Использование Лего-технологий
в коррекционно-логопедической работе
с детьми
Доказано неоднократно, что когда ребенок рождается, то он учится. Он учится абсолютно всему: ползать, затем ходить, кушать ложкой, играть, разговаривать ‒ получает новые умения и навыки. Но не каждый из взрослых знает и осознает, что дети играют для того, чтобы научиться владеть окружающими предметами, то есть приобрести умения, знания и навыки.
Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого малыша, это важнейший жизненный период каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности. Наряду с познанием окружающего мира, огромнейшую роль играет выбор игрушек, которыми играет ребенок. При выборе игрушки необходимо учитывать то, как она будет влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию она несет.
Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей.
Цель технологии:
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO конструированием.
Задачи:
Обучающие:
содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
создать условия для овладения основами конструирования;
способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления; способствовать развитию творческой активности ребёнка;
способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире. Воспитательные:
содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребенок на опыте познает конструктивные свойства.
Принципы:
— от простого к сложному;
— учет возрастных особенностей детей;
— учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
— активности и созидательности – использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
— комплексности решения задач;
— решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
— результативности и гарантированности;
— реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
— Конструирование по образцу ‒ когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
— Конструирование по модели
При конструировании по условиям ‒ образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки ‒ большим).
— Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Методы и приемы, используемые с детьми:
— беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
— работа по образцу ‒ обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;
— самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;
— коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Организуя занятия Лего-конструированием, придерживаюсь следующего алгоритма выполнения:
1. Приветствие. Создание проблемной ситуации – вхождение в игровую (сюжетную) ситуацию.
2. Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.
3. Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.
4. Изучение при необходимости схем и чертежей.
5. В соответствии с замыслом и темой выполнение поделки из деталей.
6. Анализ и оценка.
7. Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности
Ожидаемые результаты:
В ходе работы по Лего-конструированию ребенок должны знать:
основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
конструировать по образцу;
с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
реализовывать творческий замысел.
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной из которых является Лего-технология.
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде Лего, так как конструкторы Лего позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Поэтому Лего-технологии являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе.
Наборы «Лего» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Игра – важнейший спутник детства. «Лего» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
При использовании Лего-технологий мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:
С поделками из конструктора Лего ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
При использовании конструктора Лего у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
В работе с конструктором Лего у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
Конструктор Лего не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.
Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
Работа с Лего позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Лего – это конструктор для всех возрастных категорий детей. Фирмой Лего предлагается широкий выбор наборов, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР I, II и III уровней.
Конструкторы Лего позволяют учитывать гендерные особенности детей. Благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола.
Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.
Применение Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.
постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (Лего оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
Конструкторы Лего используются в играх разнообразной направленности:
– диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);
– дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);
– В ходе театрализованной игры у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
Лего-игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.
Исследование состояния звукопроизношения детей старшей и подготовительной групп показало, что нарушения звукопроизношения имеются у 100% детей, носят полиморфный и мономорфный характер и выражаются в антропофонических (искажение звука) и фонологических (отсутствие, замена звука) дефектах. Самыми распространёнными являются нарушения сонорных звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространёнными оказались нарушения свистящих звуков.
При исследовании состояния фонематического слуха и восприятия возникли следующие трудности: дети с трудом опознавали фонемы фонетически и артикуляционно близких звуков. Выявлены затруднения в дифференциации свистящих и шипящих звуков, сонорных звуков между собой.
С заданиями на исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа дети либо не справились, либо делали ошибки.
Объём активного словаря и уровень развития грамматического строя и связной речи у всех детей не соответствовал возрастной норме.
Исследования эмоциональной сферы и неречевых психических функций показали, что у большинства детей эмоциональные реакции неадекватны и неустойчивы, дети делают ошибки при ориентации в пространстве, затрудняются сложить картинку из 6-8 разрезов и складывать фигуры из 6-7 палочек по памяти.
