В этом учебном году я работаю в первом классе по внедрению ФГОС НОО. В стандартах второго поколения нам предлагают новый образ как педагога (помощника и организатора), так и ученика (саморазвивающуюся личность). Поэтому в своей работе я стараюсь создать условия для развития ребёнка как личности желающей и умеющей самостоятельно учиться и развиваться.
Кроме того, введение ФГОС второго поколения изменил образовательный результат. Многие подходы, описанные в стандартах, мною использовались и раньше, но новым является формулирование планируемых результатов по конкретному предмету, т. е. сначала формулируется то, что в результате изучения этого предмета мы хотим получить, и только затем разрабатывается его содержание. Это и есть универсальные учебные действия. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта .
УУД формируются как в учебной деятельности, так и во внеурочной деятельности. Для этого я использую различные формы: экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. В основе госстандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который реализуется через формирование УУД. Метод деятельностного подхода организуется так, что ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Одним из эффективных методов формирования УУД является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности. В своей работе я использую проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе. Эту работу я начала ещё в добукварный период. Была поставлена проектная задача совершить путешествие от древних людей, которые не умели разговаривать, до современного человека, живущего в век интернета. Работа велась в группах. Задания были разные: дети предоставляли материал по истории возникновения письменной речи, инсценировали с помощью мимики и жестов интересные истории из своей жизни, брали интервью у родителей на тему «Когда я был маленьким…», изготавливали знаки для азбуки Морзе, также всем классом мы посмотрели спектакль, в котором участвовали дети.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит при изучении разных учебных предметов, так как они являются метапредметными умениями и навыками. Больших отличий по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. Возможно, что в одних темах может уделяться больше внимания формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом на современном уроке идёт формирование всех метапредметных умений и навыков.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относится целеполагание: дети принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Например, урок математики, тема :Вспоминаем, повторяем. Закрепление по теме «Геометрические фигуры».
Планируемые результаты : применять знания и умения в нестандартных ситуациях (различать геометрические фигуры с заданными свойствами; зрительно выделять заданные фигуры на геометрическом чертеже, применять алгоритм вычерчивания и измерения отрезков используя линейку).
Постановку учебной задачи начинаю с изображения на экране.
- Рассмотрите изображение на экране.
- Что вы видите?
- Что можете сказать? Что мы уже знаем и умеем? (Все ли геометрические фигуры вам известны?)
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
- Давайте попробуем поставить цель урока.
- Чтобы достичь поставленной цели, нужно спланировать свою деятельность, поставить задачи урока, сформулировать их.
- Что мы сейчас делали? (планировали свою деятельность)
После этого перевожу внимание учащихся на страницу учебника для выполнения планируемой деятельности по решению учебной задачи.
Следующий этап урока ‒ это учебные действия по реализации проблемы, которую я обнаружила после анализа промежуточного контроля на предыдущем уроке. Эта система заданий, которые служат формированию ряда регулятивных (осуществляют самоконтроль), коммуникативных (учатся формулировать собственное мнение и позицию) и познавательных учебных действий (осуществляют работу по выполнению отдельных операций: наблюдение по иллюстрации, выделение информации).
Так я подвожу детей к этапу контроля и коррекции. На этом этапе проходит самоконтроль и самооценка учащихся. Эта система заданий формирует метапредметные результаты, которые служат формированию ряда регулятивных (осуществляют пошаговый контроль по результату), коммуникативных (рефлексия своих действий) и познавательных учебных действий (выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат).
Для самоконтроля применяю маркерную доску, на которой дети с интересом выполняют предложенные задания. После моего просмотра к доске выходят несколько учащихся, иногда предлагаю выйти с неточным ответом, для того чтобы развить внимание, мышление или организовать повтор логического рассуждения вопроса. Некоторые задания проверяем на доске, остальные дети работают на маркерной доске или в тетради.
Постоянно на всех уроках отслеживаю формирование метапредметных умений и навыков. Например, по итогам урока провожу графический диктант или математический диктант, который выявляет уровень обученности по теме урока у учащихся. Затем, на следующем уроке учащиеся, показавшие слабые результаты, получают задания, направленные на коррекцию недостатков.
Предлагаю отдельные технологические карты из раздела «Обучение грамоте» с выходом на формирование метапредметных результатов.
