За последние 15 – 20 лет современное общество переживает научно-техническую революцию и материальная основа, которой является бурное развитие электронно-вычислительной техники. На базе этой техники появляется новый вид технологий — информационные. В этой связи любой специалист, работающий в сфере образовательных услуг, вынужден владеть методами получения, преобразования, обработки, хранения и защиты информации с помощью компьютерных технологий. Эти технологии позволяют создавать, контролировать и влиять на целостность протекания учебного процесса, и тем самым, давая возможность индивидуализировать развитие личности ребёнка.
Использование компьютерного программного обеспечения помогает не только обучать детей, развивая мышление, внимание, память, но и готовить специализированные учебные пособия и задания, так же возможность своевременно получать информацию о протекании учебно-тренировочного процесса в спортивном ориентировании.
Подготовку любого спортсмена, каким видом бы он не занимался, можно разложить в виде трёх основных (базовых) составляющих:
- Физическая подготовка.
- Технико-тактическая подготовка.
- Психологическая подготовка.
Что же такое спортивное ориентирование? Вот такая трактовка приведена в правилах соревнований по спортивному ориентированию: «Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности». Из неё можно понять, что спортсмен использует спортивную карту и компас, следовательно, совокупность приёмов, методов и навыков работы с ними — это будет являться основой, составляющей подготовку будущего ориентировщика. В спортивном ориентировании техническую подготовку можно разделить на две составляющие:
- Освоение техники передвижений.
- Техника бега в различных условиях (бег по болоту, камням, высокотравью и т.д.)
- Техника передвижения на лыжах (классический, коньковый, полуконёк и т.д)
- Техника передвижения на велосипеде (движение под гору, траверсом, в гору и т.д.)
- Освоение элементов техники ориентирования
- Знание условных знаков спортивных карт.
- Определение и контроль направления движения (по компасу, по линейным ориентирам)
- Способы контроля расстояния.
- Выбор пути движения.
- Точное место нахождение контрольного пункта (КП) (знание символов легенд КП).
Для меня, как тренера-преподавателя, все составляющие очень важны в подготовке спортсмена, но особый интерес представляет освоение техники ориентирования.
По способу применения упражнения можно разделить на две группы:
1. Теоретические упражнения используются в помещениях, в спокойной обстановке, давая возможность ребёнку изучить и понять, что требуется сделать (т.е. процесс обучения). Далее вносится соревновательный момент (ограничение по времени, количеству и т.д.) и игровые элементы.
2. Практические упражнения используются на местности, в спортивном зале.
Упражнения, выполняемые с нагрузкой, не связанные с реальной местностью на момент выполнения.
Упражнения, применяемые на реальной местности и тренирующие отдельные элементы техники ориентирования и их сочетания.
При соответствующей мотивации ребёнка на достижение спортивных результатов приятно видеть, как обретают уверенность в себе при пошаговом решении конкретных элементов.
В освоении условных знаков спортивных карт помогает принцип разбиения знаков по цветам и ассоциаций. При изучении используется программа O-Control 2 For Orienteering (рис. 1), сделанная украинскими ориентировщиками и находящаяся в свободном доступе в Интернете (freeware). Эта программа даёт возможность обучения и тестирования изученного материала (рис.1 и 2).
При изучении условных знаков спортивных карт есть возможность изучения и тестирования по группам (рис 3,4 и 5). Во время тестирования идёт отсчёт времени и далее возможность сохранить свой результат – это вызывает соревновательный момент в группе (рис. 6).
Посвящать всё занятие изучению знаков не рационально, да и утомительно для детей, поэтому используются другие упражнения, которые готовятся с помощью программы OCAD (рис. 7)
OCAD – это программа для подготовки и вычерчивания карт. Первая версия программы, созданная швейцарским ориентировщиком Хансом Штейнегером, выпущена в 1990 году и на данный момент существует уже девятая версия. Этой программой пользуются в 60 странах мира, и она стала общепризнанным мировым стандартом не только в ориентировании, но и в общей картографии.
Для тренеров по спортивному ориентированию основным преимуществом программы является:
1. Стандартизированные условные знаки спортивных карт.
2. Возможность подготовки различных упражнений и заданий по технике спортивного ориентирования.
3. Преобразование в другие графические форматы для теоретической подготовки.
Все упражнения должны соответствовать уровню подготовленности ребёнка и их структура вписываться в сформированные учебно-тренировочные группы, т.е. для ГНП (8-10 лет), УТГ 1-2 (10-13 лет), УТГ 3-5 (13-15 лет) и ГСС (15 и старше)
Приведём примеры учебных заданий: «Отличия», «Линии внимания», «Счёт цифр», «Лабиринт», «Условные знаки» и т.д.
