«Узнай растение по описанию»
Игра-загадка, коллективная форма, провожу как на объяснении нового материала, так и на закреплении.
Тема: «Растительный мир», 1-2 класс.
Цель – закрепить знания детей о разных видах растений.
Игра начинается с отгадывания загадки о дереве.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего. Что плод мой мелок. (Дуб)
Дети говорят, как они догадались, о каком дереве идет речь, находят его на картинке. Учитель описывает дерево. При описании растений следует придерживаться примерно такого плана:
Высота дерева (очень высокое, высокое, невысокое).
Листья (величина, форма, окраска).
-
Цветки или плоды (цвет, форма, величина, запах).
Ствол (цвет, толщина, поверхность).
Ветви (толстые, тонкие, идут вверх, в сторону, вниз).
Далее учитель описывает клен, березу, калину, а ученики говорят, как они догадались, какое дерево он описал. При проведении игры можно использовать загадки.
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой
На длинной ножке. (Клен)
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
«Чьи детеныши?
Игра на сообразительность, групповая форма, провожу как на объяснении нового материала, так и на закреплении.
Тема: «Животный мир», 1-2 класс.
Цель – учить соотносить детеныша и взрослую особь одного и того же животного.
Участники делятся на три группы: первая детеныши, вторая – животные, третья – зрители. Представители первой группы получают картинки с изображением кошки, собаки, лошади, коровы и т. д. Представители второй группы получают картинки с изображением котенка, щенка, жеребенка, теленка и др. на лужайке, говорит учитель, весь день бегали и резвились малыши. Вечером пришли мамы и не могут отыскать своих детенышей. Помогите им, ребята!
Участники собираются в группы «мама – детеныш». Зрители оценивают правильность выполнения задания.
По окончании каждой игры, я подвожу итог о том, на что была направлена эта игра, правильно ли выполнили игровое задание дети.
Таким образом, дидактические игры, проводимые на уроках с обучающимися, позволили проследить, что дети младшего школьного возраста лучше усваивают и закрепляют учебный материал. На таких уроках младшие школьники активно работают, стараются помочь герою справиться с поставленной ситуацией и правильно выполнить игровое задание. Такие уроки способствуют развитию внимания, мышления, речи детей младшего школьного возраста, воспитывают интерес к учебной деятельности.