Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Актуальность состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, подвижного и гибкого мышления, творческий подход к решению проблем.
Дополнительное образование предоставляет возможности расширения и обновления знаний, формирует потребность обучающихся в постоянном совершенствовании личности. Обучаясь в системе дополнительного образования, дети лучше адаптируются к изменениям социальной среды, что позволяет им развиваться, удовлетворяя свои культурные, творческие потребности. В последнее время дополнительное образование рассматривается как фундаментальный фактор социализации личности на протяжении всей ее жизни.
В современном мире актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Сегодня одной из важных задач, стоящих перед педагогом дополнительного образования, организовывающим учебно-воспитательный процесс, является активизация познавательной, творческой деятельности учащихся.
Декоративно-прикладное творчество – один из самых важных и древних видов искусства, обладающий художественно-эстетическими свойствами, имеющий практическое значение в быту и труде. Знакомясь с образцами декоративно-прикладного творчества, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных форм. Ребёнок становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Несмотря на то, что современная молодёжь предпочитает рукоделию компьютерные игры, многие ребята с удовольствием начинают заниматься рукоделием. Конечно, многие вещи в наше время можно купить в магазине, но действительно уникальное и неповторимое изделие можно сделать только своими руками. Доказано, что ручной труд очень важен для развития ребёнка. В данном виде творчества ребёнок раскрывает свои способности, реализует свой творческий потенциал.
Из многих определений сущности индивидуализации обучения можно выделить следующие: педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельным подросткам, так как цель и содержание воспитания и обучения определяются требованиями общества, программой и являются общими для всех, а приспособление форм и методов работ к этим индивидуальным способностям с тем, чтобы развивать личность.
Индивидуальный подход обеспечивает устранение трудностей в учении отдельных обучающихся. Он обеспечивает возможность развития всех сил и способностей учащихся. Из этого определения становится ясной задача, стоящая перед педагогом по реализации индивидуального подхода к практической деятельности: необходимо разработать план воздействия на каждого ученика с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Важно, что в индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, т.к. это является непременным условием и предпосылкой формирования гармоничной и всесторонне развитой личности, формирования самой личности как неповторимой, индивидуальной.
Важно помнить, что ребенок – это субъект собственного развития. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога. Безусловно, индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, способности увидеть потребность ребенка.
Индивидуальный подход не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего общественного уклада жизни. Многие выдающиеся педагоги подчеркивают решающее влияние социальной среды на развитие личности ребенка, считая, что лишь в коллективе личность ребенка может развиваться полно и всесторонне.
Индивидуальный подход не разовое мероприятие, он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.
Знание педагогом возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать свою работу. Однако для этого педагог должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.
Одним из главных факторов индивидуализации воспитательного процесса является учет индивидуально-типологических качеств ребенка (например, темперамент). Персональный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы. При организации работы педагог должен опираться на такие показатели, как:
характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу),
уровень знаний и умений (осознанность, действенность),
-
работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость),
уровень самостоятельности и активности.
отношение к обучению,
характер познавательных интересов,
уровень волевого развития.
Индивидуальный подход нацелен, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать мучительного процесса перевоспитания.
Над темой «Индивидуальный подход и развитие интереса к декоративно-прикладному творчеству на занятиях в подростковом клубе «Аленушка», я работаю с 2016 года.
При анализе своей педагогической деятельности я определила закономерность: качество знаний обучающихся можно повысить только в условиях активного обучения. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится развитию творческих способностей, фантазии, интересу к новому.
Я работаю с детьми школьного возраста от 7 до 14 лет. Направлением моей работы является декоративно — прикладное творчество.
Учебная программа «Увлекательное рукоделие», по которой ребята проходят обучение, является моей авторской программой и рассчитана на четыре года обучения. Программа актуальна, поскольку вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои возможности. Кроме того, занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Рукоделие развивает в детях трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Этим в первую очередь и определяется актуальность реализации данной программы.
Программа включает в себя 4 вида рукоделия, которые разбиты по четвертям. Виды рукоделия, которым я обучаю детей, были выбраны не случайно. На протяжении многих лет, обучая детей и другим видам декоративно прикладного творчества (лепка из соленого теста и глины, декупаж, работа с природным материалом, мягкая игрушка и др.), которые тоже входили в программу, я пришла к вводу, что программу надо упростить и оставить только те виды рукоделия, которые обучающимся будут более интересны, которые ребята осваивают быстрее, которые более доступны по расходным материалам, а главное, которые способствуют общему развитию каждого ребенка индивидуально.