Задачи, решаемые этими упражнениями:
1. Развитие и совершенствование сосредоточенности, устойчивости, объёма и переключения внимания.
2. Формирование и совершенствование кратковременной зрительной памяти, её объема и точности.
3. Закрепление знаний условных знаков спортивных карт и их сочетаний.
Методика проведения учебных заданий:
Предлагаемые упражнения можно проводить в группах начальной подготовки (ГНП). Для ГНП — на теоретических занятиях в свободном режиме и с фиксированным снижением времени от 1 минуты до 10-12 секунд, а также «эстафеты» и «дуэли».
В учебно-тренировочных группах (УТГ) можно использовать на кроссовых тренировках по одному или парами.
«Отличия» — выдаётся карточка и далее один из партнёров находит «отличие», говорит координаты «отличия» другому. Второй проверяет ответ и находит своё «отличие» сообщает координаты первому и т.д. При одиночной тренировке выдаётся карточка с карандашом для записи координат «отличий». После тренировки проверяются ответы (рис. 8).
«Линии внимания» — выдаётся карточка и далее партнёры по очереди говорят цифры, от которых начинается линия, следя к какой букве она приведёт. При одиночной тренировке выдаётся карточка с карандашом для записи ответов. После тренировки проверяются ответы (рис. 9 и 10).
«Счёт цифр» — выдаётся две карточки и далее один из партнёров называет цифру для поиска, другой находит её и называет условные знаки находящиеся и ограничивающие цифру. Далее тот, кто искал, называет цифру и т.д. (рис. 11)
«Лабиринт» — выдаётся карточка с лабиринтом во время движения выполнить задание, написанное в карточке (рис. 12)
«Условные знаки» — выдаётся карточка, на лицевой стороне графическое изображение условных знаков спортивных карт, а на обратной стороне названия знаков, по которым нужно пройти по цепочке и записывать координаты каждого знака. ВНИМАНИЕ! Прочитав название условного знака, найти его в ближайших окружающих (их восемь) клетках. При одиночной тренировке выдаётся карточка с карандашом для записи (рис. 13).
«Перевёртыши» — Для УТГ – на кроссовых тренировках парами. Одному выдаётся карта, а другому «перевёртыши». Найдя первый ответ, партнёры меняются (карточка на карту) и ответ держится в памяти. Второй партнёр находит первый и второй ответы, называет первый ответ и, если оба партнёра согласны с таким ответом, отдаёт «перевёртыш», держа в памяти второй ответ. Партнёр находит второй и третий, проверяет второй и так далее. При одиночной тренировке выдаётся карточка с карандашом для записи (рис. 14).
«Коридоры» — В учебно-тренировочных группах (УТГ) при планировании «коридоров» важно понимать степень подготовленности учащихся в выборе ориентиров для достижения КП или нужного района карты! Для УТГ – на кроссовых тренировках парами. Одному выдаётся карта, а другому «коридоры». Найдя первый ответ, партнёры меняются (карточка на карту) и ответ держится в памяти. Второй партнёр находит первый и второй ответы, называет первый ответ и, если оба партнёра согласны с таким ответом, отдаёт «коридоры», держа в памяти второй ответ. Партнёр находит второй и третий, проверяет второй и так далее (рис. 15).
«Выбор пути» — В учебно-тренировочных группах (УТГ) при планировании перегонов важно понимать степень подготовленности учащихся! Для УТГ – на кроссовых тренировках парами. Выдаётся карта с вариантами движения на КП и «привязками», партнёры просматривают варианты (их три) и обмениваются мнениями (рис. 16).
«Направление» — проверка правильность постановки компаса, ориентирования карты. Выдаётся две карточки и далее один из партнёров называет не правильный вариант, партнёр соглашается или нет и так по очереди (рис.17).
Все эти задания можно использовать во время бега, в эстафетах, играх, т.е. под нагрузкой, и они помогут разнообразить тренировки на воздухе во время осенне-зимнего периода.
Второй основной блок заданий – практические упражнения, используемые на местности.
Сюда входят упражнения по определению направления движения, «Азимутка», «Пяточки», «Колечки», «Коридоры», «Рельеф» и т.д.
Задачи, решаемые этими упражнениями:
1. Освоение, закрепление и совершенствование чтения карты, выбора пути движения, определения направления, точного азимута, контроля расстояния.
2. Формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры технических действий на базе освоенных ранее навыков и умений.
