Использование компьютерных программ в обучении спортивному ориентированию


Автор: Леонид Антонович Гурин
Место работы: МАОУДО "ЦДТ" г. Биробиджана
Должность: педагог дополнительного образования


За последние 15 – 20 лет современное общество переживает научно-техническую революцию и материальная основа, которой является бурное развитие электронно-вычислительной техники. На базе этой техники появляется новый вид технологий — информационные. В этой связи любой специалист, работающий в сфере образовательных услуг, вынужден владеть методами получения, преобразования, обработки, хранения и защиты информации с помощью компьютерных технологий. Эти технологии позволяют создавать, контролировать и влиять на целостность протекания учебного процесса, и тем самым, давая возможность индивидуализировать развитие личности ребёнка.

Использование компьютерного программного обеспечения помогает не только обучать детей, развивая мышление, внимание, память, но и готовить специализированные учебные пособия и задания, так же возможность своевременно получать информацию о протекании учебно-тренировочного процесса в спортивном ориентировании.

Целью данной работы является показать возможности использования некоторых программ для улучшения учебно-тренировочного процесса в спортивном ориентировании.

Подготовку любого спортсмена, каким видом бы он не занимался, можно разложить в виде трёх основных (базовых) составляющих:

  • Физическая подготовка.
  • Технико-тактическая подготовка.
  • Психологическая подготовка.

Что же такое спортивное ориентирование? Вот такая трактовка приведена в правилах соревнований по спортивному ориентированию: «Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности». Из неё можно понять, что спортсмен использует спортивную карту и компас, следовательно, совокупность приёмов, методов и навыков работы с ними — это будет являться основой, составляющей подготовку будущего ориентировщика. В спортивном ориентировании техническую подготовку можно разделить на две составляющие:

  1. Освоение техники передвижений.
    1. Техника бега в различных условиях (бег по болоту, камням, высокотравью и т.д.)
    2. Техника передвижения на лыжах (классический, коньковый, полуконёк и т.д)
    3. Техника передвижения на велосипеде (движение под гору, траверсом, в гору и т.д.)
  2. Освоение элементов техники ориентирования
    1. Знание условных знаков спортивных карт.
    2. Определение и контроль направления движения (по компасу, по линейным ориентирам)
    3. Способы контроля расстояния.
    4. Выбор пути движения.
    5. Точное место нахождение контрольного пункта (КП) (знание символов легенд КП).

Для меня, как тренера-преподавателя, все составляющие очень важны в подготовке спортсмена, но особый интерес представляет освоение техники ориентирования.

По способу применения упражнения можно разделить на две группы:

1. Теоретические упражнения используются в помещениях, в спокойной обстановке, давая возможность ребёнку изучить и понять, что требуется сделать (т.е. процесс обучения). Далее вносится соревновательный момент (ограничение по времени, количеству и т.д.) и игровые элементы.

2. Практические упражнения используются на местности, в спортивном зале.

Упражнения, выполняемые с нагрузкой, не связанные с реальной местностью на момент выполнения.

Упражнения, применяемые на реальной местности и тренирующие отдельные элементы техники ориентирования и их сочетания.

При соответствующей мотивации ребёнка на достижение спортивных результатов приятно видеть, как обретают уверенность в себе при пошаговом решении конкретных элементов.
В освоении условных знаков спортивных карт помогает принцип разбиения знаков по цветам и ассоциаций. При изучении используется программа O-Control 2 For Orienteering (рис. 1), сделанная украинскими ориентировщиками и находящаяся в свободном доступе в Интернете (freeware). Эта программа даёт возможность обучения и тестирования изученного материала (рис.1 и 2).

режим обучения (рис.1)

режим обучения (рис.1)

режим теста (рис.2)

режим теста (рис.2)

При изучении условных знаков спортивных карт есть возможность изучения и тестирования по группам (рис 3,4 и 5). Во время тестирования идёт отсчёт времени и далее возможность сохранить свой результат – это вызывает соревновательный момент в группе (рис. 6).