Таким образом, овладение образовательной программы у детей старшей и подготовительной групп оказывается значительно слабее, чем у их нормально говорящих сверстников.
Для решения этой проблемы мы обратили внимание на Лего-технологии, которые позволяют:
оптимизировать педагогический процесс
расширяют образовательное пространство
обогащают развивающую предметно-пространственную среду
способствуют экспериментированию с доступными детям материалами, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников
обеспечивают развитие психических процессов и мелкой моторики рук
дают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.
Лего-конструирование ‒ это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться. В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к образовательной деятельности. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми конструкторов Лего позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи. Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности (Т.В. Лусс).
М.М. Кольцова, Е.И. Исенина и др. авторы отмечают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Использование в коррекционной работе конструкторов Лего способствует развитию мелкой моторики рук, активизирует различные отделы коры больших полушарий головного мозга, тем самым способствует развитию и гибкости артикуляционного аппарата, у детей улучшается звукопроизношение.
Исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурия показали, что четыре психических процесса – внимание, восприятие, память и мышление составляют психологическую базу для развития речи.
З.А. Репина рекомендует начинать коррекцию общего недоразвития речи с развития психологической базы речи, её основы. Лего-конструирование может помочь достичь ребёнку высокого уровня восприятия, пространственного мышления, планирующей функции речи. В игре с конструктором, при выполнении задания, дошкольники выполняют задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениям, действиями. Дети не просто выполняет заученные действия, они видоизменяют их, получая новые результаты. Развивающееся мышление даёт возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.
Все продуктивные виды деятельности, в том числе и Лего-конструирование, не только выражают определённые результаты психического развития ребёнка, но и обеспечивает его развитие, способствует совершенствованию и перестройке психических свойств и способностей (по В.С. Мухиной).
Л.С. Цветкова утверждает, что развитие зрительного предметного восприятия подготавливает базу для перехода к формированию языковых и речевых средств, к оречевлению предметного мира, к связи «предмет – слово». В постройках из Лего- конструкторов наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.
Таким образом, использование Лего-конструирования в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, способствует развитию психических процессов, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитию фонематических процессов и владению речью как средством общения и культуры, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.
В своей деятельности по развитию речи дошкольников с ОНР при использовании Лего-технологий мы учитывали основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и опирались на следующие теоретико-методологические принципы:
. Принцип развития. Предполагает выделение в деятельности педагога по речевому развитию детей тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка (по Л.С. Выготскому).
. Онтогенетический принцип. Разработка педагогической методики ведётся с учётом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребёнка в онтогенезе.
. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребёнка. Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.).
. Принцип деятельностного подхода. В дошкольном возрасте ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи.
. Принцип поэтапного формирования умственных действий опирается на идеи П.Я. Гальперина и Д.Б. Эльконина. Становление умственных действий – длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций с использованием вспомогательных материализованных средств опоры, а затем постепенно сокращается, автоматизируется, переводится в умственный план.
. Принцип дифференцированного подхода предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком, содействие и сотрудничество детей и взрослых. Получение нового, позитивного опыта ребенком возможно лишь с помощью родителей, воспитателей и педагогов дошкольного учреждения.
. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущая роль в деятельности с Лего-конструктором принадлежит педагогу, однако решение поставленных задач доступными для него средствами осуществляет ребенок.
. Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, основанный на утверждениях Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, что личность ребёнка развивается в процессе деятельности.
. Принцип воспитывающего обучения. Использование Лего-технологии в коррекционной работе позволяет воспитывать у дошкольников волевые и нравственные качества. Этому способствует деятельность ребенка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при повышенной мотивации деятельности.
