Формирующее оценивание как ресурс повышения качества образования младших школьников


Автор: Людмила Степановна Астафьева
Место работы: МБОУ СОО «Школа № 2 г. Облучье»
Должность: учитель начальных классов


Тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования: «Учить не для школы, а для жизни».
Одна из проблем современного образования заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. ФГОС призваны решать проблему соответствия полученных в школе знаний реальным потребностям жизни.

Тему для своего самообразования я выбрала не случайно. Младший школьный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной самооценки, саморазвития, самовоспитания.
По моему мнению, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть. Для этого мне как учителю необходимо знать, как правильно формировать самооценку, определить методы и пути, чтобы помочь ребёнку в развитии дифференцированно и адекватно контролировать собственные учебные действия, самооценку и взаимооценку.
Для меня одной из задач является не просто обучить учащегося определённым навыкам и умениям, дать знания, но и приучить его самостоятельно мыслить, принимать решения, т.е. «саморазвиваться». На это прямо указывает ФГОС НОО: «Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности».
Обучение этим умениям начинается с первого класса. Оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился ученик, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, показать ему критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
Существует два подхода к вопросу оценивания:
Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения знаний и их коррекции. Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества и качества изученного материала за пройденный период.
Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика, способствующая обучению.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Итак, формирующее оценивание:
‐ ориентировано на обучающегося;
‐ встраивается в личностно-ориентированное обучение;
‐ ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений;
‐ оценивается не только результат, но и процесс;
‐ отслеживается прогресс каждого обучающегося;
‐ носит системный характер.
Формирующее оценивание имеет ряд преимуществ и для ученика, и для учителя.
Формирующее оценивание учащимися помогает им:
‐ учиться на ошибках;

‐ понять, что важно и что у них получается;
‐ обнаружить, чего они не знают и не умеют делать.
Формирующее оценивание позволяет мне:
‐ четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
‐ сделать младшего школьника субъектом образовательной и оценочной деятельности.
— помогает мне получить информацию о том, как и насколько успешно учатся мои ученики. Это помогает мне на основе полученной обратной связи что-то изменить при планировании урока, подборе содержания, приемов организации деятельности младших школьников.
Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников. Я использую его в повседневной практике (поурочно, ежедневно) на этапе открытия новых знаний, рефлексии закрепления в форме, приемлемой как для учащихся, так и для меня.
Приёмы формирующего оценивания я начинаю использовать с первого класса. Они должны быть просты и понятны как ученику, так и родителю.
На своих уроках я использую методику графического изображения, в которую входят различные инструменты: это «Волшебные линеечки», «Полоски и лесенки успеха». Почему я выбрала эту методику?
Придя в первый класс, дети хорошо умеют раскрашивать, но очень плохо работают с чертежными инструментами. Это и стало основой моего выбора.
Первый плюс этой методики – дети не только учатся оценивать свою деятельность, но и практически учатся работать линейкой, четко строить прямые и ломанные по клеточкам и линиям.
Начала я со знакомства с «Волшебными линеечками». Дети чертят их в тетради, оценивают свою работу на уроке при выполнении различных заданий. В начале урока договариваемся, по каким критериям будем оценивать результат учебной деятельности. В 1 классе это были аккуратность, точность, самостоятельность.
Сейчас ребята уже свободно владеют этой методикой, и я использую ее на всех этапах урока.
Например, 1 класс, урок математики, УМК «Планета знаний», урок 71, «Закрепление знаний. Формирование представлений о десятичном составе двузначных чисел».
Начало урока – самостоятельная работа. Нужно решить примеры на знание состава чисел второго десятка. Ребята на полях тетради чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа.

внизу – не справился,
посередине – выполнил, но допустил ошибку
вверху – справился без ошибок

После проверки либо учитель, либо сам ученик (если проверка по эталону) обводит крестик, если согласен, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Для этого мы используем два карандаша: синий и красный.
Второй плюс – дети учатся адекватно оценивать свою работу и видеть свои ошибки.
Такие линеечки я использую на всех уроках, для любого предмета. Только на каждом уроке меняем критерии оценивания, обозначив как конкретные предметные умения, так и способы деятельности, и общие учебные умения.

2 класс, окружающий мир, УМК «Планета знаний», тема «Как устроена земля».
Используется та же трехбалльная шкала при проверке домашнего задания.
Высший балл – пересказал, используя дополнительный материал, заинтересовал. (экологическая катастрофа, озоновые дыры)
Средний балл — пересказал своими словами.
Низший балл — пересказал текст близко к учебнику.
И, наконец, третий плюс – такие линеечки мотивируют на самостоятельное изучение материала, активизируют на поиск дополнительной информации.

Для быстрого понимания усвоения детьми материала я использую другие инструменты графического изображения. Это «полоски успеха» и «лесенки успеха».
Это самый простой и быстрый инструмент. Например: математика, 2 класс, УМК «Планета знаний», тема «Сложение двузначных чисел столбиком». В начале урока прошу ответить на вопрос «Умеете ли вы складывать столбиком?» и прошу отметить полосками свое решение (показать). Этот же вопрос задаю в конце урока, но акцентирую: «Не только умею, но и могу объяснить товарищу, выступить в роли учителя».

