Цель занятия: осознание своего эмоционального состояние возможности изменения себя. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Психологические задачи:
• выяснить вместе с детьми, что такое настроение, каким оно бывает и от чего зависит;
• подвести детей к мысли, что настроение – составная часть здоровья человека и о нём тоже надо заботиться;
• обсудить с детьми способы поднятия, улучшения здоровья;
Технологии, используемые на занятии:
Использование успокаивающей и восстанавливающей музыки. Игротерапия. Диагностический этап. Сказкотерапия. Арт-терапия.
Занятие с элементами тренинга.
Форма занятия (групповая). Продолжительность занятия – 40 минут.
Структура занятия.
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка – 10 минут.
Коррекционно-развивающий этап – 20 минут.
Подведение итогов – 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
Методическое обеспечение:
музыкотерапия;
карточки с изображением цветов;
игрушка «Солнышко»; 3 стаканчика с водой, краски, кисточки (для демонстрации «опыта»);
цветные карандаши и фломастеры, листы А4, для всех детей.
Ход
1. Ритуал приветствия:
Упражнение 1. «Здравствуй!»
Цель: приветствие участников, установление эмоционального контакта, стимулирование к дальнейшей работе.
Участникам предлагается поздороваться разными способами, используя:
— рукопожатие; прикосновение; объятия.
Инструкция: «Сейчас мы с вами будем здороваться, но здороваться по- разному. Придумайте и продемонстрируйте свой способ приветствия –используя различные рукопожатия прикосновения объятия».
Обсуждение упражнения.
2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей: поднять их настроение и активность.
Упражнение 2. «Я рад общаться с тобой»
Ребенок, которому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому, произнеся слова «Я рад общаться с тобой».
По цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает упражнение ведущий словами: «Ребята, я рада общаться с вами!»
Упражнение 3. (диагностический этап).
«Цвет моего настроения».
Вы знаете много цветов. Они все разных размеров, цветом, формы. Какие-то вам нравятся, какие-то нет. Они вызывают у вас разные чувства и могут повлиять на ваше настроение. Какое настроение у Вас в настоящий момент, мы попробуем определить сейчас. Выбирать цветок и рассказать, почему его выбрал. Сложить цветок на отдельном листе бумаги.
Обсуждение.
3. Основная часть: групповая дискуссия.
«Такие разные настроения»
Часто не получается сделать что-то так, как хотелось бы. Иногда бывает грустно без близких людей и обидно. Как справляться с плохим настроением? Этот вопрос нередко возникают у ребят.
Настроение – это наше внутреннее, душевное состояние. Настроение зависит от того, какие чувства, мысли, эмоции мы переживаем.
Психолог читает детям: Сказку — рассказ про настроение.
Показать на примере: три стакана с водой:
– Когда мы чувствуем себя хорошо, то у нас все получается, мы всем довольны и всех любим.
В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у нас ясные и чистые (стакан с чистой водой).
– Когда в его голову приходят отличные идеи, то и настроение бывает прекрасным, радостным, и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросить во второй стакан блестки и размешать их).
– Но бывает, что мысли грустные и неприятные, и нам плохо или обидно. Тогда наши мысли похожи на темную, мутную воду (в третий стакан – кусочек глины).
Обсуждение:
— бывало ли у вас такое грустное настроение, как у солнышка, когда;
— что вы чувствовали при этом;
— о чем думали;
— как вы выходили из грустного состояния;
— нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение;
— что нужно делать, чтобы оно прошло?
Групповая дискуссия
«Темные» мысли: я плохой, я не умею, я боюсь.
«Светлые» мысли: я справляюсь, я научусь, все будет хорошо.
«Подумай о хорошем – и будет хорошо!», перечисляют мысли, которые могут испортить настроение («темные») и улучшить его («светлые»).
«Правило-секрет»: наше настроение зависит от наших мыслей.
«Подумай о хорошем – и все будет хорошо!».
Советы психолога.
Потопать ногами. Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.
Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.
Надуть злостью шарик, завязать и бросить его в воздух – с ним ваше плохое настроение улетит далеко.
Арттерапия. Рисование на тему «Мое настроение».
Давайте попробуем нарисовать свое настроение. На что оно похоже?
Обсуждение: что они нарисовали, какие краски использовали.
Каждому цвету соответствует настроение. Цвет передает психологическое настроение.
Красный цвет – восторженное настроение;
Оранжевый цвет – радость;
Желтый цвет – светлое, приятное настроение;
Зеленый цвет – спокойное настроение;
Синий цвет – грусть;
Фиолетовый цвет – тревожное, напряженное настроение;
Черный цвет – упадок, уныние.
4. Рефлексия занятия:
Осмысление — почему это важно, зачем мы это делали.
Что понравилось или не понравилось.
Что было хорошо или плохо, и почему.
Упражнение «Микрофончик»
5. Ритуал прощания:
Упражнение: «Объятие по кругу».