УМК «Планета знаний» под редакцией И. Петровой.
План урока 1 класс. Учебник «Букварь»Т.М. Андрианова. («Издательство Астрель», 2012)
Вид урока: Урок «открытия» нового знания.
Тема: Звуки [р], [р , ]. Буквы Р, р. Б.с. 36; Р.Т. с.19.
Цель‒ познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [р], [р , ] и буквами Р и р, обозначающими эти звуки на письме
Планируемые результаты:
- научатся выделять из слова звуки;
- научатся обозначать эти звуки;
- закрепят навык определения твёрдости-мягкости звуков;
- закрепят навык построения предложения по схеме.
Задачи:
- Образовательная:
— ознакомление с согласными звуками [р], [р’] и буквами Р, р, в процессе практической работы.
- Коррекционно-развивающая:
— развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемы “Почему звуки [р], [р’] согласные?”;
— развитие умения различать согласные звуки по твёрдости и мягкости;
— осознание содержания отдельных иллюстраций, текстов;
— развитие долговременной оперативной памяти (зрительной, тактильной, слуховой);
— активизация пассивного словаря детей.
- Воспитательная:
— воспитание ценностного отношения к русской литературе через слушание «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
— умение уважительно относиться к мнению товарища.
Оборудование:
- Т.М. Андрианова «Букварь»;
- Т.М. Андрианова рабочая тетрадь к «Букварю»;
- Т.М. Андрианова «Букварь» электронный учебник;
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. «Быстрое обучение чтению» (электронный вариант);
- « Лента букв»;
- предметные картинки, компьютер,телевизор ЖК;
- презентация «Звуки [р], [р , ]. Буквы Р, р
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | ||||||||||||||||||
1. Орг. момент | Готовность к уроку Правило «Я ‒ ученик» | Готовность к уроку. Проговорить хором: Парта это не кровать, и нельзя на ней лежать, ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. Тетради правильно кладу, ручку правильно держу, За посадкою слежу, с чистотою я дружу, Аккуратно напишу. | Рефлексия своих действий | ||||||||||||||||
2. Мотивация | Организуется мотивирование ученика к учебной деятельности | На доске напечатана пословица: Рабочие руки не знают скуки. Читают «буксиром»
| Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | |||||||||||||||
3. Актуализация знаний (вспоминаем что знаем) | Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения |
| Вместе с учителем читают «буксиром» медленно, затем убыстряют темп Индивидуальная работа на маркерной доске. Дети фиксируют в графические модели в буквенной форме выделенные связи и отношения | Воспринимают ответы обучающихся. | |||||||||||||||
4. Постановка учебных задач (тема, цель) | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | 1. Прослушайте стихотворение Н. Тимчака: У Олесика всегда С буквой “эр” была беда. Скажет “рак”- Выходит “лак” Вместо “рожь”- Выходит… (ложь). 2. Беседа по содержанию стихотворения:
| Фиксируют проблему | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | |||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта | Решение исходной задачи | Слайды № 3-4. Букварь стр. 36 (электронный учебник) 1). Работа по иллюстрации:
На доске портрет А.С. Пушкина 2). Чтение отрывка учителем.
Жил старик со своей старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, — Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, – Пришёл невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод,- Пришёл невод с одною рыбкой, С не простою рыбкой, – золотою…
3). Вывод:
| Осуществляют работу по выполнению отдельных операций: — наблюдение по иллюстрации; — понимание информации — выделение объектов по заданным критериям Дети называют слова со звуком [р], [ р ‘] . — делают вывод (Буква Р обозначает согласные звуки[р], [ р ‘] – твёрдый и мягкий). | Учатся формулировать собственное мнение и позицию Слушают учителя. | |||||||||||||||
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Коррекция отработки способа нахождения звука в словах. | 1). Работа с раздаточным материалом Слайд № 5 (презентация) — У каждого из вас на парте лежит раздаточный материал. Рассмотрите его. 2). Вопросы:
3). Самооценка с последующим обсуждением: Оцените свою работу по следующей шкале: Слайд № 6 (презентация) “+” – справился; “? ” – сомневался; “-” ‒ не справился. | Отработка операций, в которых допущены ошибки. Выделение информации по заданным критериям. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | |||||||||||||||
7. Музыкальная физминутка | Железновы. Разминка «У жирафа» | Формирование внимания. | |||||||||||||||||
8. Первичное закрепление через сравнение буквосочетаний и слов | Работа по букварю стр. 36 (электронный учебник) 1). Чтение слов в столбиках. Слайд № 7
2) Работа со словарем.
Ара – длиннохвостый попугай. Слайд № 8 (презентация) Эра – крупный исторический период времени, эпоха. Ура – возглас, восклицание.
Вывод:
Рассмотрите
4). Работа в паре
5). Самооценка Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика ) учились оценивать свою работу | Применяют новый способ нахождения данных звуков в словах. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Вместе с учителем читают «буксиром» первый раз медленно, второй раз орфоэпически. Работа с информацией из разных источников. — делают вывод (Имена, отчества и фамилии людей пишутся с заглавной буквы.) — делают вывод (Предложение ‒ это слова, связанные по смыслу.) | Строят рассуждения понятные для собеседника. Используют речь для регуляции своего действия В паре составляют друг другу предложение по схеме. Вступают в диалог. | ||||||||||||||||
9). Физминутка | Хлопните в ладоши, когда услышите слог “ру” в словах: Караси, ручей, работа, коробка, карусель, рубанок, кожура, барсук, руковица. | Понимать информацию Выделять объекты на основе существенных признаков. Формирование фонематического слуха. | |||||||||||||||||
10). Включение в систему знаний и повторение. | Выявляется граница применимости нового знания. | Работа по букварю. Стр. 36 Слайд № 10-11(электронный учебник) 1).Работа над чистоговоркой.
Ар – ур – эр – ор – вышла детвора во двор, Ру – ол – ро – ра – прятки – лучшая игра. Ра – ро – ра – ру – разбегайтесь по двору! 2). Работа по стихотворению Слайд № 12(электронный учебник)
Испугался грома Рома, Заревел он громче грома. От такого рёва гром Притаился за бугром.
3). Работа в паре Б. Стр. 36. № 2. Слайд № 13 (электронный учебник) Вопросы:
Проверка:
| Ориентировка в учебнике. Первый раз вместе с учителем читают «буксиром», затем индивидуальное чтение. Сравнение слогов и слов. Индивидуальное чтение. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Сотрудничество со сверстниками. Слушают учителя. Сотрудничать с товарищем при выполнении работы в паре: вступать в диалог, корректно сообщать товарищу об ошибках. | |||||||||||||||
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | 1). Работа в тетради РТ. стр. 19. № 1, слайд 14 (презентация)
Записывают слова под схемой
Р.Т. Стр. 19. № 2
2) Проверка по слайду | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | |||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности | Соотнести цель и результаты учебной деятельности. |
| Соотносятся цель и результаты. Фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Рефлексия своих действий |
УМК «Планета знаний» под редакцией И. Петровой.
План урока 1 класс. Учебник «Букварь»Т.М. Андрианова. («Издательство Астрель», 2012)
Вид урока: Урок «открытия» нового знания.
Тема: Звук [ы]. Буква ы. Б. с. 40; Р.Т. с. 21.
Цель‒ познакомить учащихся с гласным звуком [ы] и буквой ы, обозначающей этот звук на письме.
Задачи:
1. Образовательные:
- Выяснить роль звука [ы] в слове;
- Через наблюдение выяснить место буквы Ы в слове;
- Различать слова в форме единственного и множественного числа (без термина) на основе игры «Один – много»;
- Отвечать на вопросы в тексте.
