Индивидуальные занятия с ребенком РАС в условиях специальной (коррекционной) школы


Автор: Лидия Сергеевна Соловьева
Место работы: МБОУ С(К)Ш г. Биробиджана
Должность: учитель


Даше 10 лет. Обучается на дому по программе 8.4. Дарья – инвалид детства.

В МБОУ «Специальная (коррекционная) школа» поступила 01.09.2018 года по решению психолого-медико-педагогической комиссии. До школы посещала муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21».

В связи с множественными нарушениями развития всех психических процессов (замедленного, неточного восприятия; наглядно-образного, замедленного и ситуационного мышления; механической, кратковременной памяти; зрительно-пространственной ориентировки), так же речевых, когнитивных, коммуникативных, эмоциональных нарушений и ограничением социального функционирования (расстройство аутистического спектра) по решению ПМПК было рекомендовано обучение по индивидуально разработанной адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с расстройством аутистического спектра (вариант №4). Учебная нагрузка – 10 часов в неделю. Дарья обучается в четвертом классе по специальной индивидуальной программе развития, обучение надомное. Девочка нуждается в индивидуальном обучении на дому на 2021-2022 учебный год с неполной учебной нагрузкой. Рекомендованы занятия с психологом.

В 2021-2022 учебном году в программу обучения Дарьи включены следующие учебные предметы: речь и альтернативная коммуникация, изобразительная деятельность, человек, математические представления, музыка и движение, адаптивная физкультура, домоводство, окружающий природный мир, окружающий социальный мир, профильный труд (ХБТ). Учебная нагрузка -10 часов в неделю. В реализации учебной программы Дарьи участвуют два учителя МБОУ «Специальная (коррекционная) школа».

У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с расстройствами аутистического спектра, системным недоразвитием речи. Наблюдается рассогласованность движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша (ручки). Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно: движения рук хаотичны, часто набирает в руки предметы и просто ими стучит по поверхности стола, потом эти предметы кладет в рот. Наблюдаются судороги, которые проявляются в громком крике, резких движениях, выкручивании пальцев рук, закатывании глаз.

Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий затруднено, внимание отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость, работоспособность (10-15 мин). Она с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, кричать. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам. С Дарьей ведется большая работа по коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств, по развитию и координации движений кисти руки и пальцев. Основными методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, словесный (работа по подражанию, по словесным инструкциям, по образцу). Ведется большая работа по выполнению инструкций педагога, по воспитанию усидчивости у девочки. Для осознанного и прочного усвоения учебного материала широко используются следующие средства обучения: иллюстрированный и раздаточный материал, трафареты геометрических фигур, овощей, фруктов, животных для письма, обводки и штриховки. В работе с ученицей включено большое количество игрового и познавательного материала. Её желание учиться, темп работы зависит от настроения и состояния здоровья. Девочка ненадолго фиксирует внимание на инструкции учителя, ей требуется постоянная смена деятельности, яркий, красочный дидактический занимательный материал, наглядность. Даше нравится манипулировать с предметами, с раздаточным материалом. На данный момент в обучении появились любимые дидактические игры.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у девочки формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительная направляющая помощь учителя.

Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Девочка издает отдельные, четко выраженные звуки, темп произношения эмоционален.

Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. От учителя требуется постоянное побуждение к деятельности, конкретное указание, часто-повторная инструкция. У Дарьи бывают во время занятий эмоциональные всплески (она начинает кричать и сильно махать руками, плачет, может замахнуться на педагога, сбросить со стола учебный материал), на замечания педагога реагирует, останавливается. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.

1. Занятие «Одежда»

Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепление умения пользоваться указательным жестом.

Закрепить умения различать предметы по цвету и величине.

Формировать умение объединять предметы в группы в соответствии с величиной и цветом.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительного восприятия; мелкой моторики; артикуляционной моторики; внимания.

Побуждение к визуальному контакту с педагогом через выполнение инструкции: «Посмотри на меня».

Формирование умения слышать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Покажи где…», «Дай мне…».

Развивать мелкую моторику в ходе выполнения упражнения.

Побуждать к жестам и речевым вокализациям.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям, усидчивости, желания доводить начатое до конца.

Социализирующие:

Установление эмоционального контакта, создание ситуации успеха (с помощью тактильного и словесного поощрения).

Вводная часть

Поздороваться привычным способом (помахать рукой, хлопнуть по ладошке…)

Игра «Улыбка» (взять ребёнка за обе руки, смотреть ему в глаза, улыбнуться и попросить улыбнуться в ответ)

Цель: налаживание эмоционального контакта с ребенком.

Основная часть

Упражнение 1. «Одень куклу».

Цель: закрепление представлений об одежде и её деталях, развитие зрительного восприятия, координации движений.

Материал: кукла со съемными деталями одежды

Педагог обращает внимание на одежду, сравнивает с одеждой ребенка, называет детали, просит показать такую же. Потом предлагаем одеть куклу.

Упражнение 2. «Подбери заплатку»

Цель: развитие восприятия и соотнесения цвета и формы.

Материал: картинки с изображением различной одежды с вырезанными геометрическими фигурами.

Педагог предлагает ребенку найти заплатки. Называет цвет и форму заплатки. Накладывает заплатку. Далее можно соединять заплатку и фигуру линией. Для этого упражнения хорошо использовать одежду из заплатки из ткани, таким образом, развивается и тактильное восприятие.

Психогимнастика. «Стирка» (можно взять небольшой таз и проделать все действия стихотворения с настоящей одеждой)

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку, (имитируют стирку, можно использовать настоящую одежду)

Свитерок и брюки — устали мои руки. (встряхивают обе руки.)

Упражнение 3 «Развесим сушиться одежду»

Цель: развитие восприятия и соотнесения цвета

Педагог предлагает прикрепить к одежде определённого цвета такие же прищепки (можно эти действия проделать на импровизированной сушилке для белья)

Упражнение 4. «Раскрась одежду»

Цель: развивать умение видеть границу контура, снятие эмоционального напряжения.

Материал: шаблоны одежды, краски или пластилин.

Ребенок пальчиками раскрашивает одежду понравившейся краской (приём тычок) или пластилином (приём размазывания).

Заключительная часть.

Рефлексия. Ритуал прощания. Игра «Встретимся опять»

Цель: налаживание эмоционального контакта с ребенком.

Педагог и ребенок прощаются. Движения: хлопок перед собой, хлопок ладонями друг с другом. Произнести слова: «Пока. Даша, до свидания»

2. Занятие «Овощи«»

Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепление умения пользоваться указательным жестом.

Закрепить умения различать предметы по цвету и величине.

Формировать умение объединять предметы в группы в соответствии с величиной и цветом.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительного восприятия; мелкой моторики; артикуляционной моторики; внимания.

Побуждение к визуальному контакту с педагогом через выполнение инструкции: «Посмотри на меня», «Делай как я».

Формирование умения слышать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Покажи где…», «Дай мне…».

Развивать мелкую моторику в ходе выполнения упражнения.

Побуждать к жестам и речевым вокализациям.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям, усидчивости, желания доводить начатое до конца.

Социализирующие:

Установление эмоционального контакта, создание ситуации успеха (с помощью тактильного и словесного поощрения).

Вводная часть

Педагог приветствует ребёнка, берет его за руки. Спрашивает, как тебя зовут (берет руку ребенка, прикладывает к его груди, и говорит: «Я — Даша», используя прием «рука в руке», прикладывает руку ребенка к своей груди, называет свое имя: «Лидия Сергеевна»).

Цель: налаживание эмоционального контакта с ребенком.

Далее ребёнок здоровается с игрушкой, которая помогает ребёнку в ходе занятия.

Посмотри, к нам пришёл ёжик, давай поздороваемся с ёжиком: «Привет Ёжик».

 

Артикуляционная гимнастика

Педагог показывает ребёнку картинки с изображением бегемота, лягушки, лошадки и т. д.

— «Посмотри на меня», делай так:

— Широко откроем ротик, как голодный бегемотик! “А”

— Улыбаюсь, как лягушка, очень милая подружка! “И”.

— Подражаю я слону, губки хоботом тяну” “У”.

— Эй, лошадка не скачи, зубки только покажи! “Ы”.

Закрепление указательного жеста: “ — Покажи лошадку. Покажи лягушку. Покажи бегемота. Кто улыбается? Кто открыл рот? Кто показывает зубки?

Основная часть.

Упражнение 1. «Собери овощи с грядки».

Перед ребёнком грядка с овощами («огород» — муляжи или иллюстрации).

Ёжик просит помочь ему собрать овощи.

Помоги ёжику собрать овощи с грядки. У каждого овоща свой домик. Педагог сопровождает речью, каждое движение, произносит короткую инструкцию «Клади». Морковь мы дёргаем и кладем в корзину. Картофель капаем и кладем в корзину. Капусту мы срезаем и кладем в корзину, помидор мы срываем и кладем в корзину, огурец срываем и кладем в корзину, перец мы срываем и кладем в корзину. Посмотри, что в корзине? Это всё. — Овощи!

Упражнение 2. Лото «Овощи»

Цель: Учить соотносить два одинаковых овоща.

Смотри, дай ёжику овощ.

На столе карточки с изображением овощей и муляжи. Показываем карточку с овощем и просим дать такой же. Например: «Дай, морковку» и т д. Что ты дала?

Упражнение 3. «Собери картинку»

Цель: Развивать мышление и память

Собрать картинку «Огурец».

Ребёнку даём инструкцию, собери картинку. Что у тебя получилось? Правильно, огурец. Найди огурец в корзине.

Какой огурец? На столе картинки (зелёный квадрат, овал, квадрат и т.д.) Ребёнок выбирает то, что подходит к огурцу (зеленый, шершавый, овальный и т. д). Где растет огурец?

— На огороде. А что еще растет на огороде? (нужно найти все овощи)

Пальчиковая гимнастика

Цель: Переключение внимания. Развитие координации движений. (имитация движений, повторение за педагогом или рука в руке)

Наши пальчики устали, давай сделаем зарядку.

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук.

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмем, жмем.

Молодец!!!

Упражнение 4 «Большой маленький»

Цель: Формировать умение объединять предметы в группы в соответствии с величиной и цветом.

Посмотри. Овощи надо поделить на большие и маленькие. Перед ребёнком две корзины (большая и маленькая), муляжи (иллюстрации) овощей большие и маленькие. Педагог берёт большой огурец и говорит: «Смотри, этот большой огурец в большую корзину», затем берёт маленький и говорит: «Смотри, это маленький огурец в маленькую корзину» и т. д.

Упражнение 5 «Счёт с прищепками»

Цель: Учить согласовывать имена существительные и числительные.

А теперь ёжик просит нас собрать помидоры в корзину.

Вешаем прищепки, на корзину прикрепляя по одному помидору, педагог проговаривает каждое действие: один помидор, два помидора и т.д.

 

Упражнение 6 «Цветная радуга»

Цель: Развивать зрительное восприятие

Посмотри, что на картинке? — Ёжик с огурцом. Какого цвета огурец? (перед ребёнком цветные полоски, задание выбрать полоску) – Зелёного. Выбери зелёный карандаш и раскрась огурец (заштриховать). Что в руках у ёжика? – огурец. Угости нашего ёжика огурцом. Спасибо, Даша.

 

Упражнение 7 . «Волшебный мешочек»

Цель: Развивать осязание при различении предметов на ощупь.

Посмотри, ёжик принес нам волшебный мешок. Что же там? Засунь руку в мешочек. Что в мешке? Покажи (перед ребёнком муляжи овощей) что там.

На ощупь он должен определить, какой это овощ.

Заключительная часть.

Рефлексия. Ритуал прощания. Игра «Встретимся опять»

Цель: налаживание эмоционального контакта с ребенком.

Ты сегодня молодец! Хвалим ребенка, за то, что он хорошо работал, хлопаем в ладоши, «Молодец»!»