Формирование туристических навыков обучающихся на занятиях кружка «Юный турист»


Автор: Алексей Михайлович Жидков
Место работы: МБОУ «СОШ с. Амурзет»
Должность: педагог дополнительного образования


«Туризм» в переводе с французского означает поход, поездка, путешествие; более точно – это активный отдых на природе.

Туризм очень полезен для здоровья, а длительные физические нагрузки, связанные с ходьбой или восхождением на гору, с передвижением на лыжах или велосипеде, с переноской грузов, развивают новые двигательные навыки. Пребывание на открытом воздухе в любое время года способствует закаливанию организма.

Походные условия, сон под открытым небом, смена впечатлений, приключения и неожиданности, которыми так богаты путешествия и просто беседы у костра – все это прекрасно укрепляет центральную нервную систему.

Занятия туризмом вырабатывают силу воли, смелость, терпение, упорство; прививают навыки выживания в чрезвычайных и экстремальных ситуациях (умение в любую погоду установить палатку, развести костер, приготовить пищу, организовать временное жилище, без труда ориентироваться на местности, переправиться через реку или преодолеть иное препятствие).

В групповом походе у подростков вырабатывается чувство коллективизма и ответственности перед другими участниками похода. В кругу туристов царит атмосфера дружбы и взаимовыручки. Ребята умеют оказать товарищу, при необходимости, доврачебную помощь, они лучше других знают родные края, знакомы с памятниками природы, с растениями и животными, умеют находить съедобные грибы, ягоды, растения и ориентироваться на местности.

Первый опыт занятия туризмом был приобретен в ПУ №7, носил он спонтанный характер. В настоящее время я работаю педагогом дополнительного образования в МКУДОД «ЦДТ с. Амурзет», где организовал группу обучающихся в возрасте от 10 до 16 лет.

Дополнительная образовательная программа «Юный турист» включает три образовательных модуля: «Техника пешеходного туризма», «Ориентирование» и «Физическая подготовка». Это «триединство» дает возможность гармоничного развития воспитанников, так как занятия туризмом развивают познавательный потенциал обучающихся, ориентирование помогает интеллектуальному совершенствованию юных спортсменов, общефизическая и специальная подготовка укрепляет здоровье воспитанников. Туристические навыки направлены на формирование элементарных навыков жизнеобеспечения в полевых условиях, в результате обучения воспитанники показывают высокие результаты в соревнованиях по туристической технике и ориентировании.

Построение образовательного процесса исходит из специфики спортивного ориентирования, которая заключается в одновременном сочетании мыслительных операций, концентрации внимания и памяти с большой физической нагрузкой. Поэтому большое внимание при организации образовательного процесса я уделяю проведению практических занятий, как в кабинете, так и на местности. Основная форма проведения практических занятий в учебном кабинете – тренинг, когда воспитанники запоминают тексты, цифры, сопоставляют их; решают ситуационные задачи; выполняют упражнения на запоминание карт; разгадывают кроссворды, криптограммы. Практические занятия на местности включают в себя: общую физическую подготовку; отработку полученных знаний в сочетании с движением; учебно-тренировочные старты; специальные игры и упражнения на развитие умений и навыков, необходимых юному туристу.

Практически каждая группа детей за 3 года обучения 5-6 раз бывает в двух- и трехдневных походах (это зависит, естественно, от погодных условий и финансовых возможностей). Кроме того, по окончании учебного года мы ежегодно проводим трехдневный туристический слет, во время которого его участники показывают свои знания и умения ориентироваться на местности, технику пешеходного туризма. В последний день слета, как правило, проводятся соревнования среди обучающихся групп по ориентированию и технике пешеходного туризма.

Тренировочные занятия в секции первого года обучения стараюсь больше проводить в игровой форме, при этом на одном занятии чередую различные виды деятельности: вязка узлов, установка палатки, ориентирование по местным предметам (дорога, река, стадион, здание) и подвижные игры, эстафеты. В зимний период обучаю хождению на лыжах, катанию на санках.

