Формирование образа классного руководителя в процессе обучения студентов по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»


Автор: Светлана Геннадьевна Сиволап
Место работы: ОГПОБУ «Технологический техникум»
Должность: заместитель директора по учебной работе


Основным структурным элементом учебно-воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность школьников, формируются социальные отношения между учащимися.

В обеспечении условий для развития индивидуальности школьника в учебном процессе и во внеурочной деятельности важная роль отведена классному руководителю. Особое значение для организации учебно-воспитательного процесса деятельность классного руководителя имеет на начальной ступени образования.

Функции, роль и обязанности классного руководителя на различных этапах развития педагогической науки выступали предметом исследования ряда отечественных педагогов: Н.Н. Бояновской, И.Ф. Исаева, М.П. Нечаева, В.А. Сластенина, П.И. Пидкасистого, и других.

В свете реформирования современной системы образования и введения в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), актуальность рассмотрения вопроса специфики деятельности классного руководителя, в том числе, на уровне начальной школы, очевидна.

Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: правильно учить, интересно рассказывать, помогать кому-то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью

Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

1. Основные подходы к определению понятия «классный руководитель»

Классное руководство традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.

Раскроем основные подходы к определению понятия «классный руководитель» в педагогическом знании.

Известный педагог В.А. Сластенин определяет данное понятие следующим образом: «классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе».

Педагогический словарь Г.М. Коджаспировой содержит следующее определение: «классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива».

С позиции М.П. Нечаева, «классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности».

По мнению отечественного ученого М.И. Рожкова, «классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни».

На основании анализа приведенных определений, можно согласиться с мнением педагога Н.Н. Бояновской, что при некотором различии приведенных определений, общим в них является то, что основной целью деятельности классного руководителя является создание благоприятных условий для развития личности, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности, взаимопомощи, самоутверждения каждого обучающегося, раскрытия его потенциальных возможностей.

Классный руководитель является формальным и фактическим лидером детского коллектива, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.

Обратимся к рассмотрению исторических аспектов становления института классного руководства в России.

2. История становления института классного руководства в России

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений.

На протяжении XIX–XX вв. по-разному решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных учреждениях.

В ноябре 1804 года (во времена правления Александра I) был издан «Устав учебных заведений». В нем указывалось, что основная цель учебных заведений – не только давать соответствующие знания, но и осуществлять воспитание духа и тела. Тогда же впервые появилась должность профессионального воспитателя, в обязанности которого входило изучение личности ребенка и воспитание в нем «добродетели и благонравия».

Циркуляр Министерства просвещения 1813 года «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах» предписывал строгое разделение функций обучения и воспитания. Надзиратели в течение суток находились вместе со своими питомцами (на каждого приходилось 15 воспитанников). Они вместе с воспитанниками ходили на занятия, помогали делать домашние задания, вместе проводили свободное время, следили за порядком и чистотой в комнатах пансиона. Надзирателями могли быть люди, владеющие французским языком, с надежной нравственностью, хорошими манерами поведения.

Как отмечает в своей работе исследователь в области педагогики А.Г. Ряписова, во времена правления Николая I (1796–1855 гг.) изменяется цель учебных заведений, теперь их суть – воспитание слуги отечества путем строжайшей дисциплины, быстрого и четкого выполнения требований педагога. В 1835 г. Министерством народного просвещения России была введена должность классных надзирателей, которые следили за поведением учащихся (на занятиях, на улице, в общественных местах). Образование классных надзирателей было на порядок ниже «комнатных надзирателей» – им достаточно было иметь образование на уровне уездного училища. Именно эта причина делала их малоавторитетными, а их постоянный надзор вызывал лишь ненависть со стороны учащихся. Нередко на должность надзирателя, приглашались иностранцы (немцы).

В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы».

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя.

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя, как отмечает в своей работе В.А. Сластенин, выступали дополнительными к основной преподавательской работе.

