Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Цели деятельности учителя: познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных (удвоенных) согласных; провести наблюдение: 1) над произношением долгого звука (ванна) в русских словах, в таких словах наличие двойных согласных можно определить по слуху; 2) над смыслоразличительной ролью двойных согласных (бал – балл, дрожжи – дрожи), учить работать с учебным текстом, упражнять в написании слов с двойными согласными.
Планируемые результаты: личностные: осознают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;
Метапредметные: регулятивные – научатся понимать цель выполняемых действий; получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; познавательные – научатся строить модели слова (звуковые и буквенные), владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся записывать текст со словами с двойными согласными; получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок
– Добрый день!
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– А хотите ли вы учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
– Начинаем урок русского языка.
Вспомним, чему мы учились с вами на прошлых уроках?
(у. – учились писать слова с орфограммами в корне слова).
— Какие орфограммы корня вы знаете?
— Сегодня мы с вами продолжим путешествие по орфографическому царству.
II. Актуализация знаний.
На доске: кк бб мм нн сс пп лл жж рр
— Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать?
(Все согласные, строчные)
– Можно ли сказать, что это слоги?
(Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)
– Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
Проверка.
– В каком порядке записали буквы? (бб, жж, кк, лл, мм, нн, пп, рр, сс
– Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, двойные).
III. Тема урока.
— О каких словах мы будем говорить на уроке?
(О словах с двойными согласными)
IV. Постановка цели и задач урока.
— Отталкиваясь от темы урока, скажите цели нашего урока, опираясь на опорные слова:
1. Познакомиться… (со словами с двойными согласными)
2. Научиться… (правильно писать эти слова)
— Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов с двойными согласными.
V. Работа по теме урока.
1. Работа с упражнением 1, страница 30. Сравни звучание и написание согласных в именах. От чего зависит написание двойных согласных?
— В каких случаях мы должны писать двойную согласную?
— А сможете ли вы ответить на этот вопрос?
— Как зовут вашу одноклассницу по фамилии Мальчонок? (Аня)
— Давайте сделаем транскрипции её имени.
[Ан’а] – Аня, полное имя [Ана] – Анна
Аля, Алла, Эля, Эмма
— Как произносится согласный звук на месте двойных согласных?
У: Долго.
— Двойная согласная, долгий звук при произношении.
— Итак, когда же нужно писать двойные согласные буквы в корне слова?
Ответы детей.
— Двойные согласные пишутся в словах там, где слышится долгий согласный звук.
2. Работа с упражнением 2.
— Я читаю текст загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь, делая звуковую запись слова и буквенную.
Я не море и не речка,
Я не озеро, не пруд,
Но как утро или вечер –
Люди все ко мне бегут. (Ванна)
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (кассир)
3. Физминутка.
Игра «Поймай слово». (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).
Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.
4. Упражнение 3.
— Составьте с данными словами словосочетания «прил. + сущ»
Запишите по образцу:
Ванна – ванная комната.
— Как называются слова: ванна, ванная? (однокоренные). Выделите корни.
— Обратите внимание, что при образовании однокоренных слов двойные согласные сохраняются.
Металл – металлическая посуда.
Масса – массовое мероприятие.
Группа – групповые занятия.
Класс – классный журнал.
— Что же мы узнали на уроке?
Ученики делают вывод. Затем читают правило на странице 30.
5. Сравните значения слов в упражнении 4.
Балл – оценка в школе.
Бал – большой танцевальный вечер.
Дрожжи – вещество, состоящее из микроскопических грибков, вызывающих брожение.
Дрожи – от слова дрожать от холода или страха.
Сумма – значение чисел при сложении.
Сума – от сумки.
VI. «Выведение правила переноса слов»
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се).
Шестой день недели (суб-бота)
Дорога с твёрдым покрытием (шос-се)
Спортивная игра с мячом и шайбой (хок-кей)
Место, где продают билеты (кас-са)
Комната для занятий (класс)
Дорога с рядами деревьев по сторонам (ал-лея)
Сейчас нам надо будет решить грамматическую задачу. На доске два предложения
Я сегодня всем наврал – от стыда аллею. Вот пойду и спрячусь я в тёмную алею.
— Всё ли правильно записано в этих предложениях? Объясните. (записать исправленные предложения)
— Почему мальчику захотелось спрятаться в аллее? Что лучше надо было сделать, раз уж так получилось? (Извиниться)
VII. Творческая работа(в группах)
– Используя слова с двойными согласными, придумайте связный текст. Озаглавьте его.
Суббота, аллея, жужжат.
Прослушивание текстов.
(В субботу мы гуляли в парке. Там много тенистых аллей. Вот аллея берёз и лип. Там жужжат пчёлы.
6. Выполнение упражнения 5.
1 ряд – пишите предложения под цифрой 1.
2 ряд – под цифрами 2 и 3.
3 ряд – под цифрами 4 и 5.
VI. Итог урока.
К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.
– С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
– Какой новый секрет русского языка вы узнали?
– Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?
– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно запомнить)
VIII. Оценивание.
IX. Домашнее задание. Страница 31, упражнение 6.
Для первой группы другое задание. Задание труднее, но интереснее:
Составить и записать небольшой рассказ со словами: перрон, пассажиры, касса, кассир, группа, класс, Алла, Филипп, Инна, программа, кроссворд.