Процесс адаптации обучающихся первого года нередко проходит довольно сложно, а иногда и болезненно. Объясняется это тем, что в секцию зачисляются обучающиеся из разных классов. В каждом классе свои порядки, традиции, устои. Адаптация новичков к условиям в немалой степени зависит от их спортивных пристрастий, которые также изначально определяются традициями школ, в которых дети учатся. В каждом селе – свои «спортивные» особенности. Так, в МКОУ «СОШ с. Екатерино-Никольское» уделяют больше внимания занятиям легкой атлетикой, волейболом, а в школе села Амурзет ведутся занятия по футболу, баскетболу, где вырабатываются навыки скорости, внимания, сосредоточенности. Так что и увлечения, и интересы у ребят разные. Отличается и их физическая подготовка.

Новые условия занятий, новые впечатления в 10-16 лет нередко оборачиваются для обучающегося стрессом. Через несколько недель обучения наступает полоса «усталости», и все чаще в голове возникает вопрос: «Продолжить ли посещение занятий или перейти в другую секцию?». Решением этой проблемы может быть другой стресс – эмоционально-положительный, который позволит снять напряжение, возникшее в первые недели обучения. А туризм, по моему мнению, и есть средство (и средство очень эффективное) решения проблемы «усталости» и избавления от сомнений.

Главным здесь является подготовительный процесс.

Перед выходом в однодневный или многодневный поход я провожу инструктаж, даю советы относительно того, как и во что им одеться: желательна ношеная, но плотная одежда, удобная, растоптанная обувь. На три дня похода ребята становятся внешне почти одинаковыми. Жизнь в природных условиях, в экстремальной ситуации заставляет ребят быстрее сплотиться. Это хороший шанс увидеть товарища с другой стороны, узнать себя и окружающих.

Прибывая на местность, каждый участник похода имеет возможность выбрать, с кем поселиться в одной палатке. Я даю возможность самим ребятам выбирать себе соседей по временному жилищу и самим установить палатку. Ну а поскольку не все это умеют делать, то первая палатка устанавливается мною с помощниками, более опытными ребятами, которые обучаются уже не первый год. После этого мы помогаем ребятам выбрать место установки палатки и места размещения в ней, чтобы было удобно прожить в ней эти 2-3 дня.

После установки палаток среди всех участников похода распределяются обязанности: заготовка дров для костра, место для «столовой», «кладовой» для продуктов, для мусора, организация костра и приготовления пищи.

Несколько часов совместных усилий ‒ и пустынное место, выбранное для проведения похода, превращается в небольшой палаточный «городок» со всеми удобствами. В глазах новичков появляется блеск удовольствия от проделанной работы, в руках обитателей лагеря появляются фотоаппараты.

Важным делом в туристическом лагере является совместный обед. У нас его готовят ребята под руководством старших. После обеда – полуторачасовой отдых, свободное время для знакомства с местностью. Потом начинаются занятия. Многие ребята впервые сталкиваются с переправами через препятствия, быстрой установкой палатки, использованием страховки и самостраховки. Поэтому первый день отводится обучению начинающих туристов технике пешеходного туризма. Учимся устанавливать палатку, наводим переправу через речку или болотистое место. Не все сразу овладевают этими навыками, у некоторых (особенно у девушек) невольно возникает опасение: крепка ли веревка, надежна ли страховка? И здесь мне опять приходят на помощь бывалые «путешественники», среди которых обязательно есть и девушки. Они первыми проходят препятствие и уговаривают сделать это новичков. За этим процессом интересно наблюдать со стороны, чем я и пользуюсь. Уговоры сверстников действуют скорее, чем мои. Все это в комплексе дает быстрый эффект: обучающиеся находят общий язык, становятся друзьями, буквально на глазах адаптируются к окружению сверстников. Правда, не все и не всегда бывает гладко – случаются и осложнения. Поэтому мне всегда надо быть начеку и обращать внимание на психологическую совместимость участников похода. Иногда не обходится и без моего вмешательства в конфликтные ситуации.

После плотного ужина наступает вечер – важное время в установлении дружеских отношений между ребятами. Речь идет о «посиделках» у костра, где поют под гитару, танцуют, рассказывают легенды, былины, сказки, страшилки, анекдоты. А на второй вечер похода в свободное от занятий время ребята готовят номера художественной самодеятельности. При свете костра и окружающей темноты пропадает скованность, исчезает стеснение, раскрываются души ребят и педагогов. Вечер у костра – наиболее благоприятное время для созидания дружеских отношений.

