru/load/11-1-0-3238

http://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/klasnye-chasy/klasnyi-chas-dlja-starsheklasnikov-sovest-i-chestnost-10-11-klas.html

http://nenuda.ru/тема-совесть-и-честь-классный-час.html

https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-chest-dostoinstvo-i-sovest-411341.html