Игры в детском саду


Автор: Надежда Николаевна Трейленберг
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 44» г. Биробиджана
Должность: воспитатель


«Сравни разных зверят»

Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих: 5-6 детей

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

— Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).

— Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий).

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

«Козлята и зайчик»

Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.

Количество играющих: 4-6 детей

Игровое правило: внимательно слушать собеседника

Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).

«Курочка-рябушка» по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Количество играющих: подгруппа детей.

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей.

Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

— Курочка Ряба, куда ты пошла?
— На речку.

— Курочка Ряба, зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

Дидактические игры

«Что бывает такой формы»

Цель: учить различать фигуры, развивать память, мышление.

Ход игры: Яблоко, какое – круглое. Окно какое – квадратное. Что бывает круглым, квадратным и т.д.

«Лото – цвета и фигуры»

Цель: освоение умений выделять различные формы и цвета.

Ход игры: Детям раздают карточки на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетание их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется эта фигура, берёт её и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

«Назови одним словом»

Цель: развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.)

Ход игры: Перед ребёнком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребёнок должен назвать фигуры одним словом.

«Что изменилось»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, памяти.

Материал: четыре больших квадрата ( три красных, один зелёный), два маленьких зелёных квадрата, один маленький зелёный круг.

Ход игры: Педагог предлагает детям – вы закроете глаза, а я уберу один квадрат, и вы скажите, какой именно квадрат я убрала: большой или маленький, красный или зелёный. Когда дети будут быстро справляться с заданием, можно убрать сразу по 2 – 3 квадрата.

«Подбери подходящее»

Цель: развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общим признакам.

Материал: карточки с изображением разнообразных геометрических фигур.

Ход игры: Перед ребёнком выкладываются три карточки с изображёнными на них геометрическими фигурами, находящимися в какой – либо зависимости. Задача ребёнка – подобрать четвёртую карточку с подходящей геометрической фигурой.

«Подбери по величине»

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники и т.д.), двух размеров — большие и маленькие.

Ход игры: Педагог кладёт на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга – маленькие. Игра проводиться с небольшой группой детей.

«Сложи квадрат»

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления.

Ход игры: Разложить кусочки квадратов по цвету и сложить из кусочков целый квадрат. Придумывать новые квадратики.

«Угадай по контуру»

Цель: развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по внешним очертаниям.

Материал: карточки с вырезанными предметами посередине.

Ход игры: Перед ребёнком раскладываются карточки с вырезанными посередине контурами предметов. Предметы предлагается вложить в соответствующие контуры.

«Чудесный мешочек»

Цель: развитие воображение, тактильные ощущения. Материал: чудесный мешочек, геометрические фигуры. Ход игры: Воспитатель предлагает детям на ощупь узнать, что лежит в мешочке.

Настольно-печатные игры

«Парные картинки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки.

Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.

Игровое действие: поиск нужных карточек.

«Сложи картинку»

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку.

Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки.

«Лото»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках.

Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке.

Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки.

«Домино»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку.

Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.

Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

Сказочные физминутки

Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход. Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте. (Потягивание.)
Потягушка, потянись! Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно, Он стучит в твое окно.

Репка

В огороде дедка репку посадил (присели) И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся) Расти, расти, репка, и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках) Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики) Большая – пребольшая, всем хватит угощенья (руки в стороны) Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках) Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх наносочках)

Иван-Царевич

(Делаем выпады) Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой, Волшебным он взмахнет мечом —
И Змей-Горыныч нипочем.
Сделал выпад раз и два —
Отлетела голова.
Еще выпад — три-четыре —
Отлетели остальные.

Колобок

Непоседа – Колобок покатился во лесок. Разве можно удержать Тех, кто хочет убежать? (имитация руками вращающегося Колобка) Смотрит бабушка в окошко, Дедушка глядит с крыльца: (слова сопровождаются показом) — Не видали сорванца? (нет) Колобок не устает, Быстро катится вперед (вращение руками). Впереди увидел лес, Где деревья до небес. (встать на цыпочки, потянуться) Слева — пробежал мышонок, Справа — квакнул лягушонок. Сороки трещат без умолку, Усевшись на старую елку (все слова сопровождаются показом). Долго глядя на чистое небо, Утомился шарик из хлеба. Он проделал нелегкий путь И собрался передохнуть (садятся на места).

Кот, петух и лиса

Жили Котик (пальцы растопырили) С Петушком (руками изобразили крылья) У лесной опушки, Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком») Подкралась к избушке (сделали руками крышу). Утащила Петушка За высоки горы (потянулись на носочках) Утащила Петушка В свою лисью нору. (присели, спрятали голову) Смелый котик в лес пошел (ходьба на месте) И нору Лисы нашёл. (присели) Умный Котик спас дружка (погладили себя по голове) Петю-Петю-Петушка. (сделали руками гребешок) Живут котик с Петушком У лесной опушки (руками сделали крышу) И теперь уже Лиса (повертели «хвостиком») Не ходит к их избушке. (погрозили пальчиком)

Теремок

В чистом поле теремок
Был не низок, ни высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щёлк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк (поклон).
Но набрел на теремок Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой (кулачок об кулачок).

Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый (сели на стульчики).
Сказка даст нам отдохнуть

(Дети повторяют описываемые движения.) Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем — и снова в путь! Нам советует Мальвина: — Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево — вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова: — Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять, Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Красной Шапочки совет: — Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь!

Раз грибок, два грибок

По тропинке леший шел, На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.) Раз грибок, два грибок, Вот и полный кузовок. (Приседания.) Леший охает: устал От того, что приседал. Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.) А потом назад прогнулся, А потом вперед прогнулся И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.) И налево, и направо Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.) Леший выполнил разминку И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

Царь Горох

(Дети повторяют описываемые движения.) Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку. Он головой крутил-вертел И танцевал вприсядку. Плечами уши доставал И сильно прогибался, Он руки к небу поднимал, За солнышко хватался.

Избушка на курьих ножках

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.) Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.) В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.) Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.) Нос крючком, (Показывают пальчиком.) Глаза большие, (Показывают.) Словно угольки горят. (Покачивают головой.) Ух, сердитая какая! (Бег на месте.) Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Буратино

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись) Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три) Руки в сторону развел, (развели руки в стороны) Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

Гномик

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.) Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед – «ищем пропажу».) Колпачок был непростым Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.) Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.) Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

Шел король по лесу

Шел король по лесу, по лесу, Нашел себе принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, Еще разок попрыгаем, попрыгаем, И ручками похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем. (Потопаем.)

Загадки о геометрических фигурах.

Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я. (Треугольник).


Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестрёнки,
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали, ведь это … (Квадрат).

Он похож на колесо,
А ещё на букву «О».
По дороге катится
И в ромашки прячется.
Нрав его совсем не крут,
Догадались, это …(Круг).

Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра.
И на маленький листочек

Мы поставим сотни…(Точек).

Ни угла, ни стороны,
А родня одни блины…(Круг).