Гендерный подход в развитии речи мальчиков и девочек: консультация для родителей


Автор: Антонина Сергеевна Орлова
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 43»
Должность: учитель-логопед


Одно из главных условий развития человека и личности – своевременное овладение речью. Речь у мальчиков и девочек появляется и развивается также по специфическим гендерным особенностям. Да, по статистике, у девочек речь развивается раньше и быстрее, чем у мальчиков. Это, конечно, нельзя считать правилом, потому что на развитие ребёнка влияет много разных факторов, но в большинстве случаев мальчики действительно начинают говорить позже.

Речь девочек более четкая, у них чистое произношение, а также раньше появляются предложения. Уже с детского возраста девочки превосходят мальчиков в развитии речевых функций. К двум годам словарный запас девочек свыше трехсот слов, у мальчиков такой словарный запас формируется в среднем на четыре месяца позднее.

Далее речь девочек по грамматическому строю и словарному запасу богаче, они использует в речи большое количество глаголов, местоимений и предлогов. Навыки чтения у девочек формируются раньше. По статистическим данным до семи лет девочки в интеллектуальном и речевом развитии опережают мальчиков.

Процесс усвоения речи у девочек начинается раньше в среднем на два месяца. Активно говорить девочки начинают в год и восемь месяцев, мальчики на два месяца позже, обычно после года и десяти месяцев, такие различия объясняются накоплением большого количества глаголов в активном словаре у девочек. Именно с этим связано и некоторое опережение в появлении коротких двухсловных высказываний девочек по сравнению с мальчиками.

Таким образом, речевое развитие мальчиков и девочек разное. У мальчиков речевое развитие гораздо ниже, чем у девочек.

Мальчики:

1. Для обучения детей четкому и быстрому проговариванию слов нужно чаще использовать скороговорки и чистоговорки.

2. Проводить упражнения и дидактические игры по грамматическому строю речи и обогащению словаря.

3. Во время пересказа литературных произведений больше внимания обращают на действия персонажей и могут не завершить рассказ.

4. Плохо разбираются в отношениях персонажей читаемого произведения.

5. Затруднение вызывают упражнения на сравнение предметов (Например: Колючий, как ежик).

Девочки:

1. Девочки быстро говорят, раньше учатся читать, красивее пишут, словарный запас богаче, чем у мальчиков.

2. Речь более эмоциональна, насыщенна, умело строят сложные предложения.

3. Затруднение вызывает анализ литературного произведения, умение оценить поступки героев, дать ответ на вопрос: «Чему учит нас это произведение?»

4. С девочками нужно проводить упражнения на использование в речи конкретных описаний предметов (например: дом прямоугольный).

— У мальчиков и девочек речевой контроль реализуется на одинаковом уровне, но обеспечивается интеграцией различных функциональных систем.

— Девочки лучше воспринимают эмоциональную речь; мальчики краткую, сдержанную.

— Для девочек важны чувства и эмоции, именно их они пытаются заметить в речи взрослых. С мальчиками разговаривать гораздо эффективнее конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие».

— Девочки лучше воспринимают информацию в словесной форме. Мальчики напротив словесную информацию воспринимают плохо, для них важен пример взрослых. Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут.

Занимаясь дома с детьми необходимо учитывать их психофизиологические особенности. Для оптимального процесса обучения и воспитания принципы работы с мальчиками: быстрый темп подачи материала, высокую двигательная активность, поисковую деятельность, элементы соревновательности, большое количество логических заданий, подход к формированию правил через практические действия и очень важно, чтобы объяснение материала и инструкция к заданиям были чёткими и немногословными; и принципы работы с девочками: невысокий темп подачи материала, использование красочного материала с предпочтением красного спектра; при сообщении важного момента концентрация внимания на нём; эмоционально окрашенная подача материала; увеличение количества повторений пройденного материала; подача материала от частного к общему; подача абстрактных понятий через примеры реальных жизненных ситуаций.

Какие речевые упражнения можно проводить с учетом гендерного подхода? Так, можно использовать артикуляционную гимнастику для мальчиков (например, комплекс упражнений «Путешествие на машине») и отдельно для девочек (например, комплекс упражнений «Золушка»). Для того чтобы повысить интерес девочек к выполнению сложных и рутинных упражнений, превратить каждодневные тренировки в веселое увлекательное путешествие по сказке. Яркие, интересные картинки, сопровождаются простыми и понятными двустишиями.

Используя разнообразные творческие задания, новые подходы к речевым упражнениям, повышается интерес детей к занятиям. Для детей упражнения по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у мальчиков с нарушениями речи более неустойчивое внимание, быстрее наступает усталость, чем у девочек.

Когда работа по автоматизации звуков достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах, можно значительно разнообразить занятия, используя мотивационные игры с картинным материалом. Например, логопедическая игра для мальчиков на автоматизацию звука «Ш» в словах «Загони грузовые (легковые) машины в гараж», логопедическая игра для девочек на автоматизацию звука «Р» в словах «Подари кукле подарки».

Дидактические игры для мальчиков и девочек помогают быстрее закрепить поставленный звук в речи, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными, с учетом гендерного подхода.

Знание гендерных особенностях развития речи позволяется правильно распределять нагрузку и развивать слабые стороны ребенка, опираясь на их сильные.