Моя задача как педагога – создать условия для того, чтобы, как можно больше детей прошли полное обучение по программе и получили свидетельство об ее окончании. А чтобы занятия соответствовали интересам обучающихся, регулярно провожу диагностику, прислушиваюсь к мнению детей.
Педагогическая диагностика играет значимую роль в отслеживании результатов реализации дополнительной образовательной программы. Особенная ценность педагогической диагностики заключается в том, что она позволяет объективно оценивать и сравнивать текущие и итоговые результаты обучения.
Педагогическая диагностика позволяет определить уровень сформированности личности обучающегося и проявления её индивидуальности (ход развития). Это даёт возможность постоянно корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми.
Главная цель педагогической диагностики – обеспечение оптимальных условий для реализации потенциала каждого ребенка.
Задачи педагогической диагностики:
Обеспечить реализацию личностно-ориентированного подхода;
Обеспечить правильное определение результатов профессиональной диагностики педагога;
Свести к минимуму педагогические ошибки;
Установить предпосылки личности к получению дополнительного образования;
Определить условия для эффективного саморазвития личности ребенка;
Оценить деятельность педагога (самооценка уровня профессионального развития).
Для проведения диагностики в своей работе использую следующие методы:
метод наблюдения – сбор, описание фактов, случаев, особенностей поведения учеников, требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительности и способов фиксации результатов;
метод беседы – стандартизированная (заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать), свободная (позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений);
метод анкетирования – дает разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников, открытые анкеты (свободный ответ формулирует ученик), закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов).
Диагностика должна охватывать прошлый опыт, настоящий и перспективы. Очень важно правильно оценить возможности ребенка, правильно ориентировать его, определить роль ребенка как полноправного субъекта образовательного процесса.
В своей работе использую следующие диагностические методики:
Диагностическая методика «Анкетирование»
Диагностическая методика исследования формирования детского коллектива «Ковёр»
Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия обучающихся.
Ход проведения: Педагог делит детей на 4 произвольные команды, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур, выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп. Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:
а) наличие центрального рисунка;
б) одинаковое оформление углов;
в) симметричное расположение деталей относительно центра.
Инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры, надо работать дружно и слаженно».
Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут организоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех команд одинаково.
По окончании работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого – организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось, а также степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.
1. Диагностическая методика незаконченных предложений
Цель: выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью; с жизнью коллектива.
Ход проведения: Ребятам предлагается дописать два предложения:
Больше всего я радуюсь, когда … .
Больше всего я огорчаюсь, когда … .
Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой – огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.
Обработка результатов. При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью; с жизнью коллектива.
2. Диагностическая методика «Космическое путешествие».
2. Диагностическая методика «Солнце, дождик, тучка».
3. Диагностическая методика «Какой у нас коллектив»
Цель: выявить степень удовлетворённости обучающихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения: Обучающимся предлагается шесть утверждений. Нужно подчеркнуть номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
1. Наш отряд очень дружный и сплочённый.
2. Наш отряд не очень дружный.
3. В нашем отряде нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем отряде иногда бывают ссоры, но конфликтным наш отряд назвать нельзя.
5. Наш отряд недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш отряд очень недружный. Трудно находиться в таком коллективе.
Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством ребят, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ребенке, как ощущает он себя в системе этих отношений.
На основании проведенной мной предварительной диагностики были выбраны четыре основных вида рукоделия, которым я обучаю детей.
В первой четверти ребята осваивают такой вид рукоделия, как модульное оригами. Модульное оригами развивает способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. Занятия модульным оригами – это своеобразная психологическая разгрузка, которая дает возможность побыть наедине со своими мыслями или, наоборот, не думать о проблемах, а сконцентрировать внимание на создании модульных композиций. С медицинской точки зрения оригами развивает речевые функции головного мозга, которые тесно связаны с деятельностью мелких мышц кистей рук.
Во второй четверти ребята делают поделки в технике квиллинг. Техника квиллинг способствует развитию мелкой моторики, т.к. во время работы в этой технике задействованы обеих руки, что активизирует работу, как левого, так и правого полушарий головного мозга. Занятие квиллингом способствует развитию творческих способностей у детей школьного возраста, учит их преодолевать неуверенность и страх перед незнакомым делом, помогает развивать воображение, внимание и мышление.
В третьей четверти обучающиеся осваивают технику вязания крючком. Вязание улучшает психическое и физическое здоровье ребенка. При вязании мозг вырабатывает гормон дофамин (так называемый гормон счастья) и стимулирует выброс окситоцина (гормон, который снижает уровень стресса). Вязание — это процесс, который напрямую связан с развитием мозга, а это особенно важно для детей. Идет тренировка двух полушарий мозга. Вязание развивает когнитивные способности ребенка: мышление, речь, понимание. Вязание помогает сохранить острый ум. Вязание — это постоянные движение кистями и пальцами рук, а значит, вязание развивает ловкость.
Кроме этого, вязание очень полезно для детей и в воспитательных целях. Оно учит детей тому, что время должно быть использовано мудро и с пользой для дела. Созерцание ребенком результатов своей работы, пусть и самых простых, мотивирует его дальнейшее творческое развитие и трудовую деятельность. В целом, вязание прививает любовь к труду, усидчивость, внимательность, целеустремленность, настойчивость, делает ребенка более организованным и дисциплинированным.
В четвертой четверти обучающиеся осваивают вышивку крестом, обучающиеся первого года обучения изучают азбуку вышивания. Вышивка способствует развитию мелкой моторики рук; стимулирует мозговую деятельность; помогает развивать речь; восстанавливает зрительную и мышечную память; прививает ребенку чувство прекрасного; способствует развитию воображения; помогает хорошо ориентироваться в цветовой палитре.
На четвертом году обучения обучающиеся изготавливают выпускные работы по четырем направлениям и сдают выпускные экзамены. Выпускники, освоившие программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают свидетельство об окончании.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. От способностей ребенка и его желания заниматься творчеством зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым занятия творчеством подготавливают обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни.
На основе этого я ставлю перед собой задачи: приобщить обучающихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.
Решая данные проблемы, я вывела для себя ряд факторов, обеспечивающих успех. Таким образом, развивая творческие способности ребёнка, я направляю свою работу ещё и на социализацию личности детей и подростков.
Во-первых, творчество не рождается на пустом месте. Работая с детьми разного возраста, для меня является важным, как проходят занятия. Важно, чтобы занятия были интересны, как для обучающихся первого года обучения, так и для последующих годов обучения. Стараюсь всех обучающихся привлекать к участию в выставках, конкурсах разного уровня. Здесь важно сформировать желание трудиться с интересом, с охотой, узнавать новое. Бережно отношусь к желанию детей работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя.
Во-вторых, важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в клубе. В клубе эстетически продуманное оформление, созданы комфортные условия, напоминающие уютную домашнюю обстановку. В кабинете есть в наличии техническое оборудование (компьютер, телевизор, принтер), наглядные пособия, образцы работ по каждому направлению для всех годов обучения, раздаточный материал, а также, материл и инструмент для творчества, которым можно воспользоваться в любую минуту. Все это позволяет создать реальные возможности для полноценного детского труда.
В-третьих, необходимо обеспечить на занятиях психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ребенку, добиться чувства уверенности в посильности выполняемых заданий. Использую эффект «синдрома справедливости»: все обучающиеся видят, что у педагога нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив по отношению ко всем обучающимся, что готов поддержать творческие проявления, а не критикует необычные идеи, помогает избежать неодобрительной оценки со стороны остальных обучающихся.
Ведущей идеей моего педагогического опыта является то, что занятия по декоративно-прикладному творчеству предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению и полноценному развитию личности.
В творческом развитии ребенка проявляется что-то особенное. Особенное в человеке называют — индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью.
Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному воспитаннику, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям ребенка, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.
Основной задачей моих занятий является развитие творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.
Творчество — высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
В процессе занятия у обучающихся развиваются восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитываются воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма. Занятия способствуют не только умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Во время обучения ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия, поэтому на занятиях в процессе общей работы с коллективом необходим к детям индивидуальный подход, это дает возможность всем детям овладеть программным материалом.
Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, и запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок по-разному усваивает новую тему, обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.
Работая в своём маленьком коллективе, я всегда стараюсь, чтобы дети помогали друг другу. Ведь они такие разные и, конечно, кто-то всегда делает быстрее, а кому-то работа даётся сложнее, хоть он и старается. У кого-то быстрее получается сделать поделку из модулей, и он осваивает эту тему быстрее, а кто-то преуспевает в вязании, кому-то нравится делать поделки в технике «квиллинг», и он делает их легко и быстро, а кто-то силен в вышивании. «Помоги, ведь у тебя это хорошо получается», – обращаюсь я к девочкам. И в один момент ребёнок превращается из ученика в учителя, а как им это нравится. Это обычная ситуация у нас на занятии.
