Урок русского языка («открытия» нового знания) в 1 классе. УМК «Планета знаний». Тема урока: Звук [щ,]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча – ща и чу – щу. УМК «Планета Знаний»


Автор: Надежда Николаевна Дергилева
Место работы: МБОУ СОО «Школа № 2 г. Облучье»
Должность: учитель начальных классов


Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с непарным мягким согласным звуком [щ,] и буквами Щ, щ, обозначающими звук на письме, буквосочетаниями ча – ща, чу – щу.

Формируемые УУД:

Предметные:

1. Познакомить с новой буквой и звуком.

2. Познакомить с правилом написания ща, щу.

3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с изученной буквой и сочетаниями ча-ща, чу –щу.

4. Совершенствовать навыки осознанного чтения и развивать фонематический слух, обогащать словарный запас;

Метапредметные:

Познавательные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, формулировать и удерживать учебную задачу.

Регулятивные: выделять группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Коммуникативные:

— строить понятные высказывания, работать в паре.

— выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками:

— воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать и исправлять свои ошибки, делать выводы.

Личностные:

— формировать интерес к предметно- исследовательской деятельности;

— определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Оборудование: Т.М. Андрианова Букварь 1 класс, презентация, карточки для составления звуковых схем (или цветные карандаши), карточки с текстом, конверты со словами для составления предложений.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности.

1). С добрым утром, начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

А работать и читать.

2). – Ребята, давайте прочитаем пословицу:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

— Как вы её понимаете? (Чтобы чего – то добиться, нужно трудиться)

— Вот и мы с вами, чтобы открыть новое, должны потрудиться.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Цель: 1) повторить признаки гласных и согласных звуков, правила написания сочетаний ча – чу.

2) повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

— На какие две группы делятся звуки?

— Давайте вспомним особенности гласных и согласных звуков.

— Назовите признаки гласных звуков. (Произносятся с голосом, при произношении воздух не встречает препятствий во рту, образуют слоги)

— Назовите признаки согласных звуков. (Произносятся с трудом, при произношении встречает воздух преграду в виде языка, губ и зубов, слог не образует)

— На какие две группы можно разделить гласные? (На гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука и на гласные, которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука)

— Назовите гласные, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука. (ё, е, я, ю, и)

— Какие гласные буквы могут иметь два звука? (е, ё, ю, я). Когда они дают два звука?

— Прочитайте слова: чудесный, часовой. Какое правило надо помнить при написании этих слов?

Оцените свою работу на листе оценки достижений:

Зелёный – молодец, всё делал правильно.

Жёлтый – хорошо, но были ошибки.

Красный – нужна помощь.

III. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете.

— К какой сказке художник нарисовал картинку на странице 97? (Сказка называется «По щучьему веленью»)

— Кто главный герой сказки? (Емеля)

— Расскажите, какой эпизод из сказки изображён на картинке в книге? (Емеля выловил из проруби щуку)

— О чём просила щука Емелю? (Чтобы он отпустил её, а взамен она исполнит любое его желание)

1). Вычленение звука ,].

— Какую рыбку поймал Емеля? (щуку)

— Произнесите первый звук.

— Какой это звук? (согласный, глухой)

— На что похож этот звук? (на шипение)

— Значит, звук ,] шипящий.

— Как произносится звук ,]? (мягко)

2). О чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Звук ,]. Буква Щ, щ)

3). Какие задачи поставите для себя? (Познакомиться с новым звуком и буквой; научиться читать слова с новой буквой)

IV. Работа над новым материалом.

1) Фонетическая зарядка.

— А сейчас потренируем своё умение слышать в слове звук ,]. На парте у вас лежат карточки с пустыми клетками. Если услышите звук ,] в начале слова – закрашиваем первую клетку, если в середине – вторую, а в конце слова – третью.

   

Ящик, ключик, плащ, мяч, щенок, лещ, щётка, чаща.

Оцените свою работу на листе оценки достижений:

Зелёный – молодец, всё делал правильно.

Жёлтый – хорошо, но были ошибки.

Красный – нужна помощь.

— Звуки ,] и ,] очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся их произносить в скороговорке:

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока. С. Маршак.

2) Знакомство с буквой Щ.

— На что похожа буква щ? (щётка, гребешок, забор)

3) Работа по букварю.

— Потренируемся читать слова с новой буквой.

— Прочитайте слова первого столбика.

— Что такое чаща? (густой лес)

— Прочитаем слова второго столбика. Чем различается написание этих слов? (букву т заменили буквой л)

— Читаем слова третьего столбика. А чем эти слова различаются? (заменили первую букву)

Пропедевтика: вещь – с мягким знаком (ж.р.), лещ – без мягкого знака (м.р.)

— Читаем четвёртый столбик.

Произношение слов, начинающихся с сочетания сч ([щ,]).

Счётчик, счастье, счёт, считалочка.

4. Правило на странице 97.

 

5. Чтение считалочки: «Щучья считалочка». Разыгрывание её вместе со счётом. (Работа в паре. )

— Какой вы увидели щуку? (Хищная, зубастая, злая).

— А лещ какой? (Проворен и умён)

— Где вам могут пригодиться считалочки? (в игре)

— Другие знаете считалки?

Оцените свою работу на листе оценки достижений:

Зелёный – молодец, всё делал правильно.

Жёлтый – хорошо, но были ошибки.

Красный – нужна помощь.

6. Работа со стихотворением И. Токмаковой.

— Есть ли на свете такая страна?

— Почему такой страны не может быть? (Потому что всё, что описано в стихотворении похоже на сказку. Неживые предметы оживают).

— Почему автор приписывает такие действия именно этим предметам?

Ботинок – язычок, картошка – глазок, бутылка – горлышко, стул – ножки).

V. Итог урока. Рефлексия.

— С какой буквой познакомились?

— Какой звук она обозначает?

— Какое правило узнали на уроке?

Оцените свою работу на листе оценки достижений:

У кого только зелёный цвет?

Жёлтый -? Красный — ?

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 3 =