3. Роль классного руководителя в современном воспитательном процессе начальной школы

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Ответ на вопросы: Каким должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе? Следует согласиться с мнением педагога И.В. Петровой, отмечающей, что «настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе».

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

Анализ практического опыта показывает, что в настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Классный руководитель является формальным и фактическим лидером детского коллектива, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.

Исходя из роли классного руководителя в современном учебном процессе, рассмотрим специфику его деятельности в современной начальной школе.

4. Специфика деятельности классного руководителя в начальной школе на современном этапе

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы его работы. Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.

Для эффективности выполнения своей деятельности классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитания, владеть современными образовательными технологиями.

Задачи классного руководителя на уровне начальной школы регламентируется положениями ФГОС НОО, а также положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В условиях современной школы педагогическая деятельность классного руководителя начальных классов нацелена на достижение поставленных перед начальной ступенью образования задач — общее всестороннее развитие личности учащихся, сохранение и укрепление здоровья детей, освоение важнейших учебных навыков и становление учебной деятельности.

К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнить их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками освоения программы.

В начальной школе закладываются основы функциональной грамотности обучающихся, идет приобщение к отечественной и мировой культуре, приобретаются, основные умения и навыки общения и учебного труда, создается база для последующего освоения образовательных программ основной школы. Таким образом, школа на первой ступени обучения призвана:

— способствовать адаптации к окружающей природной и социальной среде, сформировать новый социальный статус – ученика, школьника;

— создать условия для овладения разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, познавательной, эстетической, физической, нравственной и пр.);

— сформировать определенный уровень общей эрудиции для продолжения дальнейшего обучения;

— сформировать личностное отношение к окружающему миру, этические и нравственные нормы поведения, самоконтроль и самооценку.

Наряду с обеспечением стандартов образования на уровне начальной школы приоритетным направлением выступает духовно-нравственное воспитание младших школьников.

На современном этапе классный руководитель на начальной ступени образования выполняет три взаимосвязанные функции:

— забота о развитии каждого ребенка;

— помощь в решении возникающих проблем;

— организация разнообразной учебной и воспитательной деятельности в классе.

Педагог, как руководитель классного коллектива, реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности.

Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно разделить на следующие группы:

1. организация деятельности классного коллектива;

2. организация учебной деятельности класса и отдельных учащихся;

3. организация жизни класса во внеучебное время;

4. изучение личности учащихся и коррекция в воспитании;

5. работа с родителями.

Для эффективной реализации учебно-воспитательного процесса, классный руководитель использует различные формы, методы, технологии в рамках организации учебного процесса и внеклассной деятельности.

При организации учебного процесса классный руководитель в начальной школе выступает в роли учителя и должен владеть современными образовательными технологиями и методиками преподавания, основанными на концепции личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода, заложенных ФГОС НОО.

В рамках организации учебного процесса классным руководителем решается ряд организационных вопросов: организация питания, дежурства, учет посещаемости, распределение обязанностей в классном коллективе, вопросы участия в общешкольных мероприятиях. Обязан поддерживать связь с администрацией школы и родителями в решении основных вопросов, сообщать обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.

Организация внеклассной деятельности учащихся включает использование классным руководителем разнообразных ее форм: классный час; час общения; творческие работы; фоторепортажи, выставки; экскурсии по городу и в краеведческий музей; творческие встречи с интересными людьми; творческие конкурсы, концерты; викторины и прочее.

В рамках организации внеурочной деятельности младших школьников классный руководитель содействует получению дополнительного образования учащихся через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.

Классные руководители первой ступени обучения сами и с помощью психологов выявляют индивидуальные особенности учащихся, изучают их интересы и окружение, а так же качества личности, анализируют уровень воспитанности обучающихся.

Важное место для эффективной организации учебно-воспитательного процесса занимает научно-методическая компетентность классного руководителя, его педагогическая культура, владение современными педагогическими технологиями.