. Принцип интеграции образовательных областей, который позволяет формировать у ребёнка целостное представление о мире:
Образовательная область | Область применения Лего-конструирования, в соответствии |
Социально-коммуникативное развитие |
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. |
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие | координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. |
Структурные компоненты занятия:
. Организационный момент
. Создание проблемной ситуации
. Элементы логопедического занятия:
развитие фонематического восприятия и слуха
артикуляционная гимнастика
мимическая гимнастика
развитие речевого дыхания, голоса, интонации
развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи
развитие связной речи
. Задания на развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления
Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, занудное занятие, мы использовали различные формы работы. Предлагали детям выложить схемы из специальных фишек на Лего-коврике, построить из различных деталей, посадить звуки в вагончики, поселить в домики и др. Таким образом, на занятии использовали одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигательный, слуховой и тактильный.
Манипулируя деталями конструктора Лего ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры. Причём в данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.
Работа по лексическим темам с помощью Лего-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? ‒ без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк», где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается «крокотигр»).
Использование Лего-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведём в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Поскольку коррекционную работу мы проводим не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога считаем лого-психокоррекционную Лего-игру (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).
Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время. Логопед, участвуя в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражённой речи.
Лого-психокоррекционные игры на базе конструктора Лего используем во время этапа активной логопсихокоррекции и проводим определенную «эволюцию», которая выражается в увеличении коррекционного содержания игры. Начиная с игр-драматизаций, когда воспитанник пользуется заученным текстом и говорит за своего героя, подражая его манерам и голосу, в конце – вводим сюжетно-ролевые игры, где сюжет отражает психологические проблемы ребенка или группы и развивается спонтанно. В конце обучающего цикла вводим командные конструктивно-творческие игры.
Цели использования игр:
Развитие речи в рамках определенной темы.
Постановка и отработка звуков в ходе игры.
Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.
Развитие количественных представлений, мелкой моторики рук.
Диагностика, как педагогическая, так и психологическая.
Создание условий естественного полноценного общения воспитанников в ходе совместной работы.
Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу.
Формирование и закрепление определенных «саногенных состояний» (психического состояния успеха).
Обучение полезным навыкам поведения. Их апробация и приобретение положительного опыта общения.
Лого-психокоррекционные игры на базе конструктора Лего бывают как направленными, так и ненаправленными.
В первом случае возможно большее или меньшее вмешательство логопеда в ход и условия игры. Детям предлагаем задание, а в некоторых случаях разрабатываем сценарий бытового конфликта или сказки (кукольный спектакль).
В ходе ненаправленной игры воспитанник сам берет необходимые детали конструктора и играет. Роль логопеда сводится к постановке определенных вопросов, ответы на которые могли бы объяснить, что именно делает ребенок. В ходе лого-психокоррекционной игры учитываем необходимость функциональных тренировок речи. Поэтому непременным условием является плавная и правильная речь. Игры с использованием конструктора Лего позволяют использовать речевые приемы:
сопровождающая речь
завершающая речь
предваряющая речь.
Лого-психокоррекционные игры на базе конструктора Лего организуем по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры, психодраммы и других типов игр. Тип и особенности игры, а также наличие и состав зрителей зависят от степени подготовленности группы детей, ее особенностей, а также дидактических и психотерапевтических целей.
Фирмой Лего предлагается широкий выбор наборов: «Дом», «Аэропорт», «Зоопарк», «Семья» и другие. Поэтому работу с конструктором и, в частности, игры мы использовали с различными целями:
Развитие речи в рамках определенных тем (например, темы «Дикие животные»)
Постановка и отработка звуков в ходе игры
Развитие представлений о цвете, форме, пространстве
Развитие количественных представлений
Развитие мелкой моторики рук
Диагностика, как педагогическая, так и психологическая.
Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы
Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу
Формирование и закрепление определенных «саногенных состояний», например, психического состояния успеха.
Обучение полезным навыкам поведения. Их апробация и приобретение положительного опыта общения.
После использования Лего-конструкторов с мелкими деталями для снятия зрительного напряжения проводим в конце коррекционного занятия гимнастику для глаз.
Считаем, что работа по развитию речи с применением Лего-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.
Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Уверена, что чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с ОНР, тем более успешным будет формирование речи.