- Коррекционно-развивающие:
— развитие аналитико-синтетической деятельности на уровне звук – буква, звук – слог, звук – слово;
— активизация пассивного словаря детей;
— развитие фразовой речи;
— развитие концентрации внимания и произвольного ее переключения;
— развитие долговременной оперативной памяти (зрительной, тактильной, слуховой);
— развитие темпо-ритмической координации движений;
- Воспитательные:
— расширение знаний, представлений о предметах;
— воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности;
— формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Оборудование:
- Т.М. Андрианова «Букварь»;
- Т.М. Андрианова Рабочая тетрадь к «Букварю»;
- Т.М. Андрианова «Букварь» электронный учебник;
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. «Быстрое обучение чтению» (электронный вариант);
- « Лента букв»;
- збука, компьютер, телевизор ЖК;
- «Азбука-малышка. Уроки тетушки Совы» про букву ы (Часть №5)
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Познавательная | Коммуникативная | |||
1. Орг. момент | Готовность к уроку | 1. Чтение стихотворения учителем: Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Куда мы с вами попадем, Узнаете вы скоро. В стране далекой мы найдем Помощников веселых. 2. Проверим готовность к уроку: « Хозяин на уроке – учебник. Его помощники‒тетрадь, ручка, карандаши. Вижу все готовы‒молодцы. | Рефлексия своих действий | |
2. Мотивация | Организуется мотивирование ученика к учебной деятельности | Беседа:
| Группируют объекты на основе существенных признаков, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Учатся формулировать собственное мнение и позицию |
3. Актуализация и пробное учебное действие | Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения | 1). Работа по букварю. Б. Стр. 40 (электронный учебник )
2).Просмотр фрагмента мультфильма «Азбука-малышка. Урокитетушки Совы» про буквуы(Часть № 5)
3). Работа в паре.
Правила сотрудничества:
4). Вывод: Ы везде стоять готова, Только не в начале слова! | Ориентировка в учебнике. Поиск необходимой информации через слуховое восприятие текста. Дети делают вывод: звук [ы] можно услышать в середине слова или в конце. | Воспринимают ответы обучающихся Повторение правила сотрудничества с товарищем. Сотрудничество с товарищем. |
4. Постановка учебных задач (тема, цель) | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Беседа:
| Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. |
5. Физминутка | —Давайте поиграем в игру«Чудесные превращения» и попробуем превратиться в разных зверей. Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы). Дети изображают охотящегося крокодила. Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы). Дети тянутся вверх, изображая жирафов. Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны). Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются. Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны). Дети изображают скачущих обезьян. | Понимать информацию, реализовывать через движения. Формирование произвольного внимания. | ||
6. Реализация построенного проекта | 1. Решение исходной задачи | Речевая разминка: О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. «Быстрое обучение чтению» (электронный вариант). 1). Читай медленно, плавно, произноси ясно. ыяияОё Эоае аи ОиэяАоеяИыэо АюоеЁияоУяюа ЁаоиИаыяЯоюэ 2). Прочитай слоги по строчкам. нан нон нунныннян нённюннинненнэн 3). Посчитай количество предложений. Читай медленно, плавно, произноси ясно. А|ня и Я|на у Нон|ны. Ю|но|на не у Ан|ны. Ю|но|на у Ин|ны. | Вместе с учителем читают «буксиром» медленно, затем убыстряют темп. Понимать информацию. | Учатся участвовать в коллективном чтении. |
2. Устная работа над наблюдением роли буквы Ы. | 1 .Чтение стихотворения Е. Благининой. Учитель читает стихотворение: Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву Ы. 2. Беседа по содержанию.Определение места гласного звука [ы] в словах:
— Действительно, сова считается символом мудрости, больших знаний. Призом интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?” является хрустальная сова. — Давайте потянем звук [ы]. (ы — ы — ы.) — Давайте попоем, (ы — ыы — ы — ыы.)
3. Работа с рисунком «Букваря» стр. 40.(электронный учебник)
Учебная задача: в слове мыши в конце слова слышу звук [ы], а пишу букву и, потому что звук [ш] всегда твёрдый.
4. Сравнение печатной и письменной буквы ы. На доске: табличка (буква ы — печатная и письменная).
На доске: алфавит.
5. Работа в паре: Составьте на парте из шнурка букву ы. | Дети делают вывод, используя опорную схему в виде ленты букв: (Звук [ы] — гласный, красный , т. к. при произношении не встречает преград, указывает на твердость согласного звука). Ориентироваться в учебнике. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Свободные высказывания детей. Дети делают вывод используя опорную схему в виде алфавита: ( соседи буквы ы предыдущий Ъ, следующий Ь) Чтение информации со схемы (лента букв) Развитие тактильной памяти. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. Участвуют в коллективном обсуждении учебной проблемы Сотрудничать с товарищем при выполнении работы в паре. | |
7. Выявление места и причины затруднения | Сравнение предметов и соответствующих схем | 1. Работа с рисунками и схемами «Букваря» стр.40. (электронный учебник)
| Ориентировка в учебнике. Понимать информацию в виде схемы и рисунков. Самостоятельно дети делают вывод на основе беседы: звук [ы] в начале слова не произносится. | Участвуют в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
8. Физминутка | Игровой момент | Услышишь звук [ы] — хлопни в ладоши: прыгалки, велосипед, скакалки, лыжи, мячик, мотоцикл, машина. (Было четырехлопка.) | Понимать информацию Выделять объекты на основе существенных признаков с использованием движений. | |
9. Первичное закрепление с комментирова-нием во внешней речи. | Выявляется граница применимос-ти нового знания. | Работа по букварю. Б. Стр. 40 (электронный учебник ) 1. Чтение слов в столбиках (фронтальная работа)
2. Работа в паре. Составление коротких предложений.