Методическое обеспечение учебно-воспитательной работы включает в себя различные формы творческой деятельности педколлектива: семинары, круглые столы, лабораторию творческой мысли, заседания методических объединений классных руководителей учителей первой ступени обучения в традиционной форме, собеседования по результатам воспитательной работы в конце каждой учебной четверти, года, методические планёрки.

На инструктивно-методических совещаниях рассматриваются вопросы организации деятельности классного руководителя, направленные на нравственные аспекты личности, психолого-педагогические проблемы неуспеваемости школьников, нетрадиционные подходы к воспитанию детей, формы и методы работы с родителями, организации деятельности детского коллектива.

Вопросы воспитания обучающихся начальной школы часто рассматриваются на заседаниях методического объединения учителей начальной школы, в котором каждый учитель является классным руководителем.

Воспитательные аспекты урока часто рассматриваются на заседаниях предметных методических объединений.

На заседаниях рассматриваются вопросы повышения теоретического и методического уровня организации воспитательного процесса, изучаются современные концепции, передовой педагогический опыт, нормативные документы. Классные руководители знакомятся с методиками анализа, целеполагания, планирования деятельности классного коллектива. Организуются открытые внеклассные мероприятия, дискуссии по проблемам воспитания.

В школах часто организовано наставничество опытных классных руководителей над начинающими. С практической направленностью проводятся воспитательные мероприятия по параллелям.

Актуальной становится социальная деятельность классного руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической напряженности в детском коллективе, достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.

Основные результаты воспитания определяются постановкой и решением ключевых задач личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития детей по направлениям деятельности классного руководителя.

Таким образом, деятельность классного руководителя в современных условиях многофункциональна и требует от педагога высокого уровня владения современными формами и методами организации учебной и внеурочной деятельности учащихся, активного взаимодействия с семьей, а также постоянного повышения уровня педагогического мастерства в части организации учебно-воспитательного процесса.

5. Подготовка студентов ОГПОБУ «Технологический техникум» к педагогической практике в школе.

Современное общество характеризуется стремительным обновлением во всех сферах жизни и предъявляет новые, более высокие требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Сегодня существует острая необходимость в воспитании личности готовой активно действовать в меняющихся экономических условиях. При сложившихся обстоятельствах, в обществе изменились требования к уровню подготовки студентов педагогических техникумов и вузов – будущих классных руководителей, призванных осуществлять воспитание школьников. Школе XXI века необходимы компетентные педагоги, обладающие опытом воспитательной деятельности в современных условиях, способные применять полученные знания на практике, самостоятельно приращивая их.

Проблема подготовки студентов педагогических техникумов и вузов – будущих классных руководителей сложна и многогранна. Ее разработке посвящены научные труды: Т.А. Стефановской (2002), A.B. Иванова, (2002), В.П. Сергеевой (2004), Н.Г. Крыловой (2006), H.A. Алексеевой (2007), Т.В. Михайловой (2007), Т.И. Куликовой (2008), Л.M. Тафинцевой (2008). В указанных работах рассматриваются различные аспекты деятельности классного руководителя: развитие его педагогической и психологической культуры, подготовка к работе в современной сельской школе, к формированию ценностных ориентаций у подростков, к реализации социально-педагогической функции.

Однако, несмотря на большое количество исследований, выполненных в данном направлении, проблема подготовки студентов – педагогов к работе классного руководителя остается недостаточно разработанной. Это обусловлено тем, что вслед за переменами, происходящими в обществе, повысились требования к уровню подготовки классных руководителей. Сегодня им недостаточно обладать лишь суммой знаний в области теории и методики воспитания. Современной школе необходимы классные руководители, способные организовать воспитательную работу, сотрудничать с детьми и взрослыми, мобильные, эмоционально отзывчивые, ответственные, постоянно стремящиеся к личностному и профессиональному самосовершенствованию.

Цель педагогической практики, к которой готовит наш техникум – выработать у студентов умения и навыки, необходимые в будущей педагогической деятельности, закрепить теоретические знания, применить их в педагогической практике.

