Групповое занятие с детьми на тему «Что такое настроение?»


Автор: Климанская Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ «Лицей № 23 с этнокультурным (еврейским) компонентом»
Должность: педагог-психолог


Цель занятия: осознание своего эмоционального состояние возможности изменения себя. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Психологические задачи:

выяснить вместе с детьми, что такое настроение, каким оно бывает и от чего зависит;

подвести детей к мысли, что настроение – составная часть здоровья человека и о нём тоже надо заботиться;

обсудить с детьми способы поднятия, улучшения здоровья;

Технологии, используемые на занятии:

Использование успокаивающей и восстанавливающей музыки. Игротерапия. Диагностический этап. Сказкотерапия. Арт-терапия.

Занятие с элементами тренинга.

Форма занятия (групповая). Продолжительность занятия – 40 минут.

Структура занятия.

Ритуал приветствия – 2 минуты.

Разминка – 10 минут.

Коррекционно-развивающий этап – 20 минут.

Подведение итогов – 6 минут.

Ритуал прощания – 2 минуты.

Методическое обеспечение:

  • музыкотерапия;

  • карточки с изображением цветов;

  • игрушка «Солнышко»; 3 стаканчика с водой, краски, кисточки (для демонстрации «опыта»);

  • цветные карандаши и фломастеры, листы А4, для всех детей.

Ход

1. Ритуал приветствия:

Упражнение 1. «Здравствуй!»

Цель: приветствие участников, установление эмоционального контакта, стимулирование к дальнейшей работе.

Участникам предлагается поздороваться разными способами, используя:

— рукопожатие; прикосновение; объятия.

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем здороваться, но здороваться по- разному. Придумайте и продемонстрируйте свой способ приветствия –используя различные рукопожатия прикосновения объятия».

Обсуждение упражнения.

2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей: поднять их настроение и активность.

Упражнение 2. «Я рад общаться с тобой»

Ребенок, которому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому, произнеся слова «Я рад общаться с тобой».

По цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает упражнение ведущий словами: «Ребята, я рада общаться с вами!»

Упражнение 3. (диагностический этап).

«Цвет моего настроения».

Вы знаете много цветов. Они все разных размеров, цветом, формы. Какие-то вам нравятся, какие-то нет. Они вызывают у вас разные чувства и могут повлиять на ваше настроение. Какое настроение у Вас в настоящий момент, мы попробуем определить сейчас. Выбирать цветок и рассказать, почему его выбрал. Сложить цветок на отдельном листе бумаги.

Обсуждение.

3. Основная часть: групповая дискуссия.

«Такие разные настроения»

Часто не получается сделать что-то так, как хотелось бы. Иногда бывает грустно без близких людей и обидно. Как справляться с плохим настроением? Этот вопрос нередко возникают у ребят.

Настроение – это наше внутреннее, душевное состояние. Настроение зависит от того, какие чувства, мысли, эмоции мы переживаем.

Психолог читает детям: Сказку — рассказ про настроение.

Показать на примере: три стакана с водой:

Когда мы чувствуем себя хорошо, то у нас все получается, мы всем довольны и всех любим.

В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у нас ясные и чистые (стакан с чистой водой).

Когда в его голову приходят отличные идеи, то и настроение бывает прекрасным, радостным, и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросить во второй стакан блестки и размешать их).

Но бывает, что мысли грустные и неприятные, и нам плохо или обидно. Тогда наши мысли похожи на темную, мутную воду (в третий стакан – кусочек глины).

Обсуждение:

— бывало ли у вас такое грустное настроение, как у солнышка, когда;

— что вы чувствовали при этом;

— о чем думали;

— как вы выходили из грустного состояния;

— нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение;

— что нужно делать, чтобы оно прошло?

Групповая дискуссия

«Темные» мысли: я плохой, я не умею, я боюсь.

«Светлые» мысли: я справляюсь, я научусь, все будет хорошо.

«Подумай о хорошем – и будет хорошо!», перечисляют мысли, которые могут испортить настроение («темные») и улучшить его («светлые»).

«Правило-секрет»: наше настроение зависит от наших мыслей.

«Подумай о хорошем – и все будет хорошо!».

Советы психолога.

Потопать ногами. Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.

Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.

Надуть злостью шарик, завязать и бросить его в воздух – с ним ваше плохое настроение улетит далеко.

Арттерапия. Рисование на тему «Мое настроение».

Давайте попробуем нарисовать свое настроение. На что оно похоже?

Обсуждение: что они нарисовали, какие краски использовали.

Каждому цвету соответствует настроение. Цвет передает психологическое настроение.

Красный цвет – восторженное настроение;

Оранжевый цвет – радость;

Желтый цвет – светлое, приятное настроение;

Зеленый цвет – спокойное настроение;

Синий цвет – грусть;

Фиолетовый цвет – тревожное, напряженное настроение;

Черный цвет – упадок, уныние.

4. Рефлексия занятия:

Осмысление — почему это важно, зачем мы это делали.

Что понравилось или не понравилось.

Что было хорошо или плохо, и почему.

Упражнение «Микрофончик»

5. Ритуал прощания:

Упражнение: «Объятие по кругу».