3. Объяснение значений слов(фронтальная работа)
4. Чтение предложений.
Лиса рыла нору. Барсук рыл нору. А заяц рыл нору?
5. Работа над предложением.
— Правильный ответ на поставленный вопрос можно узнать, если внимательно послушать сказку К. Ушинского «Жалобы зайки». 6. Работа по сказкеК. Ушинского «Жалобы зайки». Учитель читает текст: Расплакался серенький зайка под кустиком; плачет, приговаривает:«Нет на свете доли хуже моей, серенького зайки! Отовсюдугрозит мне беда; а защищаться-то нечем. Лазить на дерево, какбелка, я не могу. Рыть нору не умею. Правда, зубки мои исправно грызут капусту и кору гложут. А вот укусить врага смелостине хватает. Бегать я мастер и прыгаю неплохо. Хорошо, еслипридётся бежать по ровному полю или на гору. А как под гору —то и пойдёшь кувырком через голову: передние ноги не доросли. Всё бы ещё можно жить на свете, если б не трусость негодная.Заслышишь шорох, — уши поднимутся, сердечко забьётся, выскочишь из куста, — да и угодишь прямо под ноги охотнику. Одно только и есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что. Будь у меня такой хвостище, каку лисицы, куда бы мне с ним тогда деваться?» Беседа
| Ориентироваться в учебнике. Вместе с учителем читают «буксиром» Выделяют объекты на основе существенных признаков. Отрабатывают операции, в которых допущены ошибки. Индивидуальное чтение. Работа с информацией из разных источников. На основе услышанного дети дают ответ на поставленный вопрос: «Заяц норы не роет. Он прячется под кустами и густыми елками. Ему нужно постоянно прислушиваться и присматриваться. Он всегда живет в страхе. Вот почему его зовут трусливым.» | Сотрудничают с товарищем при выполнении работы в паре. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания |
9. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Коррекция отработки способа. | Работа по букварю. Б. Стр. 40 (электронный учебник ) Работа в пареИгра «Один—много».
Вывод: слова ножницы, клещи, щипцы, вилы, грабли, санки, духи по числам не изменяются. | Отработка операций, в которых допущены ошибки. Дети делают вывод на основе собственных наблюдений, что одни слова, обозначают МНОГО, другие – ОДИН. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия |
10. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | 1. Выполнение заданий в тетради (С. 21) Работа в тетради а).Определение в словах звука [ы]. Два звука [ы] можно услышать в словах лыжи, сыры. б).Дописывание предложения.
в).Проверка по эталону
| Выделяют информацию. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий |
11. Рефлексия учебной деятельности | Соотнести цель и результаты учебной деятельности. |
| Соотносятся цель и результаты. Фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Рефлексия своих действий |
УМК «Планета знаний» под редакцией И.Петровой.
План урока 1 класс. Учебник «Букварь»Т.М. Андрианова. («Издательство Астрель», 2012)
Вид урока: Урок «открытия» нового знания.
Тема: звуки [к], [к , ]. Буквы К, к. Б. с. 59; Р.Т. с. 28.
Цель‒ познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [к], [к , ] и буквами К и к, обозначающими эти звуки на письме.
Планируемые результаты:
- научатся выделять из слова звуки;
- научатся обозначать эти звуки;
- закрепят навык определения твёрдости-мягкости звуков;
- читать слова со стечением согласных звуков;
- сравнивать слова и находить в словах общую часть;
- экспериментировать с образованием имён, добавляя к ним разные буквы.
Задачи:
1. Образовательная:
— ознакомление с согласными звуками [к], [к’] и буквами К, к в процессе практической работы.
2. Коррекционно-развивающие:
— развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемы “Почему звуки [к], [ к ‘] согласные?”;
— развитие умения различать согласные звуки по твёрдости и мягкости, осознание содержания отдельных иллюстраций, текстов;
— развитие долговременной оперативной памяти (зрительной, тактильной, слуховой);
— активизация пассивного словаря детей.
3. Воспитательная:
— воспитание ценностного отношения к русской литературе через сказку «Конек-горбунок»П. Ершова.
Оборудование:
- Т.М. Андрианова «Букварь»;
- Т.М. Андрианова рабочая тетрадь к «Букварю»;
- Т.М. Андрианова «Букварь» электронный учебник;
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. «Быстрое обучение чтению» (электронный вариант);
- « Лента букв»;
- предметные картинки, компьютер, телевизор ЖК;
- «Азбука-малышка. Уроки тетушки Совы» про букву к (Часть №2)
- презентация «Звуки [к], [к , ]. Буквы К, к»
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Познавательная | Коммуникативная | |||
1. Орг. момент | Готовность к уроку Правило «Я ученик» | Готовность к уроку. Читает учитель. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем Урок обучения грамоте начнем. | Рефлексия своих действий | |
2. Мотивация | Организуется мотивирование ученика к учебной деятельности | На доске напечатана пословица: Каков мастер, такова и работа. Читают «буксиром»
| Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию. |
3. Актуализация знаний (вспоминаем что знаем) | Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения | Речевая разминка. (Слайды № 2-4 презентации)
Кег лаг лог луг лыг ляг Лёг люг лиг таг тог гря Ргэгры риг грергягры
Голуби гонки гора Игра бумага вагон 3. Чтение скороговорки. Краб крабу подарил грабли. | Вместе с учителем читают «буксиром» медленно, затем убыстряют темп для развития скорости чтения. Осуществляют поиск необходимой информации. Сначала чтение медленное, затем темп ускоряется. | Воспринимают ответы обучающихся. |
4. Постановка учебных задач (тема, цель) | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | — Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквой. Их вы произнесете и назовете сами. Читают «буксиром». Есть, ребята, у меня Два серебряных коня, Езжу быстро на обоих. Что за кони у меня?(Коньки.) (слайд 5-6 презентации) С какими звуками и буквами будем сегодня знакомиться? (слайд 1 презентации)
| Фиксируют проблему, выделяя нужную информацию в загадке. Дети самостоятельно делают вывод:(На уроке научимся не только произносить этот звуки[к], [к,]., но и читать слоги и слова с буквой К.) | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания |
5. Реализация построенного проекта | Решение исходной задачи | 1. Работа со звуковой схемой слова.
2. Вывод: 3. Просмотр фрагмента мультфильма «Азбука-малышка. Урокитетушки Совы» про буквуК.(Часть № 2)
4. Работа по букварю стр. 59 (электронный учебник)
| 1ученик составляет на доске звуковую схему, класс работает на маркерной доске. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. — наблюдение по схеме; -выделять объекты по заданным критериям Дети делают вывод используя опорную схему в виде ленты букв:(Буква К обозначает согласные звуки [к], [ к ‘] – твёрдый и мягкий, глухой, парный). Дети называют слова со звуком [к], [ к ‘] . | Учатся формулировать собственное мнение и позицию Слушают фрагмента мультфильма «Азбука-малышка. Уроки тетушки Совы» про букву К. |
6. Физминутка | Игровой прием «Твердый—мягкий». | — Я буду произносить слова, а вы присядете поднимая руки, если услышите твердый звук [к] и встанете руки на пояс если услышите мягкий звук [к’]. Кукушка, кит, конек, нитки, ключик, краб, кисель, колокольчик, очки, крапива. | Понимать информацию. Выделять объекты на основе существенных признаков. | |
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Работа по букварю стр. 59 (электронный учебник) 1. Чтение слов в учебнике (фронтально)
Обратите внимание на особенность названия новой буквы.
2. Работа с текстом. Б. Стр. 59 а) Первичноезнакомство с текстом — с его графическим построением.
О чем этот текст?
б) Чтение текста буксиром.
3. Беседа по его содержанию.