Результаты научного поиска дают основания утверждать, что педагогическая практика студентов является одной из важнейших составляющих процесса методической подготовки будущих учителей; она служит связующим звеном между теоретическим обучением и будущей профессиональной деятельностью, конечным этапом практической подготовки. Во время педпрактики будущие учителя углубляют знания приобретают первый педагогический опыт, совершенствуют методические умения и навыки.

Практика по воспитательной работе (в рамках педагогической практики) проводится на базе разных типов общеобразовательных школ. В период прохождения педагогической практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя или классного руководителя (на выпускных курсах). Подготовка студентов к воспитательной практике осуществляется в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин, а также в процессе обучения на факультативах, в соответствующих кружках. Какие ставятся цели и решаются задачи, всё это- прописано в программе практики (см. Приложение).

В нашем техникуме практика для подготовки студентов к работе классным руководителем состоит из трех этапов: 1 этап – адаптационно-мотивационный, 2 этап – «ролевая динамика», 3 этап – «творческое развитие».

Я предлагаю алгоритм приобретения опыта воспитательной деятельности в различных ролях: пассивный наблюдатель —> фрагментарный исполнитель -> активный участник организатор. Это осуществляется посредством участия студентов в разнообразных видах деятельности – исследовательской, образовательной, коммуникативной, проектной, художественной. Все это вместе взятое позволяет вооружить будущих классных руководителей целым набором профессионально важных для них знаний, умений и навыков, а также сформировать у них качества личности учителя-воспитателя.

Формированию практических умений и навыков организации воспитательной работы способствует педагогическая практика в школах, которая является важнейшим компонентом профессиональной подготовки учителя, обеспечивающим соединение теоретической подготовки будущих учителей с их практической деятельностью в общеобразовательной школе. Она выполняет ведущую системообразующую роль в формировании активных, конкурентоспособных специалистов.

Основными принципами организации педагогической практики студентов в школе являются:

— соответствие содержания педагогической практики и ее организации современным требованиям, предъявляемым к учителю;

— связь практики с изученным теоретическим материалом, развитие творческих способностей студентов. дифференциация и индивидуализация содержания и организации педагогической практики с учетом особенностей учебных заведений, выбранных в качестве базы проведения практики, личностных особенностей студентов, уровня их подготовленности.

Для оказания методической помощи студентам, для облегчения процесса адаптации все мои студенты начинают практику с задания, которое получают на период педагогической практики.

1. Изучить систему учебно-воспитательной работы школы в ходе беседы с администрацией школы и анализа школьной документации. Познакомиться с системой воспитательной работы в школе.

2. Изучить опыт руководства воспитательной работой. Изучить класс, в котором будет проходить практика, познакомиться с классным журналом, дневниками учащихся; провести наблюдения за учащимися на уроках и внеклассных мероприятиях; беседы с учащимися, учителями и родителями.

3. Познакомиться с содержанием, формами, методами работы с разновозрастным коллективом.

4. Посетить и проанализировать уроки, внеклассные мероприятия, проводимые учителями, классными руководителями.

5. Познакомиться с особенностями организации индивидуальной работы в школе.

6. Изучить опыт работы школы с родителями и социальным окружением.

7. Составить индивидуальный план работы на период педагогической практики.

8. Организовать общешкольное коллективное творческое дело.

9. Создать условия для самореализации каждого ученика.

10. Стимулировать познавательную и творческую активность учащихся.

11. Создать благоприятный психологический климат для каждого ученика.

II. Внеклассная работа по предмету

1. Изучить планы проведения учителем внеклассной работы по предмету.

2. Подготовить и провести внеклассное мероприятие по предмету.

3. Подготовить и провести внеклассное мероприятие.

4. Посетить и проанализировать внеклассные мероприятия, проводимые студентами-практикантами.

5. Систематически проводить индивидуальную работу с отдельными учащимися.

6. Оказать помощь учителям в оформлении учебных кабинетов.

III. Работа по педагогике и психологии

По педагогике:

1. Ознакомиться с системой учебно-воспитательной работы школы.