выбор группы знаков (рис3)

выбор группы знаков (рис3)

выбор группы знаков (рис3) режим тестирования условных знаков (рис. 4)

выбор группы знаков (рис3) режим тестирования условных знаков (рис. 4)

режим тестирования символов легенд (рис. 5)

режим тестирования символов легенд (рис. 5)

результаты (рис. 6)

результаты (рис. 6)

Посвящать всё занятие изучению знаков не рационально, да и утомительно для детей, поэтому используются другие упражнения, которые готовятся с помощью программы OCAD (рис. 7)

OCAD – это программа для подготовки и вычерчивания карт. Первая версия программы, созданная швейцарским ориентировщиком Хансом Штейнегером, выпущена в 1990 году и на данный момент существует уже девятая версия. Этой программой пользуются в 60 странах мира, и она стала общепризнанным мировым стандартом не только в ориентировании, но и в общей картографии.

Для тренеров по спортивному ориентированию основным преимуществом программы является:

1. Стандартизированные условные знаки спортивных карт.
2. Возможность подготовки различных упражнений и заданий по технике спортивного ориентирования.
3. Преобразование в другие графические форматы для теоретической подготовки.

Программа OCAD-8 с её инструментарием (рис.7)

Программа OCAD-8 с её инструментарием (рис.7)

Все упражнения должны соответствовать уровню подготовленности ребёнка и их структура вписываться в сформированные учебно-тренировочные группы, т.е. для ГНП (8-10 лет), УТГ 1-2 (10-13 лет), УТГ 3-5 (13-15 лет) и ГСС (15 и старше)

Приведём примеры учебных заданий: «Отличия», «Линии внимания», «Счёт цифр», «Лабиринт», «Условные знаки» и т.д.

Задачи, решаемые этими упражнениями:
1. Развитие и совершенствование сосредоточенности, устойчивости, объёма и переключения внимания.
2. Формирование и совершенствование кратковременной зрительной памяти, её объема и точности.
3. Закрепление знаний условных знаков спортивных карт и их сочетаний.

Методика проведения учебных заданий:

Предлагаемые упражнения можно проводить в группах начальной подготовки (ГНП). Для ГНП — на теоретических занятиях в свободном режиме и с фиксированным снижением времени от 1 минуты до 10-12 секунд, а также «эстафеты» и «дуэли».

В учебно-тренировочных группах (УТГ) можно использовать на кроссовых тренировках по одному или парами.
«Отличия» — выдаётся карточка и далее один из партнёров находит «отличие», говорит координаты «отличия» другому. Второй проверяет ответ и находит своё «отличие» сообщает координаты первому и т.д. При одиночной тренировке выдаётся карточка с карандашом для записи координат «отличий». После тренировки проверяются ответы (рис. 8).

«Отличия» (рис. 8)

«Отличия» (рис. 8)

«Линии внимания» — выдаётся карточка и далее партнёры по очереди говорят цифры, от которых начинается линия, следя к какой букве она приведёт. При одиночной тренировке выдаётся карточка с карандашом для записи ответов. После тренировки проверяются ответы (рис. 9 и 10).

«линия внимания – «Солнышко» рис. 9

«линия внимания – «Солнышко» рис. 9

«линия внимания» рис. 10

«линия внимания» рис. 10

«Счёт цифр» — выдаётся две карточки и далее один из партнёров называет цифру для поиска, другой находит её и называет условные знаки находящиеся и ограничивающие цифру. Далее тот, кто искал, называет цифру и т.д. (рис. 11)

«Лабиринт» — выдаётся карточка с лабиринтом во время движения выполнить задание, написанное в карточке (рис. 12)

«Счёт цифр» рис. 11

«Счёт цифр» рис. 11

«Лабиринт» (рис. 12)

«Лабиринт» (рис. 12)

«Условные знаки» — выдаётся карточка, на лицевой стороне графическое изображение условных знаков спортивных карт, а на обратной стороне названия знаков, по которым нужно пройти по цепочке и записывать координаты каждого знака. ВНИМАНИЕ! Прочитав название условного знака, найти его в ближайших окружающих (их восемь) клетках. При одиночной тренировке выдаётся карточка с карандашом для записи (рис. 13).