Часто дети просят родителей купить котёнка, щенка или попугайчиков. Спустя некоторое время интерес к животным пропадает. Вся забота о животных переходит к другим членам семьи. «Мы в ответе за тех, кого приручили». | читают первый раз про себя, второй — «буксиром осознанно строят ответы на вопросы в устной форме В первом столбике записаны слова, обозначающие названия букв. В словах второго столбика можно найти общую букву «к». А общего звука в этих словах нет; В словах третьего столбика можно найти «лишнее» слово (купил) оно не является родственным для других слов Осознанно строят ответы на вопросы в устной форме Вместе с учителем читают «буксиром» Индивидуальное чтение текста по частям. Выделяют информацию для выполнения учебных заданий. | Строят рассуждения понятные для собеседника. Используют речь для регуляции своего действия Вступают в диалог отвечая на вопросы учителя | |
8. Музыкальная Физминутка | Железновы. Разминка. «Автобус» | Понимать информацию | ||
9. Включение в систему знаний и повторение. | Выявляется граница применимости нового знания. | Работа по букварю. Стр. 59 (электронный учебник)
Аквариум — резервуар с водой, где живут рыбы и другие обитатели рек и морей. Акварель — краска, растворяющаяся в воде. Акваланг — устройство для дыхания человека под водой. Аквалангист — человек, использующий акваланг для подводного плавания . (слайд № 8 презентации)
Общая часть слов — аква, что в переводе с латинского языка означает вода. Все записанные слова имеют прямое отношение к воде. | Ориентировка в учебнике. Работа с информацией из разных источников. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Слушают учителя. |
10. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | 1). Работа в тетради РТ. стр. 28 № 3, слайд № 9 (презентация)
2). Проверка по слайду№ 10 (презентация)
3.Самооценка с последующим обсуждениемпо слайду№ 11 (презентация) .
Слайд № 5 (презентация). “+” – справился; “? ” – сомневался; “-” -не справился. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. во всех словах встречается два звука [к]. Но в слове колокольчик- три звука [к], а в слове кубики лишь один звук [к]. | Рефлексия своих действий |
11. Рефлексия учебной деятельности | Соотнести цель и результаты учебной деятельности. |
| Соотносятся цель и результаты. Фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Рефлексия своих действий |
В моем классе 32 учащихся. Из них на начало обучения грамоте только 4 (12,5%) учащихся владели способом чтения – слог + слово, читали по слогам – 10 (31,25%) учащихся, по буквам – 7 (21,8%), 11 (34,3%) не владели ни одним из способов чтения. На конец букварного периода я пришла к следующим результатам: 7 (21,8%) учащихся читают осознанно целыми словами от 50 до 78 слов в минуту, 16 (50%) учащихся овладели способом чтения – слог + слово и читают осознанно от 25 до 49 слов в минуту и 9 (28, 1%) читают по слогам от 13 до 20 слов в минуту.
Главным критерием обученности в 1 классе является навык чтения. Овладеть навыком чтения для младшего школьника очень сложно. Навык чтения формирует у ребёнка речевую и умственную деятельность, помогает изучению остальных учебных предметов. Кроме того, это есть саморазвитие и самовоспитание личности. Поэтому, особое внимание на уроках обучения грамоте, я отвожу развитию навыка чтения, при котором формирую и развиваю самоконтроль и самооценку учащихся. Начиная с октября регулярно проверяю технику чтения, в частности, темп за 1 минуту. Я детям называю норму чтения к концу определённого этапа и предлагаю 1 раз в неделю проводить самоконтроль чтения. (Привлекаем родителей для помощи в контроле времени). Предварительно мы выполняем такую работу в классе, чтобы научиться. Дети записывают свои результаты и сравнивают каждый последующий раз с предыдущим. Контрольная проверка покажет, насколько правильно и правдиво ученик записывал результаты. В среднем за месяц ребёнок увеличивает темп чтения на 10 слов.
Любые виды работ могут быть эффективными только тогда, когда они проводятся в определённой системе. Систематически использую дыхательную гимнастику, речевую разминку, чтение «буксиром», «словомер» ‒ повторное чтение. Даю детям определённое время, например 2 мин., в течение которого они будут читать текст. Когда говорю «стоп», дети карандашом отмечают, до какого слова дочитали. На следующем уроке читают тот же текст сначала, за тот же промежуток времени. Сравнивают: больше или меньше успели прочитать. Так несколько уроков. (Известно, что знакомый текст читать легче, следовательно, даже слабо читающие дети будут видеть собственный рост).