Природа – экстремальная среда обитания, и в этой среде маленькие туристы и преподаватели становятся такими, какие они есть на самом деле, именно здесь раскрываются все положительные и отрицательные качества человека, в такой обстановке их просто не утаишь.

По возвращению в МКУДОД «ЦДТ с. Амурзет» я провожу с ребятами беседу по подведению итогов прошедшего похода, где обсуждаем дисциплину, приобретенные умения и навыки, знания, которыми овладели ребята, а также правила противопожарной безопасности. Приятно видеть что, когда ребята встречаются, вспоминают дни, проведенные на природе, и строят планы будущих походов.

Заканчивая повествование о необходимости проведения походов, хочу сказать, что они прямо-таки необходимы для того, чтобы ребята быстро адаптировались на новом для себя месте и в новых условиях.

Основы туристской подготовки могут постигать все обучающиеся, независимо от медицинской группы здоровья и уровня физической подготовленности. А сколько форм организации туристической подготовки! Это и теоретические занятия, и практические работы, которые можно проводить не только в природных условиях, но и в условиях спортивного зала, туристическое многоборье и преодоление полосы препятствий, туристские слеты и ориентирование по маркированной трассе и, наконец, туристские походы.

В настоящее время туристская подготовка включена в стандарт общего образования по физической культуре в раздел физкультурно-оздоровительной деятельности. Формы занятий могут быть различными. Многие элементы можно включать в уроки легкой атлетики и гимнастики. Секционные занятия по туризму организуются во внеурочное время. В основном они направлены на подготовку туристского актива – сплоченной группы, которая организует массовые туристские мероприятия, ведет общественно полезную и краеведческую работу.

В целом туризм позволяет решать многие важнейшие задачи: осуществлять оздоровление обучающихся (под благотворным влиянием природы у человека активно развиваются двигательные качества), обогащать знания обучающихся о природе и об истории родного края, воспитывать у молодых волю, смелость и выдержку.

В настоящее время у нас имеется туристическое снаряжение: палатки, в которых можно разместить до 20 человек, спальные мешки, репшнуры, карабины и страховочные средства. В своей работе я стараюсь использовать методику и технику спасателей МЧС России, о которой очень много рассказывается в журналах «ОБЖ», «Физкультура в школе» и «Воспитательная работа в школе». Много места отводится в публикациях названных журналов опыту выживания спецназа в природных условиях.

Возрождая традиции прошлых лет, мы начали проводить военно-спортивную игру «Зарница». В ней приняли участие шесть команд старшеклассников из Амурзетской школы, каждая команда состояла из 10 участников. Перед началом игры к участникам с приветственным словом обратились заместитель директора по воспитательной работе МКОУ «СОШ с. Амурзет» Кротова Алена Александровна, капитан полиции Самойлов А.Н. и начальник местного штаба «Молодой Гвардии» Абрамов Юрий. Ребятам предстояло пройти несколько испытаний.

Эстафета включала в себя бег в противогазах, метание гранат, транспортировку пострадавшего, подъем по сопке с помощью веревки и жумара, преодоление двух параллельных веревок, бег, спуск с сопки с помощью веревки и бег до финиша в общевойсковом защитном комплекте.

Следующим испытанием для ребят стали конкурсы на знание основ первой медицинской помощи, топографии, стрельбы из пневматического оружия.

Очень красивым и запоминающимся стал конкурс строевой подготовки, на котором учащиеся продемонстрировали свое умение ходить строем, перестраиваться в несколько шеренг, проходить строевым шагом, исполняя строевые песни. Военнослужащими была приготовлена солдатская каша и горячий чай, которые отведали все участники игры.

После подведения итогов были выявлены команды, набравшие наибольшее количество баллов. Победители получили призы и грамоты от школы, заставы, местного штаба «Молодой Гвардии» и районного совета ветеранов, участники ‒ грамоты за участие. Хорошее настроение ребят, восторженные отзывы о проведенном мероприятии стали наградой всем организаторам этой игры.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − двенадцать =