«Перевёртыши» — Для УТГ – на кроссовых тренировках парами. Одному выдаётся карта, а другому «перевёртыши». Найдя первый ответ, партнёры меняются (карточка на карту) и ответ держится в памяти. Второй партнёр находит первый и второй ответы, называет первый ответ и, если оба партнёра согласны с таким ответом, отдаёт «перевёртыш», держа в памяти второй ответ. Партнёр находит второй и третий, проверяет второй и так далее. При одиночной тренировке выдаётся карточка с карандашом для записи (рис. 14).

«Условные знаки» (рис. 13).

«Условные знаки» (рис. 13).

«Перевёртыши» (рис. 14).

«Перевёртыши» (рис. 14).

«Коридоры» — В учебно-тренировочных группах (УТГ) при планировании «коридоров» важно понимать степень подготовленности учащихся в выборе ориентиров для достижения КП или нужного района карты! Для УТГ – на кроссовых тренировках парами. Одному выдаётся карта, а другому «коридоры». Найдя первый ответ, партнёры меняются (карточка на карту) и ответ держится в памяти. Второй партнёр находит первый и второй ответы, называет первый ответ и, если оба партнёра согласны с таким ответом, отдаёт «коридоры», держа в памяти второй ответ. Партнёр находит второй и третий, проверяет второй и так далее (рис. 15).

«Выбор пути» — В учебно-тренировочных группах (УТГ) при планировании перегонов важно понимать степень подготовленности учащихся! Для УТГ – на кроссовых тренировках парами. Выдаётся карта с вариантами движения на КП и «привязками», партнёры просматривают варианты (их три) и обмениваются мнениями (рис. 16).

«Коридоры» (рис. 15).

«Коридоры» (рис. 15).

«Коридоры» (рис. 15).

«Направление» — проверка правильность постановки компаса, ориентирования карты. Выдаётся две карточки и далее один из партнёров называет не правильный вариант, партнёр соглашается или нет и так по очереди (рис.17).

Все эти задания можно использовать во время бега, в эстафетах, играх, т.е. под нагрузкой, и они помогут разнообразить тренировки на воздухе во время осенне-зимнего периода.

Второй основной блок заданий – практические упражнения, используемые на местности.

Сюда входят упражнения по определению направления движения, «Азимутка», «Пяточки», «Колечки», «Коридоры», «Рельеф» и т.д.

Задачи, решаемые этими упражнениями:

1. Освоение, закрепление и совершенствование чтения карты, выбора пути движения, определения направления, точного азимута, контроля расстояния.
2. Формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры технических действий на базе освоенных ранее навыков и умений.

Эти три варианта рассчитаны на технику работы с компасом и контроля расстояний (рис. 18)

Эти 4 варианта заставляют читать карту, контролировать направление и в «Пятачках», «Колечках» ставить азимут на КП, а так как дистанция по выбору то и выбор варианта присутствует (рис. 19).

Следующие варианты — это «коридор» и «рельеф» формирующие технику работы с компасом и чтение карты (рис. 20).

  

В тренировочный процесс всегда важно вносить элементы игры (рис. 21), торжественных мероприятий (рис. 22 и 23), и поощрительных призов, памятных дипломов, призм (рис. 24).

   

Ещё очень важно анализировать прошедшие соревнования, возможность поделиться и сравнить свой вариант движения (рис. 25).

(рис. 25).

(рис. 25).