Эти три варианта рассчитаны на технику работы с компасом и контроля расстояний (рис. 18)
Эти 4 варианта заставляют читать карту, контролировать направление и в «Пятачках», «Колечках» ставить азимут на КП, а так как дистанция по выбору то и выбор варианта присутствует (рис. 19).
Следующие варианты — это «коридор» и «рельеф» формирующие технику работы с компасом и чтение карты (рис. 20).
В тренировочный процесс всегда важно вносить элементы игры (рис. 21), торжественных мероприятий (рис. 22 и 23), и поощрительных призов, памятных дипломов, призм (рис. 24).
Ещё очень важно анализировать прошедшие соревнования, возможность поделиться и сравнить свой вариант движения (рис. 25).
Подводя итог, программа OCAD-8 позволяет улучшить процесс обучения, закрепления и контроля результатов юных спортсменов ориентировщиков в технико-тактической подготовке.
Следующим техническим устройством и компьютерным обеспечением, которое мы только этой зимой опробовали в работе, является GPS логгер и программа SportTracks.
GPS логгер представляет собой не большое устройство, способное запоминать координаты, скорость и высоту объекта с определенной частотой (рис. 26 и 27). Объем памяти подобных приборов достаточен для проведения 10-15 часов тренировок. Снятие данных осуществляется через USB или Blue thought, что, при наличии КПК, позволяет снять информацию с устройства прямо на тренировке.
Таким образом, если спортсмен несет данный прибор с собой, на тренировке, тренер получает возможность проанализировать, какую дистанцию преодолел спортсмен, а, кроме того, отследить с какой скорость он двигался на том или ином участке. В спортивном ориентировании, кроме того, такая возможность позволяет произвести более детальный анализ прохождения дистанции, разобрать ошибки ориентирования и возможность самоанализа на основе треков других спортсменов. Использование данного устройства совместно с пульсомером позволит, также проследить, как менялся пульс спортсмена при преодолении тех или иных участков дистанции. Подобные устройства пользуются (является обязательным условием наличие на сборах) в сборных командах России по лыжным гонкам и биатлону. Однако данные, которые собирают GPS логгер и пульсомер не очень наглядны и их трудно анализировать. Решить эту проблему позволяет бесплатная программа SportTracks (freeware), есть в свободном доступе в Интернете.
Данная программа представляет собой электронный спортивный дневник. Она позволяет импортировать информацию из различных GPS устройств и пульсомеров и отображать ее в виде удобном как для анализа одной конкретной тренировки одного или нескольких спортсменов, так и проводить статистический анализ тренировочного процесса за указанный период. Прежде всего, программа позволяет просто вести спортивный дневник на компьютере, что является уже стимулом систематических занятий и контролю тренировочного процесса.
Помимо основных параметров тренировки, таких как время, километраж, набор высоты и ЧСС программа позволяет занести также информацию о погоде, применяемом снаряжении, что может быть полезно, например, при выборе лыж, смазок, и велооборудования (рис.28).
Как уже говорилось наибольшей эффективности в использовании программы можно добиться если в тренировочном процессе используются GPS и пульсомер. При этом данные о тренировке могут быть автоматически загружены в программу и представлены в различных вариантах.
На рис.29 мы можем увидеть тренировку, состоящую из разминки, заминки и трех кругов кросса. В правой части можно увидеть отображение тренировочного трека на спутниковом снимке, красными точками выделен участок, выбранный в средней части. В средней части представлена информация об этапах тренировки, средних скоростях и ЧСС на круге. Ниже представлена информация о скорости и ЧСС по этапам в графическом виде.
На следующем рис.30 представлена информация о ЧСС по зонам, и отображение на треке информации, где ЧСС была в этой зоне.
Кроме того, данная программа позволяет сравнить варианты прохождения дистанции различными спортсменами, а также сравнить их скорости и ЧСС на одних и тех же участках (рис. 31 и 32)
Дневник каждого спортсмена содержится в одном, отдельном файле, что позволяет легко передавать информацию от спортсмена тренеру. Программа продолжает развиваться, последняя версия вышла, в феврале этого года, следующая обещана в конце апреля в ней будет возможность использование любых графических форматов для наложения треков.
Подводя итог можно сказать, что всё рассмотренное программное обеспечение и устройства не являются аксиомой, застывшей массой без движения, в постоянно меняющемся мире научно-технического прогресса важно уметь использовать весь потенциал для разностороннего развития спортсмена, управления и контроля учебно-тренировочным процессом. Все эти программы только инструменты для взаимосвязей тренер — ученик.