Либо лесенки успеха. Нужно закрасить человечка на том уровне, где, по вашему мнению, вы находитесь до объяснения материала и после него.

Еще один плюс техники графического изображения – это время. Мы как никто другой знаем о ценности его на уроке. Этот прием, доведенный до автоматизма, занимает меньше минуты.
Вывод: Прием графического изображения в виде линеечек, ступенек, полосок является интересной, не обидной и содержательной формой отметки. Он позволяет любому ученику увидеть свои успехи (потому что всегда есть критерии, по которым ребенка можно оценить как успешного). И, самое главное, помогает учителю вместе с ребенком понять и найти пути коррекции. Ребенок осознанно понимает, что ему нужно сделать, чтобы достичь желаемого результата.
Следующий прием, который я использую на своих уроках, – техника символьного изображения.
При изучении темы договариваемся с ребятами о сигналах.
• Большой палец руки направлен вверх – Я понимаю;
• Большой палец направлен в сторону – я все еще не понимаю;
• Помахать рукой – Я не совсем уверен.
Посмотрев на сигналы, я предлагаю высказаться учащимся. Задаю вопрос: «Что именно вам не понятно?» Слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа, и тем, кто все понял.
Еще один прием жестовой символики:
Прием «5» пальцев:
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт получил?
Б (безымянный) – близость к цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Цветовая оценка «Светофор»
• Я не понял(а) тему
• В целом все понятно, но остались некоторые неясности
• Мне всё понятно
Знаковая символика

Шкала успеха:

— Я мог (ла) работать и лучше;

— Сегодня я понял(а), чего мне не хватает для успешной работы;

— Я сегодня плохо работал (а);

— Я очень старался(ась), но у меня не всё получилось;

— Сегодня я работал (а) в полную силу. У меня всё получилось.
— весёлый смайлик мне было легко выполнять работу
— серьезный смайлик мне пришлось подумать
— грустный смайлик мне понадобилась помощь

Прием «Оценка – не отметка»
Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.
«Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!» – фразы, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке.
«Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно. Наверное, ты неважно себя чувствовал» – фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха.

Прием формирующего обучения «Дерево успеха». Он заключается в том, что учащиеся самостоятельно выбирают нужный цвет листка, фрукта, шарика, где определенным цветом на дереве обозначены уровни усвоения материала. Затем учащиеся вывешивают на шаблон дерева, выбранный предмет.
Красный цвет — «совсем не понятно»
Желтый цвет – «надо повторить ещё раз»
Зелёный цвет — «всё легко и просто»

При подведении итога урока я могу проанализировать на основе цветовых оттенков, как был усвоен уровень предметного материала учащимися. Этот прием очень хорошо работает на уроках русского языка и математики при объяснении нового материала.
Пример. Прием неоконченных предложений
• Я почувствовал, что…
• Было интересно…
• Меня удивило…
• Своей работой сегодня я…, потому что…
• Мне захотелось…
• Мне больше всего удалось…
• Сегодня я узнал…
• Было трудно…, потому что…
• Я научился…
• Задания для меня показались…, потому что…
• Для меня было открытием то, что…
Учитывая возрастные особенности младших школьников, пришла к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому на первоначальном этапе предлагала ребятам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:
• Я узнал…
• Я научился…
• Мне было трудно….
• Я не понял….
Проводя системную работу из урока в урок, наблюдала, как повышается уровень оценочной деятельности детей. Если на первых этапах дети просто перечисляли основные навыки, которые они приобрели в ходе изучения определенной темы (Я узнал, что такое имя существительное), то в дальнейшем оценочные суждения стали более интереснее (Я научился работать в группе. Мне было трудно оценить работу товарища…).
В системе оценивания в начальной школе используется в основном внутренняя оценка, выставляемая учителем, школой. Формирующее оценивание направлено на ученика и работает для него. Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.
Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы (проекты, исследования, практики и пр.), он не имеет инструментов, чтобы оценить их результаты. Способом решения данной проблемы может стать появление в повседневной практике новых для нашей школы современных форм оценивания, и прежде всего «формирующего оценивания» как формы деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя.
Формирование навыков, необходимых для непрерывного обучения, особенно важно для достижения успеха.
В заключении сделаем некоторые выводы.

Для формирующего оценивания комплекс инструментов должен:
• фокусировать внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания, давать учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение;
• ориентироваться на качественную оценку действий учащихся, работать на улучшение качества учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок;
• иметь широкий ассортимент простых техник, которые легко и быстро освоить учителю для получения от учеников обратной связи относительного того, как они учатся;
• носить непрерывный (цикличный) характер продолжающегося процесса, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии;
• ориентировать на все виды образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные результаты).

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

шесть − пять =