2. Ознакомиться с системой воспитательной работы классного руководителя.

3. Изучить учащихся и классный коллектив.

4. Изучить опыт работы школы, классного руководителя с родителями, посещать классное родительское собрание.

5. Подготовить и провести не менее двух зачетных внеклассных воспитательных мероприятий.

По психологии:

1. Составить психолого-педагогическую характеристику одного ученика. С этой целью изучить его личность в классном коллективе.

2. Участвовать в кружковой работе, помогать детям в организации спортивно-массовой работы, художественной самодеятельности, учителю – предметных олимпиад.

3. Принимать участие в подведении итогов педагогической практики вместе с учителями.

4. Оформить отчетную документацию (отчет о практике – индивидуальный план работы с отметкой о выполнении; конспекты урока; конспект внеклассного мероприятия; разработанные дидактические материалы; отчет по психологии; отчет по педагогике (собеседование по представленному дневнику).

5. Принять участие в конференции по итогам практики.

Задача педагогических коллективов школ заключается в обучении студентов педагогическому мастерству, ознакомлении их с педагогическим опытом, в постепенном раскрытии перед студентами творческой лаборатории учителя, в увлечении их педагогической профессией. Ведущая роль в руководстве формированием педагогических умений принадлежит нам, опытным преподавателям. Уже третий год в своей работе я практикую проведение классных часов (тема по выбору студента) студентами 3,4 курсов у обучающихся техникума. Студенты хорошо справляются с поставленной задачей – овладения практическими умениями и навыками, раскрытии профессиональной и личностной значимости предстоящей деятельности, освещении ее перспектив (что создает у студентов целевую установку на овладение умениями).

После окончания педагогической практики, для выявления недостатков и затруднений в работе классного руководителя, мной был проведён опрос студентов 4 курса:

1. Достаточно ли вы были подготовлены к педагогической практике, а именно к работе в качестве помощника классного руководителя?

2. Какие затруднения вы испытывали при выполнении функций классного руководителя?

3. Какие предложения вы бы внесли по подготовке к педагогической практике?

Результаты исследований и их обсуждение. После анализа ответов респондентов я узнала, что все 16 опрошенных понимают важность педагогической практики в профессиональной подготовке. Большинство студентов (80%) отмечают, что в целом они к ней были подготовлены, но чувство страха присутствовало. В то же время значительные затруднения при организации воспитательной работы с классом выражают 9% опрошенных. После прохождения педпрактики студенты отмечают, что испытывали трудности в планировании своей учебно-воспитательной работы на весь период практики, в определении темы классного часа, в написании сценария или плана-конспекта внеклассного мероприятия. Причинами они считают то, что было недостаточно занятий по подготовке к работе классного руководителя. Большая часть студентов (78,46%) отмечает, что в результате практики они освоили умения конструировать содержание внеклассных занятий и проводить их. Основными формами организации внеклассной воспитательной работы были: беседы, КВН, викторины, экскурсии, диспуты, классные часы.

Анализ педагогической практики показал, что студенты проводят не только мероприятия воспитательного характера, например, классный час «Вредным привычкам скажем НЕТ», КВН «Мальчики – девочки», веселые старты, конкурсы, посвященные 23 февраля, 8 марта, но и мероприятия по профилю: «День птиц», предметные КВН, турниры знаний и т.д.

В ходе беседы студенты признались, что проводить внеклассное воспитательное мероприятие интереснее, но значительно сложнее. Чувство страха перед аудиторией, неуверенность стали для 42% практикантов препятствиями, осложнившими их взаимодействие с учащимися на занятиях.

Для повышения эффективности прохождения студентами педагогической практики в программу курса педагогики и психологии студенты рекомендуют включить практикумы по организации и проведению внеклассных мероприятий, занятия по использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, по обучению методам саморегуляции педагогической деятельности, по формированию умений педагогического общения.

Ребенок – горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать огонь в каждом ребенке.