Фрагмент урока русского языка. 2 класс, УМК «Планета Знаний». Тема: Слова с двойными согласными.


Автор: Надежда Николаевна Дергилева
Место работы: МБОУ СОО «Школа № 2 г. Облучье»
Должность: учитель начальных классов


Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Цели деятельности учителя: познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных (удвоенных) согласных; провести наблюдение: 1) над произношением долгого звука (ванна) в русских словах, в таких словах наличие двойных согласных можно определить по слуху; 2) над смыслоразличительной ролью двойных согласных (бал балл, дрожжи дрожи), учить работать с учебным текстом, упражнять в написании слов с двойными согласными.

Планируемые результаты: личностные: осознают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

Метапредметные: регулятивные – научатся понимать цель выполняемых действий; получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; познавательные – научатся строить модели слова (звуковые и буквенные), владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся записывать текст со словами с двойными согласными; получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок

Добрый день!

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

А хотите ли вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

Начинаем урок русского языка.

Вспомним, чему мы учились с вами на прошлых уроках?

(у. – учились писать слова с орфограммами в корне слова).

— Какие орфограммы корня вы знаете?

— Сегодня мы с вами продолжим путешествие по орфографическому царству.

II. Актуализация знаний.

На доске: кк бб мм нн сс пп лл жж рр

— Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать?

(Все согласные, строчные)

Можно ли сказать, что это слоги?

(Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)

Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.

Проверка.

В каком порядке записали буквы? (бб, жж, кк, лл, мм, нн, пп, рр, сс

Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, двойные).

III. Тема урока.

— О каких словах мы будем говорить на уроке?

(О словах с двойными согласными)

IV. Постановка цели и задач урока.

— Отталкиваясь от темы урока, скажите цели нашего урока, опираясь на опорные слова:

1. Познакомиться… (со словами с двойными согласными)

2. Научиться… (правильно писать эти слова)

— Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов с двойными согласными.

V. Работа по теме урока.

1. Работа с упражнением 1, страница 30. Сравни звучание и написание согласных в именах. От чего зависит написание двойных согласных?

— В каких случаях мы должны писать двойную согласную?

— А сможете ли вы ответить на этот вопрос?

— Как зовут вашу одноклассницу по фамилии Мальчонок? (Аня)

— Давайте сделаем транскрипции её имени.

[Ан’а] – Аня, полное имя [Ана] – Анна

Аля, Алла, Эля, Эмма

— Как произносится согласный звук на месте двойных согласных?

У: Долго.

— Двойная согласная, долгий звук при произношении.

— Итак, когда же нужно писать двойные согласные буквы в корне слова?

Ответы детей.

— Двойные согласные пишутся в словах там, где слышится долгий согласный звук.

2. Работа с упражнением 2.

— Я читаю текст загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь, делая звуковую запись слова и буквенную.

Я не море и не речка,

Я не озеро, не пруд,

Но как утро или вечер –

Люди все ко мне бегут. (Ванна)

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (кассир)

3. Физминутка.

Игра «Поймай слово». (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.

4. Упражнение 3.

— Составьте с данными словами словосочетания «прил. + сущ»

Запишите по образцу:

Ванна – ванная комната.

— Как называются слова: ванна, ванная? (однокоренные). Выделите корни.

— Обратите внимание, что при образовании однокоренных слов двойные согласные сохраняются.

Металл – металлическая посуда.

Масса – массовое мероприятие.

Группа – групповые занятия.

Класс – классный журнал.

— Что же мы узнали на уроке?

Ученики делают вывод. Затем читают правило на странице 30.

5. Сравните значения слов в упражнении 4.

Балл – оценка в школе.

Бал – большой танцевальный вечер.

Дрожжи – вещество, состоящее из микроскопических грибков, вызывающих брожение.

Дрожи – от слова дрожать от холода или страха.

Сумма – значение чисел при сложении.

Сума – от сумки.

VI. «Выведение правила переноса слов»

При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се).

  • Шестой день недели (суб-бота)

  • Дорога с твёрдым покрытием (шос-се)

  • Спортивная игра с мячом и шайбой (хок-кей)

  • Место, где продают билеты (кас-са)

  • Комната для занятий (класс)

  • Дорога с рядами деревьев по сторонам (ал-лея)

Сейчас нам надо будет решить грамматическую задачу. На доске два предложения

Я сегодня всем наврал – от стыда аллею. Вот пойду и спрячусь я в тёмную алею.

— Всё ли правильно записано в этих предложениях? Объясните. (записать исправленные предложения)

— Почему мальчику захотелось спрятаться в аллее? Что лучше надо было сделать, раз уж так получилось? (Извиниться)

VII. Творческая работа(в группах)

Используя слова с двойными согласными, придумайте связный текст. Озаглавьте его.

Суббота, аллея, жужжат.

Прослушивание текстов.

(В субботу мы гуляли в парке. Там много тенистых аллей. Вот аллея берёз и лип. Там жужжат пчёлы.

6. Выполнение упражнения 5.

1 ряд – пишите предложения под цифрой 1.

2 ряд – под цифрами 2 и 3.

3 ряд – под цифрами 4 и 5.

VI. Итог урока.

К концу подходит наш урок

Пора нам подвести итог.

С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

Какой новый секрет русского языка вы узнали?

Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?

Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно запомнить)

VIII. Оценивание.

IX. Домашнее задание. Страница 31, упражнение 6.

Для первой группы другое задание. Задание труднее, но интереснее:

Составить и записать небольшой рассказ со словами: перрон, пассажиры, касса, кассир, группа, класс, Алла, Филипп, Инна, программа, кроссворд.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + девятнадцать =