Подводя итог, программа OCAD-8 позволяет улучшить процесс обучения, закрепления и контроля результатов юных спортсменов ориентировщиков в технико-тактической подготовке.

Следующим техническим устройством и компьютерным обеспечением, которое мы только этой зимой опробовали в работе, является GPS логгер и программа SportTracks.

GPS логгер представляет собой не большое устройство, способное запоминать координаты, скорость и высоту объекта с определенной частотой (рис. 26 и 27). Объем памяти подобных приборов достаточен для проведения 10-15 часов тренировок. Снятие данных осуществляется через USB или Blue thought, что, при наличии КПК, позволяет снять информацию с устройства прямо на тренировке.

(рис. 26)

(рис. 26)

(рис. 27)

(рис. 27)

Таким образом, если спортсмен несет данный прибор с собой, на тренировке, тренер получает возможность проанализировать, какую дистанцию преодолел спортсмен, а, кроме того, отследить с какой скорость он двигался на том или ином участке. В спортивном ориентировании, кроме того, такая возможность позволяет произвести более детальный анализ прохождения дистанции, разобрать ошибки ориентирования и возможность самоанализа на основе треков других спортсменов. Использование данного устройства совместно с пульсомером позволит, также проследить, как менялся пульс спортсмена при преодолении тех или иных участков дистанции. Подобные устройства пользуются (является обязательным условием наличие на сборах) в сборных командах России по лыжным гонкам и биатлону. Однако данные, которые собирают GPS логгер и пульсомер не очень наглядны и их трудно анализировать. Решить эту проблему позволяет бесплатная программа SportTracks (freeware), есть в свободном доступе в Интернете.

Данная программа представляет собой электронный спортивный дневник. Она позволяет импортировать информацию из различных GPS устройств и пульсомеров и отображать ее в виде удобном как для анализа одной конкретной тренировки одного или нескольких спортсменов, так и проводить статистический анализ тренировочного процесса за указанный период. Прежде всего, программа позволяет просто вести спортивный дневник на компьютере, что является уже стимулом систематических занятий и контролю тренировочного процесса.

 

Помимо основных параметров тренировки, таких как время, километраж, набор высоты и ЧСС программа позволяет занести также информацию о погоде, применяемом снаряжении, что может быть полезно, например, при выборе лыж, смазок, и велооборудования (рис.28).

Как уже говорилось наибольшей эффективности в использовании программы можно добиться если в тренировочном процессе используются GPS и пульсомер. При этом данные о тренировке могут быть автоматически загружены в программу и представлены в различных вариантах.

На рис.29 мы можем увидеть тренировку, состоящую из разминки, заминки и трех кругов кросса. В правой части можно увидеть отображение тренировочного трека на спутниковом снимке, красными точками выделен участок, выбранный в средней части. В средней части представлена информация об этапах тренировки, средних скоростях и ЧСС на круге. Ниже представлена информация о скорости и ЧСС по этапам в графическом виде.
На следующем рис.30 представлена информация о ЧСС по зонам, и отображение на треке информации, где ЧСС была в этой зоне.

Кроме того, данная программа позволяет сравнить варианты прохождения дистанции различными спортсменами, а также сравнить их скорости и ЧСС на одних и тех же участках (рис. 31 и 32)

 

Дневник каждого спортсмена содержится в одном, отдельном файле, что позволяет легко передавать информацию от спортсмена тренеру. Программа продолжает развиваться, последняя версия вышла, в феврале этого года, следующая обещана в конце апреля в ней будет возможность использование любых графических форматов для наложения треков.

Подводя итог можно сказать, что всё рассмотренное программное обеспечение и устройства не являются аксиомой, застывшей массой без движения, в постоянно меняющемся мире научно-технического прогресса важно уметь использовать весь потенциал для разностороннего развития спортсмена, управления и контроля учебно-тренировочным процессом. Все эти программы только инструменты для взаимосвязей тренер — ученик.