Очень важно понять и оценить возможности и способности каждой из обучающихся, выбрать ту модель, которая ей по силам. Из опыта работы знаю, что успешность работы детей в дальнейшем во многом зависит от первой созданной ими вещи, поэтому тут подход только индивидуальный, ориентированный на самого обучающегося.
Сам процесс изготовления изделия в любой технике непростой, занимает по времени несколько недель, поэтому я настраиваю ребёнка на работу, которая ему по силам, и он обязательно с ней справится. Считаю, что именно сейчас необходимо закладывать в ребёнка такие понятия как «Я знаю, Я могу, Я должен!». И я, как педагог, оказываю помощь на более сложных этапах изготовления изделия, следя и подсказывая в тех моментах, где ребёнок затрудняется что-то выполнить самостоятельно, или просто отвлёкся. Никогда не делаю за ребенка ту работу, которую он сам в состоянии выполнить.
Неуверенность, сомнение, конечно, всегда присутствуют в детях, но у нас всегда есть возможность дать попробовать что-то сделать в качестве простого упражнения, поддерживая его и давая понять, что у него всё получится. Очень важно, чтобы задуманное было доведено до конца. Оценка и анализ всей проделанной работы проходит всегда в доброжелательной форме. В первую очередь, я стараюсь отметить все положительные моменты в работе, обязательно похвалить за то, что получилось красиво и правильно. Ну и конечно покритиковать за то, чему недостаточно было уделено времени, при этом выразить надежду, что в дальнейшем ребенок сделает правильные выводы и всё у него получится.
Очень важен индивидуальный подход к медлительным детям. Их нельзя считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, послушны, добродушны. Хотя они медленно усваивают материал, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы.
Индивидуальный подход также необходим к легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям. Им можно предлагать повторить указания педагога, чтобы сосредоточить их внимание; перед объяснением материала к ним нужно обратиться персонально по имени, чтобы слушали внимательно, потом предложить повторить сказанное. Это очень простой и эффективный прием, так как способствует развитию внимания детей на указаниях педагога, их запоминанию, предупреждает непродуманные ответы.
Если ребенок пассивный, его полезно чаще спрашивать на занятиях, чаще обращать на него внимание. Постоянное, доброжелательное отношение и поощрение за малейший успех, подбадривание – таким должен быть индивидуальный подход к пассивным и робким детям. Но внимание педагога должно быть ненавязчивым, так как некоторые дети смущаются.
Индивидуальный подход на занятиях необходим и активным детям, нужно поддерживать и развивать их способности, инициативу и интерес к занятиям. Учитывая уровень их умственного развития, надо давать им дополнительно усложненные задания, придумывать специально для них более трудные задания. Можно предложить им исправлять ошибки товарищей.
Реализация индивидуального подхода в обучении и воспитании подростков – это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребенка, уровня его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приемы и подходы к ребенку. Поэтому важно видеть перспективы развития обучающихся и перспективы работы с ними.
Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на каждом новом уровне:
систематическое изучение каждого ребенка;
постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым ребенком;
выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к обучающемуся;
фиксация и анализ полученных результатов;
постановка новых педагогических задач.
Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирования личности ребенка, пронизывает всю воспитательную и образовательную систему.
Индивидуальный подход к развитию творческих способностей обучающихся через занятия декоративно-прикладным творчеством является приоритетным в моей педагогической деятельности.
Считаю, что применение индивидуального подхода к развитию творческих способностей обучающихся через занятия декоративно-прикладным творчеством невозможно без организации таких форм образовательного процесса как: открытые занятия, экскурсии, беседы, выставки, творческие отчеты.
С целью определения уровня результатов качества образования обучающихся, провожу промежуточную и итоговую аттестации. Аттестация осуществляется в форме практических заданий, опроса, просмотра и анализа работ обучающихся, тестирования, наблюдения за работой, участия в выставках и конкурсах.
На основании анализа детских работ можно обнаружить индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, определить, кто и как владеет техническими умениями и навыками. Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности, способности. Одни не боятся изготавливать сложные и интересные поделки, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изготавливать поделки строго по шаблону, не отходя от образца. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.
Для того, чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать способности и склонности детей к разным видам рукоделия. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает обучающийся действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.
Педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним. Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к творчеству, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы.