Быть человеком (час общения)


Автор: Ольга Михайловна Буркова
Место работы: ОГПОБУ "Многопрофильный лицей" с. Амурзет
Должность: воспитатель


Пояснительная записка

Мы живем, и каждый день в суете и спешке проходящих дней порой не замечаем главного: как мы одеты, следим ли мы за собой, как мы говорим, как мы ведём себя в обществе. А ведь это очень важно. Этот час общения поможет обучающимся построить модель совершенного человека

Цель: Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера.

Задачи:

  • развитие социальной восприимчивости, навыков взаимопонимания между людьми.
  • развитие умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их;
  • умение делать выбор осознанно;
  • продолжать воспитание взаимоуважения, доброты, вежливости; нравственной ответственности за свои поступки.

Оборудование:

ноутбук, экран, проектор, презентация классного часа

Высказывания для оформления:

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше”.
Ф. Ларошфуко

Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое”.
А. Шопенгауэр

Человек немыслим без людей”.
Гете

Уважение к людям есть уважение к самому себе”.

Голсуорси

Быть человеком – это чувствовать свою ответственность”.

Сент-Экзюпери.

Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается. Цель утрачена, и сил, как ни бывало”.

В. Гюго

Сегодня мы с вами поговорим о высшем венце творения природы – о человеке! (слайд №2)

Когда появился человек, он был наделён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и т.д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. Ответ на этот вопрос люди искали во все времена. Они пытались понять: каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, что бы оправдать это звание – Человек. И мы с вами на нашем часе общения поразмышляем над этим вопросом: что значит быть Человеком?

– Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек?

(слайд №3)

Видеоролик «ДОБРО КАК ОНО ЕСТЬ»

Что вы поняли, просмотрев этот видеоролик? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)

Ученые из Мичиганского университета не так давно провели эксперимент и выяснили, что проявление бескорыстной доброты действует на человека как лекарство: улучшает состояние здоровья и сохраняет молодость.

У человека всегда есть выбор, но основное назначение человека — творить добро, а для этого требуются усилия.

Всё высокое и доброе имеет корни в наших поступках.

(слайд №4)

Подумайте и ответьте, способны ли вы:

  • простить обиду;
  • поделиться последним с другом;
  • уступить слабому;
  • пожертвовать незнакомому человеку;
  • заботиться о стариках;
  • помочь;
  • утешить.

Это высокие качества, и им нужно учиться, думаю, каждый приложит усилия, чтобы быть достойным человеком.

Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства.

Я хочу предложить вам посмотреть на самих себя. Предлагаю вам немного расслабиться. Ведь любая, даже самая успешная личность нуждается в отдыхе. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вздохните и выдохните, полностью расслабьтесь. Закройте глаза.

Представьте, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Светло или сумрачно в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи чувствуете?

Внезапно тропинка выводит вас к какому-то необычному дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите банки, сосуды, коробки. Это старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я продавец из этой лавки. Откройте глаза.

(слайд №5)

Добро пожаловать! Здесь вы можете для себя и своих близких приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности – все, что пожелаете. Продается: ответственность, самообладание, инициативность, настойчивость, дисциплинированность, сотрудничество, организованность, совестливость, честность, справедливость, общительность, вежливость и т.д. А взамен вы можете поделиться со своими друзьями теми положительными качествами, которыми сами обладаете. Например: Я бы хотела приобрести ответственность, и поделиться с друзьями своей добротой.

(ребята делятся своими положительными качествами)

Человек может состоять и из добродетелей, и из пороков. Чем «наполнен» человек, во многом зависит от него самого.

(слайд №6)

И вот вам высказывание Эразма Роттердамского: «Нам следует только опасаться, как бы не скрыть пороки под именем добродетели; не называть уныние — серьёзностью, жестокость – строгостью, зависть – ревностью, корыстолюбие – хозяйственностью, угодливость – вежливостью, шутовство – остроумием».

Зачем любить и ненавидеть?
Растить цветы и звёзды видеть?
Зачем терять, зачем искать,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чём смысл жизни заключён?
В чём заключён её закон?
И не даёт покоя мне,
Моей недетской голове
Один-единственный вопрос:
Зачем родился я и рос?

Очень хорошо, если вы задаёте себе такой вопрос. Ведь в жизни должен быть смысл.

(слайд №7)

Видеоролики «КИТАЙСКИЙ БАЛЕТ» танцуют люди с ограниченными возможностями (инвалиды, слабослышащие).

(слайд №8)

Что вы поняли, просмотрев видеоролики?

Сильный характер радуется трудностям и улыбается неприятностям. Поэтому пусть трудно быть человеком с большой буквы, но в этом и есть смысл жизни.

(слайд №9) (видеоролик, если нет видео, можно рассказать)

Притча о двух волках

К сожалению, в жизни не всегда присутствует только все доброе, по некоторым, неведомым нам законам, все имеет свою противоположность: если есть белое, значит, есть черное, если есть прекрасное, значит, будет и безобразное. И если есть сила добра, значит, есть и сила зла. В жизни это неминуемо, нам приходится ежедневно делать выбор между ними.

Я расскажу вам притчу, а вы подумайте и объясните, почему я выбрала именно ее.

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. 

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. 
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь? 

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда.

Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:

– Но какой же волк побеждает в конце? 

Старый индеец едва заметно улыбнулся: 

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как вы поняли слова мудрого индейца? О чем он говорил?

(ответы обучающихся)

Вывод: От человека, от нас самих зависит, какая сторона души у нас будет преобладать. Это будет зависеть от наших мыслей (дурные они или хорошие), поступков, дел. Чтобы в нашей душе было меньше темных пятен, чтобы она становилась светлее, чище, необходимо не допускать плохих мыслей, поступков и слов.

Чтобы стать хорошим, достойным человеком, мы должны стремиться быть добрыми, совершая добрые поступки.

А сейчас игра «Нашёл на дороге…». (слайд №10)

Избирается статист, выполняющий роль удачливого пешехода. Все остальные участники игры – наблюдатели. «…Человек шёл по безлюдной дороге и нашёл… кошелёк, в котором лежали деньги». Разыгрывается ситуация: обозначается дорога, по которой идёт человек, на дороге лежит кошелёк, в него вложена карточка с надписью «Деньги».

После того как пешеход предложит свой вариант действия в этой ситуации, ведущий обращается к наблюдателям:

  • Как вы себя чувствовали в связи с происшедшим?
  • Как вы себя чувствуете, если считать, что этот кошелёк ваш? И.т.д.

Следующий этап: теперь в кошельке находятся не только деньги, но ещё и ключи от квартиры. Снова проводится рефлексия.

Каждый раз содержимое кошелька изменяется:

  • деньги, ключи, визитка;
  • деньги, ключи, валидол и т.п.

При этом делаются акценты:

  • на дороге никого нет…
  • ключи от квартиры, в которую человек не может теперь попасть…
  • молодые люди редко носят с собой валидол, скорее всего, владелец кошелька далеко не молод…

(следует спрашивать не о поведении конкретного ученика в представленной ситуации, а о действиях субъекта, роль которого принял на себя обучающийся).

Сегодня мы попытались определить, что же нужно, чтобы каждый из вас стал Человеком, Личностью.

Давайте вместе прочитаем эти строки. (слайд №11)

Я задаю вопрос, вы отвечаете.

-Кто воздвигнет тебя к небесам?

-Только сам.

-Кто низвергнет тебя с высоты?

-Только ты.

-Где куются ключи к твоей горькой судьбе?

-Лишь в тебе.

-Чем расплатишься ты за проигранный бой?

-Лишь собой!

Психологи уверены, что очень часто в нашей жизни срабатывает принцип бумеранга: те, кто помогал другим, и сами не останутся без помощи. Делайте добро, и оно вернется к вам сторицей! К тому же, добрые люди излучают свет и тепло, которые притягивают других.

Так что доброта, милосердие, отзывчивость, бескорыстная помощь — это не пустые слова, это внутренний свет, говорящий о том, что перед вами человек с живой душой.

Чтобы сказать самому себе: «Я – личность», мало собственного признания. Надо, чтобы это признание сделали люди, которые тебя окружают. Несмотря ни на какие трудности никогда не забывайте, что каждый человек – это звезда, которая призвана светить.

Мне остаётся только пожелать, чтобы вы стали настоящими, высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались только достойные люди.

Памятка

Дорогой друг!

Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!

Обязанности человека делятся на 4 рода: обязанности перед самим собой, перед семьёй, перед государством, перед другими людьми вообще. (Гегель)

1. Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людей. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что тебе можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь — это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение — твой первый труд. Идя в лицей, ты идёшь на работу.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняя зло другим людям, обкрадывая общество. Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.

Если все будут так поступать,  то мир вокруг станет лучше.

Использованы интернет ресурсы:

https://urok-ua.com/klassnyij-chas-dlya-5-6-klassa-na-temu-byit-chelovekom/

http://gigabaza.ru/doc/674.html

http://uchitelya.com/pedagogika/10325-chas-obscheniya-cennosti-nashey-zhizni.html

https://pedportal.net/po-zadache/klassnoe-rukovodstvo/klassnyy-chas-quot-chas-obscheniya-byt-chelovekom-quot-298222

https://infourok.ru/chas_obscheniya_tvori_dobro-129858.htm

http://festival.1september.ru/articles/582857/

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/08/23/klassnyy-chas-na-temu-kodeks-dostoynogo-cheloveka-v-8

http://festival.1september.ru/articles/559807/

http://gigabaza.ru/doc/102192.html