Игры на уроках окружающего мира


Автор: Нина Владимировна Филиппова
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»
Должность: учитель начальных классов


«Узнай растение по описанию»

Игра-загадка, коллективная форма, провожу как на объяснении нового материала, так и на закреплении.

Тема: «Растительный мир», 1-2 класс.

Цель закрепить знания детей о разных видах растений.

Игра начинается с отгадывания загадки о дереве.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего. Что плод мой мелок. (Дуб)

Дети говорят, как они догадались, о каком дереве идет речь, находят его на картинке. Учитель описывает дерево. При описании растений следует придерживаться примерно такого плана:

  1. Высота дерева (очень высокое, высокое, невысокое).

  2. Листья (величина, форма, окраска).

  3. Цветки или плоды (цвет, форма, величина, запах).

  4. Ствол (цвет, толщина, поверхность).

  5. Ветви (толстые, тонкие, идут вверх, в сторону, вниз).

Далее учитель описывает клен, березу, калину, а ученики говорят, как они догадались, какое дерево он описал. При проведении игры можно использовать загадки.

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист – ладошкой

На длинной ножке. (Клен)

Я на розу так похож,

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

«Чьи детеныши?

Игра на сообразительность, групповая форма, провожу как на объяснении нового материала, так и на закреплении.

Тема: «Животный мир», 1-2 класс.

Цель учить соотносить детеныша и взрослую особь одного и того же животного.

Участники делятся на три группы: первая детеныши, вторая – животные, третья – зрители. Представители первой группы получают картинки с изображением кошки, собаки, лошади, коровы и т. д. Представители второй группы получают картинки с изображением котенка, щенка, жеребенка, теленка и др. на лужайке, говорит учитель, весь день бегали и резвились малыши. Вечером пришли мамы и не могут отыскать своих детенышей. Помогите им, ребята!

Участники собираются в группы «мама – детеныш». Зрители оценивают правильность выполнения задания.

По окончании каждой игры, я подвожу итог о том, на что была направлена эта игра, правильно ли выполнили игровое задание дети.

Таким образом, дидактические игры, проводимые на уроках с обучающимися, позволили проследить, что дети младшего школьного возраста лучше усваивают и закрепляют учебный материал. На таких уроках младшие школьники активно работают, стараются помочь герою справиться с поставленной ситуацией и правильно выполнить игровое задание. Такие уроки способствуют развитию внимания, мышления, речи детей младшего школьного возраста, воспитывают интерес к учебной деятельности.