Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр


Автор: Дина Владимировна Кущенко
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 11»
Должность: учитель-логопед


Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.

Но у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании активного словаря.

Таким образом, исследования лексики детей являются актуальными и в настоящее время, что обусловлено значимостью словаря для речевого развития в целом, для процесса коммуникации и для развития познавательной деятельности детей с ОНР.

Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Проведя в начале учебного года логопедическое обследование, я выявила, что у детей с ОНР отмечается ограниченный словарный запас.

В начале средней группы (сентябрь 2017 года) объём словаря составил 42%, в начале старшей группы (сентябрь 2018 года) – 55% и в конце обучения подготовительной группы (май 2020 года) – 86%.

В ходе диагностики дошкольников с ОНР я выявила, что дети понимают значение многих слов и объем их пассивного словаря близок к норме, однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Я выяснила, что у детей имеются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.); труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова обозначающие состояние, оценку, качества и др.

Диагностика показала, что характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которые выражается в вербальных парафазиях. Проявление неточности или неправильного употребления в речи детей с ОНР многообразны.

В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст, при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазий, у этих детей, наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий — длинный, низкий — маленький, узкий — маленький, узкий — тонкий, короткий — маленький, пушистый — мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:

  • использование словосочетаний в процессе поиска слова: кровать — чтобы спать, щетка — зубы чистить, клумба — копают землю, юла — игрушка крутится;

  • замены слов, обозначающих действия или предметы, словами- существительными: открывать — дверь, играть – кукла.

  • замена существительных глаголом: лекарство — болеть, кровать — спать, самолет – летать.

Я заметила, что характерной для детей с ОНР является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.

Подводя итог выше сказанному мною были сделаны следующие выводы: что атрибутивный словарь детей с ОНР обладает определенными особенностями, такими как:

  • недостаточный объем словаря (номинативный словарь преобладает над предикативным);

  • трудности в понимании и употреблении слов с лексико-грмматическим сходством;

  • трудности усвоения антонимии и синонимии.

  • ограниченность и однообразие в употреблении прилагательных, так как их значение может быть раскрыто только в контексте, что достаточно сложно для детей с ОНР.

Формирование словаря посредством дидактической игры

Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду.

Перед собой я поставила следующую цель: составить и апробировать комплекс дидактических игр и заданий по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III.

Задачи:

1. Обогащение словаря детей новыми словами.

2. Закрепление и уточнение словаря.

3. Активизация словаря.

В своей работе я использовала следующие методы:

  1. Методы накопления содержания детской речи.

  • с детьми мы рассматривали и обследовали предметы, наблюдали, осматривали помещения детского сада;

  • рассматривали картины с малознакомым содержанием, читали художественные произведения.

  1. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Мы рассматривали игрушки, картины с хорошо знакомым содержанием, использовали дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

В дидактических играх перед детьми я ставила задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

Для пополнения и активизации словарного запаса в своей работе я использовала словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности.

С детьми мы:

— описывали предметы, их изображения

— описывали предметы по памяти

— составляли рассказы по представлению

— придумывали и отгадывали загадки

В словесных играх было очень важно правильно объяснить игру. Игровое задание предлагала сразу всем детям группы, затем выдерживала паузу для обдумывания ответа. Вызывался один ребенок или несколько детей по очереди. К оценке ответа постепенно начинала привлекать всю группу детей.

Именно такой подход к развитию словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе с детьми.

Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические категории – части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений.

Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемых данным словом. Эту работу нужно направлять, развивая наблюдательность ребенка, его познавательную активность, учить сравнивать предметы между собой. Я предлагала детям набор признаков, по которым они должны были определить предмет, как это делается в загадках, просила детей самих придумывать такие загадки.

Выделяя и называя свойства, признаки предмета, я одновременно стимулировала, активизировала употребление слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов.

Важно учитывать, что у детей с ОНР снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков оказывается напрасным трудом. Необходима подготовительная работа. Прежде всего, побуждала детей слушать и слышать меня, придавать словесным упражнениям дух соревнования, вызывала интерес к ним, например, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет слово?», «Кто быстрее ответит на вопрос?».

Я поняла, что необходимо обогащать словарь детей антонимами. С этой целью использовала коротенькие рассказы, которые носят нравоучительный характер. Они должны быть по содержанию увлекательными, понятными детям. Вначале от детей требовалось, чтобы они уловили смысл рассказа, могли рассказать о герое, какой он: добрый или злой, аккуратный или неряшливый.

Расширение пассивного и активного словаря детей предусмотрено программой дошкольного воспитания, поэтому, мною были привлечены воспитатели нашего детского сада. Они развивали словарь детей на занятиях по развитию речи, а также во время прогулок и экскурсий.

Так же были привлечены родители детей через систему методических рекомендаций:

эти рекомендации родители получали еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках в специальных тетрадях.

— были даны консультации по развитию словаря дошкольников

— оформлены буклеты

— папки-передвижки

— стенд «Логопедическая страничка» в групповой раздевалке.

Таким образом, мною был сделан вывод, что развитию активного словаря детей дошкольного возраста с ОНР в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной логопедической работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений.